Территория и границы России как фактор развития Российского государства

Автор: Алина Пупкова, 03 Сентября 2010 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Данная работа направлена на исследование и решение такой важной проблемы, как экономический рост, экономическое развитие и налоговая политика как фактор его развития. «Тема экономического роста и развития была, есть и будет актуальна во все времена, так как она касается каждой, отдельно взятой личности, и планеты в целом. В сущности, людям свойственны как биологические, так и социально обусловленные потребности.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты экономического роста.............................5
1. Понятие экономического роста, его показатели и факторы.............5
2. Государственное регулирование экономического роста................12
Глава 2. Налоговая политика и её влияние на экономический рост........15
2.1. Цели и принципы налоговой политики.............................................15
2.2. Инструменты налоговой политики и её воздействие на
экономический рост……...........………………….............................20
2.3. Взаимосвязь налоговой политики и экономического роста в свете
теории и практики...............................................................................24
Заключение....................................................................................................30
Список используемой литературы...............................................................32
Приложения...................................................................................................33

Работа содержит 1 файл

КуРСоВАЯ6.doc

— 416.00 Кб (Скачать)

       Наряду  с количественными факторами  важную роль играет качество рабочей  силы и соответственно затрат труда  в процессе производства. По мере возрастающего  образования и квалификации работников происходит повышение производительности труда, что способствует повышению уровня и темпов экономического роста. Иначе говоря, затраты труда могут расширяться без какого-либо увеличения рабочего времени и численности занятых, а лишь за счет повышения качества рабочей силы.

       Инвестиции в человеческий капитал - важное средство повышения производительности труда. Самым простым показателем качества рабочей силы является уровень образования;

       2) наличие капитала: основной капитал  включает и жилой фонд, потому  что люди, живущие в домах, извлекают выгоду из услуг, предоставляемых домами. Последнее утверждение может показаться не совсем обычным, однако важно помнить, что современная экономическая теория трактует все факторы производства как оказывающие производительные услуги.

       Затраты капитала зависят от величины накопленного капитала. В свою очередь, накопление капитала зависит от нормы накопления, тем больше размеры капиталовложений. Прирост капитала также зависит и от размера уже накопленных активов, – чем они больше, тем меньше, при прочих равных условиях, скорость увеличения капитала, темп его роста;

       3) уровень технологии: технический  прогресс включает в себя не  только совершенно новые методы  производства, но и новые формы  управления и организации производства, новые информационные технологии. Под техническим прогрессом подразумевается открытие новых знаний, позволяющих по-новому комбинировать данные ресурсы с целью увеличения конечного выпуска продукции. При этом, как правило, возникают новые, более эффективные отрасли. Увеличение эффективного производства становится основным фактором экономического роста. Но вклад этого фактора может быть со знаком минус. Многие экономисты подчеркивают, что такие законодательные мероприятия, как введение штрафов и налогов на загрязняющие природу предприятия привели к снижению выпуска соответствующей продукции и сдерживали экономический рост. В связи с этим встает вопрос о качестве экономического роста. На практике технический прогресс и капиталовложения (инвестиции) тесно взаимосвязаны: технический прогресс часто влечет за собой инвестиции в новые машины и оборудование;

       4) количество и качество природных  ресурсов: данный фактор с трудом  поддается количественной оценке, хотя и значительно влияет  на темпы экономического роста.  Хотя обилие природных ресурсов является мощным позитивным фактором экономического роста, это вовсе не означает, что страны с недостаточными запасами обречены на невысокие темпы экономического роста. Проблема развития природных ресурсов сливается с проблемой усовершенствования техники для более рационального использования ресурсов, снижения материалоемкости продукции и с проблемой обеспечения оборудования и орудий для использования и обнаружения этих ресурсов. » [2, c. 88-93]

       Зависимость экономического роста от этих факторов прямая. Факторы предложения делают рост производства физически возможным: лишь доступность большего количества лучших по качеству ресурсов позволяет увеличивать производство реального продукта.

       К факторам спроса относятся такие, которые  повышают совокупный спрос общества на производимую продукцию (заработная плата, налоговая политика государства, склонность населения к сбережению) и этим стимулируют ее рост.

       К факторам распределения относят  именно распределение природных, трудовых и финансовых ресурсов страны, которое должно быть организовано таким образом, чтобы в большей степени способствовать экономическому росту (приросту продукции, улучшению ее качества и совершенствованию производства).

