Роль международных организаций в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 08:41, реферат

Описание работы

Ключевую роль в современной системе международных отношений продолжают играть независимые национальные государства (nation-states). Вестфальский международный порядок, установленный после известного конгресса 1648 г., предопределил на несколько столетий вперед главенствующие позиции суверенных государств и межгосударственных отношений в мировой политике.

Содержание

Введение 2
Эволюция международных организаций 2
Характеристика международной системы 5
Многосторонняя дипломатия 11
Пределы международных организаций 16
Заключение 21
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

Роль международных организаций.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

      6. Завершение конфликта Восток—Запад  привело к драматическому повороту  в содержании и измерении понятия "сила". Классические признаки силы (размеры территории и количество населения государства, его геополитическое положение, численность вооруженных сил и др.) и территориального суверенитета государства уже во многих отношениях утратили свое значение. Западная политическая мысль ввела в научный оборот понятия "осязаемая сила" и "неосязаемая сила"7. Категория "осязаемая сила" включает в себя вышеупомянутые традиционные признаки силы. Категория "неосязаемая сила" состоит из таких, казалось бы, невидимых и неощутимых на первый взгляд признаков мощи государства, как научно-технологическая база, промышленный и финансовый потенциал экономики, валюта, человеческий капитал, гарантии социальной безопасности, мобилизационная способность населения защищать политический и социальный строй государства. Эти новые измерения силы все более значительно определяют место, статус и мощь государства.

      7. Мировая система сталкивается, образно  говоря словами В. Войке, с  "одновременностью разновидностей" ("mit der Gleichzeitigkeit von Ungleichzeitigkeiten")8. Если говорить более понятным языком, то речь идет, как нам представляется, об одновременном существовании и наложении друг на друга таких фундаментальных понятий, как историческая эпоха и социальное пространство. В пока еще недостаточно определенных и созревших условиях "мирового переходного общества" происходит, с одной стороны, децентрализация и регионализация межгосударственных конфликтов, с другой стороны — переплетение межгосударственных военных и внутригосударственных социально-политических конфликтов. В то время как мир индустриально развитых стран евроатлантического пространства, объединенный в Организацию экономического сотрудничества и развития, стал более стабильным и безопасным в результате преодоления конфликта Восток—Запад, резко возросли нестабильность и волнения в других регионах мира. Для международной системы характерны параллельность процессов глобализации и сохранения локальных сообществ, переплетения и дифференциации, централизации, фрагментации и децентрализации, сближения и отчуждения, независимости и взаимозависимости в международных отношениях.

      Подытоживая характеристику современной международной  системы, хотелось бы снова подчеркнуть, что она имеет переходный характер, соединяя в себе существенные черты Вестфальского международного порядка и нового мирового порядка, который формируется. Национальные государства и ММПО продолжают оставаться главными акторами международной системы. Вместе с тем увеличивается роль и влияние на мировую политику и экономику негосударственных акторов, прежде всего МНПО и ТНК. Новыми существенными факторами международной системы являются окончание "холодной войны", прекращение биполярности и сохранение США как единственной сверхдержавы. К этому необходимо добавить сформировавшиеся и проявившиеся уже в годы "холодной войны" процессы научно-технологической и информационной революций, глобализации, усиления конфликта по оси Север—Юг. После прекращения конфликта Восток—Запад эти факторы приобрели новое измерение и динамику.

      Десятилетие спустя после завершения "холодной войны" все еще трудно осмыслить  перемены и последствия, которые  оно (это завершение) принесло. Это  пока слишком короткий срок для того, чтобы сформулировать сущность и  особенности нового мирового порядка, который рождается у нас на глазах.

Многосторонняя  дипломатия

      Ряд вышеупомянутых характерных черт международной  системы (рост МО, глобализация, окончание "холодной войны", многополярность) способствовали повышению роли многосторонней дипломатии в мировой политике. Многосторонняя дипломатия отличается от традиционной двусторонней дипломатии средой, или ареной, на которой она действует. На этой арене выступают ММПО, МНПО, международные конференции и встречи на высшем уровне (саммиты).

      Многосторонняя  дипломатия возникла одновременно с Вестфальским государственно-центристским порядком. На протяжении большей части его существования многосторонняя дипломатия проявлялась в основном на форумах, связанных с послевоенным мирным урегулированием (Венский конгресс 1815 г., Парижские мирные конференции 1919—1920 гг. и 1946 г.). В современном мире многосторонняя дипломатическая активность разворачивается преимущественно в рамках МО (ООН, НАТО, ВТО и др.).

