Виды и функции рынков экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:04, реферат

Описание работы

Необходимо подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков. И централизованно планируемая экономика, и свободная рыночная экономика неизбежно представляют собой несовершенные институты, которым одновременно свойственны преимущества и недостатки. Чтобы понять, как функционирует рыночная экономика, необходимо признать существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответы.

Работа содержит 1 файл

Реферат по экономике. Рынок сущность, функции, структура. Достоинство и недостатки рыночной экономики..docx

— 24.42 Кб (Скачать)

 

 Оптовая торговля существует  в двух видах. Первый вид  — установление прямых связей  между поставщиками и потребителями.  Этот вид обычно используется  при устойчивой кооперации труда  (текстильные и швейные комбинаты,  автомобильные и шинные предприятия). При таких связях договор становится  исходным пунктом и активным  рычагом формирования рынка. Второй  вид оптовой торговли — коммерческие  центры, биржи. Этот вид применяется,  когда продукция

 

 поставщика используется  многочисленными мелкими потребителями  Например, на предприятиях, выпускающих  подшипники, которые потребляется  сотнями и тысячами предприятий  и организаций. Переход к оптовой  торговле возможен при определенных  экономических и социальных предпосылках:

 

 • обоснованной системе  цен, учитывающей ее отношение  спроса и предложения:

 

 • создании развитой  инфраструктуры рынка (складские  помещения, базы, транспортное обслуживание  и т. п.).

 

6. С учетом соблюдения  законности в экономике рынки  делятся на:

 

 • легальные, официальные:

 

 • нелегальные «теневые»,  «черные» и т. д.

 

 Исследования структуризации  рынков позволяют выделить основные  виды рынков. Рынки товаров и  услуг. В эту группу включаются  рынки:

 

 • товаров потребительского  назначения продовольственные и  непродовольственные товары:

 

 • рынки услуг бытовые,  транспортные, коммунальные;

 

 • рынки жилья и  зданий непроизводственного назначения.

 

 Рынки факторов производства. В их состав входят:

 

 • рынки недвижимости;

 

 • орудий труда;

 

 • сырья и материалов;

 

 • энергетических ресурсов;

 

 • полезных ископаемых.

 

 Финансовые рынки. Это:

 

 • рынки капиталов,  т. с. инвестиционные рынки;

 

 • кредитные рынки;

 

 • рынки ценных бумаг,  представленные акциями, облигациями,  опционами, варантами, фьючерсными  контрактами и др.;

 

 • валютно-денежные  рынки.

 

 Рынки интеллектуального  продукта — инновации, изобретения,  информационные услуги, произведения  литературы и искусства.

 

 Рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую  форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует  в соответствии с. законами  рыночной экономики.

 

 Региональные рынки:  местные, внутренние, национальные  рынки: внешние, международные  рынки.

 

 Сегментация рынков. Основные  виды рынков подразделяются на  различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет  собой разделение потребителей  данного товара на отдельные  группы, предъявляющие к товару  неодинаковые требования. Сегмент  рынка — это часть рынка,  группа потребителей, продуктов  или предприятий, которые образуются  на основе определенных общих  признаков. Сегментация может  быть проведена разными путями  с использованием различных факторов (признаков). Основными из них  являются:

 

1. Географические:

 

 • по регионам: Север,  Центрально-Черноземный район, Урал, Сибирь, Дальний Восток;

 

 • по административному  делению: республика, край, область,  район, город;

 

 • по плотности населения:  город, пригород, сельская местность:

 

 • по климатическим  условиям: умеренно-континентальный,  континентальный, субтропический, морской.

 

2. Демографические:

 

 • группировка населения  по возрасту;

 

 • по полу;

 

 •размеру семьи;

 

 • по уровню дохода;

 

 • по профессиональному  составу: научные работники НИИ,  инженерно-технические работники  госпредприятий, рабочие госпредприятий, служащие, пенсионеры, безработные;

 

 • по уровню образования;  по религиозной принадлежности:

 

 • по национальному  составу.

 

3. Психографические:

 

 • группировка населения  по социальному составу с низким, средним, высоким, очень высоким  достатком;

 

 •по стилю жизни:  богемный, элитарный, молодежный, спортивный;

 

 • по личным качествам:  амбициозные, авторитарные, импульсивные.

 

4. Поведенческие:

 

 • приобретение товаров  носит случайный характер;

 

 • поиск выгод при  покупке товаров: изделия высокого  качества, хорошее обслуживание, низкие  цены;

 

 • статус постоянного  клиента; степень нуждаемости  в продукте: нужен постоянно, нужен  время от времени:

 

 • эмоциональное отношение  к продукции: положительное, безразличное, негативное.

