Экономико-географическое положение России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:18, доклад

Описание работы

Сухопутные границы России. На многих границах бывших наших союзных республик охрану и контроль осуществляет наша армия. Таким образом наши войска в соответствии с двусторонним соглашением осуществляют охрану в Грузии, Армении, Азербайджане, Туркмении, Таджикистане, Киргизии.

Работа содержит 1 файл

Россия.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

Данная группа отраслей нуждается в протекционистской  по¬литике государства для поддержания  конкурентоспособности на внутреннем рынке.

Третья группа—это отрасли, которые вряд ли могут быть конкурентоспособными на внешнем рынке, но в состоянии удовлетворить значительную часть спроса на внутреннем рынке. К таким отраслям относятся автомобилестроение, сельскохозяй¬ственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов. Все эти отрасли, вместе взятые, дают около 18% промышленной продукции, но почти не поставляют свою продукцию на экспорт.

В рассматриваемую  группу неконкурентоспособных отраслей входит также сельское хозяйство (на его долю приходится около 15% занятых  в народном хозяйстве, но только 7% ВВП).

В совокупности отрасли этой группы, на которые приходится 1/4 всего занятого населения, производили в середине 90-х гг. не более 13% ВВП.

Переход России к открытой экономике и широкое  проникно¬вение (вплоть до финансового  кризиса 1998 гг.) на внутренний рынок  страны импортных товаров привели к резкому падению производства в неконкурентоспособных отраслях. Если в 1989— 1996 гг. промышленность в целом сократила объем выпускаемой продукции на 58,5%, то производство строительных материалов сократилось на 72,5%, а продукции легкой промышленности — на 87%. По отношению к данной группе отраслей, вероятно, сле¬дует, во-первых, активно использовать защитительные импорт¬ные тарифы и другие законные протекционистские меры (сохра¬няя в то же время разумную конкуренцию) и, во-вторых, всемерно поощрять внутренний спрос на их продукцию (через систему го¬сударственных закупок, лизинга и т.д.).

До начала XVIII в. основой международной специализации  России, а следовательно, главным  предметом экспорта были меха. Россия вывозила также продукты переработки леса (поташ, смолу), морского промысла (рыбу, икру), хлеб и другие сельско¬хозяйственные продукты (пеньку, лен, свиную щетину). Ввози¬лась в нашу страну в основном промышленная и ремесленная про¬дукция: оружие, ткани и одежда, предметы роскоши.

После реформ Петра I в российском экспорте почти столетие преобладали промышленные товары: железо, парусное и льняное полотно. Резко  сократились закупки оружия и  начался ввоз обо¬рудования для  горного, текстильного и других производств, воз¬росла доля одежды, тканей, вин.

С конца XVIII в. почти  на полтора столетия основой междуна¬родной специализации России становятся зерно  и другие сельско¬хозяйственные  продукты, что было вызвано растущим спросом на продовольствие в Западной Европе. Так, в начале XX в. Россия яв¬лялась крупнейшим в мире экспортером зерновых культур. В 1903-1913 гг. доля нашей страны в мировом экспорте пшеницы, ржи к овса составляла около 25%, ячменя — около 70%, кукурузы — 10%, яиц — 70%. В больших количествах вывозились лен и продукты его переработки, сливочное масло и сахар. Вывоз сельскохозяйствен¬ных продуктов осуществлялся, несмотря на довольно низкий уро¬вень их потребления большей частью населения России.

В то время Россия являлась основным поставщиком леса на мировой рынок (32% мирового экспорта). С конца XX в. начался вывоз из России хлопчатобумажных и шерстяных тканей. В рос¬сийском импорте преобладали машины и оборудование, камен¬ный уголь, хлопок-сырец, потребительские товары. России, резко сократившись в объеме, в основном сохранила прежнюю структуру, а главным экспортным товаром оставался хлеб. В 30-е гг. в связи с индустриализацией возрос удельный вес импорта машин и оборудования.

После Великой  Отечественной войны в экспорте постепенно стала расти доля машин  и оборудования за счет поставок в соци¬алистические и развивающиеся страны. Экспорт зерна постепен¬но сокращается в связи с ростом внутренних потребностей и ис¬чезает на рубеже 50—60-х гг.

В 60—70-х гг. по мере освоения месторождений нефти  и газа резко возрастает экспорт этих энергоносителей, складывается преимущественно топливно-сырьевая международная специали¬зация России. В то же время наша страна становится одним из крупнейших импортеров зерна и других продуктов питания, а затем и многих промышленных потребительских товаров.

Топливно-сырьевая модель международной специализации  России сформировалась почти стихийно еще в 70-80-е гг., а в 90-е гг. приобрела  ярко выраженный характер. Такая модель по¬зволила России в период кризиса  плановой системы и при пере¬ходе  к рыночной экономике поддерживать относительно высокие (с учетом падения отечественного производства) стандарты по¬требления. При более эффективном хозяйствовании доходы от экспорта топлива и сырья могли бы стать солидной основой струк¬турной перестройки экономики и модернизации производствен¬ного аппарата. В принципе топливно-сырьевая специализация приносит немалые выгоды только в том случае, если природные ресурсы огромны, а пользующееся их благами население относи¬тельно невелико. Если такая модель хороша для Канады (30 млн. населения), Австралии (18 млн.), Саудовской Аравии (19 млн.), то она не может обеспечить столь же значительных выгод для России с ее гораздо более многочисленным (146,5 млн.) населением.

Россия постепенно теряет свои конкурентные преимущества в топливно-сырьевых отраслях в связи с неуклонным повышени¬ем затрат на разведку, добычу и обогащение первичного сырья. В нашей стране добыча и доставка топлива и сырья продолжают дорожать как по причине ухудшения условий добычи при про¬движении ее в труднодоступные регионы с тяжелыми климати¬ческими условиями, так и в связи с предельным износом про¬мышленного оборудования и трубопроводов, требующих замены. Эта тенденция отчетливо проявилась уже в 80-е гг., когда затраты на добычу топлива увеличились более чем в 2,5 раза.

При этом приток иностранных инвестиций в российскую эко¬номику в целом и топливно-энергетический комплекс в частнос¬ти оказался в 90-е  гг. недостаточным не только для  модерниза¬ции, но и для поддержания  в должном состоянии производствен¬ных мощностей ТЭК. 

В 80—90-е гг. стало  очевидным, что при преимущественном фи¬нансировании топливно-сырьевых отраслей недостаточный объем инвестиций приходится на долю обрабатывающей промышлен¬ности  и сельского хозяйства, что затрудняет их развитие. Пагуб¬ность всемерного расширения топливно-сырьевого экспорта осо¬бенно четко проявилась в последние годы советского периода. Наша страна была на первых местах в мире по производству, по¬треблению и экспорту многих видов минерально-сырьевых ресур¬сов, но это не могло предотвратить кризис советской экономики.

Экспорт природных  ресурсов лишь в незначительной степени  использовался как средство модернизации российской экономи¬ки, особенно отраслей промышленности, выпускающих потреби¬тельские товары.

Наиболее перспективным представляется использовать природно-ресурсный потенциал как начальный импульс отраслей, опирающихся на научно-технический потенциал страны. Причем такое использование природных ресурсов может продолжаться до¬вольно длительное время, учитывая остающиеся значительные объемы топливно-сырьевых ресурсов. Поэтому важно соединить разработку и экспорт наиболее рентабельных видов сырья и топ¬лива с появлением и развитием точек роста в тех отраслях эконо¬мики, которые будут способствовать ее структурной перестройке.

Информация о работе Экономико-географическое положение России