Экономико-географическое положение Липецкой области

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – на основе литературных, статистических и картографических источников оставить экономико-географическую характеристику Липецкой области.
Задача исследования – на основе комплексной оценки территории с учетом количественных методов показать современное состояние природных, социальных и отраслевых составляющих экономики Липецкой области как основы развития «вертикальных» и «горизонтальных» связей в территориальном разделении труда и межрайонной интеграции.

Содержание

Введение 3
1. Экономико-географическое положение Липецкой области 4
2. Экономическая оценка природных условий и ресурсов Липецкой области 8
3. Население и трудовые ресурсы Липецкой области 14
4. Хозяйственный комплекс Липецкой области 19
4.1. Электроэнергетика 19
4.2. Металлургия 22
4.3. Аграрно-промыщленный комплекс 23
5. Транспортный комплекс Липецкой области 29
6. Экологические проблемы Липецкой области 35
Заключение 39
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

Липецкая область,Курсовик.doc

— 924.50 Кб (Скачать)

Количество маршрутных транспортных средств предприятий, осуществляющих социально-значимые перевозки сократилось по сравнению с 2009 годом на 42 ед. и составляет 996 ед. А обеспеченность населения автобусами в Липецкой области составляет 57 ед. на 100 тыс. жителей области. По этому показателю наш регион занимает 18 место в Российской Федерации и 4 место в Центральном федеральном округе.

При этом из общего числа пассажирских транспортных средств предприятий, работающих с бюджетной поддержкой, 46% имеет сверхнормативный срок эксплуатации. Средний эксплуатационный возраст  подвижного состава, работающего на социально значимых маршрутах составляет 10,8 лет, в соседних регионах подвижной состав старше только в Тамбовской области. В целях исправления ситуации с обновлением подвижного состава, 2008 году в нашей области впервые был внедрен механизм государственной поддержки органов местного самоуправления по обновлению районных парков маршрутных автобусов, на условиях софинансирования областного и местных бюджетов. В 2009-2010 годах Правительством Российской Федерации были разработаны антикризисные меры поддержки отечественных товаропроизводителей автомобильного транспорта. В течение 2-х лет подвижной состав приобретался на условиях софинансирования за счет средств федерального, областного бюджета и бюджетов органов местного самоуправления. Всего за три года на условиях софинансирования было приобретено 140 единиц подвижного состава на сумму 306,7 млн. руб.

Доступность транспортных услуг жителям  характеризуется высокой плотностью маршрутной сети г. Липецка и Липецкой области. Перевозка пассажиров осуществляется на 523 регулярных маршрутах, в том числе 168 городских, 287 пригородных, 68 междугородных.

По количеству регулярных автобусных маршрутов наша область занимает второе место после Курской по Центральному федеральному округу.

Плотность областной маршрутной сети автобусных пассажирских перевозок составляет 5,76 км/кв. км, в то время как в среднем по ЦФО – 4,43 км/кв. км.

По маршрутам общего пользования  в 2010 году было перевезено 193,4 млн. пассажиров, сокращение объема перевозок против 2009 года – 6,1%, пассажирооборот составил 1254,7 млн. пасс. км, снижение показателя по сравнению с 2009 годом – 2,6%.

Предприятиями, осуществляющими социально  значимые перевозки пассажиров, перевезено 111,3 млн. человек, снижение объемов перевозок  к прошлому году – 11,7%. Пассажирооборот  составил 829,2 млн. пасс.-км, на 5% меньше уровня 2009 года.

Несмотря на ежегодное снижение объемных показателей, показатели использования  услуг общественного пассажирского  транспорта в Липецкой области остаются довольно высокими, что говорит о  ценовой доступности и качестве предоставляемых транспортных услуг. Так, количество пассажирских перевозок, приходящихся в среднем на душу населения (транспортная подвижность населения) составляет 68 поездок в год, что соответствует среднему уровню по ЦФО.

По данному показателю мы уступаем только Московской и Ярославской областям. Среднее количество пассажиро-километров на одного жителя в год (показатель пассажирской перевозочной работы) составляет 573 пасс.км, по ЦФО - 580 пасс. км в среднем за год на одного жителя.

В 2010 г. от перевозки платных пассажиров по регулярным маршрутам получено доходов  в сумме 801,7 млн. руб., по сравнению  с аналогичным периодом 2009 года выручка  от реализации услуг сократилась  на 7,8%.

Расходы предприятий от перевозок  пассажиров по регулярным маршрутным составили 1853,8 млн. руб., снижение фактических расходов по сравнению с 2009 годом – 1,4%.

Среднемесячная заработная плата  работников автомобильного транспорта за 2010 год составила 12780 руб. Уровень  средней заработной платы работников предприятий, осуществляющих социально значимые перевозки, на 21,6% меньше средней заработной платы работников крупных и средних предприятий области.

По итогам 2010 года объем погрузки по предприятиям области составил 21,8 млн. тонн грузов, что составляет 104,2% к прошлому году. Увеличена погрузка цемента, флюсов, гранулированных шлаков, черных металлов, минеральных удобрений, лома черных металлов. Снижена погрузка строительных грузов, огнеупоров, зерна.

