Транспортный комплекс России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:15, доклад

Описание работы

Транспорт является неотъемлемой составной частью экономики страны, в нашем случае России. Он является связующим звеном между районами, отраслями, предприятиями. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение предприятий, фабрик и т. д., без его учета невозможно достичь рационального размещения производства.

Работа содержит 1 файл

транспортный комлекс россии.docx

— 21.24 Кб (Скачать)

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Транспорт является неотъемлемой составной  частью экономики страны, в нашем  случае России. Он является связующим  звеном между районами, отраслями, предприятиями. Транспортный фактор оказывает влияние  на размещение предприятий, фабрик и  т. д., без его учета невозможно достичь рационального размещения производства. Транспортные связи являются необходимым, если не сказать обязательным условием специализации любого района страны в производстве различной  продукции, которая впоследствии будет  потребляться за его пределами.

Транспорт является отдельно стоящей  отраслью государственного хозяйства, которая по роду своей деятельности занимает промежуточное положение  между производством и потреблением товаров. Другими словами, специфика  транспорта как части экономики  такова, что, ничего не производя, однако косвенно участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую  продукцию на места потребления.

Совсем недавно мировое сообщество признало Россию как “страну с  рыночной экономикой”, то есть подтвердила  наличие рыночных отношений внутри страны. С одной стороны, от транспортного  фактора зависит эффективность  работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с жизнеспособностью, а с другой стороны — сам  рынок подразумевает под собой  обмен товарами и услугами, что  без транспорта невозможно. Поэтому  транспорт является важнейшей составной  частью рыночной инфраструктуры.

Для России в связи с ее огромными  территориями и суровым климатом необходим “неприхотливый” транспорт, надежный и не зависящий от погодных условий. Такими видами транспорта являются трубопроводный и, конечно, железнодорожный. В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный и внутренний водный, а в перевозке пассажиров — железнодорожный. Но обязательно надо иметь в поле зрения то, что рациональность использования того или иного вида транспорта необходимо рассматривать в условиях конкретной задачи с учетом многих факторов, таких как вид груза, его масса, расстояние перевозки, сроки доставки, транспортабельность, характеристики необходимого участка пути и т. д. и т. п.

Уровень развития транспортной системы  Российской Федерации различается  по регионам. Обеспеченность путями сообщения  как по общей длине, так и по плотности (км пути на 1000 км2 площади) отличается в десять и более раз. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы, наименее развитую — Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузоперевозок. В районах, где добываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ — велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт и высоко значение трубопроводного, а также в Центральном районе большая часть перевозок осуществляется по железной дороге. Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т. е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья и топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно — пассивный, т. е. ввоз превышает вывоз.

Мощности транспортных потоков  также имеют существенные различия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т. д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны:

1. Широтное магистральное сибирское  направление восток—запад и обратно;  оно включает железнодорожные,  трубопроводные пути и водные  с использованием рек Камы  и Волги;

2. Меридиональное магистральное  центральноевропейское направление север—юг с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями;

3. Меридиональное Волго-Кавказское  магистральное направление север—юг  по реке Волге, железнодорожным  и трубопроводным путям, связывающее  Поволжье и Кавказ с Центром,  Севером европейской части страны  и с Уралом.

По этим главным магистральным  направлениям идут основные грузопотоки  страны и тесно взаимодействуют  железнодорожный, внутренний водный и  автомобильный виды транспорта. Магистральные  авиатрассы также в основном совпадают  с сухопутными. Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России. По мере развития производительных сил страны в целом и отдельных ее районов “система нуждается в постоянном совершенствовании как в области рационализации размещения, так и ее качественного уровня: обновления материально-технической базы, улучшения организационно-управленческой системы, использования новейших достижений научно-технического прогресса”.

Транспортные сети имеют различную  конфигурацию. Она бывает радиальной, подразделяясь, в свою очередь, на одноцентровую и многоцентровую. Первую конфигурацию легко себе представить, вспомнив паутину. В случае многоцентровой радиальной сети у паутины может быть несколько центров (что следует из названия), от которой во все стороны расходятся нити. Такую конфигурацию имеют транспортные сети больших городов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Брянск и др. Также существует ортогональная конфигурация, при которой развитие направлений транспортного потока происходит параллельно широтам и меридианам. Ярким примером такой конфигурации является Южный Урал. Наряду с приведенными существует также древовидная конфигурация, которая доминирует на большей части Сибири и Дальнем Востоке. Очевидно, что по отдельности они не встречаются, поэтому выше указаны районы преобладания той или иной конфигурации.

