Экономическое районирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 07:59, реферат

Описание работы

Районирование – важнейший метод географии – единственной науки, для которой он является основным. Значение районирования для географии можно сравнить с периодизацией эпох в геологии, хронологией в истории, периодической системой элементов Д. И. Менделеева в химии, классификацией и систематикой в ботанике.

Содержание

История формирования экономических районов. 2
Административное устройство России до революции. 2
Формирование административно - территориального деления после революции. 3
Разработки госплановской сетки районов. 4
Характеристика методов экономического районирования. 5
Метод энергопроизводственных циклов. 5
Метод межотраслевых комплексов. 7
Метод коэффициентов. 8
Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России. 9
Основные принципы районирования: 9
Состав крупных экономических районов России. 10
Стратегические задачи регионального развития. 11
Комплексное развитие хозяйства Уральского экономического района. 12
Экологические проблемы. 12
Территориальная организация хозяйства. 13
Свободные экономические зоны. 13
Сущность свободных экономических зон и причины их создания. 14
Основные разновидности СЭЗ. 15
Типы СЭЗ, организуемых в России. 15
Свободные экономические зоны в России. 16
Современное состояние. 18
Некоторые проблемы развития Российских СЭЗ. 18
Заключение. Проблемы районирования России. 20
Переоценка ценностей, перспективы. 20
Список использованной литературы: 22

Работа содержит 1 файл

Экономическое районирование.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

   Вот почему большая часть действующих  в мире СЭЗ ограничена пределами предприятия, нескольких производственных объектов, авиа - или морского порта, в исключительном случае - небольшого по территории города или района. Проблема разумного ограничения начальных вложений на обустройство свободной зоны особенно актуальна для современной России, учитывая нынешнюю острейшую нехватку инвестиционных средств.

   В практике развития российских СЭЗ есть и другие проблемы, как общие (например, отсталость инфраструктуры), так и частные, но эти три рассмотренные - неурегулированность нормативно-правовой базы, отсутствие четко сформулированных целей и противоречия между сиюминутными интересами отдельных регионов и перспективами развития Федерации в целом и недостаток (и на федеральном, и на региональном уровне) средств на обустройство создаваемой зоны - являются, по моему мнению, основными факторами, тормозящими эффективную работу существующих и создание новых СЭЗ.

   В результате, в настоящее время  из 18 формально учрежденных в  России СЭЗ можно, да и то с большими натяжками, можно назвать "работающими" лишь две зоны - в Калининградской области и Находке. Да и то не как экспортопроизводящие, ради чего, собственно, они и создавались, а, в основном, как экспортовывозящие, т.е. используемые российским и иностранным капиталом для вывоза из России стратегических товаров и сырья.

Некоторые характеристики, преимущества и проблемы указанных зон приведены в  следующем разделе. 

   Проведенное рассмотрение дает основания полагать, что ответ на вопрос: есть ли перспективы  у свободных экономических зон в России - может быть положительным. Однако, несомненно, и то, что эффективная реализация этой формы экономического взаимодействия с остальным миром может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:

   · формирования на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;

   · разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ;

   · организации СЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны;

   · взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;

   · возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;

   · создания на федеральном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания СЭЗ и осуществляющего контроль за выполнением свободными зонами, их обязательств по отношению к государству, включая использование средств, получаемых из федерального бюджета;

   · предоставления иностранным и российским инвесторам, действующим в СЭЗ, лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.

   Как видно, здесь нет принципиально  невыполнимых условий. Мне кажется, что проблемы свободных экономических зон могут быть решены при согласованных действиях всех заинтересованных сторон.

   Создание  у нас СЭЗ может стать, как  и во многих странах мира, одним  из эффективных способов привлечения  иностранных инвестиций, катализатором  развития внешнеэкономических связей и экономики страны в целом. Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.

      Заключение. Проблемы районирования  России.

      Переоценка  ценностей, перспективы.

