Международное экономическое положение современного Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

С обретением суверенитета республика столкнулась с необходимостью выработки и проведения собственной внешней политики. Главной задачей государства во внешней политике стало определение внешнеполитических приоритетов и системы национальной безопасности, своих национальных интересов и, исходя из них, стратегию внешней политики, обороны и военную доктрину.
Создавая систему национальной безопасности, Казахстан должен был исходить из особенностей своего геополитического и экономического положения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2
1. Международное положение Казахстана и выработка стратегии внешней политики…………………………………………………………………..3
1.1 Международное положение Казахстана и выработка стратегии внешней политики………………………………………………………………………3
2. Теоретические проблемы и вопросы моделирования экономики Республики Казахстан………………………………………………………..9
2.1 Международная практика реализации внешнеторговой деятельности и выводы для Казахстана……………………………………………………….9
3. Международная практика реализации внешнеторговой деятельности и выводы для Казахстана………………………………………………………13
4. Оценка макроэкономической, институциональной и правовой среды Республики Казахстан, как приоритетных направлений повышения национальной конкурентоспособности…………………………………….14
4.1 Конкурентоспособность национальной экономики…………………..14
5. Правовая среда……………………………………………………………..16
5.1 Анализ состояния правовой среды……………………………………...16
6. Свобода ведения бизнеса в казахстанской среде……………………….19
Заключение…………………………………………………………………….21
Литература……………………………………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 50.74 Кб (Скачать)

 

                                                   

                                                Содержание

Введение……………………………………………………………………...2

  1. Международное положение Казахстана и выработка стратегии внешней политики…………………………………………………………………..3

1.1 Международное положение Казахстана и выработка стратегии внешней политики………………………………………………………………………3

2. Теоретические проблемы и вопросы моделирования экономики Республики Казахстан………………………………………………………..9

2.1 Международная практика  реализации внешнеторговой деятельности  и выводы для Казахстана……………………………………………………….9

3.  Международная практика реализации внешнеторговой деятельности и выводы для Казахстана………………………………………………………13

4. Оценка макроэкономической, институциональной и правовой  среды Республики Казахстан, как  приоритетных направлений повышения  национальной конкурентоспособности…………………………………….14

4.1 Конкурентоспособность  национальной экономики…………………..14

5. Правовая среда……………………………………………………………..16

5.1 Анализ состояния правовой  среды……………………………………...16

6.  Свобода ведения бизнеса в казахстанской среде……………………….19

Заключение…………………………………………………………………….21

Литература……………………………………………………………………..22

 

 

 

 

        

Введение

Самая старая форма международных  отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства  народы вели активную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних  было в избытке на то, с чем  был дефицит, а у других народов  на оборот. Поэтому международная  торговля предшествовала мировому хозяйству.

Такой вид торговли способствовал  развитию машинного производства, так  как оно нередко производило  продукцию из импортного сырья. Из-за применения производственных машин  прибыль росла, что предшествовало относительно избыточному капиталу, что решалось его вывозом за границу, Как раз последнее способствовало формированию мирового хозяйства и  общественного разделения труда.

На протяжения столетий внешняя  торговля была и есть основой международных  экономических отношений, так как  рост мирохозяйственных связей ускорил  процесс формирования международного разделения труда, что соединяет  все страны в единое хозяйственное  целое. А это свидетельствует, что  интернационализация хозяйственных  связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости  интернационализации производства. Для экономического роста и развития слаборазвитых стран в постоянно  развивающейся мировой экономике  очень важное значение имеет внешняя торговля.

В настоящее время торгово-экономические  связи в основном сохранили прежние  черты. Это, прежде всего, относится  к структуре товарооборота, которая  изменилась не так сильно. Основу товарообменных операций составили топливно-энергетические товары, черные и цветные металлы, удобрения, машиностроительная продукция.

В числе причин, вызывающих сокращение объемов торговых связей, являются: всеобщий кризис денежной наличности и кассовые взаимные неплатежи; существенные различия в темпах проведения и характере  экономических реформ

Формирование современного экономического мышления немыслимо  без овладения системным переходом  к рыночным явлениям и процессам. Его важнейшей составляющей является проектность, т. е целестное исчисление факторов хозяйственной деятельности и прогнозирование тенденций экономического развития. В свою очередь овладевание проектным мышлением становится предпосылкой принятия оптимальных решений и оптимальных экономических преобразований в условиях ограниченности ресурсов. Основные категории экономической науки с позиции различных школ и подходов, их концептуальной совместимости накопленное богатство инструментария экономического анализа.