2.1. Автомобильный2.2. Водный (речной и морской)2.3. Железнодорожный2.4. Трубопроводный2.5. Воздушный2.6. Электронный

 

 

2.6. ЭЛЕКТРОННЫЙ ТРАНСПОРТ

Электронный транспорт в нашей  стране развит достаточно сильно. Электрификация страны была бы очень дорогостоящей  программой без электронного транспорта. Этот транспорт не перевозит грузы  или пассажиров. Он “перевозит”  электроэнергию на большие расстояния. Для этого используются высоковольтные ЛЭП, которые можно увидеть практически  в любом уголке нашей страны.

Целесообразность использования  такой системы проста и логично  объяснима. Гораздо дешевле построить  несколько (хотя “несколько” здесь  измеряется десятками и сотнями  километров) ЛЭП, чем строить электростанцию. В наше время электричество потребляется непрерывно во времени. Но существуют пиковые и базовые режимы потребления  электроэнергии. Первые обслуживаются  ГЭС, так как это наиболее “мобильные”  станции, и они способны быстрее  реагировать на изменение спроса на электроэнергию, второй же обслуживается  тепловыми электростанциями. Но так  как эти станции распределены неравномерно по площади страны, то без электронного транспорта здесь  не обойтись.

3. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ  РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА  РОССИИ

Из всего вышесказанного можно  сделать вывод, что стабилизация экономики и ее подъем невозможны без решения основных проблем  транспортного комплекса. В настоящее  время разрабатывается комплексная  программа “Транспорт России”. В  первую очередь требуют решения  вопросы увеличения инвестиций в  эту отрасль, привлечения иностранного капитала, налаживания работы поставщиков  транспортного комплекса — транспортного  машиностроения, электротехнической и  электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др. В самом транспортном комплексе необходима более тесная координация работы всех видов транспорта между собой и с отраслями  народного хозяйства. Одной из основных задач также является восстановление транспортно-экономических связей со странами ближнего зарубежья, так  как транспортный комплекс СССР формировался как единое целое, и обособленное функционирование его отдельных  частей привело к деградации транспортного  хозяйства не только России, но всех бывших республик СССР.

Остро стоят проблемы транспортного  обеспечения сельских населенных пунктов, пассажирских перевозок в крупных  городах, снижения экологически неблагоприятного влияния транспорта на природную  среду и человека. Переход к  рыночным отношениям транспортного  комплекса России сложен из-за сформировавшейся ранее сильно централизованной структуры  управления и созданных сверхкрупных транспортных монополий. При решении  проблемы разгосударствления отдельных  частей транспортного комплекса, создания условий для конкуренции возникла объективная необходимость малого и среднего бизнеса. Активно идет процесс приватизации автотранспортных предприятий, создания мелких акционерных  авиакомпаний, предприятий водного  транспорта.

В условиях рыночных отношений на первый план в развитии выдвигается  задача более полного и качественного  удовлетворения потребностей в транспортных услугах народного хозяйства  и населения страны, на что и  нацелена программа “Модернизация  транспортной системы России”, принятая в 2001 г.

Если же рассматривать другие проблемы комплекса, помимо финансовых, то в первую очередь возникает проблема загрязнения окружающей среды. И здесь речь идет не только о вредных выбросах в атмосферу. Встает проблема о шумовом и тепловом загрязнении мобильными источниками. К мобильным источникам относятся автомобили и транспортные механизмы, передвигающиеся по земле, по воде и по воздуху. В больших городах к числу основных источников загрязнения атмосферного воздуха относится автотранспорт. Выхлопные газы двигателей содержат более двухсот компонентов, среди которых немало канцерогенов. Наземные транспортные средства — это механизмы, передвигающиеся по шоссейным и железным дорогам, а также строительное, сельскохозяйственное и военное оборудование. К опасным видам транспорта можно отнести трубопроводный, ибо повреждения в системе могут очень быстро вылиться в экологическую катастрофу мирового масштаба.

Следующая проблема транспорта —  это безопасность перевозок. Прежде всего это относится к авиационному и железнодорожному транспорту, так как скорости и тот и другой развивают очень большие. Также не разрешена проблема  рационального использования временных и территориальных ресурсов. Во многих крупных портах, на стыке железнодорожных и морских транспортных узлов из-за несовершенного законодательства товары проводят на складах гораздо больше времени, нежели это требуется. Из-за этого качество (хотя бы тех же продуктов питания) резко снижается.

Таким образом, в заключение можно  сказать, что существует множество  проблем разного масштаба, без  решения которых Россия никогда  не будет по-настоящему великой державой. Но сейчас намечается положительная  тенденция к развитию и улучшению  транспортного комплекса страны, которая базируется на огромном потенциале российских ученых и простых граждан.

 


Информация о работе Транспортный комплекс России