Город Туркестан

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:29, реферат

Описание работы

Возникая и развиваясь на стыке Великих степей и зоны древних среднеазиатских оазисов, на нитях караванных дорог Великого Шелкового пути, эти города являлись сгустками сплава традиций степных кочевий и оседло-земледельческих культур среднеазиатского типа. История распорядилась так, что названия подавляющего большинства из них остались лишь на страницах средневековых сочинений. А на местах их теперь высятся желтые холмы цитаделей, валы укреплений, усыпанные битой гончарной посудой. От городов остались “городища”.

Содержание

Введение 3
1 Из истории города Туркестан: штрихи к историческому портрету 4
2 Из истории средневекового Туркестана 5
3 Топография городища Туркестан 9
4 Из истории архитектурного комплекса ходжи Ахмеда Ясави 12
Список использованных источников: 18

Работа содержит 1 файл

ТУРКЕСТАН.docx

— 53.46 Кб (Скачать)

Это описание можно отнести  к середине XVIIIв., а началом этого века датируется схематический план города Туркестан сохранившийся в архиве одной из российских академических экспедиций3. На нем видно, что город имеет крепостную стену, с внешней стороны которую огибает ров с водой. Шесть крепостных ворот укреплены башнями с бойницами. Кривые улицы членят городскую территорию на жилые массивы. Дома плотно примыкают друг к другу. На плане показаны колодцы, указаны места базара и караван- сарая. Городская территория имела очертания овала вытянутого по оси Запад-Восток.

3 Топография  городища Туркестан

Специфика исторического развития города Ясы-Туркестан обусловила сложность  современной топографии городища, в  которой до недавнего времени  четко выделялась часть, прилегающая  с северо-востока и востока  к зданию мавзолея и ограниченная хорошо сохранившимися еще к началу ХХ в. крепостными стенами. Эта часть была отгорожена от остальной части города, скорее всего, в середине XIXв. и имела форму неправильного пятиугольника, площадью примерно 2,6 га, в западном углу которого расположено здание архитектурного комплекса ходжи Ахмеда Ясави. Это собственно цитадель (“орда”) городища Туркестан, и она наиболее изучена на сегодняшний день в археологическом отношении. От цитадели городища в настоящее время сохранился небольшой участок к северу от мавзолея . Здесь выявлен культурный слой ХIV-ХIХ вв. мощностью около 5 м, лежащий на материке, в котором во множестве впущены погребения. Разрезы северной и восточной крепостных стен цитадели дали основание датировать время их возведения ХV в., т.е. периодом времени последовавшим за строительством архитектурного комплекса мавзолея. Стена с западной и южной сторон, ограждавшая арк от территории шахристана, т.е. остальной части города, имеет более позднее происхождение. Построена он была, скорее всего, в XIXв. при какандском правлении городом. Она была полностью уничтожена в 50-х годах в ходе благоустроительных работ вокруг архитектурного комплекса.

К западу и юго-западу от цитадели расположена территория шахристана в виде неправильного четырехугольника площадью примерно 23,5 га (350х670 м). В микрорельефе этой части городища до сих пор хорошо прослеживаются кварталы жилой застройки, разделенные уличной сетью. В западной части шахристана был расположен обширный водоем, питавшийся из речки, впадавшей с севера в крепостной ров. С северной и западной сторон эту территорию ограничивают, и до сих пор хорошо прослеживаемые, остатки стены с башнями на углах. Южная стена менее ярко выражена, однако здесь имеется явный перепад уровней, подчеркивающий мощность культурных отложений внутри шахристана по сравнению с южным рабадом, который, очевидно, был окружен стеной в самый последний период жизни города в ХVШ-ХVХ вв. Площадь рабада около 15 га. Стена, огибавшая его с запада и юга, хорошо прослеживается в микрорельефе. С юго-западной стороны даже сохранился ее небольшой фрагмент. Она представляла собой просто высокую глиняную стену из сырцового кирпича, толщиной в основании до одного метра. В юго-восточной  части эта стена огибала, по всей вероятности, бугор Культобе, расположенный в 300 м к югу от архитектурного комплекса Ходжи Ахмеда, как бы включая его в городскую территорию.