Введение в экономическую  теорию – МАКРОЭКОНОМИКУ-не является случайным. Учитывая, что казахстанская  экономика как объект изучения является трансформирующейся, т.е еще не обладает системным качеством, выявление особенностей механизма действия экономических законов в этих условиях должно стать предметом особого внимания будущих экономистов.

Макроэкономика представляет собой сложную социально-экономическую  систему. Макроэкономические показатели позволяют оценить состояние  экономики страны, что весьма важно  для разработки управленческих решений  и государственной экономической  политики. Объём производимых в стране благ и услуг измеряется макроэкономическими  показателями: валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), национальный продукт (НП). Их изменения  характеризует экономический рост, который может быть положительным, нулевым, отрицательным.

 
1.Международное положение Казахстана и выработка стратегии внешней политики

1.1Международное положение Казахстана и выработка стратегии внешней политики 
2 марта 1992 года Казахстан был принят (без голосования) в ООН. До конца 1992 года республику признали 106 государств мира, дипломатические отношения были установлены с 61 государством. Казахстан стал членом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Мирового банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка (ВБ) и других авторитетных международных организаций.

С обретением суверенитета республика столкнулась с необходимостью выработки и проведения собственной  внешней политики. Главной задачей  государства во внешней политике стало определение внешнеполитических приоритетов и системы национальной безопасности, своих национальных интересов и, исходя из них, стратегию внешней политики, обороны и военную доктрину. 
Создавая систему национальной безопасности, Казахстан должен был исходить из особенностей своего геополитического и экономического положения.

Во-первых, в республике отсутствовали  структуры независимого государства  — Министерство обороны, органов  национальной безопасности со службами разведки, контрразведки, Вооруженные  Силы, собственный дипломатический  корпус и т.д. 
Во-вторых, отсутствие прямого выхода к открытому морю, удаленность от основных коммуникативных средств затрудняло участие республики в международных экономических связях. 
В-третьих, Казахстан находится “на стыке” “двух супердержав -России и Китая, что делало военное решение конфликтных внешнеполитических проблем с этими гигантами для Казахстана практически абсолютно неприемлемым; к тому же со спорными территориальными проблемами с обеими. 
И, наконец, в-четвертых, пестрый этнический состав населения сам по себе был достаточно сложной проблемой, влияющей на внешнеполитическое положение Казахстана.

Все это придавало особое значение выработке сбалансированной стратегии внешнеполитической деятельности. Выработанная система национальной безопасности была опубликована в середине 1992 года и заключалась в следующем. 
Геополитическое положение Казахстана было определено как связующего звена между Европой, среднеазиатской”частью бывшего СССР, Азиатско-Тихоокеанским регионом и югом Азиатского материка.

Было заявлено, что система  национальной безопасности Казахстана строится на следующих принципах: 
- гарантированное обеспечение безопасности республики, ее государственной и территориальной целостности, прежде всего с помощью политических мер и углубления экономического взаимодействия; 
- подконтрольность ведомств, отвечающих за национальную безопасность, высшим органам власти и обществу в целом при гласности и предельно возможной открытости; 
- адекватность организации вооруженных сил и уровня оснащенности техникой и вооружениями реальной военной опасности на основе принципа оборонной достаточности; 
- соответствие построения системы национальной безопасности принципам правового государства и нормам международного права с учетом национально-исторических традиций и мирового опыта.

Казахстан заявил, что он не имеет территориальных претензий  ни к одному государству мира и: 
- признает сохранение мира в качестве приоритетной цели государственной политики; 
- отвергает войну или угрозу военной силой как средство достижения политических, экономических и других целей; 
- стремится к обретению статуса безъядерного государства и присоединения к договору о нераспространении ядерного оружия; 
- поддерживает принцип неприменения первым оружия массового поражения и выступает за принятие данного обязательства всеми государствами мирового сообщества; 
- придерживается принципа нерушимости сложившихся границ, невмешательства во внутренние дела других государств.

