Характеристика Северо Дальневосточного района

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Дана характеристика Дальневосточного района именно Севера ( не входит Владивосток, Сахалин и т.д.) Дается характеристика рельефа, водные ресурсы, так же Все заповедники, ООПТ.

Работа содержит 1 файл

СДВ.doc

— 325.00 Кб (Скачать)
    1. КУТХИНЫ БАТЫ      

      В Озерковском районе под охраной находится необычное по красоте и размерам обнажение пемз (ГПП комплексного типа федерального ранга). В бассейне р. Озерной

временными  потоками и ветровой эрозией сформированы пемзовые скалы, своими очертаниями  идеально похожие на древние лодки эвенов, ламутов, коряков - баты, стоящие вертикально. Высота их достигает 110 м. Толща пемз имеет кислый, липаритовый и липарито-дацитовый состав. Они образовались в результате излияния шести пемзовых потоков большой мощности - от 15 до 30 м. Кутхины баты издавна были окружены суеверным почитанием местных жителей, своего рода табу. В мифологии камчадалов есть легенды об этих своеобразных произведениях природы. ГПП характеризуется чертами петрографического и геоморфологического типа.

 

3. Историко-культурные туристские ресурсы.

3.1.Археологические  ресурсы.

АМГА  Село в Якутии, центр Амгинского района, в 200 км к ЮВ от Якутска. Расположено  на р. Амга, притоке Алдана. Нас. 7 тыс.  Основано в 1652 г. под название Амгинская  слобода ссыльными крестьянами из   Якутского острога.  Здесь отбывал ссылку писатель В.Г.Короленко.  Музей истории гражданской войны в Якутии.  Около с.Оннес - стоянка древнего человека железного века, в устье р.Оннею,  притоке Амги - наскальные рисунки.  В местности Бадымты - 8-гранная юрта с бойницами.

ОЛЁКМИНСК Город в Якутии в 651 км к юго-западу от Якутска. Расположен на юге Приленского  плато. Пристань на левом берегу Лены. Население 11 тыс. чел.  Основан в 1635 г. отрядом енисейских казаков под началом П. Бекетова как небольшой острог против устья реки Олёкма, затем перенесен на 12 км выше по течению Лены на незатопляемое место. Острог был  сборным пунктом отрядов казаков, двигавшихся на р.  Амур.В 30-50 км от Города вдоль берега реки Олёкма - древние наскальные писанины. Музей. Спасский собор 1860 г., часовня Александра Невского 1981 г.

ПЕВЕК Город в Чукотском автономном округе, центр Чаунского района. Расположен на берегу Чаунской губы Восточно-Сибирского моря. Морской порт Северного морского пути.  Население 7 тыс. чел. Основан в 1933 г.По берегам реки Печтымель сохранились наскальные  рисунки древних людей.

 

3.2. Этнические особенности

3.3. Объекты религиозного  паломничества

Якуты проживают главным образом в бассейне среднего течения Лены и соседних рек.  Этот — тюркоязычный народ, переселившийся сюда с юго-запада, из прибайкальских районов, задолго до прихода русских и частично смешавшийся с местным, преимущественно эвенкийским населением. После вхождения в состав России область расселения якутов продолжала расширяться главным образом за счет территории соседних этнических групп — эвенков, эвенов и юкагиров. Из смешения якутов с эвенками и частично с русскими и самодийцами в низовьях Хатанги и Хеты возникла народность долганы, считающиеся иногда этнографической группой якутов. По внешнему виду якуты — монголоиды, занимающие в антропологическом отношении промежуточное положение между бурятами и народностями Севера.

Основное  традиционное занятие якутов — коневодство и разведение крупного рогатого скота со стойловым содержанием -зимой и летним выпасом; северные группы якутов переняли от местных жителей оленеводство. Существенное место в хозяйстве, особенно у северных групп якутов, занимали рыболовство и охота. Еще до прихода русских (XVII в.) якуты знали добычу и обработку железа, а также гончарное дело. С XVII в. у южных групп якутов стало постепенно распространяться земледелие; роль полеводства и овощеводства особенно повысилась за годы Советской власти, однако большинство якутов сохранили скотоводческий уклон хозяйства.

Якуты, как и западные буряты, жили небольшими, удаленными друг от друга поселками. Распространенным жилищем был балаган  — квадратная в плане постройка  с двумя наклонными стенами из стоячих бревен и пологой двускатной крышей, засыпанной землей; нередко жилая постройка объединялась с хлевом для скота (хотон). Более легким жилищем служила многоугольная юрта, сходная с бурятской, из тонких жердей, иногда с берестяным покрытием и с земляным полом. Справа от входа располагался открытый очаг — камелек, по стенам были расположены нары. В XIX в. зажиточные якуты стали строить русские избы.