       К факторам, сдерживающим рост производительности труда и реального национального дохода, «относится различная законодательная деятельность в области охраны труда, окружающей среды и т. д. Чем выше темпы денежной эмиссии, тем ниже темпы экономического роста. Во многих странах мира значительная часть национального продукта производится на государственных предприятиях. Сопоставление доли производства в ВВП на государственных предприятиях с темпами прироста реального ВВП на душу населения показывает отрицательное воздействие государственного предпринимательства на экономический рост. При минимальных размерах государственного предпринимательства темпы экономического роста достигают максимума. С увеличением масштабов государственного предпринимательства темпы экономического роста падают, они становятся отрицательными. Значительные размеры государственного потребления препятствуют быстрому и устойчивому экономическому росту.» [4, с.96]

       Факторы, отрицательно влияющие на экономический  рост: усиление государственного вмешательства  в дела частного бизнеса, недобросовестное отношение к труду и хозяйственные преступления, прекращение работы во время трудовых конфликтов, воздействие неблагоприятных погодных условий на сельскохозяйственное производство.  
 
 
 
 
 

       1.2. Государственное регулирование  экономического роста

       Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста, и следует рассмотреть, какие меры государственного регулирования наилучшим образом могут стимулировать этот процесс.

       «Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику «дешевых денег») как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем, чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.» [1, с.159] Кейнсианство основано на экспансионистской финансовой политике, включающей расширение государственных расходов и снижение налогов.[6, c.72]

             В противоположность  кейнсианцам, «сторонники «экономики предложения» делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники «экономики предложения» отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости или полной загрузке производственных мощностей. » [13, c. 134]

       Как уже было сказано выше, налоговая  политика является фактором спроса, т.е. повышает совокупный спрос общества на производимую продукцию. «В нашей стране налоговая политика на современном этапе претерпела изменения, связанные с экономическим спадом и падением цен на энергоносители. В результате реформирования налогового законодательства в 2009 году налоговое бремя практически по всем бюджетообразующим налогам было снижено.

       В совокупности со снижением налоговых  баз, связанным с падением объемов  производства и цен, указанная мера привела к резкому снижению налоговых доходов, как в целом, так и по отдельным налогам. За 6 месяцев 2009г. снижение налоговых поступлений по налогам, администрируемым Федеральной налоговой службой, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составило в целом 17,9%, в федеральный бюджет – 29,5%, при этом налоговые поступления продолжают снижаться. Лидер снижения налоговых поступлений – налог на прибыль. В федеральный бюджет за полгода поступило 32,2% налогов по сравнению с уровнем прошлого года.

       Поскольку практически все изменения налогового законодательства направлены на облегчение положения налогоплательщиков и снижение налогового бремени, резервы роста налоговых поступлений лежат в области совершенствования налогового администрирования. В основных направлениях налоговой политики в 2010-2012 гг. по большинству налогов прослеживается дальнейшая либерализация налогового законодательства. » [9, с. 23-26]

       Экономисты  разных теоретических направлений  рекомендуют и другие возможные  методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы направить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образование также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

       При всей многочисленности и сложности  возможных методов стимулирования экономического роста большинство  экономистов едины в том, что  увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

 

       Глава 2. Налоговая  политика и её влияние на экономический

       рост.

       2.1. Цели и принципы налоговой  политики

       Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как: кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и др. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его.

       «Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счёт перераспределения финансовых ресурсов(1). Проводя налоговую политику, государство опирается на налоговые функции и использует их для проведения активной налоговой политики.

       Налоговая политика, как и другая политика государства, имеет своё содержание, которое характеризуется последовательными действиями государства по выработке научно обоснованной концепции развития налоговой системы, определению важнейших направлений использования налогового механизма, а также практическому внедрению налоговой системы и контроля за ее эффективностью.

       В зависимости от состояния экономики, целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает  приоритетными, используются различные  методы осуществления налоговой  политики. Налоговая политика во многом зависит также от форм и методов экономической и финансовой политики государства.

       Одной из форм налоговой политики выступает  политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает  достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и  вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Естественно, что подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством обычно во время экономического кризиса, войны. Подобная налоговая политика проводилась в России с самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой системы в стране в 1992 г.

       Другой  формой проявления налоговой политики является политика экономического развития, когда государство в максимально  возможных размерах налогового бремени  учитывает не только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. В этом случае государство, ослабляя налоговый прессинг для предпринимателей, одновременно сокращает свои расходы в первую очередь на социальные программы. Цель данной политики, как следует из названия, состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности за счет обеспечения наиболее благоприятного налогового климата. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Этот метод получил название "рейганомика".

Информация о работе Территория и границы России как фактор развития Российского государства