Организационная структура ГУ Швеции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:09, доклад

Описание работы

Швеция - крупнейшая страна северной Европы. Она расположена на востоке и юге Скандинавского полуострова и граничит с Норвегией и Финляндией. Столица Швеции - Стокгольм.
Швеция - конституционная монархия с парламентской формой правления. Действует Конституция, вступившая в силу 1 января 1975.

Работа содержит 1 файл

Организационная структура ГУ Швеции.docx

— 22.97 Кб (Скачать)

Организационная структура ГУ Швеции

Швеция - крупнейшая страна северной Европы. Она расположена  на востоке и юге Скандинавского полуострова и граничит с Норвегией  и Финляндией. Столица Швеции - Стокгольм.

Швеция - конституционная  монархия с парламентской формой правления. Действует Конституция, вступившая в силу 1 января 1975. Шведская Конституция состоит из 4 отдельных документов:

  • Акта о форме правления, принятого в 1974,
  • Акта о престолонаследии, действующего с 1810,
  • Акта о свободе печати 1949 (ведущего начало с 1766)
  • Акта о свободе выражения взглядов, вступившего в силу в 1991.

Высший  орган законодательной  власти - риксдаг.

Высший  орган исполнительной власти - правительство.

 Глава государства  - король наделён чисто представительскими  или церемониальными функциями  и является символом Шведского  государства и нации.

С 1971 риксдаг  Швеции однопалатный, состоит из 349 депутатов, избираемых путём всеобщего, прямого и тайного голосования 1 раз в 4 года. Избирательным правом жители страны пользуются с 18 лет. Места  в риксдаге распределяются на пропорциональной основе между партиями, получившими на выборах не менее 4% голосов.

До 1971 Швеция была разделена на 850 коммун, каждая из которых  имела своё выборное собрание уполномоченных. Число коммун сейчас сокращено до 290 (территориальное деление). В права  и обязанности коммун входит строительство  различных сооружений и обеспечение  широкого круга услуг: жилищное и  дорожное строительство, канализация  и водоснабжение, начальное и  среднее образование, социальная помощь, уход за престарелыми, забота о детях и т.п. Коммуны имеют право взимать подоходный налог.

Между государственным  и коммунальным уровнями существует региональный уровень управления. На этом уровне страна поделена на лэны. Государственную власть представляют в каждом лэне губернатор и правление лэна. Губернаторы лэнов назначаются правительством на срок 6 лет и возглавляют правление лэна. Члены правления лэна назначаются ландстингом, который избирается и отвечает за здравоохранение и некоторые виды образования. Ландстинги взимают подоходный налог.

Крупнейшая организация, представляющая деловые круги, -Объединение предпринимателей Швеции, созданное в 1902.

Важную роль в жизни Швеции играет профсоюзное  движение, которое объединяет в своих  рядах около 80% всего экономически активного населения страны. Однако в стране нет единого профсоюзного центра. Центральное объединение  профсоюзов Швеции - крупнейшее в стране, основано в 1898, объединяет ок. 1,2 млн. чел., занятых в ведущих отраслях промышленности, коммунальном секторе и сфере обслуживания. Центральное объединение профсоюзов служащих образовано в 1944, объединяет служащих частного и государственного секторов. Центральная организация лиц с высшим образованием создана в 1947, объединяет преподавателей, инженеров, врачей и т.п.

Право законодательной  инициативы принадлежит правительству и членам парламента. Представленный для рассмотрения законопроект выносится на заседание Риксдага, где сначала оглашается его название и фамилия его автора. После этого законопроект отсылается в соответствующую комиссию. Комиссия, изучив законопроект, делает по нему доклад на пленарном заседании Риксдага, который вправе отклонить законопроект или внести в него поправки. После доклада комиссии законопроект или принимается к рассмотрению, или вновь передается в комиссию. Если он принят к рассмотрению, начинаются прения, затем проводится голосование; при этом достаточно простого большинства депутатов.

К числу наиболее важных функций парламента относится определение финансовой политики государства. За ним закреплены широкие права в сфере налогообложения, он рассматривает и принимает бюджет, решает вопросы, касающиеся заключения займов и распоряжения государственной собственностью. Парламент вправе объявлять войну и заключать мир. Под его контролем находятся деятельность правительства, административный, судебный аппараты, органы местного самоуправления. Парламентский контроль осуществляется путем интерпелляций, обсуждения на сессиях сообщений правительства об основных направлениях его внутренней и внешней политики. Работу правительства контролирует Конституционная комиссия парламента. Обнаружив нарушение законов со стороны какого-либо министра, она вправе обратиться к Риксдагу с просьбой возбудить преследование.