Археологические исследования, проводившиеся  на бугре Куль-тобе в начале 80-х годов, вскрыли здесь свиту культурных слоев, свидетельствующих о непрерывной жизни городища в период датированный первой половиной I тыс.н.э. – началом ХIV в. н.э. В нижних слоях стратиграфического раскопа на Куль-тобе получены материалы, относящиеся к так называемым “каунчиноидным культурам” присырдарьинского региона. Их существование относится к концу I тыс. до н.э. – VI-VШ вв. н.э. Ограниченный комплекс материалов полученных здесь не дает основания более точно, чем середина I тыс. н.э. определить время возникновения поселения на территории городища Туркестан. Тем самым удается локализовать местоположение до монгольского поселения Ясы. Исследования же на цитадели позднесредневекового города, в непосредственной близости от здания мавзолея, дают основания заключить, что отложение здесь культурного слоя и возникновения жилой застройки относится к послемонгольскому времени, а наиболее интенсивный период застройки– к ХVI-ХVII вв.

В это время Туркестан, очевидно, быстро растет и становится ведущим  торгово-экономическим и культурным центром региона. Отметим и произошедшую к этому времени переориентировку основных торговых путей. В частности, переправа через Сырдарью переместилась  из района Отрара вниз по течению реки в район г.Аркука, т.е. ближе к Туркестану.

Рост города в ХV-ХVШ вв. происходил за счет упадка других древних экономических центров региона, таких как Отрар. Еще в начале века часть населения Туркестана помнила о том, что их предки жили по р.Арысь, где экономическим и культурным центром был многолюдный город Отрар. Народные предания туркестанцев до сих пор сохранили память о том, что последний массовый приток переселенцев из Отрара и его округа произошел в ХVШ в. Отметим также, что по последним археологическим данным окончательное запустение соседнего городища Шойтобе, традиционно отождествляемого с историческим городом Шавгаром, произошло, скорее всего, в XIVв. Этим же временем датируется, по кладу серебрянных и бронзовых монет, запустение поселения на холме Культобе в самом Туркестане.

Естественно, что усиление роли города Туркестан в торгово-экономической  жизни региона сопровождалось притоком населения. Это отразилось в изменении  его топографии, расширении границ, более плотной (городской) застройки  территории. Видимо, в это время (ХV-ХVШ вв.) сформировался шахристан, начали оформляться пригороды и город приобрел те размеры и основные особенности топографии, которые были характерны для города Туркестан еще в недавнее время.

В до монгольское же время, возможно, и в ХШ-ХIV вв. городская территория ограничивалась лишь площадью Культобе и прилегающей территорией. Собственно, это было небольшое поселение в окрестностях города Шавгар (городище Шойтобе), бывшего в до монгольское время центром одноименного округа. Участок территории, где ныне находится величественная ханака ходжи Ахмеда Ясави, и который в ХIХ вв. выполнял функции цитадели города, в V-ХII вв. был территорией кладбища поселения Ясы, о чем свидетельствуют многочисленные погребения, которые были разрушены при строительстве оснований комплекса мавзолея в конце ХIV в. Местное народное предание говорит о том, что при рытье котлованов под основание будущего грандиозного здания, были нарушены ранние погребения. И тогда была сооружена специальная сагана куда и были перезахоронены изъятые останки. В ходе аварийных археологических работ в центральном зале архитектурного комплекса в 1997г. на глубине около 1,7м. были расчищены ранние до мусульманские погребения с керамическими сосудами относящимися к VI- VIIIвв. Да и вряд ли Ходжа Ахмед был похоронен где-нибудь в черте современного ему поселения, а не на пригородном кладбище. Лишь позже, с ростом города Ясы в ХIV-ХVШ вв. участок кладбища был включен в городскую территорию, а здание мавзолея - ханаки стало архитектурной доминантой всего региона.

Комплексное использование археологических  данных и сведений письменных источников в увязке с общей историей города Туркестан позволяет ставить  вопрос о исторической периодизации туркестанского некрополя. В зависимости от социального статуса предположительно выделяются несколько этапов.

Первый этап до мусульманский (или  раннесредневековый), вероятно, с V по Х  в. В это время здесь было кладбище небольшого поселения, представленного  нижними слоями стратиграфической  колонки Культобе. Второй этап - X – cередина XIIвв. время утверждения ислама в городской среде Южного Казахстана. Третий этап начинается с захоронения здесь ходжи Ахмеда и до конца XIVв. Этот этап условно можно назвать этапом первого мавзолея. В этот период складывается и укрепляется культ святого шейха; при его погребении возникает комплекс построек ханаки. Четвертый этап начинается с постройки тимуровского архитектурного комплекса, т.е. с начала XVв. и до второй половины XVIв.-- времени перехода Туркестана под власть казахских ханов. Пятый этап – вторая половина XVIв. до начала XIXв., когда г.Туркестан был подчинен Кокандским ханством.

