Восточная цивилизация Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 00:17, реферат

Описание работы

Вся история Древней Греции условно делится на несколько периодов: крито-микенский (XXX-XX вв. до н.э.), гомеровский (XI - IX вв. до н.э.), архаический (VIII - VI вв. до н.э.), классический (V - IV вв. до н.э.) и эллинистический (IV - I вв. до н.э.) Древнегреческая цивилизация возникла на балканском полуострове и также она включала западное побережье малой Азии (западная часть нынешней Турции). Балканский полуостров с трёх сторон омывается тремя морями: с запада Ионическое, с юга Средиземное, с востока Эгейское море. Балканский полуостров в основном представлен гористой местностью очень мало плодородных долин и основным видом хозяйства в основном являлось скотоводство (выращивание овец и коз)

Работа содержит 1 файл

восточная цивилизация.doc

— 52.65 Кб (Скачать)

Вся история Древней Греции условно делится на несколько периодов: крито-микенский (XXX-XX вв. до н.э.), гомеровский (XI - IX вв. до н.э.), архаический (VIII - VI вв. до н.э.), классический (V - IV вв. до н.э.) и эллинистический (IV - I вв. до н.э.) Древнегреческая цивилизация возникла на балканском полуострове и также она включала западное побережье малой Азии (западная часть нынешней Турции). Балканский полуостров с трёх сторон омывается тремя морями: с запада Ионическое, с юга Средиземное, с востока Эгейское море. Балканский полуостров в основном представлен гористой местностью очень мало плодородных долин и основным видом хозяйства в основном являлось скотоводство (выращивание овец и коз). Так же занимались земледелием (выращивали виноград (вино) и оливки (оливковое масло)), но только в двух долинах. В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами Греции - на острове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя ее, прежде всего на Эвбее. Также в Древней Греции добывали ряд других черных и цветных металлов. Горнодобывающий промысел находился в Афинах на высоком уровне развития. Еще важнее серебра была для греческого искусства глина, из которой делали кирпичи, но, прежде всего керамику. Наконец, весьма ценился и камень: благодаря нему возникли со временем греческие храмы, другие памятники архитектуры и скульптуры.

 

 

 

