Этапы становления и развития СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

Цель данного исследования заключается в том, чтобы выявить основные направления и тенденции развития деятельности СНГ как международного института и органа межпарламентского сотрудничества стран СНГ, определить ее роль в процессе интеграции бывших республик СССР на современном этапе.
В задачи исследования входит:
изучить первоисточники возникновения СНГ;
рассмотреть поэтапное становление и развитие СНГ;
выявить перспективы развития СНГ.

Содержание

Введение___________________________________________________ 3
1. Этапы становления и развития СНГ________________________ 4
2. Проблемы и конфликты во взаимоотношениях между государствами Содружества_________________________________ 8
3. Перспективы СНГ________________________________________ 10
Заключение________________________________________________ 14
Список литературы_________________________________________ 15

Работа содержит 1 файл

Геополитика 10.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

      План  работы: 
 
 
 

Введение___________________________________________________ 3
1. Этапы становления и развития СНГ________________________ 4
2. Проблемы и конфликты  во взаимоотношениях  между государствами  Содружества_________________________________ 8
3. Перспективы СНГ________________________________________ 10
Заключение________________________________________________ 14
Список  литературы_________________________________________ 15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      8 декабря 2011 года Содружеству Независимых Государств исполнится 20 лет. Накопленный за эти годы опыт позволяет объективно оценить прошлое и настоящее Содружества и более обоснованно прогнозировать его будущее. Оно объединило 12 государств, созданных на базе союзных республик бывшего СССР, которые стали суверенными в полном смысле этого слова. Все эти государства являются ныне членами не только ООН, но и многих других международных организаций. Извилистый путь становления и развития стран СНГ обстоятельно исследуется во многих литературных изданиях.

      В условиях интенсивного глобального  развития международной политической системы, которой является СНГ, сближение  законодательств государств-участников СНГ представляет научный и практический интерес и имеет большое значение для межпарламентского сотрудничества государств-- участников СНГ в политической, экономической, социально-культурной и духовной сферах жизни.

      Цель данного исследования заключается в том, чтобы выявить основные направления и тенденции развития деятельности СНГ как международного института и органа межпарламентского сотрудничества стран СНГ, определить ее роль в процессе интеграции бывших республик СССР на современном этапе.

      В задачи исследования входит:

  • изучить первоисточники возникновения СНГ;
  • рассмотреть поэтапное становление и развитие СНГ;
  • выявить перспективы развития СНГ.
 
 
 
 

      1. Этапы становления и развития СНГ 

      История становления и развития стран  СНГ достаточно четко подразделяется на три этапа:

  • трансформационный (1991-1999 годы),
  • восстановительный (2000-2008 годы),
  • модернизационный (с 2009-по настоящее время).

      Первый  этап – это трансформационный (переходный) период цивилизованного развода  бывших республик Советского Союза. И это положение было естественным, поскольку для каждого нового государства главными задачами являлось становление независимой государственности и проведение радикальных рыночных реформ. В этот период на постсоветском пространстве появились государственные границы и, соответственно, таможенные и пограничные службы, национальные валюты. На смену общему для всех государств советскому законодательству пришли новые, национальные, правовые системы. Для всех суверенных стран СНГ в тот период первоочередным стало стремление к интеграции в мировую экономику, поиск новых рынков и партнеров за счет ослабления связей с соседями.

      Этому в значительной степени способствовала задержка с проведением радикальных  экономических реформ в СССР. В 90-е  годы национальные капиталы Евразии  только формировались, поэтому иностранные  инвесторы были представлены в основном «западным» капиталом. Транснациональные корпорации, скупая предприятия стран СНГ, переориентировали их на другие рынки, разрушая сложившуюся в советское время систему разделения труда и производственной кооперации.

      В условиях радикального политического  обновления задержка с приватизацией в СССР была одной из главных причин выхода из его состава союзных республик. Республиканские и региональные лидеры были заинтересованы в самостоятельной приватизации общесоюзных предприятий, а также возможности приватизации республиканских и местных предприятий без оглядки на общесоюзный центр. Именно такую возможность и создавало объявление республик независимыми государствами. При этом общесоюзная собственность распределялась не по вкладу каждой республики в ее создание, а по территориальному принципу.