 

 

 

 

 

 

4 Из истории архитектурного комплекса ходжи Ахмеда Ясави

Если подъезжать к г.Туркестану со стороны г.Шымкента, то за многие километры до города на горизонте, там, где серый асфальт автострады как бы уходит в небо, неожиданно вспыхивает голубая звезда. Это сверкает солнечный луч, отраженный в голубом покрытии грандиозного купола. Купол, “подобный небесному своду”, воздвигнут в конце ХVI в. над уникальным зданием ханаки великого тюркского суфия, проповедника и “апостола истины” ходжи Ахмеда Ясави. Архитектурным и декоративным особенностям этого уникального здания, истории его строительства, биографии и роли духовного наследия ходжи Ахмеда Ясави посвящены многие страницы в трудах архитекторов, историков, культурологов.

Остановимся кратко на истории возникновения  мавзхолея  в изложении одного из первоисследователей туркестанского архитектурного комплекса - М.Е.Массона, т.к. история мавзолея самым непосредственным образом переплетена с историей самого города.

Он отмечал, что при закладке здания грандиозной ханаки эмирТимур руководствовался тонким политическим расчетом. Полупокорные сырарьинские кочевые племена неоднократно угрожали далекому тылу тимуровской армии и даже сердцу его государства – столице Самарканду, заставляли великого эмира прерывать разрешение начатых стратегических замыслов. Польстить чувству кочевников вниманием к их национальной святыне, подчеркнуть духовное единство народов, исповедывавших ислам, воздействовать на впечатлительного номада грандиозностью замысла, а исполнением его дать представление о мощи империи – вот те практические цели, которые, по видимому, ставились Тимуром при возведении на окраине государства в конце ХIV столетия первоклассного памятника среднеазиатского зодчества. Учтем также, что сам эмир оставался по своему менталитету представителем тюрко-монгольской военной элиты со свойственными ей кочевническими культурными традициями, духовными выразителями которых стали суфийские шейхи. Тимур отличался особо почтительным отношением к суфийскому духовенству и даже завещал, по словам Шереф ад-Дина, похоронить себя в ногах своего первого духовного наставника сейида Береке.

Официальная история Тимура “Книга побед” связывает закладку здания ханаки ходжа Ахмеда с событиями конца 799 г. х., т.е. осени 1397 г.н.э.2. В это время под Самаркандом только что были закончены работы по устройству сада “Дилькуша” (“радующий сердце”), уготованного для приема новой невесты эмира Таукель ханым, дочери моголистанского владетеля Хызр Ходжа-хана. Сам Тимур выступил ей навстречу. Эскорт остановился лагерем на зимовку в Ахангеране, близ селения Чинас. В ожидании прибытия своей будущей супруги эмир в сентябре месяце проехал в город Ясы и торжественно совершал обряд зиарата (поклонение) могиле ходжа Ахмеда. Выполнив его, эмир наградил подарками и приношениями живших при мазаре и после этого вернулся в свой стан близ Чинаса, где ему принесли известие, что ожидаемая Таукель приближается. Вскоре вихрь последовавших событий далеко увлек отсюда Тимура, которому никогда больше не пришлось бывать в городе Ясы. В 1405 году, когда он при подготовке похода на Китай снова оказался на берегах Сырдарьи, в феврале месяце его постигла неожиданная смерть в городе Отраре, лежащем в 50-ти километрах к югу от Туркестана.

Из текста “Книги побед” можно  предположить, что именно во время  пребывания Тимура в городе Ясы последовал приказ о возведении над могилой  шейха Ахмеда нового мавзолея. Воля заказчика была закреплена указом, предусматривавшим общий план, основные размеры и отчасти даже некоторые  декоративные детали самого здания и  внутреннего убранства. Сорок одному гязу должен был быть равен диаметр главного купола, размерами которого уже обусловливались все остальные пропорции памятника. Спереди предполагался высокий арочный портал с двумя минаретами. За ним большое купольное помещение со сторонами в тридцать гязов и с отлитым, как и дверные петли, из сплава семи металлов водоемом (хаузом) посредине. Дальше комната со сторонами в двенадцать гязов, под меньшим куполом которой выложенное мраморными плитами из Тавриза надгробие самого шейха. Справа и слева от усыпальницы два помещения (чарсуфы) для устройства собраний, каждая 16,5 х 13,5 гязов. Кроме того, несколько других помещений, а также худжр для прибывающих на поклонение паломников. Купола и стены, как того требовали архитектурные вкусы эпохи, должны были быть одеты изразцами. Таково было задание, осуществление которого было возложено на Мавляна Убайдулла Садра.

