География транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 00:32, реферат

Описание работы

Транспорт — важная составная часть экономики России, так как является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ГЕОГРАФИЯ1.doc

— 55.50 Кб (Скачать)

География транспорта

 

Транспорт — важная составная часть экономики России, так как является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние  на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства, как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.

Важное значение транспорт имеет  и в решении социально-экономических проблем.

Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним

из важных факторов привлечения  населения и производства, является важным

преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный

эффект.

Специфика транспорта как сферы  экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях промышленности, где они могут достигать 30% себестоимости продукции. Транспортный фактор имеет особо важное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов. Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

 

Транспортный комплекс

 

Сухопутный (ж/д, автомобильный) - транспортные средства (суда, локомативы, выгоны, самолеты)

Водный (морской, речной) пути сообщения (трассы, оборудование для транспортных средств, ж/д пути)

Трубопроводный транспортные предприятия (вокзалы, депо, порты, пристани, аэродромы)

Воздушный

 

Роль различных видов транспорта определяется их долей в общей  транспортной работе (доля в грузообороте определенных видов транспорта в %):

  1. Трубопроводный ~ 44%
  2. Ж/Д ~ 43%
  3. Морской ~ 9%
  4. Речной ~ 4%
  5. Автомобильный ~ 1,2%  
  6. Воздушный ~ 0,1%

 

 

 

 

Ж/Д транспорт

Главный вид транспорта в России – ж/д транспорт. Это обусловлено географическими особенностями нашей страны. По протяжению ж/д Россия занимает 2-ое место в мире после США – 87 тыс. км. (в 1913 – 72 тыс.). И протяженность российских ж/д составляет 11% от мировой протяженности ж/д. Ж/д транспорт обслуживает массовые перевозки различных грузов. 

85% ж/д – размещается в европейской части страны. Это объясняется историческими причинами – экономика России концентрировалась в европейской части, и ее основные связи и, сл., грузопотоки ориентировались на запад и на юг, где были расположены крупные порты и основные торговые партнеры.

Основные черты географии ж/д определились еще до революции и мало изменились с того времени. В европейской части их концентрация напоминает гигантское колесо, ось которого Москва, из которой в 12 направлениях расходятся дороги. На восток от европейского колеса протянулись широтные магистрали, и по мере продвижения на восток их число уменьшается. 

С 1837 по 1890 создавалась ж/д сеть в европейской части России. В 1837 году была построена первая ж/д  из Санкт-Петербурга в Царское Село. В 1851 инженер Мельников построил ж/д из Москвы в Санкт-Петербург. В дальнейшем ж/д стремительно строились в разных направлениях. От Москвы и Санкт-Петербурга в разные стороны шли ж/д в лучевых направлениях.

Ж/Д соединили хлебные районы с крупными городами и портами, например:

  1. Волгоград – Новороссийск
  2. Волгоград – Орел – Рига

Для вывоза леса была построена ж/д дорога:

  1. Вологда – Архангельск

На рубеже 19 и 20 веков была заложена Транссибирская магистраль, соединяющая Москву и Владивосток.

  1. Вначале она была построена от Челябинска до Новосибирска.   
  2. Затем продолжена до Иркутска, а со стороны Владивостока – до Хабаровска.
  3. Затем соединена.

Во время ВОВ были построены  Печорская ж/д магистраль:

  1. Воркута – Котлос – Коноша

и Волжская магистраль:

  1. Казань – Волгоград по правому берегу Волги.

Главная задача ж/д дорог России – обеспечивать надежную транспортную связь европейской части с восточными районами.

Задачи на перспективу:

  1. Строительство новых магистралей, для этого необходимы инвестиции.
  2. Строительство второй колеи для БАМа.
  3. Модернизация подвижного состава.

Эти задачи особенно актуальны, т. к. между  европейской частью, Уралом и Сибирью  растет поток грузов, а за Уралом чень мало широтных магистралей, что  создает проблемы для перевозки  грузов. Стало гораздо сложнее  перевозить грузы, когда Средне и  Южносибирская магистрали остались за пределами России, и осталась одна Транссиб. Такой рисунок ж/д не позволяет обеспечивать кротчайшую связь между западными и восточными районами страны, а также с сопредельными России, но неграничащами друг с другом государствами.

Железнодорожный транспорт осуществляет транспортно-экономические связи между районами страны и обеспечивает массовость перевозок народно-хозяйственных грузов. На пути следования возникают различные виды транспортных узлов. Самые крупные узлы возникают в пунктах подхода железных дорог к морским и речным портам. В них осуществляется перевалка грузов с одного вида транспорта на другой. Такие виды транспортных узлов имеют многочисленные склады, рефрижераторы и специальную технику для осуществления погрузочных и разгрузочных работ (транспортеры, краны, лебедки, автокары).

