Природное и культурное наследие восточных районов прикаспийских российского прикаспия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:09, статья

Описание работы

В современном мире одним из важнейших направлений научного исследования становится обращение к проблемам природного и культурного наследия. Актуальность данной тематики обусловлена тем, что современная цивилизация осознала высочайший потенциал природного и культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования.
Памятники природы, истории и культуры Астраханского края составляют весомую долю в культурном и природном наследии мира, вносят важнейший вклад в устойчивое развитие нашей страны и человеческой цивилизации в целом, что и предопределяет ответственность российского народа и государства за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям.

Работа содержит 1 файл

Природное и культурное наследие восточных районов Астраханской области.docx

— 178.08 Кб (Скачать)

    Природное и культурное наследие ВОСТОка

    российского прикаспия 

    Бармин  Александр Николаевич, доктор географических наук, Астраханский государственный университет, 414000, Россия, Астраханская обл., г. Астрахань, пл. Шаумяна 1, е-mail: abarmin60@mail.ru.

    Амирханов Назим Александрович, аспирант, Астраханский государственный университет, 414000, Россия, Астраханская обл., г. Астрахань, пл. Шаумяна 1, е-mail: nazim2801@mail.ru. 

    В современном мире одним из важнейших  направлений научного исследования становится обращение к проблемам  природного и культурного наследия. Актуальность данной тематики обусловлена  тем, что современная цивилизация  осознала высочайший потенциал природного и культурного наследия, необходимость  его сбережения и эффективного использования.

    Памятники природы, истории и культуры Астраханского  края составляют весомую долю в культурном и природном наследии мира, вносят важнейший вклад в устойчивое развитие нашей страны и человеческой цивилизации в целом, что и  предопределяет ответственность российского  народа и государства за сохранение своего наследия и передачу его последующим  поколениям.

    В восточной части Астраханской области располагаются Харабалинский и Красноярский районы, в которых находятся государственный природный заказник «Пески Берли», 3 памятника природы и 31 памятников культуры, представленные памятниками истории, археологии, архитектуры и историческим местом (рис. 1).

Рис. 1 Природное  и культурное наследие западных районов  Астраханской области 

     Государственный природный заказник «Пески Берли» был 30 ноября 1998 г., в целях сохранения местообитания большого числа видов рептилий, в т. ч. редких, занесенных в Красную книгу, на хорошо сохранившихся полузакрепленных и закрепленных песках. Данный природный комплекс уникален для Европы и является национальным достоянием России. «Пески Берли» характеризуется наиболее богатым видовым составом рептилии по сравнению с другими районами Астраханской области. Здесь обитает, как минимум, 7 видов пресмыкающихся: разноцветная и быстрая ящурки, ушастая круглоголовка и круглоголовка вертихвостка, прыткая ящерица, узорчатый полоз, степная гадюка (занесена в Красную книгу Европы, 1993 год). «Пески Берли» богаты не только видовым составом, но и численностью представителей этих видов. Необходимость создания герпетологического заказника была вызвана ценностью богатого видами герпетокомплекса песчаных пустынь и опасностью нарушения благополучия территории при увеличении пастбищной нагрузки [2].

    Среди природного наследия, на территории Харабалинского района, одним из памятников природы  является «Орловский лес», учрежденный 16 августа 1989 г. (рис. 1). Лес расположен в 15 километрах севернее города Харабали, площадь – 67 гектаров. Лесное урочище было заложено в начале XX века, их целью было приостановление движения харабалинских песков. Это был первый опыт защитного лесоразведения на территории Астраханского края. Теперь на левом берегу реки Ашулук вырос лес из уникальных для астраханского климата деревьев. Лес представлен десятью древесными породами, среди которых ясень, дуб, вяз, тополь канадский [2].

    Другим  памятником природы является урочище  “Кордон” представляющий собой небольшой  участок земли степного ландшафта, где произрастают в естественных природных условиях экзотический вид мексиканского кактуса из рода Опунции, высаженные в декоративных целях в 1904-1917 годах. Площадь посадок 1 га [4].

    На  территории Красноярского района расположен памятник природы «Нерестовый массив Забузанский» площадью 10 790 га (рис. 1).

    Преобладающие биотипы на его территории – типичные для дельты Волги разнотравные луга, небольшие по площади лесонасаждения белой ивы вдоль водотоков  и травянисто – рогозовые заросли  в пониженных участках рельефа.

    Основной  охраняемый объект – луговые экосистемы, представляющие огромную ценность как  место воспроизводства частиковых рыб – сазана и воблы.

    В период половодья нерестовый массив служит местом обитания водоплавающих  и околоводных птиц. Вне периода  половодья здесь обитает ряд  обычных для области видов  млекопитающих, представляющих интерес  как объекты охоты.

    Современное состояние нерестового массива  оценивается как не удовлетворительное, так как необходима корректировка  границ памятника природы [3].