 

      Оценим  многоступенчатую систему районирования  «сверху», сложившуюся еще при командной экономике СССР. На территории Советского Союза выделялись три экономические зоны: Западная (европейская часть СССР с Уралом Закавказьем), Восточная (Сибирь и Дальний Восток) и Юго-Восточная (Казахстан и республики Средней Азии). Современная Россия состоит из двух огромных частей: Западного макрорегиона (Европейская Россия) и Восточного макрорегиона (Азиатская Россия). Они отличаются историческими особенностями освоения территории, особенностями природы, уровнем и проблемами экономического развития, соотношением ресурсов и их использованием, перспективами развития. Территория России была подразделена на 11 экономических районов (8 – в Западном макрорегионе и 3 – в Восточном). Однако сетка экономических районов, используемая до сих пор, устарела.

      Во-первых, районы не имеют собственного территориального управления (оно существует лишь на ступеньку ниже – в республиках, областях и краях).

      Во-вторых, многие районы (сибирские, Урал, Поволжье) образованы более 50 лет назад, другие существуют три десятилетия. Но экономика мобильна. В ряде районов за эти годы создана мощная добывающая промышленность, в других она ослаблена за счет истощения ресурсов. Сформировались крупнейшие базы оборонной промышленности, не соответствующие границам этих районов. В целом по стране изменился географический рисунок экономики. Многие районы имеют нечеткую специализацию.

      В-третьих, выделенные районы оказались крайне неравноценны как по численности  жителей, так и по экологическому потенциалу. Естественно, что они отличаются по размерам территории.

      Поэтому Центральный район, где проживает  более 1/5 населения страны и сосредоточено 1/3 промышленного, 1/2 научного потенциала России, трудно сравнить с Дальним Востоком – огромным по территории (36% площади страны), но слабо заселенным (5% жителей) или с северными районами (4% жителей).

      Иными словами, сетка районов не соответствует  огромным изменениям, происшедшим в  экономике страны. Границы районов, как образно отметил один из географов, это «скорлупа от выеденных яиц». От себя добавим: «в которую заложено совсем иное содержание». В то же время  осложнены возможности использования существующих рамок районов и для рыночной экономики.

      И самое главное, районирование должно способствовать формированию не только эффективной экономики, территориально-производственных комплексов, но и новых рыночных структур (ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов) в определенных территориальных границах.

      Необходимо  не одностороннее экономическое, а  комплексное социально-экономическое  районирование, учитывающее исторические особенности заселения, географические особенности расселения и условия жизни людей, проблемы и географию городов (от крупнейших до маленьких) и сельских поселений, миграции населения.

      Районирование должно быть эколого-экономическим, т.е. способствовать улучшению экологических условий, учитывать местные природные особенности, проблемы дефицита отдельных ресурсов.

      Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими, т.е. решать политические задачи.

      В то же время территориальное управление, отсутствующее в экономических  районах, присутствует в элементах административно - территориального деления (областях, краях), а также в республиках. Само административно – территориальное деление значительно устарело.

      России  необходимо:

  1. Проведение нового комплексного общественного районирования, способствующего решению не только экономических задач.
  2. Новое административно–территориальное деление – создание единообразных (одного ранга и уровня) субъектов Российской Федерации.

      Но  пока это не осуществлено, а области, края и особенно республики имеют  большие права, которые целесообразно использовать для совершенствования районирования.

 

      Список  использованной литературы:

 
      
  1. Крупные экономические  районы СССР. Под ред. Копылова.
  2. Региональная экономика. Под ред. Т.Г. Морозовой.
  3. Регионоведение. Под ред. Т. Г. Морозовой.
  4. Территориально-производственный комплекс. Под ред. Н.Н. Некрасова.
  5. Территориально-производственный комплекс. Под ред. Т.Г Морозовой.
  6. Эколого-экономическое районирование. Под ред. В.М. Разумовского.
  7. Экономическая география России. Под ред. Ю.Н. Гладкий.
  8. Экономическая география СССР. Под ред. Ф.Н. Лаврищева.
  9. Экономическое районирование. Под ред. Т.М. Калашниковой.

Информация о работе Экономическое районирование