В России существует несколько сотен  транспортных узлов разных типов. Крупнейшими  являются: Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Магадан, Владивосток, Омск, Екатеринбург, Красноярск.

Работа транспорта оценивается величиной грузооборота и пассажирооборота (т.е., количество перевезенных грузов и пассажиров * расстояние перевозки). Она выражается в т*км.

По массе перевезенных грузов выделяют трубопроводы и железные дороги. Пассажироперевозки занимают большую часть рабочих железных и  автомобильных дорог.

Населенные пункты тяготеют к транспортным путям под воздействием закона экономии времени.

 

Ж/Д:

  1. Транссиб – Уфа – Челябинск – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск –Хабаровск – Владивосток
  2. Северосиб – (Освоение нефти и газа) Тюмень – Тобольск – Сургут – Уренгой
  3. Среднесиб1 – Челябинск – Кустанай – Кокчетав – Барнаул 
  4. Южносиб1 – Уфа – Астана – Павлодар – Барнаул – Новокузнецк – Абакан – Тайшет      
  5. БАМ – Усть-Кут – Нижнеангарск – Чара – Тында – Комсомольск-на-Амуре – 3148 км
  6. Значение БАМа немаловажно. Это дублирующая, стратегическая (выход к морским портам на Тихом океане) ж/д, построенная в экономических и внешнеэкономических целях. Она не достроена.
  7. Амуро-Якутская магистраль (АЯМ) – Тахтамыгда – Беркакит – Томмот - - - Якутск

На Дальнем Востоке  осуществляется паромная переправа  ж/д вагонов (Холмск – Ванино).

Идет электрификация ж/д, в особенности грузонапряженных ж/д в районах пригородов крупных  городов и промышленных центров (на данный момент протяженность электрифицированных линий составляет ~ 38 тыс. км.).  Первым электрифицированным  участком ж/д в СССР стал Баку – Суруханы. А в 1929 году была электрифицирована линия Москва-Мытищи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автомобильный транспорт

Один из самых дорогих видов транспорта. Обладает большой скоростью и маневренностью, что дает возможность быстро доставлять грузы потребителю, перевозить скоропортящиеся и срочные грузы.

Дальние перевозки в  северных и восточных районах  в зимнее время:

  • В горах Кавказа – Владикавказ – Тбилиси
  • Амуро-Якутская магистраль (только зимой). “Большой Невер” - Алдан – Таммот – Якутск
  • Магадан – Якутск – автозимник

Эффективность работы автомобильного транспорта зависит от густоты и  качества дорог. В России 660 тыс. км дорог  с твердым покрытием. От Москвы – 12 автострад. Конфигурация автомобильных дорог в европейской части напоминает рисунок ж\д. В Европейской зоне наиболее густая сеть автомобильных дорог.

В республиках и областях главные города связаны автобусным сообщением с районными центрами.

Перспективы развития:

  • улучшение качества дорог
  • строительство дорог в труднодоступных районах и сельской местности, а также в широтном направлении
  • перевод автомобилей в городах на газ, что снизит загрязнение атмосферы на90 %
  • создание более экономных автомобилей

Автомобильный транспорт  – один из основных загрязнителей  окружающей среды.

 

ТК, состав, значение

Ж/Д транспорт обслуживает перевозки народно-хозяйственных грузов. Осуществляет перевозки грузов между районами страны, обеспечивает массовость перевозок, характеризуется большой скоростью, регулярностью, независимостью от времени года.

Морской транспорт. Более 50% – внешнеторговые перевозки. Большое значение имеют большие и малые каботажные перевозки внутри страны. Российские суда имеют связи со 120 странами мира.

Речной транспорт. Сезонный вид транспорта. Реки текут в меридиональном направлении (например, Енисей, Лена), а массовые перевозки грузов осуществляются в широтном направлении. Основной перевозимый груз – лес. Волга, Кама и Амур текут на некоторых своих участках в широтном направлении.

Трубопроводный транспорт. Дешевый и универсальный вид транспорта. Его роль постепенно возрастает.  

Автомобильный транспорт обладает высокой маневренностью. Эффективен на коротких расстояниях. Принцип действия – “от двери до двери”. В последние годы возрастает число международных автомобильных перевозок.

Воздушный транспорт обладает большой скоростью, но и высокой стоимостью. В основном обслуживает население и перевозит почту. 

 

 

 

 

 


Информация о работе География транспорта