Геополитика России и Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 15:51, реферат

Описание работы

История первых отношений между народами России и Китая (согласно летописям) начинается с XIII в., а межгосударственных — с первой половины XVII в. Русское правительство пыталось установить с Пекином тесные дипломатические отношения. Русские служилые и промышленные люди в XVII в. основали многочисленные поселения по течению среднего Амура. К югу от Амура за Хинганским хребтом находились вотчинные владения маньчжурских императоров. После завоевания Китая в середине XVII в. маньчжурами и установления династии Цин пекинское правительство стремилось вытеснить из Приамурья русских поселенцев, уничтожить важный в стратегическом отношении Албазинский острог.

Содержание

Введение. История российско-китайских отношений 3
Основная часть. Российско-китайские отношения на пороге нового тысячелетия 5
Геополитика российско-китайских отношений 10
Заключение 15
Литература 18

Работа содержит 1 файл

Геополитика.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

    Для России координация внешнеэкономической деятельности этих двух мощных регионов Сибири и Дальнего Востока важна в силу ряда объективных условий: она способна существенно стимулировать экономический подъем в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, обеспечивая экономическую основу для обустройства обширных российских территорий (успех могут принести только совместные усилия федеральных властей и регионов); необходимо учитывать, что внешнеторговый оборот России и КНР начиная с 1993 г. ежегодно падал. Его подъем начался с 1998 г. после заключения в декабре 1997 г. крупной сделки по строительству Россией в Китае АЭС на легкой воде.

    Долгосрочное  сотрудничество в таком направлении  несет для РФ большие экономические  выгоды и дает большие стратегические геополитические преимущества, ставя партнеров в определенную технико-эксплуатационную зависимость. Создавая два мощных региональных экономических комплекса (Западная Сибирь и Восточно-Сибирско-Приморский), федеральные власти не должны допустить разрыва в экономическом развитии этого огромного геополитического пространства, что будет способствовать решению внешнеполитических проблем. Кроме того, государству надо в короткий срок позитивно решить проблему кредитной поддержки поставщиков на внешний рынок машин, оборудования, услуг по капитальному строительству и др. По нашему мнению, эффективность контактов со странами АТР возросла бы многократно, если бы государство не просто выделяло льготные кредиты поставщикам, но взяло бы на себя функции координатора их усилий, если не объявило монополию на внешнюю торговлю. Несогласованность действий экспортеров на западных и восточных рынках ведет к утрате торговой выгоды, так как поставщики часто конкурируют друг с другом, сбивая цены на товар и услуги, чем снижают эффективность внешней торговли, ее масштабы. Кустарщина во внешнеторговых операциях оборачивается убытками для России.

    Правительству РФ надо в самые короткие сроки  подготовить программу стратегического  развития политических, экономических, культурных отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и прежде всего с Китаем. Внутренняя и внешняя политика России должна быть выстроена в единую логическую непротиворечивую систему с четко сбалансированными взаимосвязями и обозначенными целями. Эта программа должна предусмотреть совместные действия двух великих государств-соседей в создании баланса противодействия геополитическим устремлениям супердержавы США, желающей построить новый порядок в монополюсном варианте.

    Существует  много вариантов проектов строительства  отношений между Россией и Китаем. Один из них — налаживание активных связей с Монголией. Монголия объективно является стратегическим союзником России. Важно не допустить в ней усиления прокитайских позиций и поддерживать связи внешней Монголии с населением внутренней Монголии и, в частности, с Синьцзянем и Тибетом, с перспективой создания Монголо-Тибетской Федерации. В нее потенциально могли бы войти такие республики России, как Бурятия, Хакассия, Тува, Алтай. Желательно создание неподконтрольного Китаю самостоятельного государства в Маньчжурии. В этом регионе возможно объединение усилий России и Японии, которая в 30-х годах уходящего века воссоздавала Маньчжурское государство со столицей в Харбине. Таким образом, считает А. Дугин, Тибет — Синьцзян — Монголия — Маньчжурия составляют вместе пояс безопасности России.

    Заместитель министра иностранных дел РФ Г. Карасин видит российско-китайские отношения как равноправное доверительное партнерство, направленное на стратегическое взаимодействие в XXI в., они характеризуются как долговременные международные связи нового типа, не направленные против третьих стран и полностью отвечающие коренным интересам наших народов, способствующие миру и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и во всем мире.

Геополитика российско-китайских  отношений

    Россияне  считают самой дружественной  страной Китай, а главными вероятными противниками называют США и Грузию. Таковы основные итоги прошедшего в конце августа опроса ВЦИОМ. Еще год назад главным другом считалась Белоруссия, а Грузия сильной антипатии не вызывала.  В прошлом году первое место занимала Белоруссия, а КНР делила 3-е место с Францией. Более того, китайцы занимали 2-е место в списке потенциальных противников (16%), в то время как сейчас подобной точки зрения придерживается ничтожное меньшинство (3%).Что послужило поводом и как объяснить перемены, произошедшие в сознании жителей России по поводу наших друзей и врагов? Какова геополитика российско –китайских отношений?