Верхней одеждой мужчин и женщин служила  короткая шуба, под которую надевались кожаные штаны; постепенно стали  распространяться заимствованные у  русских матерчатые рубахи и штаны.

Основу  традиционной якутской кухни составляли молочные и мясные блюда. Практиковалась заготовка впрок квашеного замороженного молока (тар). Одно из любимых блюд — жидкое растопленное масло. Якуты знали изготовление кумыса, употреблявшегося и при различных обрядах. Были распространены рыбные блюда, в том числе строганина из мороженой рыбы.

Якуты делились на множество родоплеменных  групп, во главе которых стояли богатые скотоводы — тойоны, эксплуатировавшие бедняков. В XVII в. у якутов появляются феодальные отношения, а с середины XIX в. среди них стала формироваться торговая буржуазия. В XVIII в. якуты приняли православие, сохранив, однако, многие прежние анимистические верования и шаманизм. Важное место в их духовной культуре занимали героические сказания. Существенное развитие получило (с XIX в.) изобразительное искусство (резьба по кости и дереву).

За годы Советской власти, и особенно после  создания Якутской автономии, хозяйство, культура и быт якутов существенно изменились. Значительное развитие, в частности, получило, как уже отмечалось, земледелие. Ушло в прошлое жилище, соединенное с хлевом. Получили распространение крупные поселения с домами современного типа. Часть якутов переселилась в города и рабочие поселки и работает в местной промышленности.

Прежняя традиционная одежда из оленьих шкур сохранилась только в качестве промысловой и дорожной, но меховая обувь широко распространена и до сих пор. Пищевой рацион существенно изменился главным образом за счет большего употребления хлебно-крупяных изделий и овощных блюд.

 Якуты  ежегодно отмечают «ысыах» —  праздник весны, сопровождаемый  конными состязаниями, массовыми  танцами и играми.

В бассейне среднего течения Енисея и к востоку  от него, на обширных пространствах сибирской тайги, жили эвенки (тунгусы), а в зоне дальневосточной тайги — близкие к ним эвены (ламуты), традиционное хозяйство которых издавна основывалось на охоте с использованием в качестве транспортного средства вьючных и верховых оленей. Охота на копытных животных (главным образом на лося и оленя) и на птицу давала им пищу, а на пушных зверей — товары для обмена или торговли. Эвенки и эвены подразделяются на ряд диалектных и этнографических групп. Летом эвенки и эвены обычно перекочевывали к рекам и занимались рыболовством, причем часть рыбы заготавливалась впрок. Зимой эвенки и эвены уходили в глубь тайги — в районы своих охотничьих угодий, где они промышляли, разбившись на мелкие группы.

Кочевому  быту эвенков и эвенов соответствовало их основное жилище — конический чум, крытый выделанными оленьими шкурами (без шерсти) или берестой; лишь отдельные южные группы эвенков в конце XIX в. стали переходить к полуоседлости и оседлости и жить в избах русского типа. В местах промыслов эвенки устраивали свайные амбары и лабазы на столбах и деревьях. Зимой для передвижения пользовались оригинальными широкими лыжами, а также санями-волокушами. Традиционная одежда представляла собой своего рода кафтан из оленьего меха с не сходящимися спереди полами; промежуток между ними занимал нагрудник, у женщин — более короткий и широкий, с богатой вышивкой. Под кафтан надевали кожаные или меховые штаны, на голову — чепчикообразную меховую шапку (южные женщины-эвенки, подобно кетам, носили платки), на ноги — ноговицы или унты.

До XVII в. у эвенков и эвенов сохранялся патриархально-родовой строй с пережитками архаических общественных отношений. Однако многие группы их уже в то время стали втягиваться в торговые связи с якутами и бурятами. После прихода русских купцов и скупщиков торговля расширилась, что привело к разложению родоплеменного строя. Формально эвенки и эвены были крещены, но господствующей формой религии оставался шаманизм, развитый больше, чем у других народов Сибири. Существовал и промысловый культ, связанный с верой в духов — хозяев природы и покровителей промыслов. В тунгусском фольклоре преобладали сказания о богатырях. Изобразительное искусство было представлено главным образом резными фигурками из бересты, геометрическим орнаментом из бисера на одежде.

В верховьях  Колымы и ее западных притоков в  окружении эвенков и якутов живут  юкагиры (одулы) — небольшая народность, представляющая собой остаток древнего населения этой области. По разговорному языку и некоторым особенностям быта они делятся на две этнографические группы — верхнеколымских и тундровых юкагиров, слабо общающихся друг с другом. По традиционной материальной культуре, связанной с их основными занятиями — охотой и рыболовством, юкагиры почти не отличались от эвенков. В их общественном строе и духовной культуре сильнее сохранялись архаичные черты, в частности пережитки матриархата и родовой шаманизм. Интересно, что у юкагиров существовала пиктографическая письменность, применявшаяся для передачи сведений товарищам по охоте, посланий девушкам и т. п.

