Транспортировка энергетических ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:32, реферат

Описание работы

Целью работы является рассмотрение различных типов транспортировки энергоресурсов, выявление преимуществ и недостатков каждого типа.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Исследование понятий энергосистемы и энергоресурсов, их классификации;
Рассмотрение способов добычи и транспортировки невозобновляемых энергоресурсов, их преимуществ и недостатков;
Анализ стадий жизненного цикла посредством графиков и таблиц;

Содержание

Введение…………………………………….……………………………………..3
I. Понятие энергосистемы и энергетических ресурсов и их классификация…………………………………………………………………….5
1. Первичные невозобновляемые энергоресурсы……………………………..6
2. Возобновляемые энергоресурсы…………………………………………….9
II. Месторождения, добыча и транспортировка энергетических ресурсов…..………………………………………………………………………11
1. Транспортировка природного газа………….………….............................…12
2. Транспортировка нефти…………………………………………………..….14
3. Транспортировка угля……………………..…………………………………15

III. Альтернативы рассматриваемых технологий. Преимущества и недостатки различных видов транспортировки…………………………………………….17
1. Трубопроводный транспорт………………………………………………...17
2. Морской транспорт………………………………………………………….17
3. Железнодорожный транспорт…………………..……………………….….18
4. Автомобильный транспорт…………………………………………………18
5. Углепроводы…………………………………………………………………18
IV.Анализ стадий жизненного цикла на примере графиков транспортировки энергоресурсов и его связь с жизненным циклом спроса и
товара……………………………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….25
Литература……………………………………………………………………….26
Приложения……………………………………………………………………...28

Работа содержит 1 файл

Vvedenie_NTP.docx

— 1.46 Мб (Скачать)

Трубопроводный  транспорт.

     Преимущества:

    • Низкая себестоимость транспортировки;
    • Сохранность качества благодаря полной герметизации трубы;
    • Полная автоматизация операций по наливу, перекачке, транспортировке и сливу;
    • Малочисленность персонала;
    • Непрерывность процесса перекачки;
    • Возможность повсеместной укладки трубопровода;
    • Отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду;
    • Высокая скорость доставки;
    • Наиболее экономически выгодный способ транспортировки и др.

     Недостатки:

    • узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов (жидкости, газы, эмульсии);
    • для рационального использования требуется мощный устойчивый поток перекачиваемого груза;
    • горючесть, дымообразующая способность и токсичность выделяемых при горении продуктов, а так же ограниченная предельная температура применения – 1300 С (для трубопроводов с пенополиуретановой изоляцией);
    • подверженность коррозии и зарастанию, увеличение гидравлического сопротивления в процессе эксплуатации при отсутствии необходимых мер (для трубопроводов из стальных труб);
    • частые аварийные ситуации;
    • возгорания, взрывы и, как следствие, экологические проблемы и др.

Морской транспорт.

          Преимущества:

    • самый крупный перевозчик в международных перевозках;
    • низкие грузовые тарифы;
    • высокая провозная способность;
    • максимально возможная безопасность грузов;
    • наличие межконтинентальных маршрутов;

     Недостатки:

    • низкая скорость;
    • жесткие требования к упаковке и креплению грузов;
    • малая частота отправок;
    • зависимость от погодных и навигационных условий;
    • требование к  созданию сложной портовой инфраструктуры.

Железнодорожный транспорт.

     Преимущества:

    • сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов;
    • хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях;
    • возможность доставки груза на большие расстояния;
    • регулярность перевозок;
    • возможность эффективной организации погрузочно-разгрузочных работ.

    Недостатки:

    • невысокая маневренность;
    • ограниченное количество перевозчиков
    • низкая возможность доставки к пунктам потребления (при отсутствии подъездных путей железнодорожный транспорт должен дополняться автомобильным).

Автомобильный транспорт.

     Преимущества:

    • высокая маневренность;
    • обеспечивание регулярности поставки;
    • возможность поставки малыми партиями;
    • менее жесткие требования к упаковке товара;

     Недостатки:

    • высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля;
    • срочность разгрузки;
    • возможность хищения груза и угона автотранспорта;
    • сравнительно малая грузоподъемность;
    • экологическая неблагоприятность.

