Малый бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Считается что малый бизнес – это совокупность микро и малых предприятий, которые занимаются предпринимательской деятельностью. В принятом в 2007 году Госдумой федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства» говорится, что микро предприятием признается компания, численность сотрудников которой не более 15 человек. Малым предприятием – признается компания, в штате которой от 16 до 100 сотрудников. Организация, в которая насчитывает штат от 101 до 250 человек, относится уже к представителям среднего бизнеса. Отсюда следует, что малый бизнес со

Работа содержит 1 файл

она самая 1 глава.doc

— 40.50 Кб (Скачать)


1.      Малый бизнес: общая характеристика.

1.1.           Понятие «малый бизнес», его особенности и функции.

 

Считается что малый бизнес – это совокупность микро и малых предприятий, которые занимаются предпринимательской деятельностью. В принятом в 2007 году Госдумой федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства» говорится, что микро предприятием признается компания, численность сотрудников которой не более 15 человек. Малым предприятием – признается компания, в штате которой от 16 до 100 сотрудников. Организация, в которая насчитывает штат от 101 до 250 человек, относится уже к представителям среднего бизнеса. Отсюда следует, что малый бизнес составляют компании занимающиеся предпринимательством, со штатом сотрудников до 100 человек. Это может быть как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо.

 

Рассмотрим основные особенности малого бизнеса, характерные для нашей страны.

 

1. Низкие показатели в проценте венчурной специализации.

Для экономически развитых стран характерно формирование инновационной экономики. Что касается нашей страны, то инновационному производству уделяется слишком мало внимания. Основные виды деятельности в малом бизнесе, присущие для нашей страны, это коммерция и торговля.

 

     2. Низкие показатели касательно легитимности малого бизнеса.

На территории нашей страны большинство предприятий функционирует в условиях теневой экономики, что приводит к низкой легитимности бизнеса. Осознано работая на «серых схемах», компания занижает прибыль, тем самым уменьшая необходимые налоговые выплаты. Как результат – в бюджет страны поступают заниженные доходы.

 

     3. Постоянная нехватка финансирования.

Особенности малого бизнеса для нашей страны тесно переплетаются с острой нехваткой финансирования. Весь некогда собранный стартовый капитал вкладывается в оборот. Что касается производственного цикла предприятий, то он зачастую не совпадает с тем временем, которое необходимо для обращения капитала. Возникает потребность для обращения за кредитом для бизнеса в банк. Процентные ставки по таким кредитам достаточно высоки. В результате большинство предприятий превращается в банкротов.

 

    4. Неустойчивость малого бизнеса.

Нехватка финансирования для малого бизнеса провоцирует и такую особенность, как неустойчивость малого бизнеса. Более того, подобная нестабильность – это результат и жесткой конкурентной борьбы, и энергетического кризиса, и инфляции. В результате воздействия всех вышеперечисленных факторов большинство представителей малого бизнеса на территории нашей страны если не становятся банкротом, то сворачивают свою деятельность однозначно.

 

              Значение малого бизнеса лучше всего проявляется в характерных функциях. Экономическая литература отделяет такие функции малого бизнеса: ресурсную, организационную, творческую и социальную.

 

              Ресурсная функция обеспечивает формирование и продуктивное использование капитала, трудовых, материальных и информационных ресурсов. Малый бизнес способствует экономии и рациональному использованию ресурсов. Объясняется наличием хозяйственного риска, который требует анализа рентабельности проектов и расчета экономических показателей.

 

              Организационная функция заключается в формировании конкурентной среды, помогает утверждению конкурентных отношений, стимулирует хозяйственную активность, насыщает рынок качественными товарами и услугами.

 

              Творческая функция объясняется внедрением в деятельность малых предприятий достижений научно-технического прогресса, отраслей электроники, кибернетики, информатики и привлечения инициативных специалистов.

 

Социальная функция - решение проблем занятости, создание новых рабочих мест, поглощая избыточную рабочую силу во время циклических спадов экономики. Деятельность малых предприятий является основой формирования среднего класса.