Постоянно улучшается качество обслуживания пассажиров на поездах дальнего следования. В составе фирменного поезда «Липецк» стали курсировать мягкие vip-вагоны.

Произведен ремонт фасада здания вокзала  станции Липецк, первой пассажирской платформы, внутренних помещений 4 и 7 этажей. Капитально отремонтирован подземный пешеходный переход в г.Грязи, произведен ремонт и окраска фасада здания вокзала, практически окончен ремонт 2 этажа – комнат отдыха. Завершены работы по реконструкции вокзала ст. Лев-Толстой.

В настоящее время приступили к  ремонту третьей и реконструкции четвертой пассажирских платформ станции Липецк.

В рамках проводимых в ОАО «РЖД» реформ создано с участием Липецкой области ОАО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье».

В 2010 году на условиях софинансирования администрации области с ОАО «РЖД» принято решение о строительстве остановочного пункта пригородных пассажирских поездов на перегоне «ст.Казинка – ст.Грязи-Орловские» в районе ОЭЗ «Липецк».

Надеемся, что в этом году продолжится  конструктивное сотрудничество с ОАО  «РЖД», которое позволит завершить ремонт пассажирских платформ по ст.Липецк, приступить к благоустройству территории, прилегающей к вокзалу Липецк, построить остановочный пункт в районе особой экономической зоны, решить вопрос выноса железнодорожной ветки из города Липецк.

В 2010 году из Липецкого аэропорта  самолетами ОАО «АК БАРС АЭРО» и ЗАО «Авиационная компания «Полет» выполнялись регулярные рейсы Липецк-Москва-Липецк и в летний период Липецк-Сочи-Липецк.

В 2010 году из аэропорта «Липецк» выполнено 1528 авиарейсов и перевезено 27607 пассажиров. Из них:

704 регулярных авиарейса, что  составляет 112,3% к уровню 2009 года;

824 чартерных рейса, что составляет 106,2% к уровню 2009 года.

С 31 октября 2010 года все регулярные авиарейсы из Липецкого аэропорта  выполняет ЗАО «Авиационная компания «Полет» на самолетах типа SAAB-340В.

С 15 ноября 2010 года в аэропорту действует  электронная система регистрации  пассажиров и багажа. Всего обслужено  по электронным билетам за период с 15.11. по 31.12 2010 года 3293 пассажира, что  составляет 74,4 % от общего количества пассажиров за соответствующий период.

Для технического обслуживания воздушных  судов типа ТУ-134 в 2010 году был приобретен гидроподъемник, для повышения качества обслуживания авиапассажиров - оборудование для цеха бортового питания.

 

Рассчитаем густоту транспортных путей Липецкой области.

Таблица 8

Характеристика транспортных путей  региона

 

Регион

Железные дороги, тыс. км

Речные пути, тыс. км

Автомобильные дороги, тыс. км

Площадь территории региона, тыс. км

Густота жд путей, км/1000 кв. км

Густота речных путей, км/1000 кв. км

Густота автодорог, км/1000 кв. км

ЦФО

17151

5641

158818

650,2

26,38

8,68

244,26

Россия

85142

101678

755182

17098,2

4,98

5,95

44,17


 

6. Экологические проблемы Липецкой области

 

В экологическом рейтинге субъектов России Липецкая область находится на 20 месте. Всего в списке 83 региона РФ, так что экологию Липецкой области можно назвать относительно благополучной.

Объём вредных выбросов с промышленных предприятий в атмосферу Липецкой области в 2010 году составил по разным данным от 366200 до 378000 тонн. Это на 20800 тонн больше, чем в предыдущем 2009 году – так что тенденция неутешительная. Воздух Липецкой области отравляют в основном продукты сжигания разных видов топлива. В 2010 г. С промышленных предприятий Липецкой области в атмосферу было выпущено 248300 тонн оксида углерода, 55500 тонн углеводорода и летучих органических соединений, 25400 тонн твёрдых взвешенных частиц, 18800 тонн оксида азоты, 17800 тонн диоксида серы.

Атмосферный воздух Липецкой области в наибольшей степени загрязняют такие стационарные источники, как ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (277700 тонн вредных выбросов в воздух в 2010 г.), управления магистральных газопроводов филиала ООО «Мострансгаз» в г. Ельце, с. Донском, с. Первомайском (54500 тонн), ОАО «Липецкцемент» (10800 тонн), ОАО «Липецкий металлургический завод «Свободный сокол» (2800 тонн), ООО «Чагодощенский стеклозавод – Липецк» (2400 тонн).

Однако в последнее время  на некоторых из этих предприятий  отмечаются положительные сдвиги в сфере экологического оснащения. В частности, ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» установил газоотводящий тракт конверторного цеха, построил трубопровод, подающий техническую воду в цех переработки шлака. ОАО «Липецкцемент» усовершенствовал обеспыливающую систему.

