Геодезия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:39, доклад

Описание работы

Геоде́зия — отрасль производства, связанная с измерениями на местности. Является неотъемлемой частью строительных работ. С помощью геодезии проекты зданий и сооружений переносятся с бумаги в натуру с миллиметровой точностью, рассчитываются объёмы материалов, ведется контроль за соблюдением геометрических параметров конструкций. Также она находит применение в горном деле для расчета взрывных работ и объёмов породы.

Работа содержит 1 файл

Геоде́зия.docx

— 35.45 Кб (Скачать)

Геоде́зия (др.-греч. γεωδαισία — деление земли, от γῆ — Земля и δαΐζω — делю) — метрика пространства, область науки и производства об измерениях пространства.

Геоде́зия — наука, исследующая размеры и форму Земли, её гравитационное поле.

Геоде́зия — отрасль производства, связанная с измерениями на местности. Является неотъемлемой частью строительных работ. С помощью геодезии проекты зданий и сооружений переносятся с бумаги в натуру с миллиметровой точностью, рассчитываются объёмы материалов, ведется контроль за соблюдением геометрических параметров конструкций. Также она находит применение в горном деле для расчета взрывных работ и объёмов породы.

Основные задачи геодезии

Среди многих задач геодезии можно  выделить «долговременные задачи»  и «задачи на ближайшие годы».

К долговременным задачам  относятся:

  • определение фигуры, размеров и гравитационного поля Земли;
  • распространение единой системы координат на территорию отдельного государства, континента и всей Земли в целом;
  • выполнение измерений на поверхности земли;
  • изображение участков поверхности земли на топографических картах и планах;
  • изучение глобальных смещений блоков земной коры.

В настоящее время основные задачи на ближайшие годы в России следующие:

  • создание государственных и локальных кадастров: земельного, недвижимости, водного, лесного, городского и т. д.;
  • топографо-геодезическое обеспечение делимитации (определения) и демаркации (обозначения) государственной границы России;
  • разработка и внедрение стандартов в области цифрового картографирования;
  • создание цифровых и электронных карт и их банков данных;
  • разработка концепции и государственной программы повсеместного перехода на спутниковые методы автономного определения координат;
  • создание комплексного национального атласа России и другие.

Разделы геодезии

  • Топография - описание земной поверхности
  • Гидрография - описание водного пространства
  • Инженерная геодезия (прикладная геодезия) - методы, техника и организация геодезических работ для решения инженерных задач
  • Космическая геодезия (спутниковая геодезия) - использование наблюдений за искусственными спутниками Земли и космическими аппаратами для изучения формы и размеров Земли и её внешнего гравитационного поля.
  • Высшая геодезия - изучает методы и средства создания астрономогеодезической сети - геодезической сети, методы и способы высокоточных геодезических измерений, астрономических наблюдений применительно к созданию астрономогеодезической сети.
  • Аэрофотогеодезия - изучает методы создания топографических карт по материалам аэрофотосъёмки, определение размеров, формы и положения объектов по их изображениям на фотоснимках
  • Геодезическая гравиметрия - распределение силы тяжести на земной поверхности, сдвижение горных пород и земной поверхности, горные удары, гравиметрических определений на части пунктов.
  • Маркшейдерское дело - область геодезии, обслуживающая горнодобывающую промышленность и тунелестроение.

 

Кадастр

2)         ОСОБЕННОСТИ КАДАСТРОВОЙ СИСТЕМЫ УЧЕТА ЗЕМЕЛЬ

Существует ряд особенностей кадастровой  системы учета земель.

Внесенные в государственный кадастр  недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят  временный характер. Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при преобразовании объектов недвижимости. Кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев преобразования земельного участка при выделе из него доли в натуре, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).

При кадастровом учете в связи  с уточнением границ земельного участка, которые одновременно являются границами  другого земельного участка (далее- смежный земельный участок), орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения во внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ такого смежного земельного участка.

