Биополярность и ислам

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:11, доклад

Описание работы

Биполярность (двуполярность) — распределение сил между двумя государствами. Глобальная двуполярность подразумевает разделение мира на сферы влияния между двумя полюсами силы, создание военно-политических блоков, иногда — строительство идеологического, религиозного, культурного барьеров.

Работа содержит 1 файл

Биполярность и ислам.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

очему же Вторая Мировая война, по существу, стала  колыбелью войны холодной? На первый взгляд, это кажется странным, но если обратиться к истории Второй Мировой войны, то многие вещи прояснятся.                 Германия начала территориальные захваты (Рейнская область, Австрия), а будущие союзники взирают на это почти равнодушно. Каждый из будущих союзников предполагал, что дальнейшие шаги Гитлера будут направлены в “нужную” им сторону. Западные страны, в известной степени, поощряли Гитлера, закрывая глаза на многие нарушения международных договоров по демилитаризации Германии. Наиболее ярким примером такой политики является Мюнхенский договор 1938, по которому Гитлеру была отдана Чехословакия, СССР склонен был рассматривать действия Гитлера как проявление “общего кризиса капитализма” и обострение противоречий между “империалистическими хищниками”. Считая, что после Мюнхена, когда страны Запада фактически дали Гитлеру “карт бланш” в движении на Восток, каждый сам за себя - решил Сталин и СССР заключил с Гитлером “Пакт о ненападении” и, как в последствии стало известно, секретный договор о разделе сфер влияния Теперь известно, что Гитлер оказался непредсказуем и начал войну против всех сразу, что, в конце концов, его и погубило. Но Гитлер и в страшном сне не мог предположить образования коалиции, которая в итоге и вышла победительницей в войне. Гитлер рассчитывал на то, что те глубокие противоречия, которые существовали между будущими союзниками, непреодолимы, и ошибся.. Сейчас у историков достаточно данных о личности Гитлера. И, хотя хорошего о нем говорят мало, дураком его не считает никто, а значит, противоречия на которые он рассчитывал, реально существовали. То есть у “холодной войны” были глубокие корни. Почему же она началась только после Второй Мировой войны? Очевидно, это было продиктовано самим временем, самой эпохой. Из этой войны союзники вышли настолько сильными, а средства ведения войны стали столь разрушительными, что стало ясно: выяснять отношения прежними методами слишком большая роскошь. Тем не менее, желания извести противную сторону у партнеров по коалиции не убавилось. В известной степени инициатива начала “холодной войны” принадлежит странам Запада, для которых мощь СССР, ставшая очевидной в ходе Второй Мировой войны, оказалась очень неприятным сюрпризом. Итак, “холодная война” возникла вскоре после окончания Второй Мировой войны, когда союзники принялись подводить ее итоги. Что же они увидели? Во-первых,. Пол-Европы оказалось в советской зоне влияния, и там лихорадочно возникали просоветские режимы. Во-вторых, возникла мощная волна освободительного движения в колониях против метрополий. В-третьих, мир быстро поляризовался и превращался в двухполюсной. В-четвертых, на мировой арене сформировались две сверхдержавы, военно-экономическая мощь которых давала им существенное превосходство над другими. Плюс ко всему, интересы стран Запада в различных точках земного шара начинают наталкиваться на интересы СССР. Вот это новое состояние мира, образовавшееся после Второй Мировой войны, быстрее других и осознал Черчиль, провозгласив “холодную войну”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Геополитическое пространство ислама. 
2. Исламский фундаментализм как вариант идеологической парадигмы в геополитике. 
3. Взаимоотношения Запада с исламским миром. 
4. Россия и исламский мир.
 

Геополитическое пространство ислама.

Военно-политические, экономические, просветительские и  другие успехи поколений мусульман  привели к тому, что ислам стал мировой религией. С точки зрения мусульман, возникновение и развитие ислама в первую очередь связано с Божественным Откровением и предопределением. Ислам стал основой новой цивилизации, нового типа мышления, уклада жизни, которые воздействовали на историю человечества.

Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по различным данным, от 1,3 до 1,8 млрд человек . В 35 странах мусульманами является большая часть населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией. Только 18% мусульман живёт в арабских странах. Ислам является второй по численности религией в мире (после христианства), а также самой быстро распространяющейся религией планеты.

Ислам, или мусульманство, вторая по числу верующих религия в мире после христианства. В начале XXI в. в мире проживает более полутора миллиардов мусульман, то есть ислам исповедует каждый четвертый житель нашей планеты. 2/3 мусульман проживают в Азии, около 1/3 в Африке, мусульманское население других регионов сравнительно малочисленно (табл. 1).

Таблица 1

Распределение мусульман по регионам мира, 2005 г.

Регион Численность населения, 
млн чел.
Численность мусульман, 
млн чел.
Доля  мусульман в населении  региона, 
%
Европа 730 51 7,0
Азия 3920 1044 26,6
Африка 906 433 47,8
Северная  Америка 329 7 2,0
Латинская Америка 559 1,6 0,3
Австралия и Океания 32 0,6 1,9
Мир в  целом 6476 1537 23,7

«Исламский пояс»  проходит в тропических широтах  Северного полушария через весь Старый Свет. Границы этого религиозно-культурного пространства хорошо артикулированы. Северная проходит по южным берегам Средиземного и Черного морей, затем по северокавказским предгорьям, по границе лесов и степей в Евразии, затем вдоль Альпийско-Гималайского горного пояса. Южный рубеж следует вдоль южных границ Сахары, затем пересекает Индий-ский океан и на востоке несколько смещается в Южное полушарие, чуть не затрагивая Австралию.

На картограмме  на с. 26 черным цветом, показывающим подавляющее  преобладание мусульман, закрашены  Северная Африка и Юго-Западная Азия. Сравните эту карту с картой народов мира. Заметно ли вам сходство? На 80% этой, интенсивно закрашенной, территории проживают арабские народы, говорящие на едином арабском языке и имеющие общеарабское самосознание. Очень концентрированно мусульманскими, но при этом неарабскими, являются также Турция (с турками), Иран (с персами), Афганистан и Пакистан (с обилием разноязыких этносов). Это в основном ближайшие соседи арабов; их судьбы тесно переплетены с судьбой арабского народа.

Таблица 2

Страны  с наиболее высокой  долей мусульман, 2005 г.

Страна Численность населения страны, 
млн чел.
Численность мусульман, 
млн чел.
Доля  мусульман, 
%
Бахрейн 0,7 0,7 100,0
Западная  Сахара 0,3 0,3 100,0
Кувейт 2,3 2,3 100,0
Мавритания 3,1 3,1 100,0
Мальдивы 0,3 0,3 100,0
Саудовская  Аравия 26,4 26,4 100,0
Сомали 8,6 8,6 100,0
Йемен 20,7 20,7 99,9
Турция 69,7 69,5 99,8
Алжир 32,5 32,2 99,0
Афганистан 29,9 29,6 99,0
Оман 3,0 3,0 99,0
Марокко 32,7 32,3 98,7
Иран 68,0 66,7 98,0
Коморы 0,7 0,7 98,0
Палестинские  территории 3,8 3,7 98,0
Тунис 10,1 9,9 98,0
Ирак 26,1 25,3 97,0
Ливия 5,8 5,6 97,0
Майотта (Фр.) 0,2 0,2 97,0
Нигер 11,7 11,3 97,0
Пакистан 162,4 157,5 97,0
ОАЭ 2,6 2,5 96,0
Гамбия 1,6 1,5 95,0
Катар 0,9 0,8 95,0

Почему исламский мир так близок арабскому миру? Дело в основах исламской религии: ислам возник в арабской среде, главная книга мусульман «Коран» священна только на арабском языке, стать истинным мусульманином можно лишь читая по-арабски и произнося на арабском молитвы.

