Имперская геостратегия (Н. Спикмен)

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

Николас Спикмен (1893-1943) — известный американский геополитик, родился в Нидерландах (Амстердам), где и получил гуманитарное образование. В возрасте двадцати семи лет он эмигрировал в США, где начал преподавать международные отношения в Йельском университете. В 1923 г. он получил звание профессора этого университета.

Н. Спикмен создал и был назначен первым директором Института международных проблем при Йельском университете. Всю свою сознательную жизнь он посвятил научно-исследовательской и преподавательской деятельности в области внешней политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Николас Спикмен – «наследник» геополитических доктрин Мэхэна..4
Основы геостратегии о могуществе государства……………………….6
Римленд - ключ к мировому господству………………………………...8
Модель мира “хартленд – римленд”……………………………………..12
Доктрина Монро как доктрина защиты всего Западного полушария…16
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы и иных источников информации………………….20

Работа содержит 1 файл

работа геополитика.docx

— 39.59 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Автономное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Ленинградский государственный университет имени  А. С. Пушкина 

                                                    
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «ГЕОПОЛИТИКА»

на тему

«Имперская геостратегия (Н. Спикмен)» 
 

Выполнила:

студентка  группы ГМУ 309

факультета  «Экономики и инвестиций»

Романовская Татьяна Валерьевна

Проверила:

Гаджиева  Елена Анатольевна 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010

 

Содержание 

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Николас Спикмен – «наследник» геополитических доктрин Мэхэна..4
  3. Основы геостратегии о могуществе государства……………………….6
  4. Римленд - ключ к мировому господству………………………………...8
  5. Модель мира “хартленд – римленд”……………………………………..12
  6. Доктрина Монро как доктрина защиты всего Западного полушария…16
  7. Заключение………………………………………………………………..19
  8. Список литературы и иных источников информации………………….20 

Введение

      Прежде  чем раскрывать тему «Имперская геостратегия» хотелось бы непосредственно познакомиться с некоторыми моментами биографии самого геополитика Спикмена.

      Николас Спикмен (1893-1943) — известный американский геополитик, родился в Нидерландах (Амстердам), где и получил гуманитарное образование. В возрасте двадцати семи лет он эмигрировал в США, где начал преподавать международные отношения в Йельском университете. В 1923 г. он получил звание профессора этого университета.

        Н. Спикмен создал и был назначен  первым директором Института  международных проблем при Йельском  университете. Всю свою сознательную  жизнь он посвятил научно-исследовательской  и преподавательской деятельности  в области внешней политики.

      С начала Второй мировой войны и вплоть до своей смерти, Спикмен немало сделал для того, чтобы геополитика не была вычеркнута из человеческой культуры вместе с фашистской идеологией.

      Как теоретик международных отношений в дискуссии «реалистов» и «идеалистов», Спикмен занимал позицию первых — этим вызвано внимание к проблемам силовой политики, мощи государства, политической и военной стратегии.

      Как геополитик, Спикмен — представитель англо-американской школы, он продолжал линию Мэхэна-Коломба, которые видели путь к доминированию в мире через укрепление морской мощи государства. Он также развивал теорию Маккиндера, несколько видоизменив  ее. 
 

 

Николас Спикмен – «наследник» геополитических доктрин Мэхэна 

      Одним из первых, кто попытался не только теоретически реабилитировать престиж  геополитики в США, но и подсказать представителям немецкой геополитической  школы выход из кризиса, был именно Спикмен. Впоследствии к подобного  рода деятельности подключились такие  “теоретики силы”, как Джон Дьюи, Джеймс Бернхем, Дж. Киффер и др .

      Деятельность  Спикмена в этой области началась с утверждения, что термин геополитика является подходящим названием для анализа и упорядочения данных, которые необходимы для принятия решений по определенным вопросам внешней политики.