3)         ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА

Кадастр - это методологически упорядоченный  государственный учет данных по земельной  собственности в пределах определенного  государства или района, базирующийся на результатах съемки границ участков собственности. Каждой собственности  присваивается определенный номер  – идентификатор. Следовательно, земельный  кадастр - это система государственных  мероприятий по всестороннему изучению правового, природного и хозяйственного положения земель путем проведения регистрации землепользований, учёта  количества и качества земель, бонитировки  почв и экономической оценки земель для организации их рационального  использования в народном хозяйстве. Материалы земельного кадастра широко применяются при решении многих вопросов, связанных с использованием земельных ресурсов. С помощью  земельно-кадастровых данных можно  определить место земельных ресурсов в составе национального богатства  страны, устанавливать задания по повышению продуктивности использования  земельных ресурсов путем перевода земель из одной категории в другую, трансформации и улучшения угодий, мелиорации земель, борьбы с эрозией  почв, кислотностью, засолением, заболачиванием земель, давать оценку экономической  эффективности планируемых мероприятий. Важнейшее значение земельного кадастра заключается и в том, что он необходим для организации наиболее полного, рационального и эффективного использования земель и их охраны, планирования народного хозяйства, размещения и специализации сельскохозяйственного производства, мелиорации земель и химизации сельского хозяйства, а также проведения других народнохозяйственных мероприятий, связанных с использованием земель. Материалы земельного кадастра находят широкое применение при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве. Они используются при формировании землепользований, размещении отделений и хозяйственных центров в совхозах, бригадных массивов и производственных центров в колхозах, установлении состава соотношения угодий и севооборотов, их размещении, трансформации угодий, устройстве территории севооборотов и сельскохозяйственных угодий, размещении сельскохозяйственных культур в соответствии с экологической пригодностью земель для их выращивания. Данные земельного кадастра позволяют дифференцировать ценность земель для рационального использования и охраны по агропроизводственным группам почв природно-сельскохозяйственных зон страны. Тем самым земельный кадастр приобретает большую значимость на разных уровнях народнохозяйственного планирования и управления земельными ресурсами. Понятие земельного кадастра неразрывно связано с понятиями учета, оценки состояния и использования земельных ресурсов и в своей основе предполагает выделение и описание земельных участков, их территориальных границ с последующим картографированием и представлением количественных и качественных характеристик. Государственный земельный кадастр ведется в целях защиты прав собственников земли и создания объективной основы для налогообложения, обеспечения рационального использования и охраны земель, планирования использования земельных ресурсов. Легальное определение государственного земельного кадастра дано законодателем в ст.1 Закона о земельном кадастре, - это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра). Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:

государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

государственного контроля за использованием и охраной земель;

мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;

государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

землеустройства;

экономической оценки земель и учета  стоимости земли в составе  природных ресурсов;

установления обоснованной платы  за землю;

иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Все эти функции государственного и муниципального управления имеют  своей целью обеспечить средствами права рациональное использование  и охрану земельных ресурсов страны, что, в свою очередь, является главной  целью государственного земельного кадастра. Формула «иной деятельности», заключающаяся в последней части  статьи 4 Закона подразумевает, что  перечень, указанных непосредственно  в законе действий – не исчерпывающий. К «иной деятельности» относят  такие не менее важные функции  государственного и муниципального управления, как планирование использования  и охраны земель, зонирование и  резервирование земель, мониторинг земель. Земельный кадастр служит инструментом реализации всех указанных государственных  функций в области рационального  землепользования, поскольку предоставляет  достоверные и необходимые сведения органам управления и их должностным  лицам. Итак, земельный кадастр служит, прежде всего, публичным интересам государства о рациональном использовании и охране земельных ресурсов страны. Но как совершенно справедливо отмечают исследователи, нельзя забыть о служении земельного кадастра также частным интересам и целям собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земли. Так, всякое юридическое и физическое лицо, совершая сделку, предметом которой является земельный участок и находящееся на нем недвижимое имущество, не может ее совершить грамотно и с выгодой для себя, не получив от органов, ведущих земельный кадастр, достоверные сведения о кадастровой оценке данного земельного участка, законных правах его владельца, сервитутах и других обременениях и особенностях правового положения избранного предмета сделки. При возникновении земельных споров документы земельного кадастра (ст. 13 Закона) служат судам объективным «советчиком» и помощником для вынесения правильного решения по конкретному земельному спору. Таким образом, можно подытожить, что государственный земельный кадастр ведется в целях обеспечения реализации государственной политики эффективного и рационального использования и управления земельными ресурсами и иной недвижимостью в интересах укрепления национальной экономики, повышения благосостояния граждан, обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, формирования полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости, а также на совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам, органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Общепризнанными считаются следующие  принципы землеустройства.