    Опрос ВЦИОМ свидетельствует об очень фундаментальном сдвиге, который произошел в сознании россиян. То, что Китай выдвинулся на первый план в качестве союзника, а Америка закрепилась в статусе главного врага, означает, что современные жители России начинают переходить в фокус геополитического самосознания. Дело в том, что в 1990-е годы у нас было абсолютно искаженное представление о мире, в котором мы оказались после краха советизма. Казалось, что на Западе только друзья, что Америка нам поможет – «бeндеровская истина» была максимой геополитического самосознания и граждан, и  политических элит, которые нещадно эксплуатировали это наивное заблуждение.

    Сегодня мы начинаем понимать, что Россия - это  не региональная, а глобальная держава. И в глобальных своих интересах  она пересекается, сталкивается с  фундаментальной преградой, фундаментальным  вызовом, которым является воля США  к мировому господству. Таким образом, Америка – это не какой-то далекий фактор, не какая-то страна, которая существует сама по себе, в которой хорошая или плохая жизнь. На самом деле это совершенно непринципиально. Америка – это то, что препятствует нашему возрождению, что противодействует восхождению нас к нашему геополитическому предназначению и, по сути дела, является нашим врагом. Врагом не потому, что врагом лично русских, а врагом тех сил, которые строят многополярный мир.

    Таким образом, национальное самосознание большинства россиян начинает развертываться в пространстве планетарного масштаба. Это очень-очень принципиально. Это определяет и выбор врага, и выбор друзей.

    Мы  начинаем мыслить глобально и  исходя из этого начинаем давать правильные оценки тому, кто друг, а кто враг, начиная осознавать ответственность за внешнюю политику и за внутреннюю политику, направленную в этом ключе. И сам факт появления Китая в качестве главного союзника и друга России – это свидетельство серьезных перемен в политическом самосознании россиян.

    Но  это только первый шаг. Российско-китайские  отношения, с учетом всех геополитических игроков, не так однородны и просты.

    Очевидно, что важнейшим фактором геополитики  современного мира является неуклонно  растущая мощь Китая. Поэтому России необходимо выработать ясное отношение к этому феномену, вывести российско-китайские отношения на последовательный и продуманный курс. Для этого надо осмыслить в общих чертах геополитику Китая.

    Современный Китай обязан своему возвышению целой  совокупности факторов. В коммунистическую эпоху (которая, кстати, в самом Китае еще не завершилась окончательно) относительно слабый и перенаселенный Китай  выполнял функцию обширного берегового пояса на Дальнем Востоке, и борьба за влияние на него велась с переменным основными игроками - СССР и США.

    Сближение Москвы с Пекином усиливало евразийский  потенциал советского лагеря, противоречия между ними, напротив, было на руку атлантистам. Эта диалектика прекрасно вписывается  в основное русло геополитики  – борьба континентальных и океанических пространств за контроль над береговой зоной.

    Запад варьировал свою стратегию в отношении  Китая, и на рубеже 80-х годов перешел  к более активному сближению. Согласно докладу «Трехсторонней комиссии»  от 1980 в этот период Запад наметил  ряд мер по мощной экономической помощи Китаю, закрывая глаза на «тоталитарный» характер политического режима и несоблюдение «прав человека». Это было важным ходом в позиционной борьбе против СССР. С этой точки начинается  новый этап развития Китая, сохранив политическую власть Компартии, отныне Пекин опирался в значительной мере на экономическую поддержку стран Запада и в первую очередь США, чьи льготные многомиллиардные инвестиции стали основой экономического рывка Китая.

    Далее последовали драматические события  конца 80-х- начала 90-х годов, в результате которых советский блок, а затем и сам СССР распались. Причем так стремительно, что возникли новые проблемы и для самого Запада. Резкое и внезапное ослабление евразийского полюса в лице Москвы качественно изменило функцию тех береговых геополитических регионов, которые были призваны выполнять вспомогательную роль для атлантизма в позиционной войне против континентального ядра. Китай (впрочем, как и объединенная Европа на западе Евразии), следуя за инерциальной логикой геополитики эпохи «холодной войны» непомерно увеличил свою мощь и, в свою очередь, стал представлять за счет темпов роста определенную угрозу для США. Так постепенно Китай из вспомогательного фактора превратился в самостоятельную силу. Хотя не следует сбрасывать со счета качественный характер этого нового возвышения Китая – в огромной степени это связано именно с экономической поддержкой США. Это будет сказываться до того момента, пока Китай не выйдет полностью на самостоятельный курс, а по всем расчетам это произойдет не так скоро. В самом Китае существуют очень серьезные преграды для дальнейшего экономического роста – бурный демографический потенциал, скудость природных ресурсов, крайне неравномерное развитие богатых береговых и бедных континентальных зон и т.д.