В надписях на разных частях памятника  и на отдельных предметах его  убранства до нас дошли еще  некоторые имена мастеров, участников сооружения мавзолея. Выкладку изразцовой рубашки вел некий Хаджи Хасан  родом из Шираза, чье имя и дата работы – 800 г.х - выложены синими кирпичиками над наружной нишей северного фасада. Шестиугольный изразец с барабана малого ребристого купола над самой усыпальницей сохранили имя другого ширазца, Шемс Абд-ал-Вахаба, который, по надписи, был творцом, если не всего мавзолея, то, вероятно, самой усыпальницы.

Исфаганец Иез-ед-Дин, сын Тадж-ед-Дина, изготовил инкрустированные серебром бронзовые петли на двух дверях и несколько прекрасных бронзовых светильников. Огромный бронзовый котел отлит мастером Абд-ал-Азизом, сыном Шараф ад-Дина Тебризи.

Но даже при условии одновременности  совместной работы всех перечисленных  и других оставшихся безымянными  мастеров и еще большего числа  неквалифицированных рабочих, все  же можно усомниться, что Мавляна Убайдулла Садру удалось закончить возведение здания в течение двух лет (а по некоторым рукописям – одного года), как то сообщает автор истории Тимура – Шереф-ед-Дин. До сих пор незаконченное черное тело главного портала и отсутствие наружного купола над центральным залом- казанлыком и декора в большинстве помещений– наглядно свидетельствуют, что постройка вообще не была никогда завершена. Стоящий же на одной из петель внутренних дверей год 797 хиджры 1394\5 г.н.э. свидетельствует, что работы начаты не осенью 1397 года, а, вероятно, несколькими годами раньше, и что Тимур, совершая свой зиарат, должно быть, уже застал постройку в самом разгаре. Во всяком случае, он мог видеть уже все шесть бронзовых подставок для чирагов и свечей, которые, как видно из надписи на них, сделаны по его распоряжению и окончены 20-го рамазана 799 г. х., т.е. 17-го июня 1397 года н.э.

Примерно к аналогичному выводу приходят и другие авторитетные исследователи  туркестанской постройки. Так Б.Т.Туякбаева и А.Н.Проскурин датируют время строительства 1395-1399гг.

И в полном хронологическом согласии с этим, местное предание, записанное позднее, чем происходили затронутые в нем события, повествует, что  после одного из своих налетов  на Туркестан хан Золотой Орды Тохтамыш при возвращении на Волгу увез все ценные приношения верующих мазару ходжа Ахмеда и имущество потомков шейха. Являясь как бы мстителем за святотатство, Тимур сумел разбить Тохтамыша и вернул все взятое им из города Ясы. Захваченная же у татар богатая добыча в значительной части отпущена была, “согласно полученному Тимуром во сне указанию”, на возведение нового мавзолея и медресе при нем. Только преждевременная смерть эмира помешала окончить усыпальницу, а к постройке медресе так и не приступили.

Так гласит предание. История же знает  лишь, что Тохтамыш, начиная с 1387 года, неоднократно вторгался в Среднюю Азию. Не раз сам Тимур встречался с ним на поле брани, и лишь решительные сражения 1395 года окончательно устранили татарского хана с его победоносного пути. В этом же году сожженная столица Золотой Орды – Сарай дала Тимуру крупную военную добычу.

Какова бы не была истинная последовательность событий, остается несомненным, что  при возведении мавзолея Ходжа Ахмеда эмир Тимур озаботился обеспечить ему  дальнейшее существование. Длинный  свиток дошедшей до нас его “вакф- наме” (дарственной грамоты) содержит перечень отчужденных в окрестностях города Ясы поливных земель и арыков, доходы с которых подлежали строгому распределению, согласно сделанному эмиром завещанию. В должности ПЕРВОГО мутевалли с наследственным правом был назначен потомок брата ходжа Ахмеда, по имени Мир Али Ходжа шейх, как человек по своим нравственным качествам вполне достойный вести дела по управлению вакуфным имуществом. Вознаграждение ему определено в размере одной десятой всех доходов. Возглашение молитвы за государя и другие обязанности хатиба были возложены на Хазрет Дервиш Али, и право на занятие этой должности также закреплялось за его потомками. Установленный штатный состав лиц, обслуживающих мазар, предусматривал двух кари, способных читать наизусть все суры корана, водоноса, уборщика и двух садовников при вакуфном саде. Для кари, людей творящих зикр, бедняков, калек, сирот и странников предполагалось делать гороховые лепешки, а два раза в неделю, по пятницам и понедельникам, варить кушанье, “халим” из 2 батманов пшеницы и 2 батманов мяса.

Информация о работе Город Туркестан