К северо-востоку  от эвенков и эвенов, на Чукотском  полуострове и Камчатке, живут  чукчи, коряки и ительмены, языки которых в отличие от юкагирского и нивхского обнаруживают некоторую близость. Кроме того, на крайней оконечности Чукотки обосновались эскимосы, а на Командорских островах — алеуты. Их языки входят, как уже отмечалось, в особую эскимосско-алеутскую семью.

Основную  роль в хозяйстве ительменов (камчадалов), как и у народов, живших по Амуру, в прошлом играло рыболовство. Ловили главным образом рыбу лососевых пород, которая шла на икрометание в реки. Рыба заготавливалась впрок — ее вялили (такая рыба называлась юкола) или квасили в ямах. Подсобную роль в хозяйстве играл сбор съедобных растений и отчасти охота. Эскимосы и алеуты являются типичными охотниками на морского зверя (тюленей, моржей, небольших китов). Этот же вид хозяйства преобладал у береговых чукчей и береговых коряков. Вместе с тем существовали «оленные» чукчи и «оленные» коряки, которые, подобно ненцам, занимались оленеводством мясного типа и кочевали по тундре. Главным транспортным средством у всех оседлых групп этих народов были упряжки собак.

Основное  жилище оседлых групп народов раньше составляли крупные юрты, а также землянки, в которые спускались через центральный лаз, служивший в зимнее время и дымоходом для очага. Традиционное жилище кочевых чукчей и коряков — яранга — своим внешним видом (нижняя часть цилиндрическая, крыша коническая) несколько напоминало юрты бурят. Внешнюю часть ее образовывали шесты, крытые оленьими шкурами, а внутри располагался полог — квадратное помещение также из оленьих шкур, отапливаемое жировой лампой. Постепенно яранга стала основным жилищем части береговых чукчей и коряков.

Для всех перечисленных народов была характерна глухая (надеваемая через голову) одежда до колен, мехом внутрь; зимой на нее надевалась одежда с капюшоном мехом наружу; из меха или выделанной кожи шились штаны и сапоги. Своеобразным элементом материальной культуры охотников на морского зверя были сделанные из натянутой на каркас кожи одноместные лодки — каяки и многоместные лодки — умиаки, а также особые гарпуны.

К XVII в. народы Северо-Восточной Азии находились в завершающей стадии разложения родоплеменного строя. Основной социальной единицей у кочевых групп было стойбище, обычно объединявшее несколько родственных семей, у оседлых — поселок.

У некоторых  народов, в частности ительменов и чукчей, прослеживались пережитки  матриархата. Вместе с тем у этих народов, особенно у чукчей, сложились торгово-обменные отношения между кочевыми и оседлыми группами, а также с соседними народами и приезжавшими купцами. Ительмены, формально обращенные в христианство, и особенно коряки и чукчи, среди которых миссионерская деятельность русских не имела больших успехов, сохраняли верования в злых и добрых духов — покровителей природы. В мифологии чукчей и коряков центральное место занимали сказания о Большом Вороне, бывшем якобы творцом всего существующего. Шаманизм находился в начальной стадии развития.

В ХХ в. в жизни  большинства народностей Севера произошли коренные изменения. Учитывая социально-экономическую и культурную отсталость народностей Севера, а также угрозу вымирания некоторых из них,  правительство страны уделяло особое внимание социально-экономическому и культурному развитию народностей северных окраин (эти народности освобождались от уплаты налогов, были организованы регулярное снабжение районов Крайнего Севера хлебом, медицинская помощь и др.). Постепенно бывшие кочевники-оленеводы переходили на полуоседлый и оседлый образ жизни, при котором выпас оленей осуществлялся отдельными бригадами, а часть мужчин вместе с женщинами и детьми оставались в поселках, состоящих из изб русского типа или привезенных стандартных домов.

В укрупненных  поселках строились школы, больницы и клубы. Применение в качестве транспортных средств вездеходов, аэросаней и самолетов облегчило связь этих народов между собой и с бригадами оленеводов. В северных поселках появилось электричество. Переход основной массы населения на оседлость способствовал развитию местного ремесленного производства (например, резьбы по моржовой кости, изготовления меховых изделий и т. п.). Поднялась товарность промыслового хозяйства, прежде всего пушных промыслов; в южных районах (например, у нанайцев) появилось земледелие, животноводство. Для большинства народностей была создана письменность.  Развиваются и традиционные народные формы искусства — хороводные танцы, песенные хоры и т. п. Большинство коренных жителей Севера широко пользуются русским языком.

Информация о работе Характеристика Северо Дальневосточного района