 

 

 

 

 Преимущества и недостатки  рыночной экономики

 

 В условиях товарного  хозяйства рынок является регулятором  общественного производства. Через  рынок происходит стихийное приспособление  структуры производства товаров  к объему и структуре общественных  потребностей, распределение факторов  производства между различными  отраслями, т.е. решается вопрос, что и в каком количестве  производить. Рынок устанавливает,  какие условия производства являются  общественно необходимыми, стимулирует  снижение издержек и рост производительности  труда и технического уровня  производства, определяя, таким образом,  как будут производиться товары, с помощью каких ресурсов и  какой технологии. Наконец, рынок  решает проблему, для кого производятся  товары, каким образом должен  распределяться национальный доход  между различными слоями населения,  обладающими разными доходами, разной  квалификацией и т.д.

 

 В связи с этим  необходимо подчеркнуть, что в  центре рынка стоит потребитель.  Основная задача любого товаропроизводителя  — найти на рынке потребителя  своей продукции, продать ему  товар. Именно потребитель, используя  находящиеся в его распоряжении  деньги, оказывает в конечном  итоге определяющее влияние на  то, что производится и куда  идут произведенные товары.

 

 Наиболее эффективно  свои функции рыночный механизм  осуществляет в условиях экономической  свободы, которая подразумевает  свободу предпринимательства, свободу  перемещения ресурсов по разным  сферам применения, свободу ценообразования,  свободу выбора продавцов и  покупателей.

 

 Другими словами, рыночная  экономика — это саморегулирующаяся  система, которая способна эффективно  функционировать без прямого  вмешательства государства. Она  обладает определенным внутренним  порядком и подчиняется определенным  закономерностям. Сотни тысяч  товаров производятся миллионами  людей без централизованного  руководства, и при этом обеспечивается  сбалансированность спроса и  предложения.

 

 Важно отметить, что  рынок, зародившийся несколько  тысячелетий назад, развивался  естественным путем, прошел сложный  путь развития, приспосабливаясь  к менявшимся условиям, и тем  самым доказал свою жизнеспособность. В этом смысле рыночную экономику  можно рассматривать как достижение  человеческой цивилизации, как  наиболее эффективную из всех  существовавших форм организации  общественного производства.

 

 Вместе с тем, было  бы большой ошибкой рассматривать  рынок как идеальный механизм, лишенный каких-либо недостатков  и противоречий. Тенденция к установлению  равновесия, заложенная в рыночном  механизме, прокладывает себе  дорогу через постоянное нарушение  равновесия. Результатом стихийного  характера этого процесса являются  определенные потери общественного  труда. Частные предприниматели  не могут точно определить  общественные потребности и тенденции  изменения спроса, поэтому уже  материализованные затраты могут  оказаться излишними.

 

 Стихийное колебание  цен и предложения имеет следствием  неустойчивость положения участников  производства. С понижением цены  определенное количество производителей  выталкивается из данной отрасли,  что для предпринимателей может  означать разорение, а для рабочих  — безработицу. Поскольку товары  в рыночной экономике направляются  туда, где имеется больше денег,  рынок может предписать некоторым  людям голодать из-за недостаточности  дохода, а другим — получать  несоразмерные или чрезмерные  доходы.

 

 Следует также указать,  что рыночный механизм ориентирован  на получение прибыли и поэтому  не может эффективно решать  многие стоящие перед обществом  задачи: социальное обеспечение,  развитие науки и культуры, защита  окрущающей среды и т.д.

 

 Наличие у рыночного  механизма существенных недостатков  приводит к необходимости его  регулирования, главным образом,  путем вмешательства государства  в экономическую жизнь.

 

 

 Заключение

 

 Переход к рынку  предполагает воссоздать в полном  объёме все рыночные отношения  с присущими им регуляторами  экономики. При этом государство  с помощью экономических методов  призвано оказывать регулирующее  воздействие на сам рынок в  интересах всего населения.

 

 Парадоксом переходной  экономики является то, что возможности  государства влиять на хозяйственные  процессы в этот период уменьшаются  (в силу либерализации, приватизации  и др.), а потребность в государственном  вмешательстве сохраняется на  высоком уровне и даже возрастает  в связи с общим кризисным  состоянием экономики и особенно  ряда его секторов (социальная  сфера и трудно адаптирующиеся  к рынку отрасли).

 

 Государственное регулирование  экономики ставит своей главной  целью соблюдение интересов государства,  общества в целом, социально  незащищённых слоёв населения.  Это необходимо для того, чтобы  в условиях экономической свободы  они не были подавлены, ущемлены  и устремлениями и интересами  отдельных регионов, социальных  групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.

 

 Государство всегда  выступало особым экономическим  субъектом, так или иначе, участвуя  в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий  такого участия была и остаётся  остро дискуссионным вопросом  экономической науки.


Информация о работе Виды и функции рынков экономики