В 2010 году объём загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу Липецкой области автотранспортом, составил по разным данным от 154000 до 210000 тонн. Это  на 15000 – 16000 тонн больше, чем в предыдущем 2009 году. Выхлопные газы автомобилей стали сильнее загрязнять воздух Липецкой области в результате того, что в регионе стало на 14400 машин больше.

В Липецке в часы пик на самых  оживлённых магистралях отмечается превышение предельно допустимых концентраций оксида углерода в 1 – 2 раза. Хуже всего ситуация с загрязнением воздуха автомобилями на главных транспортных развязках города.

Но содержание таких загрязняющих веществ, как сера, диоксид азота, оксид углерода, в воздухе Липецка  в среднем за год намного меньше предельно допустимой концентрации, среднегодовая концентрация фенола в атмосфере воздуха примерно равняется ПДК.

А вот среднегодовой объём взвешенных частиц в воздухе Липецка в 1,3 больше предельно допустимой нормы. Также в 2010 г. доля содержания формальдегидов в атмосфере региона превысила ПДК в 2,7 раза.

Единовременные превышения предельно  допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосфере были отмечены под факелами «Новолипецкого металлургического  комбината» и «Липецкого металлургического  завода «Свободный сокол».

За 2010 год предприятия Липецкой области и население региона  выбросили 4948600 тонн твёрдых бытовых  отходов. Это положительная динамика, так как в 2009 г. промышленные и  бытовые отходы Липецкой области  составляли 5036000 тонн.

Также плюсом является то, что в регионе активно борются с несанкционированными свалками посредством открытия новых полигонов для захоронения твёрдых бытовых и промышленных отходов. Такие полигоны были открыты в самом Липецке, а также в Грязинском, Усманском, Воловском, Тербунском, Измайловском, Задонском, Чаплыгинском и Лебедянском районах. В планах администрации Липецкой области открытие полигонов в Липецком, Добровском, Становлянском, Долгоруковском и Хлевенском районах.

Сброс сточных вод в водоёмы  Липецкой области уменьшился примерно на 20 млн. кубических метров за 2010 год. Сейчас их общий объём составляет около 100 млн. кубометров в год. Почти на 10% по сравнению с предыдущим 2009 годом сократился сброс загрязнённых сточных вод и на 15,5% – недостаточно очищенных.

Понижение уровня сброса сточных вод  в Липецкой области произошло  благодаря переходу «Новолипецкого металлургического комбината» на оборотное  водоснабжение и сокращению производственных объёмов «Добринского сахарного  завода».

Но есть и плохие новости. В 2010 г. в некоторых районах Липецкой области наметился недостаток водных ресурсов. Данный феномен обусловлен маловодностью весеннего паводка, жарой и отсутствием дождей прошлым летом, а также уменьшением объёма внутренних вод в результате среднесрочных циклических колебаний. Из-за серьёзного обмеления водоёмов Липецкой области возникла ещё одна экологическая проблема – интенсивное развитие водорослей.

Реки Липецкой области считаются  «чистыми» и «умеренно загрязнёнными». А вот с эксплуатационными  скважинами подземных вод дела обстоят не столь благополучно. Предельно допустимые концентрации по железу в них превышены на 19%, по фенолам – на 1% и по нитратам – на 14,5%.

 

Таблица 9

Средняя экологическая плотность  населения

Городское население

928000

Коэффициент

2

Площадь

29800000

БКП

0,03114094

ЭП (ср)

1,873578664

УВ

1,931524396


 

2) средний уровень воздействия  (УВ) городских поселений на природную среду. УВ определяется по формуле:

где ЭП — средняя экологическая плотность населены; БКП—биоклиматический потенциал.

 

Заключение

 

По итогам 9 месяцев 2011 года позитивный характер экономического развития сохранился.  О чем свидетельствуют увеличение производства в промышленности 102,5% (РФ – 105,2%), сельском хозяйстве– 128% (РФ - 115,9 %),  рост инвестиций  в основной капитал – 116,4% (РФ- 104,8%), высокая потребительская активность населения.

Улучшается ситуация на рынке труда, уровень безработицы  снизился до  0,7%,  продолжается рост заработной платы - 110% (16403 руб. за январь-август).

По данным Министерства регионального  развития Липецкая область  вошла  в состав 20-ти  регионов с максимальным значением сводного индекса  социально-экономического положения, заняв 17  место  среди  субъектов РФ.

Продолжился рост промышленного производства – индекс производства составил 102,5%. Наиболее высокие темпы - в машиностроении, в том числе производствах транспортных средств (160%), машин и оборудования (125,4%) и производстве  неметаллических минеральных продуктов (113 %).

Увеличился выпуск культиваторов в 2,5 раза, теплообменников - в 1,7 раза, бетономешалок - в 1,2 раза,  насосов -1,3 раза, стиральных машин в 1,4 раза, холодильников и морозильников - в 1,2 раза, стеновых блоков и конструкций сборных железобетонных – в 1,5 раза.

Информация о работе Экономико-географическое положение Липецкой области