      "Холодная  война" оказала значительное  влияние на развитие многосторонней дипломатии. Это было связано с тем, что две соперничающие сверхдержавы меняли союзников, что вело к созданию новых МО. Так возникли НАТО и Организация Варшавского Договора (ОВД). В период холодной войны появилось большое количество новых независимых государств, вступивших в ООН и другие МО.

      Глобализация  содействовала повышению значения многосторонней дипломатии и в то же время ее усложнению. Оказалось, что она более подходит для разрешения проблем, порождаемых глобализацией, чем двусторонняя дипломатия. Многие, если не все, серьезные проблемы международных отношений вовлекают большое число государств и ММПО9.

      Акторами  многосторонней дипломатии являются не только представители государств. Делегаты от ТНК и МНПО соперничают за влияние в коридорах ООН и других МО с профессиональными дипломатами, политиками и международными чиновниками. Роль негосударственных акторов, которые занимаются лоббированием интересов своих организаций среди правительств, прессы и международных служащих, повышается. Представители МНПО проявляют при решении специальных, очень специфических вопросов большую компетентность, чем профессиональные дипломаты. Из числа негосударственных акторов формируется так называемая "дипломатическая контрэлита", как бы противостоящая профессиональным дипломатическим кадрам. Немецкий "Словарь международной политики" (1998) вводит в оборот и понятие "параллельная элита в дипломатии национального государства". К ней он относит дипломатов, работающих в области многосторонней дипломатии10.

      Между многосторонней и двусторонней дипломатией  существует ряд различий. Первое касается той базы знаний и информации, которые  требуются для того или иного  типа дипломатии. В традиционной дипломатии дипломат, представляющий свою страну в столице другого государства, обязан хорошо понимать национальные интересы обеих сторон. Он должен знать, где эти интересы совпадают, а где они различаются. Ему необходимо знание и понимание политической системы и политической культуры принимающей страны, знакомство с ее видными людьми.

      Для успешной работы в области многосторонней дипломатии необходимо хорошо знать  многих ее участников из других стран  и МО. Вопросы, обсуждаемые на многосторонних встречах, могут быть такими же, как и в двусторонней дипломатии, но подходы к ним со стороны участников многосторонних форумов отличаются более широким охватом международной проблематики. В сфере многосторонней дипломатии дипломаты должны уметь адаптироваться к политической среде и культуре, где люди говорят на многих языках и где необходимо знать и учитывать национальные интересы большого количества стран.

      Второе  отличие многосторонней дипломатии от традиционной заключается в том, что первый тип сопровождается регулярными личными контактами с большим количеством людей. Поэтому способность поддерживать деловые отношения и ладить со своими коллегами независимо от их политических, экономических и культурных различий, вероятно, более важна на многосторонних форумах, чем в двусторонних отношениях, где политический и военный вес двух стран является более значительным фактором, чем их идеологические и культурные различия.

      Э. Салливэн отмечает в этой связи важность для участников многосторонних встреч относиться с искренним уважением к религиозному и культурному многообразию стран, представленных в ООН. Делегаты, которые недостаточно уважительны и толерантны к этому многообразию, могут оказаться неспособными убедить других учитывать их взгляды и в результате остаться вне рамок консенсуса ООН. Напротив, тот, кто уважает религию и культуру других народов и государств, будет иметь значительно больше шансов найти общий путь к совместным проектам резолюций с другими делегатами11.

      Третье  отличие многосторонней дипломатии от двусторонней связано с публичностью деятельности МО и использованием правил парламентской процедуры в их органах. МО имеют во многом такие же структуры разработки и принятия решений, как в парламентских органах. Однако существуют и значительные различия между многими законодательными органами власти государств и аналогичными структурами большинства МО. Известно, что ни один служащий ООН, включая Генерального секретаря, не имеет власти и полномочий, подобных британскому премьер-министру или спикеру Палаты представителей Конгресса США. Однако в ООН нет партийной дисциплины, и государства могут безнаказанно избегать блокового голосования. Теоретически дипломаты в ООН должны голосовать в соответствии с инструкциями своего МИД. Практически же они относительно более автономны, чем дипломаты, занятые в сфере двусторонних отношений.