Углепроводы.

     Преимущества:

    • непрерывность и равномерность потока;
    • постоянством (усреднением) качества доставляемого продукта;
    • независимость работы от условий погоды;
    • отсутствие потерь при транспортировании;
    • значительная пропускная способностью при небольшом количестве обслуживающего персонала;
    • высокий потенциал автоматизации транспортных и погрузочно-разгрузочных операций.

     Недостатки:

    • оптимальная концентрация пульпы (уменьшение гидравлических потерь);
    • абразивная стойкость трубопроводов (износ);
    • надежность (аварийность).

   II.2 Анализ стадий жизненного цикла на примере графиков транспортировки энергоресурсов и его связь с жизненным циклом спроса и

товара. 
 

 

     На  графике представлены объемы транспортировок  энергоресурсов: природного газа, нефти  и угля за период, начиная от 2000 и  заканчивая 2010 годом.

     Если  отдельно анализировать каждый из графиков, то можно проследить некую тенденцию  роста транспортировки.

     Смотря  на график транспортировки нефти, можно смело заявить о ее росте. Наибольший показатель был достигнут в 2010г. (303 млн.т), что, прежде всего, связано с ростом объемов ее добычи и открытием новых месторождений.

     «Разработка Ванкорского нефтяного месторождения уравновесила падение добычи на других месторождениях. Ряд факторов, таких, как рост цен на нефть, девальвация российского рубля, снижение операционных издержек, а также активная, поддерживающая государственная политика по налогам и пошлинам, стабилизируют поставки Россией нефти в 2010 году», — приводит агентство отрывок из обзора ОПЕК1.

     Если  же говорить о наименьшем показателе транспортировки, то он был установлен в 2000 году. Это было связано с большой  долей неиспользуемых скважин (около 30%) 2 и низким спросом на этот энергоресурс.

     Рост  спроса на нефть в 2000 году был слабым, так как высокие цены вынуждали  потребителей пользоваться законсервированными запасами или переходить на альтернативные источники: потребление угля увеличилось впервые с 1996 года. По видимому это снижение роста спроса продолжилось и в 2001 году. При растущем производстве нефти, как в странах ОПЕК, так и в других, уровень производства нефти в мире растет быстрее, чем уровень спроса.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     В 2003 году спрос на нефть составлял 9,49 млн. баррелей в день. В результате повышения оценки спроса в 2003 г., оценка спроса на нефть в 2004 г. увеличилась на 220 тысяч баррелей в день до 81,99 млн. баррелей в день.

     «На протяжении всего 2004 г. множество комментариев было посвящено рекордному росту мирового спроса на нефть, движущей силой  которого стал резкий скачок потребления  в Китае, - отметили эксперты ОПЕК,- гораздо меньшее внимание было уделено существенному росту мирового предложения нефти, обусловленного высоким уровнем нефтедобычи в странах ОПЕК и увеличением производства в России и Каспийском регионе", - продолжили авторы доклада3. Согласно предварительным оценкам, предложение нефти в 2004 г. составило в среднем 82,8 млн. баррелей в день, увеличившись на 3,5 млн. баррелей в день по сравнению с 2003 г.

     Таким образом, хотя мировой спрос на нефть  резко вырос в 2004 г. на 2,5 млн. баррелей в день, мировое производство нефти  выросло на 3,5 млн. баррелей в день. Этого было достаточно и для того, чтобы удовлетворить спрос, и для того, чтобы пополнить товарные запасы нефти и довести их до нормальных уровней по отношению к средним пятилетним значениям. При этом стратегические нефтяные резервы также выросли на большие объемы.

     В 2005-2006 годах наиболее вероятным коридором  для колебания нефтяных цен были 45-65 долларов за баррель. Постепенно, по мере введения новых добывающих и  перерабатывающих мощностей, давление на рынок начало уменьшаться.

     В середине лета 2008г. спрос на черное золото стал снижаться и потянул вниз цены. Причем некоторые участники рынка считают, что спрос на нефть со стороны развитых промышленных государств, таких как США, Япония, а также со стороны стран Западной Европы больше не будет расти, поскольку эти государства уже миновали пик своего развития.

