Экологические проблемы в Узбекистане

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:03, реферат

Описание работы

Согласно административно-территориальному делению, в Республику Узбекистан входят территории 12 областей, 163 районов и 119 городов, включая и автономную республику Каракалпакстан. В стране проживают представители более сотни национальностей, в том числе узбеки, русские, татары, таджики, каракалпаки, украинцы, киргизы, казахи, туркмены, корейцы, евреи, турки, немцы и др.
Административно-территориальное деление Республики Узбекистан (общая пл. 447,5 тыс. кв. км)

Работа содержит 1 файл

Экологические проблемы Узбекистана.docx

— 27.63 Кб (Скачать)

Воздушный бассейн  северной части Сурхандарьинской области  загрязняется выбросами алюминиевого завода, расположенного на территории Республики Таджикистан в г. Турсунзаде. Согласно данным Госкомприроды Республики Узбекистан, ежегодно в атмосферу выбрасывается более 40 тысяч тонн загрязняющих веществ, в том числе 300-400 тонн фтористого водорода и диоксидов серы. Уровень загрязнения воздушного бассейна Сариасийского, Денауского районов и в настоящее время столь значителен, что окружающая среда деградирует. Население, проживающее в радиусе 20 километров от завода, жалуется на постоянные головные боли, онемение конечностей, болезни верхних дыхательных путей.

Социально-экономические  последствия воздействия  экологических угроз

Своевременное решение экологических проблем  содействует выявлению и предупреждению возможных социальных, экономических, политических конфликтов, которые могут  привести к возникновению напряженности  в обществе или к конфликтам между  государствами.

На Душанбинском водном форуме, проходившем в августе 2003 г., президентом ННО "Перзент" Орал Атаниязовой был поднят вопрос о социальном и экономическом характере воздействия высыхания Арала на население. В самом деле, деградация окружающей среды на этих территориях, как известно, привела к резкому снижению уровня здоровья населения. В этой связи хотелось бы предложить ввести единый стандарт оценки уровня здоровья населения в зонах экологической напряженности. Очевидно, в качестве параметров характеристики здоровья населения было бы разумно брать среднюю продолжительность жизни и уровень смертности (дифференцированно по полу и возрасту). Другие показатели могут быть определены и сопоставлены только при сплошном обследовании населения по единой методике. При отсутствии же этого очень часто реальная картина воздействия загрязненной окружающей среды на здоровье населения остается неизвестной.

Приоритеты  экологической политики

Итак, в плане  экологии конфликтный потенциал  на территории Узбекистана довольно высокий. Остро выражен дефицит  плодородных поливных земель, стоят  вопросы перераспределения энергетических и водных ресурсов, сказываются особенности  демографической ситуации, в связи  с которой, скажем, в Ферганской долине на 1 кв. км в среднем приходится 500-600 человек, что сравнимо с ситуацией  в Китае или Бангладеш.

Приоритетом на ближайшие годы должна стать ликвидация угрозы нестабильности, что требует разработки четких процедур и механизмов интеграции. Экологические же угрозы могут стать источником конфликтов социального, экономического и политического характера. Поэтому при разработке стратегии экологической безопасности необходимо учитывать политическую ситуацию в Центральной Азии.

Как отмечено, на сегодняшний день республики Центральной  Азии переживают процесс дезинтеграции. Наблюдается тенденция недоверия  и отдаления друг от друга. Фактически территория Центральной Азии разделена  на сферы влияния сверхдержав.

Исходя из итогов региональных консультаций, проведенных  в рамках программы ЮНЕП, ПРООН  и ОБСЕ "Инициатива по окружающей среде и безопасности. Преобразование риска в сотрудничество" в Белграде (Сербия и Черногория) в декабре 2002 г. и в Ашгабате (Туркменистан) в январе 2003 г., были определены основные проблемы в области окружающей среды и экологической безопасности стран Юго-Восточной Европы и Центральной Азии.

Вопросы приоритетов  экологической политики Узбекистана  были подняты и участниками семинара, проведенного в рамках этой программы  в Ташкенте в сентябре 2003 г.

Открытый характер дискуссий и тот интерес, с  которым участники семинара обменивались предложениями, развивали новые  идеи, - все это позволило разработать  подходы к стратегии экологической  безопасности и пути реализации инициативы в Узбекистане. Были предложены варианты перспективной модели развития экологического пространства территории Узбекистана, с классификацией основных экологических  угроз.

Выявление источников экологических угроз социального, экономического, политического характера  возможно только при наличии всестороннего  и объективного материала по мониторингу. С нашей точки зрения, создание надежной системы непрерывного мониторинга  экологической ситуации в Центральной  Азии, со своевременным оповещением  населения и прогнозированием ее возможных чрезвычайных изменений, - важнейшая задача на данном этапе. Причем, согласно Национальному плану  действий по охране природы Республики Узбекистан, основными направлениями  экологической политики являются:

•        создание благоприятных условий для проживания населения;

•        рациональное использование и управление природными ресурсами;

•        сохранение биоразнообразия на территории Узбекистана.

Реализация намеченного  плана действий возможна только при  наличии в республике сети станций  по мониторингу, входящих в Единую сеть станций Центральной Азии, проводящих постоянные наблюдения за уровнем загрязнения  воды, почвы, воздуха и предоставляющих  фактические данные об изменении  экологических параметров.

Необходимо создать  информационное пространство, с обменом  сведений между участниками и  пользователями системы экологического мониторинга.

Следует отметить, что наиболее слабым звеном в Национальной программе действий по охране окружающей среды представляются вопросы, регулирующие участие общественности в природоохранной  деятельности в соответсвие с рхусской конвенцией. Между тем, немыслимо решать глобальные экологические проблемы без участия общественности. Необходимо ее вовлечение в природоохранную деятельность, и первыми шагами к этому должны стать:

•        ликвидация информационного вакуума;

•        внедрение механизма общественного контроля, в том числе над расходами бюджетных средств, выделяемых на охрану природы, а также над распределением и расходами иностранных инвестиций;

•        экологизация государственных программ по устойчивому развитию;

•        развитие систем передачи, хранения и обработки экологической информации;

•        оперативное информационное взаимодействие с использованием телекоммуникационных средств.

Информация о работе Экологические проблемы в Узбекистане