    В северной части Красноярского района простилается пырейно-кустарниковая  пустыня. Искусственные лесные посадки  в пойме рек образованы кленом, ясенем, шелковицей и различными видами тополей. Имеющиеся на территории района бэровские бугры сложены в  основном из глины, которая может  использоваться в производстве кирпича. Остепененные луга занимают прирусловые  и внутриостровные гривы и  подножья Бэровских бугров.

    Кроме природного наследия Харабалинский  район богат и культурным наследием. Одним из важных памятников археологии является  городище Сарай-Бату, которая являлась столицей Золотой орды с 1254 по 1395 годы, расположенного около с. Селитренного (рис. 1). Город был основан ханом Батыем и разрушен Тамерланом. Городище у с. Селитренного, оставшееся от первой столицы Золотой Орды - Сарай-Бату («город Батыя»), поражает своими размерами. Раскинутое на нескольких буграх, оно тянется по левому берегу Ахтубы более чем на 15 км. Город вырос очень быстро. В начале XIV века это была столица - со сплошными рядами домов, с мечетями (из которых 13 были соборными), с дворцами, стены которых сверкали мозаичними узорами, с водоемами, наполненными прозрачной водой, с обширными рынками и складами. На самом высоком холме над берегом Ахтубы возвышался ханский дворец. Согласно легенде, дворец хана был украшен золотом, поэтому все государство стало называться Золотой Ордой. Город имел свои керамические, литейные, ювелирные мастерские [4].

    Одним из особых исторических мест Астраханской области, тесно связанным с историей Золотой Орды, является городище Ак-Сарай  и комплекс развалин мусульманских  мавзолеев на левом берегу реки Ахтубы, к северу от с. Лапас Харабалинского района Астраханской области. На сегодняшний  день достоверно идентифицированы развалины  одного из восьми - самого крупного в  комплексе - мавзолеев, которого связывают  с именем хана Узбека. В этих местах находятся гробницы императоров, князей и всех вельмож, которые являлись запретными территориями. Среди культовых  построек всего комплекса выделяются остатки четырех больших построек из обожженного кирпича, украшенных изразцами (самый большой из этих четырех мавзолеев имеет местное  название «Замок Давлет-хана»). Все  четыре постройки расположены на вершинах холмов, образуя почти правильный квадрат, каждая сторона которого составляет несколько сот метров. В городище Лапас воздвигались фамильные усыпальницы  Джучидов, принявших ислам», не исключается  существования в этом же месте  захоронения самого Бату и других ханов-язычников. В середине 90-х гг. новая экспедиция обнаружила помимо 4-х крупных мавзолеев ещё 5 меньших  по размерам. Еще позже было выяснено, что «посёлок строителей» был  вытянут узкой (до 100 м) полосой вдоль берега на расстояние около 1,5 км и не примыкал к мавзолеям непосредственно. Были исследованы хозяйственные постройки поселка строителей. Среди находок, помимо типичной золотоордынской керамики, необходимо отметить остатки керамического производства (сопла, шлаки, тигли и пр.). Найдено около 100 монет в основном, в виде подъёмного материала. В целом можно сказать, что городище существовало именно во времена правления хана Узбека и обеспечивало строительство и охрану мавзолеев [1].

    Кроме городищ Сарай-Бату и Ак-Сарай, на территории Харабалинского района находится  грунтовый могильник «Хошеутовский», расположенный на северной окраине  с. Хошеутово на левом берегу реки Ашулук. Здесь были обнаружены разрушенные  сарматские погребения I тыс. до н.э. В  них найдены остатки золотой  фольги. В более поздних погребениях  гуннов (V в. н.э.) обнаружили обкладки лука, остатки кожаного пояса с бронзовой  пряжкой, обтянутой золотой фольгой, и со вставками из стекла. Сама форма  гуннского погребения очень своеобразна, представляет собой сложную конструкцию: яму глубиной 7 м. К сожалению, обнаруженные вещи - лишь то немногое, что осталось от грабителей, орудовавших еще в древности. Тем не менее, сохранились портупейные пряжечки из золота.

    Бэровский бугор «Маячный», в Красноярском районе, представляет собой возвышенность естественного происхождения, расположенного в 400 м. к северу от поселка Красный Яр на левом берегу р. Маячная. Общая длина бугра 3375 м., ширина 450 м. Для удобства привязки археологических объектов бугор был разделен на 3 условные части. «Маячный бугор – I» занимает центральную и западную части, «Маячный бугор – II» занимает северо-восточную часть и примыкает к центральной, а «Маячный бугор – III» занимает восточную оконечность большого бугра.

    В этих местах были обнаружены обломки  сероглиняных и красноглиняных гончарных  сосудов без орнамента, а в  стенках карьера – человеческие кости. За всё время исследования памятника было обнаружено около 100 погребений, относящихся к эпохе Золотой Орды (XIII – XV вв.).