      В 90-е годы ХХ века все страны СНГ, в  том числе и его системообразующий  центр – Российская Федерация, переживали глубокий экономический кризис, а  мировая экономика находилась в  фазе подъема. Россия в тот период сама зависела от финансовой помощи Запада и не могла содействовать привлекательной для соседей социально-экономической интеграции в СНГ, но при этом смягчала для других стран Содружества потерю сложившегося в СССР единого экономического пространства, предоставляя без каких-либо ограничений свой рынок труда, а также поставляя вместе с Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном нефтегазовые ресурсы соседям по ценам ниже мировых. Последнее было обусловлено зависимостью стран СНГ, добывающих природные ресурсы, от участников Содружества, через которые проходил транзит этих ресурсов на Запад.

      В начале XXI века на втором «восстановительном этапе» развития Содружества процесс  цивилизованного развода стран  СНГ полностью завершился. К этому  времени были проведены важные рыночные реформы, появились условия для реальной разноскоростной и многоуровневой экономической интеграции: заработала, хотя и с изъятиями, зона свободной торговли для всех стран СНГ, кроме Туркменистана, было создано Евразийское Экономическое Сообщество, подписано Соглашение о Едином экономическом пространстве Беларуси, Казахстана, России и Украины.

      В первое десятилетие нашего века все  суверенные страны СНГ руководствовались  прагматическим подходом по отношению  к экономическому сотрудничеству. Он проявился во взаимных запретах на ввоз товаров из стран Содружества на основании их «заграничного» происхождения и санитарно-экологического состояния, в переходе к рыночным тарифам на энергоресурсы и ужесточению миграционной политики. В результате в Содружестве четко разделяются интересы стран импортирующих трудовые ресурсы (Казахстан, Россия) и экспортирующих их, стран добывающих природные ресурсы (Азербайджан, Казахстан, Россия, Туркменистан, Узбекистан) и стран, по которым проходит транзит этих ресурсов (Беларусь, Молдова, Украина). Производители сырья пытаются диверсифицировать его поставки, а потребители – сохранить монополию на транзит. К сожалению варианты перехода от неоправданного соперничества к сотрудничеству путем создания совместных взаимовыгодных консорциумов реализованы не были. Вместо этого страны-транзитеры искали пути поставки ресурсов в обход России или за пределами СНГ, а страны, добывающие ресурсы, создавали альтернативные маршруты экспорта. Так, Азербайджан поставляет основную нефть вместо маршрута Одесса – Броды по направлению Баку – Джейхан. Страны ГУАМ рассчитывали создать транспортную систему в Украину в обход России, а фактически нефть пошла в обход Украины. Аналогичная ситуация и с туркменским газом. Вместо его поставок в Украину через территорию России или в Западную Европу через Турцию (проект «Набуко»), он начал поставляться в больших объемах в Китай. К началу третьего десятилетия Российская Федерация также будет иметь альтернативные маршруты экспорта всех своих ресурсов, в частности газа, как на Запад (Северный и Южный потоки), так и на Восток.1

      Из  новой ситуации, когда Российская Федерация освобождается от транзитной зависимости и перестает дотировать партнеров по СНГ, поставляя дешевые  ресурсы, делается ложный вывод о  потере интереса к СНГ. Действительно, необходимость пересмотра бюджетов в ряде стран СНГ, теряющих доходы от транзита ресурсов и вынужденных приобретать их по рыночным ценам, воспринимается болезненно, но это плата за полный суверенитет. Именно в этих условиях может проявиться привлекательность участия в СНГ и потребность в более высоких уровнях интеграции с Россией.

      Если  в 90-е годы XX века считалось очевидным, что в СНГ в первую очередь  заинтересована Российская Федерация, то к началу глобального экономического кризиса XXI века выяснилось, что Россия заинтересована в СНГ не меньше, но и не больше других стран. Во всяком случае, удерживать кого-либо в СНГ любой ценой Российская Федерация не намерена. Это показал пример Грузии, которая, формально выйдя из СНГ, попросила разрешить ей участвовать в 74 договорах Содружества. Таким образом, прагматический подход к интеграции себя оправдывает, и будет развиваться.

      Началом третьего «модернизационного» этапа в жизни Содружества можно считать 2009 год – год глобального экономического кризиса, который существенно повлиял на страны СНГ. Из-за низкой конкурентоспособности они переносят кризис наиболее болезненно. Стало очевидно, что без модернизации экономики стран СНГ, перехода их к инновационной модели развития государства Содружества обречены на растущее отставание от ведущих стран мира.