      Характерно, что такое заявление было сделано  в последний год войны, когда исход ее уже был очевиден. Тем самым немецким геополитикам давали понять, что война была фактически проиграна не по вине ее теоретиков, что в неудачах на Восточном фронте был повинен генералитет во главе с Гитлером, что фашизм использовал геополитику в своих военных целях без ведома самих геополитиков и т. п.

      Спикмена  можно в известном смысле назвать  наследником геополитических доктрин  Мэхэна, только с “более сухопутным уклоном”. Его глобальные геополитические  модели и выводы показывают, что  он находился также под сильным  влиянием концепций Маккиндера, хотя в то же время он предпринял попытку  их ревизии. Сама ревизия эта в  общем мало оригинальна; ее главная  особенность в том, что она  сделана явно с позиций геополитических  интересов Соединенных Штатов, как  они понимались Спикменом.

      Для Спикмена, в отличие от первых геополитиков, сама география не представляла большого интереса, а еще меньше волновали  его проблемы связи народа с почвой, влияние рельефа на национальный характер и т. д.  Спикмен рассматривал геополитику как важнейший инструмент конкретной международной политики, как аналитический метод и систему формул, позволяющих выработать наиболее эффективную стратегию.

        “В мире международной анархии,  – писал Спикмен, – внешняя  политика должна иметь своей  целью прежде всего улучшение  или, по крайней мере, сохранение  сравнительной силовой позиции  государства. Сила в конечном  счете составляет способность  вести успешную войну, и в  географии лежат  ключи к  проблемам военной и политической  стратегии.  Территория государства – это база, с которой оно действует во время войны, и стратегическая позиция, которую оно занимает во время временного перемирия, называемого миром. География является самым фундаментальным фактором во внешней политике государства потому, что этот фактор – самый постоянный. Министры приходят и уходят, умирают даже диктатуры, но цепи гор остаются непоколебимыми”

      Для Спикмена характерен утилитарный подход, четкое желание выдать наиболее эффективную геополитическую формулу, с помощью которой США могут скорейшим образом добиться “мирового господства”. Этим прагматизмом определяется строй всех его исследований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основы  геостратегии о могуществе государства 

      Взгляды Спикмена изложены в книге “Стратегия Америки в мировой политике” (1942) и в изданной посмертно работе “География мира” (1944). Развив критерии, впервые предложенные Мэхэном, Спикмен  выделил десять критериев, определяющих геополитическое могущество государства: 

1) поверхность  территории; 

2) природа  границ; 

3) объем  населения; 

4) наличие  или отсутствие полезных ископаемых; 

5) экономическое  и технологическое развитие; 

6) финансовая  мощь; 

7) этническая  однородность; 

8) уровень  социальной интеграции; 

9) политическая  стабильность; 

10) национальный  дух. 

      Если  суммарный результат оценки геополитических  возможностей государства по этим критериям  оказывается относительно невысоким, это означает, что данное государство  вынуждено вступать в более общий  стратегический союз, поступаясь частью своего суверенитета ради глобальной стратегической геополитической протекции.

      Основой своей доктрины Спикмен сделал не столько геополитическое осмысление места США как “морской силы”  в целом мире (как Мэхэн), –  возможно потому, что это уже стало  фактом, – сколько необходимость  контроля береговых территорий Евразии: Европы, арабских стран, Индии, Китая и т. д. – для окончательной победы в дуэли континентальных и морских сил.

      Если  в картине Маккиндера планетарный  дуализм рассматривался как нечто  “вечное”, “неснимаемое”, то Спикмен  считал, что совершенный контроль над римлендом (римлендом Спикмен назвал дугу прибрежной полосы, окружающей северо-восточную часть Евразии с запада, юга и юго-востока) со стороны морских держав приведет к окончательной и бесповоротной победе над сухопутными державами, которые отныне будут целиком подконтрольны.