      Особым  видом многосторонней дипломатии являются встречи в верхах (саммиты) руководителей  более чем двух государств. В период "холодной войны" такие саммиты  были весьма редки. В 1990-е гг. многосторонние саммиты стали скорее правилом, чем исключением. К ним следует отнести и первое в истории ООН заседание Совета Безопасности с участием руководителей государств и правительств стран — постоянных членов Совета Безопасности, состоявшееся в январе 1992 г. Начиная с середины 1970-х гг. проводятся встречи руководителей государств "большой семерки", к которым в 1990-е гг. присоединился президент России. Многосторонние саммиты практикуются лидерами СНГ как в рамках Совета глав государств СНГ, так и вне его.

      МО  представляют собой удобное место для коллективной организации небольших государств. Более половины из всех независимых государств мира — малые и слабые государства, которые являются суверенными и равноправными субъектами международного права. Однако фактически они могут обеспечивать свои интересы на международной арене благодаря объединению своих сил. МО создают для малых государств институциональные формы, с помощью которых они могут создавать сначала специальные объединения, как, например, "группа 77", чтобы в дальнейшем через них защищать свои интересы. Поскольку большинство МО действует по принципу "одна страна — один голос", это вызывает необходимость получения значительного большинства при принятии решений. В итоге малые государства могут иметь немалое влияние на результаты голосования или содержание определенных резолюций.

      Современная многосторонняя дипломатия является частью "новой дипломатии", которая  значительно более публична и  открыта, чем "старая дипломатия" минувших веков. Современные дипломаты  должны овладеть как на двустороннем, так и на многостороннем уровне профессиональными навыками работы с журналистами, корреспондентами, работниками средств массовой информации.

      Одним из существенных условий успешной деятельности в области многосторонней дипломатии следует считать умение общаться с представителями других государств на их родных языках. Как известно, в ООН действует шесть официальных языков, и хотя на официальных заседаниях обеспечивается синхронный перевод на этих языках, лоббирование и предварительное обсуждение вопросов происходит на неформальных встречах. Дипломаты, владеющие двумя или более языками, достигнут большего успеха, чем их "одноязычные" коллеги. Они могут действовать как посредники и быть персонально вовлечены в более широкий круг двусторонних и многосторонних переговоров12.

      Зарубежные  исследователи фокусируют внимание на важности формирования институтов гражданского общества на глобальном уровне. Они считают, что многосторонняя дипломатия должна стать в будущем  более важной, чем традиционная двусторонняя дипломатия. Рост глобализации будет вести к превращению МО, прежде всего ООН, в более подходящий форум для решения возрастающего числа проблем, включая безопасность и угрозы миру. Такие проблемы приобретают все более трансграничный, международный характер, а попытки их одностороннего решения, даже если актором выступает великая держава, становятся менее эффективными.

      В многополярном мире многосторонние встречи и конференции могут  стать более важными средствами мировой политики, чем односторонние действия одной сверхдержавы. Это, однако, не означает, что многополярный мир принесет более устойчивый мир.

      В "мировом переходном обществе" многосторонняя дипломатия сосуществует с традиционной дипломатией, глобализация с национализмом, преследование национальных интересов отдельными государствами с поиском удовлетворения часто малозаметных интересов мирового сообщества. В перспективе значение многосторонней дипломатии будет возрастать, но независимые государства останутся главными акторами международной системы, которые будут действовать в соответствии с собственными интересами.

Пределы международных организаций

      Как можно было заметить, в традиционной научной литературе устоялось достаточно позитивное видение процесса международного регулирования, проводником и инструментом которого выступают МО. Так, приверженцы функционализма считают, что глобализация и взаимозависимость ведут к глобализации международных структур управления. Либеральный институционализм связывает международный мир с экономическими и социальными институтами и объясняет бурный рост МО во второй половине ХХ в. социальными изменениями в мире. Сторонники критической теории полагают, что в будущем МО станут основными институциональными формами взаимодействия государств14.

      Вместе  с тем в мировой литературе о МО существует направление, которое критически оценивает их роль и возможности в международных отношениях. Оно учитывает неудачный опыт Лиги Наций в обеспечении международного мира, тот факт, что ООН оказалась в значительной мере парализованной соперничеством двух сверхдержав в годы "холодной войны", а после ее окончания пока не может найти своего адекватного места в международной системе. Нельзя игнорировать и то, что ряд МО, созданных как военно-политические альянсы в годы конфронтации, затем распались (СЕНТО, или Багдадский пакт, СЕАТО, ОВД, а также СЭВ).

Информация о работе Роль международных организаций в мировой экономике