Электронное правительство

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:25, реферат

Описание работы

Электронное правительство (англ. e-Government) — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Работа содержит 1 файл

Электронное правительство.doc

— 48.00 Кб (Скачать)

     Электронное правительство (англ. e-Government) — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных  услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным  чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

     Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.

     Электронное правительство является частью электронной  экономики.

     По  сообщениям российской прессы, по состоянию на июль 2010 года близко к идеалу электронное правительство работает только в Сингапуре и Эстонии.

     Задачи  электронного правительства

     Электронное правительство:

     - оптимизация предоставления правительственных  услуг населению и бизнесу;

     - поддержка и расширение возможностей  самообслуживания граждан;

     - рост технологической осведомленности  и квалификации граждан;

     - повышение степени участия всех  избирателей в процессах руководства  и управления страной;

     - снижение воздействия фактора географического местоположения.

     Электронное правительство обеспечивает:

     - эффективное и менее затратное  администрирование;

     - кардинальное изменение взаимоотношений  между обществом и правительством;

     - совершенствование демократии и  повышение ответственности власти перед народом.

     В условиях развития информационно-коммуникационных технологий все сферы деятельности государственных органов в электронном  виде являются востребованными гражданами и организациями различных форм собственности. Актуальность данного направления подчеркивается динамичностью развития таких сфер как, социальная (ФСС, Пенсионный Фонд, ФМС), юридическая (адвокатура, нотариат, судопроизводство), экономическая (бюджет, финансы, налоги), культурная (наука, образование), медицинская, муниципальная сфера (ЖКХ) и т. д.

     Цель электронного правительства

     Электронное правительство не является дополнением  или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования  информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

     В будущем электронное правительство  «одного окна» станет более актуально, чем сегодня. Эта тенденция будет  являться следствием развития социальных сетей web 2.0. Данные технологии существенно расширяют возможности политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами.

     В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным."

     Целями  формирования в Российской Федерации  электронного правительства являются:

     - повышение качества и доступности, предоставляемых гражданам и организациям, государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с их получением, внедрение единых стандартов обслуживания граждан;

     - повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти, расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия граждан, организаций и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;

     - повышение качества административно-управленческих процессов;

     - совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти, обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании.

     Сейчас  рабочая группа с участием ученых из Высшей школы экономики изучает готовность субъектов РФ к предоставлению государственных услуг через интернет. Министерство связи и массовых коммуникаций должно согласовать с Минэкономразвития последнюю редакцию ФЦП «Электронная Россия», которая несет львиную долю расходов по реализации концепции.

     Пока  результаты внедрения электронного правительства в России далеки от намеченных целей. Без оптимизма  взирают на этот процесс и многие активные его участники. Прежде всего, как отмечается, инновационные перемены нужны в психологии и менталитете доблестно-кипучих чиновников. В электронных тендерах, например, как и прежде, побеждают, как правило, «свои» подрядчики. Внедрение e-government оказывает крайне несущественное влияние на нашу бюрократию — не снижает ее коррупционности, не повышает ее эффективности и вообще не делает ее человечнее, не заставляет искренне помогать гражданам.

     Тем не менее, как вынужденно отмечается, интернетизация неумолима и неотвратима. Народы, которые попытаются ей противиться, станут ее жертвами. Они вылетят далеко за обочину информационного общества, чтобы выполнять для него самую черную работу. Электронное правительство — неизбежность, признак современной культуры, высокой цивилизации. Жизни в новых условиях, в любом случае, придется учиться, перестраиваясь на ходу. Пройдут годы, качество отечественного чиновничества возрастет, и электронное правительство заработает в полную мощь. К этому времени будет достигнута и тотальная интернетизация общества.

     Опыт  зарубежных стран

     Уровень развития электронного правительства в различных странах существенно дифференцируется. К несомненным правительствам-лидерам электронизации можно отнести правительства таких стран, как США, Великобритания, Финляндия, Сингапур, Латвия, Эстония и другие. К явным аутсайдерам относятся в основном правительства развивающихся стран Африки. Неудивительно, ведь концепция внедрения электронного правительства в первую очередь основывается на широко развитой инфраструктуре ИКТ. Приходится констатировать, что электронное правительство и процессы развития национального сообщества – взаимно действующие маховики одного процесса, они взаимозависимы и соответственно оказывают сильное воздействие друг на друга.

