Концепция государственного регулирования экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 21:38, реферат

Описание работы

Россия, как и ряд других стран Европы и Азии, находится в начале пути реформирования экономических структур. Мировая история до недавнего времени не имела опыта перехода отдельных стран от командно-административной системы управления к рыночной, то есть перехода к качественно новому состоянию. В этом одна из главных сложностей и особенностей государственного регулирования экономики в России. На мой взгляд, отказ на этом этапе от государственного присутствия в экономике равносилен потере управляемости и возможной дезинтеграции страны. В этот период роль государства особенно значима.

Работа содержит 1 файл

срс.docx

— 28.99 Кб (Скачать)

Особенности государственного регулирования Российской экономики

     Россия, как и ряд других стран Европы и Азии, находится в начале пути реформирования экономических структур. Мировая история до недавнего времени не имела опыта перехода отдельных стран от командно-административной системы управления к рыночной, то есть перехода к качественно новому состоянию. В этом одна из главных сложностей и особенностей государственного регулирования экономики в России. На мой взгляд, отказ на этом этапе от государственного присутствия в экономике равносилен потере управляемости и возможной дезинтеграции страны. В этот период роль государства особенно значима.

Хотя это  признается бесспорным почти всеми  экономистами - и практиками, и учеными, - вопросы масштабов вмешательства  государства в экономику, а также  характер воздействия этого вмешательства  на условия и эффективность деятельности предприятия, остаются дискуссионными.

     Рыночная  экономическая система в России сформирована лишь в самых общих  чертах. Можно констатировать наличие  основных институциональных условий  для её функционирования. Однако дальнейшее прогрессивное развитие рыночных отношений  в российской экономике наталкивается  на несоответствие институтов государственного регулирования его институциональной  среде. Результаты воздействия государства  на экономику России пока слабо соответствуют  правительственным прогнозам. Поэтому  существует острая необходимость исследования институциональной среды и структуры  государственного регулирования экономики, формирования целостной системы  экономических институтов рыночного  хозяйствования, модернизации институциональной  среды государственного регулирования  российской экономики, с учётом влияния  глобальных социально-экономических  факторов.

     Следует отметить не только влияние государства  на экономику, но и влияние экономики  на государство, что отчетливо видно  из анализа современной российской политики. Кризисы, «черные вторники», дефолты приводят к смене правительств, государственных деятелей, изменениям институциональной структуры.

Государственное регулирование экономики осуществляется на основе четко сформулированной государственной  экономической политики. Представляется неверным утверждение о том, что  термины «государственное регулирование  экономики» и «государственная экономическая  политика» в наше время идентичны.

     Государственная экономическая политика представляет собой основные направления деятельности государства в сфере экономики, в то время как государственное регулирование экономики - деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и инструментов.

     Отсутствие  четко сформулированной, надлежащим образом оформленной, стабильной и  предсказуемой государственной  экономической политики является существенным недостатком, препятствующим эффективному государственному регулированию рынка.

     В настоящее время отсутствует  правовая база, обеспечивающая применение средств, инструментов государственного регулирования экономики, создание которой следует рассматривать  в качестве приоритетного направления  развития законодательства (в широком смысле слова), регулирующего отношения в экономике. Так, например, остро необходимо создание нормативной основы для эффективного применения таких средств как ценообразование, планирование, в том числе программно-целевое планирование и т. д.

     Только  после того, как будет создана  правовая основа для эффективного применения отдельных средств государственного регулирования, после того как будет  обобщен опыт их применения на практике, следует вернуться к вопросу  о создании стержневого законодательного акта, определяющего основы государственного регулирования экономики. Вполне возможно, что в качестве такого стержневого  акта будет выступать Предпринимательский  кодекс России, в котором будет  содержаться раздел, посвященный  государственному регулированию рынка.