В 1993 году была приняты Стратегия  национальной безопасности Республики Казахстан на 1993—2005 гг. и первая Военная доктрина Казахстана. В этих документах были зафиксированы следующие  положения. 
В качестве источника военной опасности Казахстан рассматривал; 
- стремление государств или их коалиций доминировать в мировом сообществе или в регионах и попытки решения спорных вопросов военными средствами; 
- наличие у ряда государств или их коалиций мощных группировок вооруженных сил и сохраняющуюся систему их базирования, в том числе вблизи границ Республики Казахстан; 
- нестабильность внутриполитической обстановки в ряде государств и имеющие место вооруженные конфликты между государствами; 
- наращивание определенной частью государств своего военного потенциала. 
Было заявлено, что страна будет создавать собственные вооруженные силы на основе концепции оборонительной стратегии. В состав армии Казахстана войдут: 
- сухопутные войска; 
- военно-воздушные силы; 
- войска ПВО; 
- военно-морские части; 
- соединения и части обеспечения и обслуживания.

В военное время резервом армии являются внутренние войска и  республиканская гвардия. Комплектование армии будет осуществляться на принципах  территориальности, сочетания всеобщей воинской повинности и добровольного  приема на службу по контракту и  равенства всех граждан республики при выполнении воинской обязанности.

В 1995—1999 годах, с принятием  Закона “О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров  Республики Казахстан”, Положения  о МИДе Республики Казахстан и  Консульского устава Республики Казахстан, была создана законодательная база внешнеполитической деятельности 
В 1998 году был принят Закон “О национальной безопасности Республики Казахстан”, в котором были сформулированы национальные интересы Казахстана: 
- обеспечение прав и свобод человека и гражданина; 
- сохранение общественного согласия и политической стабильности в стране; 
- экономическое развитие на благо всего народа Казахстана; 
- воспитание казахстанского патриотизма и укрепление единства народа Казахстана; 
- сохранение и приумножение материальных и духовных ценностей казахстанского общества; 
- незыблемость конституционного строя Республики Казахстан, в том числе государственной независимости, унитарного устройства и президентской формы правления, целостности, неприкосновенности государственной границы и неотчуждаемости территории страны; 
- устойчивое функционирование государственных институтов, укрепление и повышение эффективности их деятельности; 
- обеспечение оснащенности и боевой готовности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан; 
- безусловное исполнение законов и поддержание правопорядка; 
- развитие международного сотрудничества на основе партнерства.

К внешним угрозам национальной безопасности Закон отнес: 
- деятельность, направленную на насильственное изменение конституционного строя, в том числе действия, посягающие на унитарное устройство Республики Казахстан, целостность, неприкосновенность, неотчуждаемость ее территории; 
- ослабление обороноспособности страны, угроза неприкосновенности государственной границы и применения силы в отношении Республики Казахстан, агрессия против нее; 
- разведывательная, террористическая, диверсионная и иная направленная на нанесение ущерба национальной безопасности Казахстана деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц; 
- нанесение ущерба экономической безопасности государства, включая использование стратегических ресурсов вопреки интересам страны, препятствование росту инвестиционной активности, в том числе притоку иностранных инвестиций в Республику Казахстан, не 
контролируемый вывоз капитала за пределы страны.

Было заявлено, что в  целях обеспечения национальной безопасности в сфере внешнеполитических отношений Казахстан будет участвовать  в: 
1) международных усилиях по формированию глобального миропорядка; 
2) формировании и укреплении эффективной системы коллективной безопасности в геополитическом окружении Казахстана; 
3) деятельности международных организаций, деятельность которых отвечает интересам национальной безопасности Республики 
Казахстан; 
4) мероприятиях за пределами страны, направленных на обеспечение национальной безопасности в соответствии с международными договорами Республики Казахстан; 
5) решении в необходимых случаях совместно с сопредельными государствами вопросов, касающихся обеспечения национальной безопасности. 
В 1998 году была проведена военная реформа, в соответствии с которой военно-морской флот (силы) как самостоятельный род войск был упразднен и Вооруженные Силы Республики Казахстан стали состоять из трех видов: Сил общего назначения, Сил воздушной обороны и Сил охраны государственной границы.

В 2000 году была принята новая военная доктрина и было объявлено о новом этапе военной реформы, выразившемся в создании 4 военных округов (Южного, Восточного, Западного, Центрального), создании Мобильных сил и частичной передислокаций воинских подразделений с востока (китайское направление) на юг. Объясняется данное перемещение войск резко осложнившейся с начала 2000 года ситуацией на Казахстано-Узбекской границе (в первой половине 2000 года на границе произошло несколько вооруженных инцидентов — обстрелов, разрушений постов милиции и таможенных постов, нападений, несанкционированных изменений линии прохождения государственной границы).

Информация о работе Международное экономическое положение современного Казахстана