Под восточной цивилизацией подразумевается прежде всего Индия, Китай и Япония на протяжении гигантского временного промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э. - 3000 лет. За это время на Западе успели одна за другой сме- ниться несколько цивилизаций. В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождает- ся крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои ци- вилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем. Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию одного из крупнейших востоковедов, нашествия "варваров" ( кочевых пле- мен, живших на границах Китая и переживавших период разложе- ния первобытнообщинного строя ) не только не уничтожили ки- тайское государство, но даже не прервали его существования... И даже в северной части страны, где образовались "варварские" королевства, эти королевства очень скоро перестали быть "вар- варскими", превратившись в те же китайские. Коренное китайс- кое население этой части страны ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию. Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке сосущество- вало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отноше- нии западного христианства, довольно спокойно уживался с тра- диционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались не- зыблемыми. Второй важной особенностью Востока являлось то, что об- щество здесь не утеряло связи с природой. Любимым доводом европейских колонизаторов в пользу заво- еваний было утверждение, что они облагодетельствовали людей Востока тем, что те были неспособны создать сами ( машинами, новейшим оружием и т.д.). Обычно в этом видят лишь примитив- ную попытку оправдаться. Однако большинство европейцев были в свое время свято в этом убеждены. Так в чем же здесь дело? Разгадка в принципиальной разнице психологии представителей двух цивилизаций. Европейцы в своем развитии пошли самым простым путем. Свое несовершенство и слабость перед силами природы они нача- ли возмещать созданием громоздких машин. Они резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. Более того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага. Ее на- до было одолеть, победить, поставить себе на службу. Убедив себя, что человек есть венец творения и все в этом мире соз- дано исключительно для него, европейцы принялись перекраивать природу на свой лад и расхищать ее богатства, не считаясь ни с загрязнением окружающей среды, ни с другими потерями. еще бы - природа ведь "не храм, а мастерская", как выражался Ба- заров в романе Тургенева "Отцы и дети". В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на соз- дание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспри- нимался им, как единое целое, и человек в этом целом не гос- подин, а лишь одна из составных частей. А раз так, то цель человека - не вражда, а стремление быть с природой в гармонии и, познав основные ее законы, постараться не противоречить им. Так, философы Востока считали, что народы и государства должны развиваться естественным (природным) образом, беря пример с растений и животных, в жизни которых нет ничего лиш- него, случайного. Стили различных боевых искусств Востока сложились в ре- зультате наблюдений за движениями диких зверей (тигра, медве- дя, обезьяны и т.д.) Досконально изучив окружающую среду, че- ловек Востока знал, как она воздействует на его организм. Например, эффективность ударов ( в боевых искусствах) в раз- личные точки тела рассчитывалась в зависимости от времени дня. Люди Востока были убеждены в том, что лишь тогда человек может совершенствовать мир, когда путем совершенствования об- ретет гармонию и цельность в себе самом. Ибо ему полностью чужды зло и стремление разрушать. Культура Древнего Китая достигла высокого уровня. Уже в очень давние времена ученые Китая сделали многие важные отк- рытия в области астрономии, математики, медицины и других на- ук. Во 2 тысячелетии до н.э. в Китае существовала уже иерог- лифическая письменность. Несколько позднее были изобретены компас, а затем сейсмограф. В середине первого тысячелетия до н.э. был составлен первый в мире звездный каталог, насчиты- вавший 800 светил. Третьей особенностью Востока является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилиза- циях Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом "золотом" веке. И все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности. Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменя- ясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Человеку евро- пейского Средневековья в голову не могло прийти писать в сти- ле Гомера. А на Востоке на протяжении 3000 лет можно встре- тить в стихах одни и те же размеры, мелодии и т.д. Любое неоправданное нарушение традиций ( даже самых нез- начительных) воспринималось как сущий кошмар. Так, великий китайский философ Конфуций повествует об одном сановнике, устраивавшем "в храме танцы, в которых танцоры выстраивались в восемь рядов". Поскольку в древности такие праздники мог давать только император, Конфуций с возмущением заявляет:"Ес- ли это можно вынести, то что же тогда нельзя выносить?!". Он же создал целую теорию ( до сих пор имеющую на Востоке огром- ное влияние) о том, что общество должно жить по раз и навсег- да установленному ритуалу поведения. Без ритуала, по его мне- нию, обесценивается все. "Почтительность без ритуала приводит к суете. Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь. Смелость без ритуала выглядит грубостью". Ритуал властвует не только в человеческом обществе, но и в природе. Ему подчинены смена времен года, расцвет и увядание. Свою теорию Конфуций также воспринимал не чем-то новым, а лишь возрождением учений прежних веков. "Излагаю, но не создаю. С любовью и верой от- ношусь к древности". Отношение к религии является одним из важнейших показа- телей в характеристике цивилизации. На Востоке оно весьма от- личается от западного. Да и сами религии здесь разнообразны и непохожи на христианство. Вот, к примеру, конфуцианство. Его называют религией, но это скорее набор правил и норм, опреде- ляющих жизнь человека в обществе. Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и уп- равления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь ("гуманность") как высший закон взаимо- отношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли ("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании роди- телей, преданности государю, вежливости и т.д. Согласно кон- фуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные, так называемые цзюнь цзы ("благородные мужи"), т.е. представители высших слоев общества; простолюдины же - сяэ жэнь (дословно - "мел- кие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это противопостав- ление "благородных" простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его пос- ледователей,- яркое выражение социальной направленности, классового характера конфуцианства. Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так на- зываемого гуманного управления, опираясь на идею обожествле- ния власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба" (тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его во- лю. Власть правителя признавалась конфуцианством священной, дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять - значит исп- равлять", конфуцианство придавало большое значение учению чжэн мин (об "исправлении имен"), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обя- занности каждого, что было выражено словами Конфуция:"Госу- дарь должен быть государем, подданный - подданным, отец - от- цом, сын - сыном". Конфуцианство призывало государей управ- лять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на осно- ве обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями. Боги не очень-то волновали Конфуция. Они, конечно, уста- новили эти самые правила в незапамятные времена. Но этим, в общем-то, и ограничились их контакты с миром людей. "Богов я почитаю, но держусь от них подальше"- вот жизненный принцип Конфуция. Основные взгляды Конфуция (Кун-цзы, родился прибли- зительно 551 - умер 479 до н.э.) изложены в книге "Беседы и суждения" ("Лунь юй"), которая представляет собой запись из- речений и бесед Конфуция с его ближайшими учениками и после- дователями. Боги не властвуют над природой, а являются ее частью и находятся в зависимости от нее. Пример: на Западе монахи вели праведный аскетический образ жизни, так как он угоден Богу и обеспечивает райское блаженство. В индуизме же аскетизм - способ сравняться с богами, а иногда и превзойти их. Отшель- ник-аскет благодаря ему приобретал от Вселенной такую силу, что мог налагать на богов проклятье и насылать на них всячес- кие несчастья. Зная могучую силу аскетизма, ему нередко сле- дуют и сами боги. Только в индуизме можно встретить такую, с точки зрения европейца, комичную картину: могущественнейший бог Шива, способный одним дыханием стереть всю Вселенную в порошок, ведет жизнь аскета и побирается по дорогам. На это подаяние и существует его семья. Периодически такая жизнь становится ему в тягость, и он горько жалуется на свою нес- частную долю (остальные, мол, боги живут в довольстве, а он нищенствует). Однако понимая, что в аскетизме источник его сверхъестественной силы, он не отказывается от него. В довер- шение всех несчастий у него возникают скандалы с женой, пото- му что подаяний он приносит мало и т.д. Еще одной религией, возникшей на Востоке и ставшей впос- ледствии мировой, является буддизм. Его основатель Будда од- новременно является и неким космическим разумом, с которым стремятся слиться его последователи путем освобождения от су- етных желаний и страстей, привязывающих людей к земле, зас- тавляющих рождаться вновь и вновь в разных обликах. Таким об- разом, достигнув нирванны (просветления), человек переходил в новое качество - неземное. И, наконец, в даосизме, возникшем в Китае, бог как тако- вой вообще отсутствует. Вместо него имеется дао (путь) - не- кая первооснова всех вещей, познав законы которой и следуя им, человек становится совершенным. Религии Востока - это прежде всего пути самосовершенс- твования, а через них и совершенствования окружающего мира. Существеннейшую часть мировоззрения людей Востока сос- тавляла вера в бесконечную цепь смертей и возрождений каждого человека в разных обликах, причем будущий человеческий облик надо было заслужить праведной жизнью. В противном случае мож- но было возродиться кем угодно. Подобная теория породила представление о вечном движении всего живого в замкнутом цик- ле ( все когда-то уже было и когда-нибудь повторится вновь). Отсюда происходит и знаменитый фатализм Востока - вера в невозможность и ненужность изменения предназначенной судьбы. Вот как рассуждает Конфуций, заехавший в разбойничьи зем- ли:"Если небу угодно погубить мудрость, заключенную во мне - так и будет. А если нет, то что могут сделать мне эти разбой- ники?". Полностью отсутствует на Востоке столь ценимое западной цивилизацией понятие свободы. Так же, как и демографический образ правления. Восточный человек не свободен, а обязан. Причем обязанностью этой не тяготится, а признает ее вполне естественной. Обязан соблюдать традиции, ритуалы, системы подчинения (родители - дети, муж - жена, вышестоящий - нижес- тоящий). Долгом этим связаны все, от государя до самого пос- леднего из его подданных. Человек обязан жить строго опреде- ленным образом, в противном случае лучше ему умереть. В этом плане показателен пример японских самураев - военного сосло- вия. При любом нарушении самураем "кодекса чести" он обязан был покончить жизнь самоубийством, сделав себе харакири. Та- ким образом, человек тут был не волен ни жить, ни умереть иначе, чем по установленному обычаю. Социальные структуры Востока причудливы и пестры. Здесь и замкнутые касты (в Индии). И возможность перехода из одной социальной группы в другую путем сдачи государственных экза- менов (Китай). Сын крестьянина, таким образом, мог попасть на самую верхушку общества. Перед нами здесь редкий в истории случай, когда повышение образования означало одновременно по- вышение социального статуса. Не менее причудливыми были и политико-экономические фор- мы. Так, империю Тан в Китае именуют феодальным государством. Однако со своих земель китайская знать не получала ни гроша. Все доходы поступали в казну, а уж оттуда ( в виде жалования) - к феодалам, занимавшим различные посты в государственном аппарате. Этим они низводились фактически до роли простых чи- новников. Вообще надо иметь в виду, что несмотря на общие для всей восточной цивилизации моменты, между странами, входящими в нее, были и существенные отличия в традициях, образе мышле- ния, путях развития. Даже общий для всех стран Востока буд- дизм и даосизм (Китай, Япония) в каждой из стран принимали свои особые, неповторимые формы. Что общего между японским самурайством, презиравшим нижестоящие сословия, и странствую- щими рыцарями Китая, считавшими своим долгом вступаться за обиженных и отстаивать справедливость? Наконец, если Индия и Китай развивались исключительно самобытно, то Япония во многом шла путями заимствования и преобразования на свой лад их философии, военного искусства, традиций, наук и т.д. Подведем итоги: цивилизация Востока была жизнеспособна, пока ей приходилось сталкиваться с варварскими народами. Она защищалась от них пассивно, поглощая и переустраивая на свой лад. Однако, встретившись с цивилизацией Европы,технически более развитой, несущей совершенно иную программу и стремя- щейся к разрушению всего непохожего на нее, Восток не устоял.

мост в террабитию


Информация о работе Восточная цивилизация Древней Греции