Анализ отношений, возникающих в рамках исследования проблемы государственного регулирования  экономики, в том числе и регулирования  отношений в рамках государственного сектора, позволяет говорить о наличии  особенностей, специфики предпринимательских  отношений, что проявляется в  их комплексном характере. Предпринимательские  отношения в рамках государственного регулирования экономики включают наряду с имущественными, также административные, финансовые и иные отношения.

     Таким образом, система государственного регулирования экономики хотя и  претерпела значительную эволюцию, но во многих существенных звеньях все  еще не сформирована.

Наиболее важными  из нерешенных задач являются:

- преодоление  кризиса неплатежей и ликвидация  массовой просроченной задолженности;

- оздоровление  экономического положения предприятий,  в том числе оставшихся в  собственности государства и  находящихся под его контролем, включая улучшение управления принадлежащими государству пакетами акций акционерных предприятий;

- активизация  инвестиционной деятельности, проведение  структурной перестройки экономики,  повышение ее технического уровня, эффективности и конкурентоспособности;

- поддержка  потенциально жизнеспособных отечественных  предприятий, в первую очередь  в обрабатывающей промышленности  и сельском хозяйстве, развитие  которых имеет важное значение  для обеспечения экономической  независимости и безопасности  страны;

- перекрытие  каналов нелегальной утечки капитала  за рубеж, улучшение контроля за экспортом и возвратом валюты в страну;

- создание условий,  препятствующих расширению теневой  экономики и способствующих возврату  отвлеченных в нее финансовых  и материальных ресурсов в  рамки нормальной, разрешенной законами  экономической деятельности.

     Таким образом, существующая в настоящее  время система государственного регулирования носит переходный и незавершенный характер. Ход  реформ уже показал невозможность  эффективного развития экономики в  режиме автоматического саморегулирования. Механизм рынка должен быть дополнен инструментами, компенсирующими его  недостатки там, где он не срабатывает  или приводит к результатам, не отвечающим интересам всего общества. Поэтому  дальнейшее развитие реформ будет происходить  путем определенных компромиссов между  либерализацией и восстановлением  инструментов государственного регулирования  рынка и социальной сферы. 

Анализ государственного вмешательства в экономику России

     В средне- и долгосрочной перспективе  экономика подвержена существенным угрозам. Она находится в зависимости  от цен на нефть и низкой конкурентоспособности  других отраслей, кроме добывающей и оборонной промышленности. Процессы модернизации даже в части обновления продукции и основного капитала идут вяло. Несомненно, на это влияют сырьевая конъюнктура и отчасти  укрепление рубля, сокращающие относительную доходность вложений в других отраслях, а также пониженная деловая активность. Причины во многом связаны с тем, что в экономической политике с 2003 г. произошли существенные изменения, прежде всего с точки зрения повышения роли государства. В чем же это выразилось в разрезе его функций и какая модель модернизации сейчас реализуется?

     В отношении укрепления законности и правопорядка заметных изменений к лучшему не произошло. Политические реформы президента В. Путина повысили уровень концентрации власти, еще больше лишая смысла разделение властей. В ходе преследования компании ЮКОС, передела активов в нефтяном секторе, проведения налоговых проверок с крупными доначислениями за прошлые периоды власть продемонстрировала формальное соблюдение правовых норм при реальном их нарушении, используя свое влияние на прокуратуру и суд. Это подтверждается и последующим стремлением Налоговой службы и Минфина РФ легализовать допущенные нарушения при внесении поправок в законодательство. Самый характерный пример -- выполнение поручения президента страны по совершенствованию налогового администрирования. Законопроект, внесенный правительством в Думу, вызвал протесты бизнеса и ряда депутатов в связи с тем, что условия налогового администрирования вопреки поручению президента оказались более жесткими, чем в действующем Налоговом кодексе. Понятие «добросовестный налогоплательщик», введенное в оборот Конституционным судом и перехваченное налоговиками, было использовано для оправдания ранее принятых сомнительных в правовом отношении решений. В итоге принцип верховенства закона в последние годы не только не укрепился, но и пострадал. В этой сфере обозначился сдвиг в пользу проекта модернизации сверху: на деле показано, что для граждан и предприятий послушность власти важнее закона, закон Должен служить власти.

