Государственное регулирование цен: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:55, реферат

Описание работы

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы, одна из главных ролей принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло так же определенные функции и в сфере экономики. Например, в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, но каждое государство с различной степенью вмешательства в экономику.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2 стр.
Необходимость государственного регулирования………………………3-4 стр.
Цели и средства государственного регулирования цен………………...5-11стр.
Формы и методы воздействия государства на цены…………………..12-16стр.
Заключение………………………………………………………………….17 стр.
Список литературы………………………………………………………...18 стр.

Работа содержит 1 файл

реферат Катя.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

      В настоящее время правительство  России предлагает установить верхний  лимит цены на продукцию естественных монополий.

      Предельный  уровень цены может быть надежной гарантией населению от «ценового  диктата» производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На товары и услуги социальной важности  предельный уровень цены  устанавливается местными органами власти и управления. Многие  страны с развитой рыночной экономикой уже прошли этап регулирования верхних пределов цен на товары первой необходимости, в частности на продукты питания, и сейчас уже отказались от этой меры. Отказались они не потому, что она не эффективна, а потому что надобность в ней пропала, так как рынок полностью насыщен, так как существует эффективная конкуренция не только между теми, кто производит товары, но и теми, кто их продает, полностью исключен монополизм производителей и торговцев путем действия эффективного антимонопольного законодательства.

       В своей деятельности Российское правительство в 1996-1998 гг. ввело в практику регулирования предельные минимальные цены. Так, Министерство экономики в целях  обеспечения устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности и с учетом изменения норм и правил производства и оборота алкогольной продукции утвердило минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%. Аналогичные правила предусмотрены для продукции, производимой или ввозимой на территорию РФ из других стран.

    4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.). В 1992-1993 гг. предельные уровни рентабельности на продукцию предприятий-монополистов были утверждены правительством РФ. Размер их был дифференцирован по отраслям и группам продукции.

   Цены  на продукцию, по которой фактическая  рентабельность превышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня. За рубежом этот метод практически не используется. Он имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. В мировой практике уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.

   5. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок и наценок распространяется на всю продукцию, которая реализуется в пределах соответствующей территории.

   6. Так же может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары для биржевой торговли и внебиржевого оборота, поступившие из государственного сектора и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.

   7. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, которые производят и реализуют такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации.

      Органы  ценообразования вправе принимать решение о регистрации декларируемой цены либо отказать в ее регистрации или принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства.

      С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене, не выше зафиксированной в декларации.

      8. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Такая практика имеет место в некоторых странах, например в США, Японии. Если цена превышает рекомендуемый уровень, то может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные.

      Также существуют косвенное воздействие  государства на цены. Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию.

      Косвенное регулирование цен осуществляется: путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, заключения органом власти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги.

      Органы  исполнительной власти могут поощрять заключение соглашений между производителями и потребителями продукции при участии органов государственного управления, а также принятия производителями продукции односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.

      К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами.

      • Создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства. Так, для повышения эффективности производства предприятий естественных монополий правительством РФ намечено постоянно проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий.

      • Разработка специальных правительственных  программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований.

      • Государственное финансирование НИР  на разработку и создание новых видов продукции.

      • Государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.

      • Эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для  стимулирования товарной интервенции  по тем видам продукции, по которой в стране дефицит или которая предназначена для социально незащищенных групп населения.

      Существует регулирование цен административное. В практике государственного регулирования можно наблюдать нарушения государственной дисциплины. К этим нарушениям  относятся: завышение государственных регулируемых цен на продукцию,  товары,  услуги; завышение оптовых цен, которые были зарегистрированы при  декларировании  в  органах ценообразования; завышение или занижение цен на продукцию, поставляемую  предприятиями  по межправительственным соглашениям со странами СНГ и другими государствами; завышение установленных надбавок к  ценам,  начисление  непредусмотренных надбавок, не предоставление или предоставление  покупателю в уменьшенном размере установленных скидок; включение  в  стоимость  услуг  фактически   невыполненных   работ   или выполненных в неполном объеме; нарушение предприятиями – монополистами порядка  декларирования  свободных цен и тарифов.

     Регулирование цен естественных  монополий осуществляется на основании  Федерального  закона от  17  августа  95  года  №147-ФЗ  «О  естественных  монополиях». Органы, которые занимаются  регулированием  цен естественных  монополий, принимают  решение  о применении   методов   регулирования   относительно   конкретного   субъекта естественной монополии на  основе  анализа  его  деятельности  с  учетом  их стимулирующей роли в повышении качества производимых  (реализуемых)  товаров и в удовлетворении спроса на них.

   Регулирование цен гражданским законодательством не затрагивает уровень  цен,  а  лишь  в самых общих чертах регулирует порядок установления цены в договоре.

   Регулирование цен в целях налогообложения определяется налоговым законодательством (например, Закон от 27.12.91 «О налоге  на прибыль  предприятий  и  организаций»,  Закон  от  06.12.91  «О  налоге   на добавленную стоимость») определяет «рыночные цены» как цены,  сложившиеся в регионе  на  момент  исполнения  сделки. 

   Для наложения финансовых санкций на налогоплательщика, допустившего реализацию не выше фактической себестоимости и не  увеличившего в целях налогообложения цены товара до рыночной, необходимо в акте  проверки отметить:

    -сделки, по которым была допущена  реализация ниже себестоимости;

    -период, в котором это имело  место;

    -рыночные цены, которые должны  применятся.5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

         В данной рабате мы рассмотрели, что собой представляет государственное

регулирование цен и его цели. Мы выяснили различия между прямым и  косвенным

регулированием  цен, и что эффективность государственного  регулирования  цен

во многом зависит  от  его  взаимосвязи  с  другими  мерами воздействия на

экономику. Так, например,  блокирование  цен,  введение  фиксированных  цен,

изменение налоговых ставок на прибыль,  как  правило,  должны  сочетаться  с

регулированием  заработной платы.

      Было рассмотрено государственное  регулирование цен в Российской  Федерации,  со  свойственной  ей  спецификой  и законодательным обоснованием.  В главе описывалось    регулирование цен - административное, регулирование цен за счет естественных  монополий,  регулирование цен гражданским законодательством и в целях налогообложения.

       Изложенное в третьей главе  свидетельствует о том,  что   в  настоящее  время

сложилась не вполне определенная ситуация с  регулированием  цен.  Необходим

более  жесткий  вариант  законодательного подхода к решению  данного  вопроса.   Пока

существуют  лишь  отдельные  нормативы,  регулирующие  ценообразование и их

необходимо  учитывать в практической деятельности.

       Из всего вышеизложенного можно   сделать  вывод,  что  государственное

регулирование цен играет одну из главных  ролей  в  функционировании  экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ. 

  1. Холодов Л.Г. “ Вопросы государственного регулирования  экономики“.
  2. Макконнелл, Брю “ Экономикс”.
  3. Журавлева Г.П.; “ Общая экономическая теория”;1994г.;Изд. “РЭА им. Плеханова”.
  4. Лившиц А.Я.; “ Введение в рыночную экономику”;1994 г.
  5. Камаев В.Д и коллектив авторов; Учебник по основам экономической теории (экономика); “ВЛАДОС”; 1996 г.
  6. Бункина М.К., Семенов В.А.; Макроэкономика (основы экономической политики); АО “ДИС”; 1996 г.
  7. «Законодательное регулирование цен в РФ» // Налоги, №23,24 1998
  8. Дайджест экономической теории // Соколинский В.М.,  Васильева  Е.Н.  –М.,

       Аналитика-Пресс, 1998 
 

Информация о работе Государственное регулирование цен: теория и практика