    Геополитика Китая сегодня определяется следующими факторами. Самое главное и принципиально  – отношения с США. Это самый  тонкий вопрос. Китай, оставаясь номинально коммунистическим и претендуя на самостоятельную роль в региональной политике, естественно, всячески дистанцируется от США, не устает подчеркивать свою приверженность «многополярной» модели. Но вместе с тем глубина интегрированности Китая в западную и в первую очередь американскую экономику такова, что любой люфт для серьезных конфронтационных демаршей в этом направлении весьма ограничен. Поэтому Китай на этом направлении, скорее всего, будет придерживаться выжидательной тактики, стараясь увильнуть от прямого американского влияния, но вместе с тем стремясь избежать прямой конфронтации. Для США такой противник как Китай чрезвычайно удобен: его политический режим оправдывает рост военных расходов в американском бюджете, а зависимость китайской экономики от внешнего рынка страхует до определенной степени от неприятных неожиданностей.

    С Востока Китай подпирает активная сила Японии, представляющую собой конкурентную модель организации всего Дальневосточного региона. В этом смысле пределы китайской экспансии на Восток строго ограничены. Китайский вопрос является главнейшим геополитическим вопросом в современной Японии, где конкурируют между собой различные модели видения будущего – наряду с атлантистской откровенно проамериканской позицией рассматриваются как проект «желтого мира» (альянс Япония - Китай), так и евразийский вектор (ось Москва-Токио).

    С Запада Китай ограничивается исламским  пространством Центральной Азии и Индией. Это довольно активные политически пространства с демографическими показателями, отчасти сопоставимыми  с самим Китаем. Различие и некоторый  антагонизм (проблема уйгуров мусульман Синь-Цзяня, китайско-индийские споры по Тибету и т.д.) с этими территориями ставят естественные преграды для западного вектора развития.

    Более или менее открытыми являются два направления Север и Юг. Геополитическая проблема Севера для Китая воплощается в китайско-российские отношения. Москвой это рассматривается как китайская проблема для России: у Китая с Россией на данном историческом этапе крайне слаба т.н. «геополитическая комплиментарность» («взаимодополняемость»). Если для самого Китая российские природные ресурсы, продукты военно-промышленного комплекса и особенно слабозаселенные территории Сибири являются в высшей степени привлекательными, то для России Китай представляет собой только краткосрочный интерес – в первую очередь, в вопросе финансовой мощи; стратегически же   - геополитически, демографически, геоэкономически и т.д. – Китай, обратившись к Северу, представляет собой колоссальный риск и серьезную опасность.  И наоборот, Россия жизненно заинтересована в геополитическом сближении с региональными конкурентами Китая – Японией, Индией, исламскими странами Центральной Азии, с которыми «геополитическая комплиментарность» у России, напротив, налицо.

    Эти противоречия решаются только в одном  направлении: если Китай выбирает в  качестве основного геополитического вектора – «рывок на Юг». Южный вектор геополитической экспансии Пекина, стесненного на Востоке и на Западе идеально соответствовал бы стратегическим интересам России. Гигантский Китай вступает на этом направлении в геоэкономические, демографические, военно-политические и дипломатические игры, которые никак не затрагивают евразийские интересы России. Океанический бросок Китая – единственное, что может сделать из него нашего полноценного партнера и союзника. Этот фактор должен рассматриваться как главный аргумент в российско-китайской геополитической игре, входить в перечень основных условий при неформальных переговорах.

    Хороший Китай – Китай, идущий на Юг. А  это значит, что «ориентация Север» должна быть для него заказана.

 

Заключение

    В силу объективных причин в конце XX в. для России опасен постепенный исход из Дальнего Востока и Сибири. Это может случиться в силу нарастания сепаратистских тенденций, действий пятой колонны внутри страны, утраты способности и политической воли у центральной власти для наведения порядка в собственном доме. Китай объективно заинтересован в переориентации сепаратистов Сибирского и Дальневосточного регионов на Пекин. Также вполне реально возникновение односторонней зависимости РФ от КНР в экономике и политике. Это приведет Россию к утрате внешнеполитической, а в перспективе и внутриполитической свободы, к превращению РФ в сырьевой придаток не только Запада, но и Китая. А такая зависимость Приморья, Хабаровского края, Забайкалья от торговли, поставок продуктов питания, изделий легкой промышленности из КНР видна уже невооруженным глазом. Демографическая сфера тоже вызывает много тревог и опасений. Здесь иммиграционная политика центральных и региональных властей вызывает большие опасения: тихая китайско-корейская экспансия может привести к тому, что к середине XXI века в России будет проживать от 7 до 10 млн. китайцев, которые, таким образом, станут второй по численности этнической группой России — после самих русских.

    Отсутствие  научно обоснованной иммиграционной политики у России может привести в начале XXI в. к конфликтам на межэтнической почве и, возможно, к российско-китайскому военному противостоянию, в котором геополитические силы сторон будут явно в пользу Пекина. Такие же последствия могут возникнуть и в Центральной Азии, где нарастают этнические, клановые и религиозные противоречия, а их основой во многом является передел природных ресурсов и границ. Тогда стратегическая пограничная зона, или буфер между Россией и Китаем, исчезнет, так как КНР наверняка захочет вмешаться в дела богатого ископаемыми региона.

Информация о работе Геополитика России и Китая