Государственная политика Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:12, контрольная работа

Описание работы

Государственная (публичная) служба во Франции включает государственную, местную и медицинскую службы. На государственной службе занято около 2 млн. человек, местной - 1,4 млн. и медицинской - 0,8 млн.

Местная публичная служба начала формироваться во Франции в середине 1980-х годов. Законами от 13 июля 1983 года и от 26 января 1984 г. для государственной и местной служб был установлен единый табель классификации персонала, должностей и чинов. Государственная служба и государственные служащие во Франции.

Содержание

Введение………………………………………………………………... 3

1.Законодательная основа госслужбы во Франции……………... 4

2.Понятие и категории госслужащих…………………………...… 6

3.Процесс службы: конкурсный отбор, поступление на службу, прохождение карьеры, прекращение службы………………….… 9

4.Руководство государственной службой…………………..….… 16

Заключение……………………………………………………………. 18

Список использованных источников и литературы………....... 20

Работа содержит 1 файл

Франция.docx

— 36.33 Кб (Скачать)

     Решения о назначениях данного уровня, разумеется, принимаются с учетом политических взглядов кандидатов, а  обладатели этих постов обязаны соблюдать  лояльность по отношению к правительству. При этом их могут уволить безо всяких проступков с их стороны, по одним лишь соображениям целесообразности.

     Для некоторых должностей категории A, в  основном в службах контроля и  инспекций, особые статуты на определенных условиях допускают произвольный выбор  администрации. Особые статуты для  других категорий также не исключают  внеконкурсных способов набора, если замещаемая должность не настолько  важна, чтобы было целесообразно  применять сложную и дорогую  конкурсную процедуру.

     Кроме того, существуют так называемые зарезервированные  должности, предусмотренные Кодексом военных пенсий по инвалидности и  жертвам войны и некоторыми другими  актами. На эти должности в виде благодарности, компенсации за инвалидность или возмещения ущерба принимаются  только инвалиды, сироты войны, вдовы, военнослужащие.  

3.3 Прохождение карьеры

     Французское законодательство различает активную государственную службу и иные состояния  на государственной службе. К числу  иных состояний Закон от 11 января 1984 года относит: откомандирование, вывод  за штат, перевод в резерв, несение  военной службы, отпуск по уходу  за детьми.

     Откомандирование  мотивируется государственными интересами. Откомандированный чиновник выводится  за штат органа, но продолжает пользоваться в нем правами на продвижение  по службе и пенсию. Командирование может быть краткосрочным (до 6 месяцев) и долгосрочным (до 5 лет) с возможным  продлением.

     Вывод за штат заключается в том, что  чиновник теряет право на продвижение  по службе и пенсию. Он подчиняется  правилам новой службы.

     Чиновник  может быть переведен в резерв по причине продолжительной болезни  или длительного отпуска. По окончании  срока нахождения в резерве чиновник может быть уволен с согласия паритетной административной комиссии, если он предварительно трижды отказался от предложенных ему  должностей.

     При прохождении военной службы чиновник теряет право на получение оклада в учреждении, из которого он был  призван. При прохождении военной  подготовки он получает оплачиваемый отпуск.

     Отпуск  по уходу за детьми предоставляется  матери или отцу ребенка сроком на два года.

     Закон устанавливает пятилетний мораторий  на переход государственных служащих в частные предприятия.

     Продвижение чиновника по службе проводится на основе оценки его профессиональных качеств. Оценка проводится его непосредственным начальником по 20-бальной шкале. Руководитель службы обязан ежегодно сообщать чиновнику его оценку. Последний подписывает учетную карточку и вправе вносить в нее свои замечания. Вынесенная оценка может быть обжалована чиновником в административном суде в двухмесячный срок.

     Существует  два вида повышения: по ступени и  по рангу. Повышение по ступени производится в рамках ранга и больше связано  с выслугой лет, чем с достоинствами  работника: хорошие оценки могут  ускорить повышение ступени, но плохие не могут ему воспрепятствовать, если чиновник достиг максимального  стажа в данном классе. В последнем  случае повышение является правом чиновника  и происходит автоматически.

     Что касается повышения по рангу, то необходимый  стаж работы является лишь предварительным  условием, позволяющим претендовать на него. Далее все решают заслуги  претендента, оцениваемые одним  из трех способов: внесение в список лиц, представленных к повышению, профессиональный экзамен перед включением в эти  списки и обычный конкурсный профессиональный отбор. Органы, присваивающие более  высокий ранг, должны строго придерживаться не только списков, но и очередности претендентов в них. Число вакансий ограничено, так как структура штата - процент носителей каждого ранга - величина постоянная. Система профэкзаменов позволяет отдельным чиновникам «перескочить» через ранг. Есть и некоторые гарантии от произвола - возможность апелляции в паритетные административные комиссии, в Высший совет центральной госслужбы или в административный суд.

3.4 Прекращение службы

     Окончательное прекращение служебных функций, которое влечет за собой утрату статуса  чиновника, наступает в следующих  случаях: выход на пенсию, согласованного ухода в отставку, увольнения, отставки.

     Для так называемых подвижных чиновников пенсионный возраст составляет 60, для  «оседлых» - 65 лет. Этот рубеж для  администрации обязателен. Смягчающие меры в основном направлены не на продление  срока службы, а на более ранний постепенный выход из нее.

     Кроме того, любой чиновник может при  стаже 15 лет попросить выхода на пенсию, которая буде выплачиваться  ему по достижении пенсионного возраста. Источники пенсий - отчисления из оклада чиновника (7%) и взносы государства. Размер пенсии зависит от последнего оклада и ежегодных доплат. Он ограничен 75 % от последнего или максимального  общего оклада.