      Фактически  это было предельным развитием тактики  “анаконды”, которую обосновывал  уже Мэхэн. Спикмен был преемником идей Мэхэна, известного тем, что во главу мирового контроля он ставил господство в океане, основываясь  на фактах британского мирового господства в современную ему викторианскую  эпоху. В плане моделирования  Спикмен отталкивался от идей Маккиндера.

      Внимательно изучив труды последнего, он предложил  свой вариант базовой геополитической  схемы, несколько отличающийся от модели Маккиндера. Как отмечал французский  исследователь Селерье, американский геополитик Спикмен воспринял концепцию Маккиндера для Нового Света, опираясь на созданную им картографию, и пришел к выводу, аналогичному выводам Маккиндера в том, что касается СССР. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Римленд - ключ к мировому господству 

      Спикмен основывался на том, что Маккиндер  якобы переоценил геополитическое значение хартленда (массивная северо-восточная часть Евразии, окаймляемая с юга и востока горными системами). Эта переоценка затрагивала не только актуальное положение сил на карте мира – в частности, могущество СССР, – но и изначальную историческую схему.  Спикмен, в отличие от Маккиндера, в качестве ключа к контролю над миром рассматривал не хартленд, а евразийский пояс прибрежных территорий, или “маргинальный полумесяц”, включающий морские страны Европы, Ближний и Средний Восток, Индию, Юго-Восточную Азию и Китай.

      По  Спикмену, евразийская земная масса  и северные побережья Африки и  Австралии образуют три концентрические  зоны; они функционируют в мировой  политике в понятиях следующих геополитических  реалий: 

1) хартленд  северного Евразийского континента; 

2) окружающая  его буферная зона и маргинальные  моря; 

3) удаленные  от центра Африканский и Австралийский  континенты. 

      Внутренняя  зона, вокруг которой группируется все остальное, – это центральное  ядро евразийского хартленда. Вокруг этой сухопутной массы, начиная от Англии и кончая Японией, между северным континентом и двумя южными континентами, проходит Великий морской путь мира.

      Он  начинается во внутренних и окраинных  морях Западной Европы, в Балтийском и Северном морях, проходит через  европейское Средиземноморье и  Красное море, пересекает Индийский  океан, проходит через азиатское  Средиземноморье к прибрежным морям  Дальнего Востока, Восточно-Китайскому и Японскому и заканчивается, наконец, в Охотском море.

      Между центром евразийской континентальной  массы и этим морским путем  лежит большая концентрическая  буферная зона. Она включает Западную и Центральную Европу, плоскогорные страны Ближнего Востока, Турцию, Иран и Афганистан; затем Тибет, Китай, Восточную Сибирь и три полуострова  – Аравийский, Индийский и Бирмано-Сиамский. Эту тянущуюся от западной окраины  Евразийского континента до восточной  его окраины полосу Спикмен назвал евразийским римлендом (rimland, от англ, rim – ободок, край). Таким образом, он геополитически разделил мир на две части: хартленд и римленд.

      Как незаурядный политический мыслитель, Спикмен хорошо понимал преимущества “маргинального полумесяца” для  будущей глобальной стратегии Соединенных  Штатов и нацеливал их на этот регион задолго до того, как зараженные вильсоновским наивно-примитивным  политическим идеализмом американские государственные деятели стали  это осознавать.  Спикмен считал, что хартленд является лишь потенциальным пространством, получающим все культурные импульсы из береговых зон и не несущим в самом себе никакой самостоятельной геополитической миссии или исторического импульса. И римленд, а не хартленд является ключом к мировому господству.

      Геополитическую формулу Маккиндера – “Тот, кто  контролирует Восточную Европу, доминирует над хартлендом; Тот, кто доминирует над хартлендом, доминирует над Мировым  Островом; Тот, кто доминирует над  Мировым Островом, доминирует над  миром” – Спикмен предложил заменить своей – “Тот, кто доминирует над римлендом, доминирует над Евразией; Тот, кто доминирует над Евразией, держит судьбу мира в своих руках”.

Информация о работе Имперская геостратегия (Н. Спикмен)