1. Первоочередное решение следующих  задач. В настоящее время происходит  быстрое развитие производительных  сил при жесткой ограниченности  природных ресурсов и во многом  за их счет. Поэтому при землеустройстве  необходимо добиваться гармоничных  взаимоотношений человека с природной  средой, направлять хозяйственную  деятельность на достижение экологического  равновесия в создаваемых антропогенных  ландшафтах, обеспечивающих жизненные  потребности человека. Это требует  организации таких землевладений  и землепользований, в которых  территориальные природно-хозяйственные  комплексы были бы сбалансированными  по линии потребление – восстановление  ресурсов, а также соблюдался  приоритет природоохранных и  экологических критериев, определяющих  границы использования земель, над производственными.

Этот принцип требует исключения любого варианта перераспределения  земель и организации территории, наносящего ущерб природной среде.

2. Максимальный учет природных,  эколого-хозяйственных, агроэкологических,  ландшафтных свойств территории  и экологической устойчивости  ее отдельных частей, а также  экономических условий при организации  землевладений, землепользований  и территориальном размещении  производства и его отраслей, что обусловливает адаптивный  характер землеустройства и его  эффективность.

Каждый район, каждое конкретное хозяйство  и даже каждый отдельно обрабатываемый участок характеризуются определенными  природными и экологическими свойствами. Неодинаковы климат, микроклимат, рельеф местности, степень увлажненности, потенциальная опасность развития эрозии, культуртехническое состояние  земель (степень закамененности, залесенности, закустаренности, солонцеватости) и  др. Хозяйства различаются по специализации, уровню фондовооруженности, квалификации кадров. Естественно, это накладывает  отпечаток на характер использования  земель.

Следовательно, при землеустройстве  необходим обязательный учет природных, экономических и социальных условий  региона, зоны, территории хозяйств и  отдельных массивов земель.

3. Приоритет природоохранного и  сельскохозяйственного землевладения  и землепользования при перераспределении  земель по категориям земельного  фонда, между земельными собственниками, пользователями и арендаторами, а также отдельными видами угодий. Этот принцип вызывает необходимость обоснования при землеустройстве уровня интенсивности использования земель, требует их ограниченного изъятия для несельскохозяйственных целей, консервации и рекультивации нарушенных земель.

Одна из важнейших задач землеустройства  – предотвращение и прекращение  процессов ветровой и водной эрозии. В научно обоснованных проектах землеустройства  предусматриваются соответствующая  организация территории и противоэрозионные  мероприятия. Планируются также  рациональное использование и охрана пашни, сенокосов, пастбищ земель под  плодовыми и ягодными насаждениями, естественной растительности, водоемов.

Если земельный участок предоставляется  под новый объект, это необходимо обосновывать расчетами, не допуская излишеств, необоснованного расходования продуктивных земель. Кроме того, при образовании  несельскохозяйственных землепользований, их размещении на территории нужно  учитывать не только организационно-территориальные  аспекты производства, но и свойства объекта (например, промышленного предприятия), который будет функционировать  на данном участке. В частности, должна быть обеспечена охрана окружающей среды (земли, воды, атмосферы) от загрязнения  и других вредных воздействий.

Совершенствование производительных сил общества вызывает необходимость  постоянных отводов земель для нужд промышленности, транспорта, городов, сел и других несельскохозяйственных целей. Площадь сельскохозяйственных угодий в расчете на одного жителя постоянно сокращается. Поэтому  в процессе землеустройства для  несельскохозяйственных нужд следует  отводить минимально необходимую площадь, выбирая в первую очередь непригодные  и малопригодные для сельского  хозяйства земли, находить свободные  площади в черте существующих населенных пунктов, в границах промышленных, транспортных и иных предприятий, восстанавливать  нарушенные земли.

4. Строгое соблюдение требований  правового регулирования землевладения  и землепользования. Местные органы  власти всех уровней в пределах  их компетенции от имени государства  распоряжаются землей и предоставляют  ее в собственность, пользование  и аренду посредством землеустройства.  Устанавливаемые при этом границы  хозяйств хозяйственных участков  на местности должны быть четкими,  чтобы обеспечить необходимый  порядок использования земли,  избежать земельных споров.

5. Комплексный характер организации  территории и производства. Этот  принцип определяет необходимость  сбалансированности выделяемой  земли, ее количественных и  качественных характеристик и  фондовооруженности, трудообеспеченности,  технической оснащенности, других  параметров предприятий, а также  производственной и социальной  инфраструктуры.

Информация о работе Геодезия