     Опыт  Латвии. Веб-сайт politica.lv, освещающий проблемы государственной политики Латвии, был создан в 2001 г. с общей целью повышения качества государственной политики в стране. Его главные подцели:

     1) обеспечение доступности информационных  ресурсов в области государственной политики;

     2) поддержка среды для квалифицированных обсуждений государственной политики;

     3) повышение уровня государственной политики.

     На  веб-сайте представлены ресурсы  на следующие темы: процесс выработки  государственной политики, социальная интеграция, верховенство закона и  коррупция, права человека, гражданское общество, образование и занятость, информационное общество и внешние отношения. Под этими заголовками politica.lv предлагает подборки документов по государственной политике, выводы экспертов, политические документы (такие, как стратегии и национальные программы), проекты законодательства, а также сопровождаемые аннотациями ссылки на национальные и мировые интернет-ресурсы. На сайте также публикуются авторские материалы и интервью, которые призваны стимулировать дебаты по разным вопросам государственной политики. Работает специальный раздел для специалистов по государственной политике, где представлена информация о методологии выработки и анализа политики, возможностях финансирования, конференциях и других мероприятиях, а также ссылки на профильные организации Латвии и других стран.

     Целевой аудиторией сайта politica.lv являются:

     1) специалисты в области государственной  политики (политики, государственные  служащие, представители судебной  власти, эксперты, неправительственные  и правозащитные организации);

     2) средства массовой информации  и широкая Интернет-публика.

     Теледома  в Венгрии. Теледома являются одним  из ключевых элементов венгерского  информационного общества, их число  уже перевалило за тысячу. Под понятием «теледом» подразумевается общественный центр телекоммуникационных услуг, то есть предприятие общественных услуг, через которое население может пользоваться, компьютерами и Интернетом. Короче говоря, теледома – это предприятия общественных услуг, оснащенные современными ИКТ и служащие цели предоставления в регионах и сельской местности доступа к Интернет. Теледома предоставляют государственному, гражданскому и частному секторам Венгрии более 60 видов услуг.

     Основные  принципы работы теледомов:

     1) теледома организуются на принципах  самоуправления и местной инициативы с целью удовлетворения потребностей местной общины, являясь «инициативой снизу»;

     2) большинство теледомов зависит  от внешнего источника финансирования (зарубежного или местного, как  правило, правительственного, хотя  в последнее время растет доля бизнеса);

     3) создание и дальнейшее поддержание  теледомов становится заботой  местной общины, которая контролирует  эти процессы. Чаще всего конкуренция  приводит к передаче обязанностей  по обеспечению деятельности  теледомов местным гражданским организациям, что усиливает позиции самоорганизации и самоуправления в местных общинах и среди местного капитала;

     4) спектр предлагаемых теледомами  услуг широкий; он отражает  разнообразие потребностей разных  клиентов и открыт для новых  предложений;

     5) теледома служат задаче популяризации новых достижений информационного общества, используя мощь Интернета для удовлетворения интереса местных общин к событиям и инновациям, происходящих в мире.

     Бразильская система голосования. В 2002 году Бразилия поставила себе задачу использовать ИКТ для голосования. В ходе первого тура общенациональных выборов 2002 года, бразильские избиратели впервые ознакомились с технологией абсолютно электронных выборов. Успешное применение этих технологий, отраженное в сравнительном отсутствии технических проблем при голосовании, явилось большим достижением для страны с большой численностью населения.

     Для выборов по всей территории страны было размещено 406 тыс. электронных  «избирательных урн». Эта техника  размером с кассовый аппарат может работать без подключения к энергосети и коммуникационной инфраструктуре, что важно для Бразилии, учитывая, что многие избирательные участки расположены в малонаселенной местности, где доступ к телефонным линиям ограничен. Чтобы отдать свой голос, достаточно было просто набрать на клавиатуре код, соответствующий тому или иному кандидату. После голосования на экран аппарата выводилась цифровая фотография выбранного кандидата и предложение подтвердить свой выбор (или изменить его).

     После закрытия избирательных участков, записанные на аппаратах голоса избирателей, шифровались, дополнялись электронной цифровой подписью и записывались на флэш-карты. В каждом из муниципалитетов около 3 % голосов сверялись с распечаткой, чтобы обеспечить контроль. После извлечения данных из аппаратов, происходившего в условиях строгого надзора, их перевозили в ближайшую региональную избирательную комиссию, из которой по каналам телефонной и спутниковой связи они направлялись на ковер национальной избирательной комиссии.

Информация о работе Электронное правительство