Несмотря на то, что доля мусульман в населении  выше всего в странах Аравийского  полуострова и Северной Африки, страны, лидирующие по численности мусульман, расположены в Южной и Юго-Восточной  Азии. Больше всего мусульман проживает  в Индонезии — более 200 млн, на втором месте с почти 160 млн — Пакистан, наконец, третья — совсем уже вроде бы немусульманская Индия, где насчитывается 130 млн (!) признающих Мухаммеда пророком единого Бога. Нет ли в этом парадокса, ведь колыбель ислама — Саудовская Аравия в списке стран (табл. 3), ранжированных по числу мусульман, всего лишь на пятнадцатом месте?

Таблица 3

Страны  с самой большой  численностью мусульман, 2005 г.

Страна Численность мусульман, 
млн чел.
Страна Численность мусульман, 
млн чел.
Индонезия 213 Танзания 13
Пакистан 158 Нигер 11
Индия 130 Мали 11
Бангладеш 127 Сенегал 10
Египет 73 Тунис 10
Турция 70 Сомали 9
Иран 67 Гвинея 8
Нигерия 64 Азербайджан 7
Китай 37 Таиланд 7
Эфиопия 35 Казахстан 7
Марокко 32 Буркина-Фасо 7
Алжир 32 Кот д’Ивуар 6
Афганистан 30 Таджикистан 6
Судан 29 США 6
Саудовская  Аравия 26 Филиппины 6
Ирак 25 Конго (Киншаса) 6
Узбекистан 24 Франция 6
Йемен 21 Ливия 6
Россия 20 Иордания 5
Сирия 17 Чад 5
Малайзия 14 Кения 5

Многое станет понятным, если мы вспомним, какие природные условия господствуют на Ближнем Востоке. Жаркий засушливый климат, дефицит воды ограничивают общую численность населения в этих районах. Иное дело юг и юго-восток Азии, где условия в целом более комфортны для проживания и хозяйствования. Мусульман в Индии всего 12%, но в более чем миллиардной стране они превращаются в 130 млн. Аналогичная ситуация с Китаем: здешних мусульман (уйгуров, киргизов, казахов, дунган и др.) менее 3% от всего населения «Поднебесной», но в абсолютных цифрах эта величина доходит до 37 млн — это больше, чем в таких крупных мусульманских странах, как Алжир, Марокко или Ирак. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ИСЛА́МСКИЙ  ФУНДАМЕНТАЛИ́ЗМ. Понятие фундаментализма первоначально возникло в Соединенных Штатах Америки. Именно так стали называть возникшее в 10-х гг. XX в. в южных штатах протестантское религиозное течение, отвергавшее любую критику Библии или какуюлибо новую трактовку ее положений. Это была радикально-консервативная реакция на усиление либерального по своей сути протестантского рационализма. Позднее термин "фундаментализм" приобрел более широкое значение. Им стали обозначать стремление не допустить пересмотра догматических социальных, политических или религиозных норм. Это же понятие включает и стремление вернуться к истокам, "очиститься" от всего постороннего, наносного. Фундаментализм может быть идейно-политическим, например коммунистический фундаментализм, а может быть и религиозным, например исламский (см. братья-мусульмане, ваххабизм).

Именно И. Ф. наиболее известен в современном мире. Его  чаще всего и ассоциируют с  исламским терроризмом. Это не совсем верно, поскольку сам по себе фундаментализм в любой сфере не требует обязательного использования экстремистских средств для достижения поставленных на его основе целей. Не всякий фундаменталист является радикалом и тем более террористом, и не всякий террорист вдохновляется идеями религиозного или политического фундаментализма. Но все же И. Ф. может быть идейной основой терроризма, потому что на его почве могут возникать и крепнуть те настроения, которые сегодня вдохновляют многих террористов в странах Востока. Это настроения антизападные, антиамериканские и антиизраильские.

Информация о работе Биополярность и ислам