 

Таким образом, малый бизнес выполняет особую функцию в народном хозяйстве - обновление экономической системы, содействие социально-политической стабильности общества путем обеспечения собственного благосостояния участников и достижение пользы для общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Этапы развития малого бизнеса в России.

 

В новейшей российской истории становления малого и среднего предпринимательства условно можно выделить 3 этапа.

Этап I - 1987-1994 годы - период быстрого роста количества предприятий малых форм, отличительной особенностью которого являлась стихийность, обусловленная отсутствием системной нормативно-правовой базы и какой бы то ни было инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства, как на государственном уровне, так и с привлечением негосударственных и международных институтов. Отношение государства к развитию предпринимательства формируется исходя из невозможности сохранения ставшей неэффективной системы управления экономикой, фактическое восприятие предпринимателей - как неизбежного зла, которое помогает в значительной мере решить проблему безработицы и насыщения рынка потребительскими товарами и услугами, но остается чуждым по уровню свободы, непривычным в советский и начальный постсоветский периоды. Краткая формула - "Мы миримся с тем, что вы есть, но не претендуйте на большее" - одинаково справедлива для обеих сторон во взаимоотношениях государство - предприниматели.

 

Этап II - 1995 год - август 1998 года - период перехода малого предпринимательства к осуществлению деятельности в соответствии с жестким государственным регламентированием в условиях стабилизации экономического роста и макроэкономической либерализации. Отношение государства к развитию предпринимательства формируется исходя из осознания того, что малый бизнес стал достаточно серьезной экономической силой, энергию которой необходимо активно использовать для достижения максимальной бюджетной эффективности, для чего можно даже облегчить доступ к государственным ресурсам - как официальным путем (через приватизацию, отказ от государственной монополии на пользование природными ресурсами и т.д.), так и через коррупционные каналы (использование посреднических схем при выполнении государственных закупок и реализации государственных заказов, предоставление необоснованных индивидуальных преференций и т.п.). Краткая формула для описания взаимоотношений государства и предпринимателей на этом этапе: "Мы вынуждены дружить, но никто не говорит, что мы должны полюбить друг друга".

 

Этап III - август 1998 года - 2000 год - период изменения приоритетов, отраслевой структуры и механизмов развития малого предпринимательства в посткризисный период. Одновременно именно в этот период государство начинает испытывать дискомфорт от жесткой зависимости финансово-экономической независимости страны от ситуаций на мировых сырьевых рынках - на нефть, газ, золото, цветные металлы - то есть в тех отраслях, где традиционно работают исключительно крупные предприятия. Наименее зависимое от этих факторов малое предпринимательство наиболее быстро восстанавливается после финансового кризиса и становится главным гарантом социальной стабильности в обществе. Государство осознает необходимость укрепления сектора малого предпринимательства в целях поддержания этой стабильности - принимаются, безусловно, прогрессивные федеральные законы "О едином налоге на вмененный доход", "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О лизинге". Но одновременно, видимо, чтобы малые предприятия не чувствовали себя самостоятельными и независимыми, был ликвидирован Государственный комитет Российской Федерации по развитию предпринимательства. Формула взаимоотношений: "Мы знаем, как сделать вас счастливыми, но с вами обсуждать это не намерены, просто приказываем: будьте счастливыми и идите к счастью по указанной нами дороге".

 

Также, по моему мнению, можно выделить IV этап - 2000 год по настоящее время, который характеризуется выделением в 2007 году критериев среднего предпринимательства и началом в 2008 году мирового финансового кризиса. В этот период государство надеется на малое и среднее предпринимательство и оказывает помощь этому сектору экономики.

 

Проведенный анализ развития малого и среднего бизнеса в России показывает, что общие темпы его роста остаются незначительными, а структура бизнеса постепенно смещается в сторону производственной деятельности, главным образом, промышленности и строительства.

 

Однако по-прежнему доминирующей для малых предприятий остается торгово-посредническая деятельность, оказание услуг по обслуживанию разнообразных рыночных структур. В значительной мере это связано с нерешенными вопросами улучшения экономической сферы функционирования малого предпринимательства, а также с кризисным состоянием экономики в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Малый бизнес в России