Возникновение и развитие системы демографических знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Грамотное использование методологии демографии на управленческом уровне позволяет эффективно осуществлять социальный мониторинг развития территории различного уровня организации и масштаба, моделировать развитие социально-демографических, этнических и социально-профессиональных групп населения, корректировать данные социологических выборок и результатов исследований. Демография имеет свою собственную богатую историю становления, формирования и развития в России и за рубежом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие демографии…………………………………………………………...4

2. Объект и предмет демографии……………………………………….…….….5

3. Задачи демографии…………………………………………………….…….…7

4. История возникновения и развития демографии…………………….………8

4.1. Развитие демографии как науки…………………………….………..8

4.2. Развитие демографии в России……………………………………...10

5. Источники данных, используемые в демографии………………………..…14

6. Методы демографии………………………………………………………......17

Заключение……………………………………………………………………….20

Список источников и литературы……………………………………………....21

Работа содержит 1 файл

Возникновение и развитие системы демографических знаний.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

6). Картографические  методы. Аналогично графическим методам с помощью различных карт также наглядно позволяют отображать различные демографические процессы, их сравнительную характеристику и движение. 

     Собственные методы демографии соответствуют предмету, в частности, половозрастной и брачной структуре населения и зависящих от пола и возраста характеристик демографически процессов:

  • метод когорт (метод реального поколения, или продольного анализа), применяемый при изучении того или иного процесса на протяжении поколения При этом демографические процессы, например, рождаемость или смертность, брачность или разводимость анализируются в совокупностях людей, одновременно вступивших в какое-либо демографическое состояние. Задача этого метода заключается в получении для данной когорты населения характеристик изучаемых демографических процессов, зависящих от промежутка времени между образованием когорты и наступлением события.
  • метод поперечного анализа (метод условного поколения), с помощью которого изучение демографических процессов основано на интерпретации показателей частоты демографических событий, полученных по интервалам длительности соответствующих демографических состояний для сравнительно непродолжительного временного периода, как набора последовательности частот таких событий на протяжении жизни поколений.

     Продольный  и поперечный анализ дает возможность сравнивать особенности воспроизводства ряда поколений, что важно как для исторической демографии, так и для демографического и социального прогнозирования, а, следовательно, для выработки социальной политики.

     Методы реального и условного поколения являются отличительными специфическими методами демографии наряду с привлечением всего арсенала методов статистики, социологии, социальной психологии, истории, культурологии. Знание возраста отдельных людей на момент наблюдения или наступления в их жизни тех или иных демографических событий даёт представление о возрастном составе и возрастной структуре населения, а так же о том, в каких возрастах происходят те или иные события.

  • методы стандартизации демографических коэффициентов, позволяющие при сравнении демографических коэффициентов искать влияние структурных особенностей сравниваемых демографических общностей. Сравнение общих демографических коэффициентов для характеристики того или иного демографического процесса может дать искаженную картину его, если не учитывать влияние различных сравниваемых совокупности по полу, возрасту, брачному состоянию, уровню образования и т.д.
  • методы демографического моделирования являются наиболее распространенным приемом анализа и прогнозирования демовоспроизводственных процессов. Они описывают изменение населения в целом или компонентов его роста. Метод моделирования заменяет собой метод эксперимента, который в демографии далеко не всегда возможен. Он широко применяется для изучения демографических процессов и демовоспроизводства в целом, а так же связей с другими социальными явлениями и процессами.

     Методы  демографического прогноза дают возможность  оценивать роль тех или иных компонентов изменения населения, сравнивая их влияние на численность и структуру населения в будущем. Наиболее распространены метод передвижки по возрастам, который применяется при перспективных исчислениях населения, и метод компонентов, состоящий в раздельном прогнозировании рождаемости, смертности и миграции.

     В последние годы для раскрытия  механизма формирования отношения  населения к демографическим  проблемам стали широко применяться психологические тесты и методики, которые позволяют глубже понять даже не всегда осознанное отношение населения к проблеме.

 

Заключение 

     Демография  стала наукой со всеми атрибутами – своими методами, теорией, практическими задачами.

     Если  без статистики невозможна демография, то без демографии невозможно управление общественными процессами, поскольку население является основой и субъектом всей общественной жизни. В область демографических исследований входит описание демографической ситуации, анализ тенденций и факторов демографических процессов в стране в целом, на отдельных ее территориях или в группах населения в различные периоды. На основании данных демографического анализа демография оценивает их наиболее вероятное изменение в будущем, разрабатывая демографические прогнозы.

     На  глобальном уровне действующие демографические  закономерности (роста населения, инерционности рождаемости и смертности, постарения населения, стабилизации половозрастной структуры в условиях относительного покоя) сами способны диктовать специфику экономического и политического развития отдельным государствам, этносам и группам стран. 
 

 

Список источников и литературы 

  1. Борисов В.А. Демография. Учебник для вузов. / В.А. Борисов. – М.: Nota Bene, 2005. – 344 с.
  2. Демографический энциклопедический словарь /Д.И. Валентей (гл. ред.) и др. – М.: Сов. Энциклопедия, 1985. – 680 с.
  3. Демография: учебник для вузов. / Под ред. Н.А. Волгина, Л.Л. Рыбаковского, - М.: Логос, 2005. – 280 с.
  4. Курс демографии. / Под ред. А.Я.Боярского. – М.: Статистика, 2004. – 97с.
  5. Медков В.А. Демография: учебник. / В.А. Медков. – М.: ИНФРА, 2009. – 683 с.
  6. Место демографии в системе наук. / Под ред. О.В. Лармина. М.: Изд-во МГУ, 2007. – 326 с.
  7. Народонаселение. Энциклопедический словарь./ Под. ред. А.Я. Кваши и др. – М.: БРЭ, 1994.
  8. Саак А.Э., Тагаев А.В. Демография: Учебное пособие. / А.Э Саак., А.В Тагаев. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. – 99 с.
  9. Спицына Н. Х. Демографический переход в России. / Н. Х. Спицына. - Изд-во РАГС, 2006. – 325 с.
  10. Шелестов Д.К. Демография: история и современность. / Д.К. Шелестов. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 203 с.
  11. 10 Щербаков А.И., Мдинарадзе М.Г. Основы демографии и государственной политики народонаселения: Учебное пособие для вузов. / А.И. Щербаков., М.Г. Мдинарадзе. – М.: Академический проект: Культура, 2005. – 208 с.
  12. Харченко Л.П. Демография: Учебное пособие. / Л.П. Харченко. – М.: Омега-Л, 2006. – 350 с.

Информация о работе Возникновение и развитие системы демографических знаний