Исполнительная  власть в стране возложена на правительство Кабинет министров, - формируемое при непосредственном участии Риксдага и ответственное перед ним. Правительство назначается в соответствии с расстановкой сил в парламенте, оно должно пользоваться доверием Риксдага. Порядок образования Кабинета закреплен в Конституции: на сессии парламента по предложению тальмана (председателя Риксдага) проводятся выборы Премьер-министра. Кандидатура считается одобренной, если за нее проголосовало не менее половины депутатов. Если кандидат не наберет нужного числа голосов, назначается повторное голосование. Премьер-министр сам определяет состав своего Кабинета, члены которого затем утверждаются Риксдагом. Риксдаг обладает правом роспуска правительства. Для этого он должен принять специальную резолюцию порицания.

Судебная  власть представлена системой общих судов ,которую возглавляет Верховный суд. Он состоит из не менее чем 22 членов (советников юстиции), 1 из которых правительство назначает председателем. В Верховном суде действуют 3 отделения, где дела рассматриваются в составе 5-7 членов суда. Основная его функция - рассмотрение жалоб на приговоры и решения апелляционных судов (так называемый пересмотр судебных решений). Верховный суд может принять жалобы и по вопросам права, и в связи с неправильной оценкой фактических обстоятельств дела, в том числе доказательств. Однако само право на обжалование в Верховный суд весьма ограничено: вопрос о принятии той или иной жалобы к разбирательству решается коллегией из 3 судей (иногда - 1 судьей) по их усмотрению, а те отбирают лишь дела, значение которых существенно для судебной практики в целом. В качестве суда первой инстанции Верховный суд рассматривает дела об ответственности за должностные преступления министров и других высших должностных лиц. В случаях, когда речь идет о правовых принципах или толковании закона, дела по представлению отделений рассматривает пленарное заседание Верховного суда. Его решения определяющим образом влияют на правоприменительную деятельность судов и официальных учреждений.

6 апелляционных  судов (соответственно числу округов,  охватывающих в совокупности  всю территорию страны) имеют  по 2 или более отделений и включают  каждый: председателя, одного или  нескольких лагманов (председательствующих в составах суда) и родманов (членов суда). В составе 4-5 судей эти суды слушают апелляционные жалобы на приговоры и решения, вынесенные нижестоящими судами по уголовным и гражданским делам, предпринимая, по существу, новое судебное разбирательство с привлечением при необходимости даже новых доказательств (в Швеции обжалуется обычно не более 5% приговоров и решений нижестоящих судов). Они же в качестве суда первой инстанции рассматривают некоторые категории уголовных дел. Если при этом обвиняемому грозит наказание более строгое, чем штраф, то суд заседает в составе 3-4 штатных судей и 2-3 заседателей (асессоров). Предварительная подготовка дела, подлежащего рассмотрению в апелляционном суде, может быть поручена штатному судье или служащему суда.

Окружные суды (их в стране около 100), часто называемые сессионными, пришли на смену существовавшим до 1971 г. сельским и городским судам, весьма различавшимся по составу  и полномочиям. Это низовое звено  судебной системы. Они состоят из лагмана и различного числа родманов (в некоторых судах по 1, в окружном суде Стокгольма их более 100) и рассматривают по первой инстанции подавляющее большинство всех гражданских и уголовных дел. В разбирательстве уголовных и брачно-семейных дел участвуют 1 штатный судья и 5 заседателей, в гражданских - 3 штатных судьи. Единоличный судья вправе рассматривать дела о малозначительных уголовных преступлениях, наказуемых только штрафом, и проводить подготовительное разбирательство по гражданским делам, что бывает довольно часто. Заседатели, избираемые собраниями коммунальных уполномоченных сроком на 6 лет, участвуют совместно с судьей в разбирательстве дела, и принятое ими даже вопреки мнению судьи решение, если за него высказались 4 из 5 заседателей, считается окончательным приговором по уголовному делу (в противном случае оглашается приговор, предложенный судьей). Аналогичные правила действуют и при рассмотрении брачно-семейных дел. Жюри присяжных заседателей, выносящих лишь вердикт о виновности или невиновности, создается только для разбирательства дел о преступлениях против Закона о печати 1974 г. Для рассмотрения гражданских дел с относительно небольшой суммой иска существует упрощенная процедура судебного разбирательства единоличным судьей и, как правило, без участия адвокатов (Закон о рассмотрении мелких исков 1974 г.). Шведское законодательство допускает также рассмотрение гражданских споров арбитрами. Согласно Закону об арбитрах 1929 г. каждая из сторон назначает своего арбитра, а те выбирают третьего. Решение арбитров окончательно, но по некоторым формальным основаниям может быть обжаловано в общие суды.