     По  поводу обороны и безопасности следует отметить позитивные сдвиги: ключевые решения в области военной реформы приняты. Можно критиковать их за половинчатость и длительность по срокам, за весьма вероятную низкую результативность. Но все же взят курс на формирование профессиональной армии и сокращение срока службы по призыву до одного года. Увеличение финансирования пока только отчасти восполняет упущения прошлых лет. Вместе с тем стремление власти опираться на силовые структуры несомненно.

     В макроэкономической политике до сих пор можно констатировать, что действия государства ближе скорее ко второй модели: консервативность в формировании бюджета, наполнение Стабилизационного фонда, сдерживание инфляции в условиях огромного притока экспортных доходов, причем при снижении деловой активности. Однако вызывает опасения ослабление бюджетно-денежной политики в 2006 г., отражающее понятную реакцию по .поводу давления со стороны разных слоев общества и сторонников активизации промышленной политики на реализацию нефтяных доходов внутри страны, что чревато повышением инфляции. Темп роста ВВП, который убедил бы в неправомерности этих опасений, должен быть, примерно, на уровне 8 -- 9%, а инфляции -- ниже 10%. При нынешней деловой активности достичь таких показателей будет трудно.

     Что касается институциональных реформ в экономике и в социальной сфере, то в течение второго президентского срока В. Путина активность оказалась замороженной сразу после частичной монетизации льгот в начале 2005 г. При планировании такой акции были допущены очевидные просчеты, но нельзя признать обоснованным прекращение по этой причине проведения всего комплекса реформ в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, в меньшей мере ЖКХ, давно стоящих в повестке дня. Затягивается реформа в электроэнергетике, заморожена реформа в газовой промышленности. Эта функция государства фактически блокирована по политическим соображениям, хотя для будущего страны указанные реформы имеют жизненно важное значение. Экономическая конъюнктура, конечно, позволяет их откладывать, но сегодня она исключительна благоприятна для преобразований. Другого такого подходящего момента в будущем, весьма вероятно, может не быть. Идут только политические реформы, направленные на централизацию власти. Здесь явно ощущается сдвиг в пользу проекта модернизации сверху.

     В 2006 г. было принято решение о формировании Венчурного инвестиционного фонда. В 2006-2007 гг. уставной капитал Венчурного фонда профинансирован за счет средств  инвестиционного фонда в размере  около 15 млрд. руб. Предполагается использовать его средства прежде всего на развитие нанотехнологий, на увеличение капиталовложений финансовых институтов лизинга, кредитования и страхования контрактов по приобретению современных технологий.

     В конце 2006 г. на обсуждение Правительства  был поставлен вопрос о создании в 2007 г. Банка развития РФ, которое, по мнению Г. Грефа, в России завершает формирование «институтов развития»

     Публичные услуги и система социальной защиты включают образование, здравоохранение и пенсионное обеспечение, поэтому торможение реформ в этих сферах означает также снижение внимания к названным функциям государства. Объявленные приоритетными национальные проекты, поскольку они, кроме сельского хозяйства, реализуются в этих секторах, могли бы сыграть важную роль, будь они тесно увязаны с необходимыми реформами. Но пока, судя по их содержанию, они с большой вероятностью окажутся популистскими расходными мероприятиями, несколько повышающими долю в нефтяных доходах менее обеспеченных слоев населения.

     Можно было бы ожидать, что содействие развитию экономики, активизация структурной политики должны стать органичным дополнением проводимой политики. На самом деле это не так. Только в истекшем году наметились реальные подвижки в данной сфере. Выделен инвестиционный фонд, принято законодательство о специальных экономических зонах и концессиях, усилен Российский банк развития. Что очень важно, началась реализация проекта «Старт» наподобие американской программы SBIR, представляющего собой начало новой активной инновационной политики. Хотя дело сдвинулось с мертвой точки, объемы финансирования пока незначительны.

Информация о работе Концепция государственного регулирования экономики России