     Даже  после прекращения карьеры чиновник обязан сохранять по отношению к  государству обязательства сдержанности и беспристрастности. Это выражается в запрете на занятие некоторыми видами частной деятельности.

4. Руководство государственной службой

     Ответственность за проведение политики в области  государственной службы несет премьер-министр. Согласно статье 13 Закона от 11 января 1984 года премьер-министр следит за исполнением  положений статута о государственных  служащих. Координацией и выработкой основных направлений политики в  области государственной службы занимается Генеральное управление администрации и государственной  службы. Управление организует межведомственные конкурсы на замещение должностей, опекает региональные институты  администрации, Национальную школу  администрации, руководит межведомственными  штатами. Вместе с ним фактическое  соуправление осуществляет Бюджетное управление Министерства экономики и финансов, в обязательном порядке проверяющее все акты, прямо или косвенно затрагивающие финансовые вопросы госслужбы.

     Президент страны обладает исключительным правом назначения на ряд установленных законом ключевых постов, а по ряду должностей может делегировать эти свои полномочия премьер-министру, который производит назначения номенклатуры своего уровня плюс те, что ему делегировал Президент, утверждает ряд назначений, сделанных министрами, управляет межведомственным штатом гражданских администраторов, а также в целом отвечает за политику в области центральной госслужбы.

     Защита  корпоративных интересов чиновников возложена на консультативные органы - Высший совет центральной госслужбы, паритетные административные комиссии, паритетные технические комитеты и комитеты гигиены и безопасности. Эти коллегиальные органы обычно образуются из равного числа представителей администрации и делегируемых профсоюзными организациями чиновников. Высший совет в обязательном порядке дает свои заключения на любой законопроект, касающийся общего статута государственной службы, на любой проект особого статута, в также по любому вопросу, который ставят перед ним премьер-министр или 1/3 членов совета.

     Франция является родоначальницей создания системы специализированных учебных  заведений, выпускники которых пополняли  ряды государственных служащих. Среди  них наиболее престижны: Высшая нормальная школа, Политехническая школа, Национальная административная школа (ЭНА), Региональный институт администрации. Слушатели  ЭНА специализируются на правовых и  экономических проблемах управления. Право на поступление сюда имеют  три категории граждан, каждая из которых проходит отдельный конкурс: -лица с высшим образованием и не старше 26 лет; -государственные служащие не старше 30 лет со стажем не менее 5 лет; -выборные должностные лица местных органов, а также руководители профсоюзов и общественных ассоциаций. По окончании школы, исходя из результатов экзаменов и зачетов, производится классификация выпускников, по итогам которой они назначаются на тот или иной пост. При этом подписывается личное обязательство работать на государство в течение 10 лет под залог возврата сумм, выплаченных слушателю во время обучения. Выпускниками ЭНА являются практически все высшие чиновники, что способствует сохранению в их среде корпоративных принципов. Государственная служба в зарубежных странах.

                        Заключение

     Организация государственной службы во Франции  представляет собой сложную бюрократическую  систему.

     Были  рассмотрены основы законодательства госслужбы Франции. Установлено, что  основными актами, регулирующими  систему госслужбы, являются Законы 1983, 1984, 1986 гг., особые и специальные  статуты. Отдельное место занимают Конституция 1958 г. и Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г.

     Выяснено, что госслужащий - понятие более  широкое, чем чиновник. Отличие чиновника  от других категорий госслужащих  в том, что чиновник закреплен  на службе на всю профессиональную жизнь.

     В работе обозначены все этапы прохождения  службы, включающие конкурсный отбор, непосредственное прохождение карьеры  и прекращение полномочий.

     Дана  характеристика правового положения  французских чиновников. Достаточно подробно освещены права, обязанности  госслужащих, установлены критерии их ответственности.

     В заключительном разделе внимание уделено  управлению госслужбой во Франции. Установлено, что управление осуществляется не только вышестоящими органами (премьер-министр, президент), но и паритетными административными  комиссиями, создаваемыми непосредственно  в штате чиновников.

     Проанализировав систему госслужбы во Франции, можно  сделать вывод, что французская госслужба представляет собой всесторонне регламентированную, продуманную, высокоцентрализованную административную систему. «Есть определенный резон для российского стремления к этому идеалу».

     Однако, с другой стороны суть французской  государственной службы схожа с  российской - это закрытая и подробно регламентированная система администрирования  с чертами иерархичности, кастовости и верноподданности государству. Корпоративность - главная особенность французской госслужбы.

     На  этом фоне происходят некоторые перемены, но «в рамках столь знакомой нам  по собственному опыту модели борьбы с бюрократией посредством создания новых бюрократических структур».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников и литературы

1. Конституция  Франции 1958 г.;

2.Декларация  прав и свобод человека и  гражданина 1789 г.;

3.Закон  от 13 июля 1983 г. о правах и обязанностях  служащих;

4.Закон  от 11 января 1984 г., содержащий положения  общего статута центральной публичной госслужбы;

5.Закон  от 26 января 1984 г., содержащий положения  о местной публичной службе;

6.Закон  от 6 января 1986 г., содержащий положения  статута о государственной медицинской  службе

7.Государственная служба в зарубежных странах. Сборник обзоров законодательства. М., 1996. - 166 с.

8.Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Дело, 2000. - 440 с.

9.Государственная служба и государственные служащие во Франции. - М.: Посольство Франции в Москве: Министерство иностранных дел, 1994. - 162 [4] с.

Информация о работе Государственная политика Франции