Выполнение правительственных  решений возложено на ряд центральных  административных органов и учреждений. Например, министерству здравоохранения  и социального обеспечения непосредственно  подчиняется Главное управление здравоохранения и социального  обеспечения, Главное управление социального  страхования и некоторые другие органы.

Во главе каждого  такого управления стоит генеральный  директор, назначаемый правительством, как правило, на 6 лет. Коллегия административного  органа состоит из генерального директора, ряда старших чиновников, находящихся  у него в подчинении, и нескольких представителей общественности, представляющих организации или части населения, заинтересованные в деятельности этого  административного органа. Все члены  коллегии, как и высшие должностные  лица управлений назначаются правительством. Остальные служащие управления назначаются самой коллегией.

Вследствие своего независимого положения, центральные  административные органы работают самостоятельно и предоставляют правительству  предложения в отношении курса, который нужно проводить.

Все государственные  служащие Швеции, а также все полицейские  и военные имеют право участвовать  в политической жизни и занимать политические посты.

При назначении на государственную должность должны приниматься во внимание лишь такие  интересы дела, как заслуги и компетентность. Только лицо, являющееся шведским гражданином, может исполнять обязанность  и занимать должность в суде, в  ведомстве, непосредственно подчиненном  правительству, занимать должность  или пост главы органа, непосредственно  подчиненного Риксдагу или правительству, или члена такого органа или его  правления, должность в правительственном  аппарате, непосредственно подчиняющемся  министру, должность шведского дипломатического представителя. Также и в ином случае только лицо, являющееся шведским гражданином, может занимать должность  или пост, если на эту должность  или пост избирает Риксдаг. Во всех остальных случаях требование шведского  гражданства для получения права  исполнять обязанность или занимать должность или пост в государственном  или коммунальном аппарате устанавливается  только законом или согласно условиям, указанным в законе.

Три уровня государственного управления

Швеция имеет  три уровня государственной власти: национальный, региональный и местный. Кроме того, после вступления Швеции в Европейский Союз, к ним прибавился четвертый уровень власти – европейский. На всеобщих парламентских выборах  раз в четыре года шведы выбирают своих представителей в законодательные  органы национального, регионального  и местного уровня..

Национальный  уровень

На национальном уровне законодательная ветвь власти представлена шведским парламентом  – Риксдагом. Новые законопроекты  представляются в Риксдаг правительством, которое также проводит в жизнь  решения парламента. Правительству  в его работе помогают различные  правительственные учреждения, включая  министерства, около 300 центральных  национальных агентств (ведомств) и  других органов.

Региональный  уровень

Швеция административно  делится на 21 регион. Политические задачи на этом уровне выполняются, с одной  стороны, Советом региона (ландстинг), члены которого напрямую выбираются населением данного региона, и Администрацией региона, являющейся исполнительным органом  власти на данной территории.

Местный уровень

В Швеции 290 муниципалитетов. У каждого муниципалитета есть выборное законодательное собрание (Совет  муниципалитета), принимающее решения  на местном уровне. Совет муниципалитета назначает Исполнительный совет, который  возглавляет и координирует работу муниципалитета.

Европейский уровень

После встепления в Европейский Союз в 1995, Швеция имеет четвертый уровень власти – Европейский уровень. Швеция является субъектом европейского законодательства и принимает участие в законодательном процессе, в создании и принятии законопроектов. Швеция представлена правительством в Европейском Совете Министров, являющемся верхней палатой Европейского Парламента.

Распределение полномочий между  уровнями власти.

Шведская конституция  содержит положение о разделении и взаимодействии законодательной (в шведской терминологии – принимающей  решения) и исполнительной властей. Шведский закон о местном самоуправлении 1992 года определяет административное деление на муниципалитеты и организацию и полномочия местных органов власти, законодательных и исполнительных. Распределение полномочий между центральной властью и муниципалитетами менялось с течением времени. Полномочия постепенно передавались от центра на местный уровень их демократических соображений. На уровне муниципалитета легче поддерживать постоянный контакт между властью и отдельным человеком.

Правительство создало парламентский комитет, Комитет по обязанностям общественного  сектора (the Committee on Public Sector Responsibilities), которым вменяется в обязанность контролировать разделение полномочий между различными уровнями власти. 

Информация о работе Организационная структура ГУ Швеции