    Часть безынвентарных погребений выполнены  в мусульманских погребальных традициях, характерных для XIII – XV вв. Они отличаются разнообразными надмогильными сооружениями, выполненными с применением сырцового, жженого кирпича, дерева. Ориентировка погребенных – черепом на запад, лицевыми костями на юг. Некоторые  погребения были совершены в языческих  традициях с богатым погребальным инвентарем (остатки кожаной   обуви, фрагменты ткани, жемчужные бусы, серьги из золота и серебра, глиняная посуда, серебряные золотоордынские монеты к. XIII – перв. пол. XIV вв).

    Особый  интерес представляет погребение с  трупосожжением. В гончарном сосуде был пепел и кремированные  останки погребенного. Рядом находилось кострище, на котором, видимо и происходил обряд трупосожжения. У кострища был обнаружен дигирный сосуд, врытый вертикально в землю, со скорлупой от десятка куриных яиц, на которых сохранились надписи тушью на арабском языке. Эти погребения датируются XIII – нач. XIV вв. [3].

    К северу от поселка Маячный расположен памятник археологии грунтовый могильник  «Вакуровский бугор-1», в котором  были обнаружены несколько мусульманских  захоронений и одно захоронение  с погребальным инвентарём, относящееся  к X веку.

     Бэровский бугор «Вакуровский-1» является возвышенностью естественного происхождения и  расположен на правом берегу реки Караульная, восточная часть бугра тянется  непосредственно вдоль берега реки. В 350 м к юго-западу от него расположен  бэровский бугор «Вакуровский-2», длиной 1530 м и шириной 265 метров.

     Городище  «Альча» расположено в 5 км к северо-востоку от пос. Барановка, на левом берегу р. Альча, на бэровском бугре «Альча». Поверхность бугра неоднократно распахивалась. Длина бугра 2500 м, ширина 300 м, высота до 5 м. На поверхности бугра найдены обломки красноглиняной гончарной керамики, обожженных кирпичей-плинфы, поливных изразцов, кости животных. Данные находки позволяют датировать городище XIII-XIV вв.

     Городище  «Соляное» расположено на одноименном  бугре в 1,5 км к северо-востоку от поселка Барановка, на левом берегу реки Караульной. Длина бугра 450 м, ширина 300 м, высота до 20 м. Восточная часть бугра распахана. Западная часть полностью срыта в ходе земляных работ. Во время исследования на поверхности бугра обнаружены обломки красноглиняной неполивной керамики, плинфы, керамические шлаки, кости животных XIV -XIV вв. [2].

    Развитие  культурной жизни жителей Красноярского  района тесно связано с образованием Красного Яра, которое началось до второй половины XVII века. Долгое время поселок  имел вид военного поселения и  был сторожевым пунктом для защиты далекой окраины России от набегов  кочевников и прикрытия торговых караванов, идущих в иранские города. К востоку от Красного Яра степи  были пустынными, до самого Гурьева  никаких постоянных поселений в  них не было. Но временами к городу прикочевывали калмыки, так как  через Красный Яр шла старая степная  дорога в Хиву и Бухару, по которой  ходили верблюжьи караваны.

    В эпоху Петра I Красный Яр стал местом ссылки мятежных бояр и стрельцов, а  также пленных шведов. А начиная  с царствования Николая I Красный  Яр явился уже официальным местом ссылки под надзор полиции так  называемых политически неблагонадежных  лиц. В этот период Красный Яр стал уездным городом Астраханской губернии.

    В первой половине XVII века население  Красного Яра делилось на несколько  сословий. Были казаки, мещане, купцы, удельные и государственные крестьяне.

    Указом  Петра I от 12 ноября 1717 года была создана  Астраханская губерния, в которую  вошел город Красный Яр. А спустя 68 лет в составе губернии были образованы 4 уезда. Одним из них  стал Красноярский с центром в  Красном Яру.

    В годы Великой Отечественной войны  из жителей Красноярского района, было направлено на фронт более 10 тысяч  человек, из них не вернулись 2752 человек. В 1985 году в память о красноярцах, погибших на войне был возведен обелиск  на набережной реки Бузан.

    В 1912 году в селе Красный Яр была построена  мечеть. До 1936 года она являлась культовым  сооружением, однако затем была подвергнута  реконструкции: минарет и купола были разобраны, сооружено межэтажное перекрытие. После реконструкции  здание использовалось в качестве магазина и конторы.

    В годы Великой Отечественной войны  в бывшей мечети размещался госпиталь, после чего она вновь использовалась в качестве магазина и конторы. Однако с 1990 года здание было законсервировано и стало разрушаться. Внутри него неоднократно возникали пожары. Самый  сильный произошел в мае 1999 года, который силами пожарной части не удавалось погасить в течение  нескольких часов.

Информация о работе Природное и культурное наследие восточных районов прикаспийских российского прикаспия