     Правда, стоит добавить, что резкое снижение спроса на нефть наблюдается лишь со стороны развитых государств, в  то время как развивающиеся экономики  все еще потребляют огромное количество черного золота. Все это наводит  аналитиков на мысль, что Запад перестает  быть двигателем мировой экономики.

     Если  в 2008г. мировое потребление нефти  сократилось, по различным экспертным оценкам, на 100-300 тыс. барр./день, то в 2009г. спрос на черное золото, как ожидалось, упал еще на 500-800 тыс. барр./день. Сохранение на протяжении двух лет отрицательной  динамики в изменении спроса на нефть  ожидалось в мире впервые за последние 26 лет - с 1982г. и 1983г. соответственно.

     В последнее время мировой рынок  нефти характеризуется крайне низким спросом и продолжающимся снижением цен, что, тем не менее, не уменьшает объемов транспортировки этого энергоресурса. В целом, для удовлетворения глобального спроса на нефть мировые мощности добычи к 2025 году должны быть увеличены на 46 млн. баррелей в день.

     График транспортировки природного газа показывает нам вполне стабильное увеличение объемов транспортировки. Наибольший скачок был достигнут в 2005 году, где объемы выросли в связи с увеличением спроса на природный газ и ростом цен на газ на внутреннем рынке.

     Наименьший  же объем транспортировки был  установлен в 2002 году.

     Как утверждает Statistical Review of World Energy(статистическое обозрение) цены на природный газ отставали от цен на нефть, но тоже росли, отражая роль договорных связей и конкуренции между поставщиками различных видов топлива и в 2000г. газ стал самым быстро растущим топливом. Его глобальное потребление выросло на 4,8% — самый высокий уровень с 1996 года. Спрос на газ вырос во всех регионах, но в особенности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, (прирост составил почти на 8%). В мире производство газа увеличилось на 4,1%.

      Для покрытия растущего спроса на газ  были предложены следующие меры:

      Во-первых, вовлечение в систему газоснабжения 193 месторождений с так называемыми "малыми запасами газа", которые в совокупности составляют 900 млрд кубометров.

      Во-вторых, активное внедрение газоэнергосберегающих технологий. Обследования в ряде регионов показали, что котельные сжигают газ с потерями до 60%, при том что на Западе потери газа в 20% считаются недопустимыми. За счет несложных технологических мероприятий можно снизить потребление газа на 40-100 млрд кубометров в год.

      В-третьих, увеличение добычи газа независимыми производителями, которые в настоящее время располагают лицензиями на 30% всех разведанных запасов газа, а производят чуть более 10% от общего объема потребления газа в России.

      В четвертых, освоение перспективных месторождений полуострова Ямал, в районе Обско-Тазовской губы и Штокмановского месторождения.

      За  последние несколько лет спрос  на газ в России устойчиво рос  средними темпами (около 2%), за исключением  отдельных годов, когда из-за теплой зимы он временно снижался. Заниженные цены на газ приводят к дисбалансу в структуре энергопотребления страны. Так, по сравнению с другими странами российская экономика в большей мере полагается на газ. Если в среднем в мире на газ приходится около 1/3 потребления, то в России - более 1/2, при этом ее газоемкость выше газоемкости прочих стран.

      Еще с советских времен Газпром является самым крупным экспортером природного газа в европейские государства. В настоящее время ему принадлежит доминирующая роль на рынке газа России, заключающаяся в его контроле над экспортным каналом, транспортной инфраструктурой, а также в преобладающем участии в добыче газа.

      В период аномально низких температур января 2005, а, следовательно, резкого увеличения спроса на газ, Газпром вывел подготовленные месторождения на максимальные уровни отборов, объем добычи составлял 1,7 млрд куб. м/сут. Таким образом, текущие мощности, которые компания дополнительно ввела, позволили выйти на годовой уровень добычи, равный 620 млрд куб. м газа. При этом Газпром в 2007 г. добыл лишь 545 млрд куб. м. Соответственно, компания располагает значительными резервами по увеличению добычи, которыми пока не стремится воспользоваться из-за низких цен на газ на внутреннем рынке.

Информация о работе Транспортировка энергетических ресурсов