      Подписанное в начале кризиса Соглашение о  Восточно-Европейском партнерстве  Азербайджана, Армении, Грузии, Беларуси, Молдовы и Украины с Европейским  Союзом не получило реального воплощения на практике. Более того, Украине и ряду других стран СНГ был дан четкий сигнал о том, что в ближайшие десятилетия не планируется их принятие в ЕС. С другой стороны в условиях всемирного кризиса резко возросла роль общего рынка Содружества, заработали созданные по инициативе Российской Федерации и Казахстана такие привлекательные стимулы к интеграции как кредиты Евразийского Банка Развития и помощь Евразийского Антикризисного Фонда.

      В развитии СНГ объективно заинтересованы все его участники, а не только Российская Федерация. Конечно, Содружество немыслимо без Российской Федерации, но оно в равной степени необходимо и каждому из его членов. Более того, во внешнеторговых связях Беларуси, Таджикистана, Молдовы, Украины СНГ играет гораздо более существенную роль, чем во внешнеторговом обороте России. При этом все государства приобрели негативный опыт вхождения в мировой рынок поодиночке: потеря рынков Содружества не была компенсирована приобретением новых, в результате чего общий объем экспорта многих стран СНГ даже в условиях роста цен на сырье многократно уменьшился. 

      2. Проблемы и конфликты  во взаимоотношениях  между государствами  Содружества 

      В новейшей истории стран - участниц СНГ не раз происходили конфликты, и даже открытые военные столкновения, как внутригосударственные, так и межгосударственные. До сих пор далека от разрешения проблема ксенофобии и нетерпимости на национальной почве, а также проблема нелегальной иммиграции. Распространены экономические конфликты, например, между Белоруссией и Россией, Украиной и Россией по поводу сырьевых тарифов. Россию, как наиболее крупную и имеющий наивысший военный и экономический потенциал участницу СНГ, неоднократно обвиняли в нарушении фундаментальной договоренности по СНГ - неведении разведдеятельности внутри СНГ.

      Национальный  суверенитет – гордость и достоинство каждого народа. Он не может быть предметом спекуляции в политической борьбе. В ходе становления на территории бывшего СССР независимых государств активизируется такие движущие силы общественного развития как национальное самосознание, возросшая ответственность за будущее своей республики, новые партнерские отношения с другими бывшими советскими республиками, имеющие новую, рыночную основу. Однако одновременно возникает сложная, иногда драматическая ситуация, обусловленная нарушением прежнего единого государственного пространства. Сужается поле и возможности общения даже близких людей. Появились новые, экономические мотивы взаимного отчуждения населения разных республик. Тем не менее, очень многие ощущают себя нераздельными, имеют даже тесные родственные связи в масштабах бывшего Союза и сохраняют прочные интеграционные стереотипы. Ведь каждая вторая семя в России имеет родственников в СНГ.

     Разумеется, на территории бывшего СССР возникли независимые государства, значительно  выросло самосознание наций. Однако глубокая реинтеграция в новых условиях и в новых формах это не только экономическая целесообразность, но и совершенно необходимое требование устойчивого развития общества вообще.

     Особо важным направлением национальной политики России должно быть содействие нормальным межэтническим отношениям и созданию правового механизма защиты прав национальных меньшинств в каждом из новых суверенных государств. Но в Россию иммигрируют и люди нерусских национальностей. Они нередко сталкиваются с еще большими трудностями адаптации. В связи с этим заслуживают внимание заработка и внедрение на всех уровнях системы воспитания и образования курса этики межнациональных отношений, неоправданно забытого как в советские, так и в перестроечные времена.

     С точки зрения геополитики СНГ  формально не имеет целью какой-либо возврат к прошлому, когда все  современные суверенные государства  входили в состав сначала Российской Империи, а позже СССР, однако на деле официальная власть России, как в собственных речах, так и через СМИ очень часто озвучивает критику властей других стран-участниц. Наиболее часто им приписывается неуважение к общему с Россией прошлому, действия под диктовку развитых стран Запада (прежде всего США), реваншистские настроения (представление событий Второй Мировой войны в противоречащем официальной советской, российской и общепризнанной мировой историографии свете).

Информация о работе Этапы становления и развития СНГ