Западноевропейский, североамериканский, латиноамериканский, островной, афро-азиатский, нигерийский типы федерализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – выявить преимущества и недостатки федеративного устройства; понять, в чём заключается уникальность федерализма в России.
В рамках указанной цели необходимо решить ряд частных задач, а именно:
Дать определение понятия “федерация”.
Рассмотреть основные модели и типы федерализма, виды федераций.
Выявить особенности Российского федерализма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...............3
Глава 1. Теоретические модели федерализма.
1.1. Федерация-союз…………………………………………………………………..4
Гегемоническая модель федерализма…………………………………………...4
Модель дуалистического федерализма………………………………………….5
Кооперативный федерализм……………………………………………………..5
Республиканская модель федерализма………………………………………….7
Глава 2. Типы федераций в современном мире и некоторые особенности России
как федеративного государства.
Тип федеративного устройства. Современный подход к
классификации…………………………………………………………………………..9
Особенности Российского федерализма……………………………………….10
Глава 3. Западноевропейский, североамериканский, латиноамериканский, островной, афро-азиатский, нигерийский типы федерализма……………………..14
Заключение……………………………………………………………………………..17
Список использованной литературы………………………………………................19

Работа содержит 1 файл

геополитика - классификация федераций.docx

— 54.81 Кб (Скачать)

Введение.

     Федерация – это  форма государственного или национального государственного устройства, основанная на политических образованиях, обладающих определённой сферой государственной самостоятельности.

     Современный мир демонстрирует нам значительную диверсифицированность и динамичность институтов государства. Исчезают старые государства, возникают новые. Предметом постоянных споров и обсуждений становятся не только границы между различными государствами, но даже состав отдельных государств. Возникают и создаются населенные территории, население которых не считает себя частью ни одного из существующих государств (например, Палестина), одновременно возникают государства в государствах (например, республики в составе РФ), развитые государства создают свои надгосударственные образования. Научное знание должно стремиться к максимальному извлечению позитивного потенциала из всего уже существующего, описывая процессы, происходящие в современном мире.

     Цель  данной работы – выявить преимущества и недостатки федеративного устройства; понять, в чём заключается уникальность федерализма в России.

     В рамках указанной цели необходимо решить ряд частных задач, а именно:

  1. Дать определение понятия “федерация”.
  2. Рассмотреть основные модели и типы федерализма, виды федераций.
  3. Выявить особенности Российского федерализма.

    Структура работы:

     Данная  контрольная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. Во введении определяется значение понятия «федерация», его сущность. В первой главе рассматриваются теоретические модели федерализма. Во второй главе даётся харатеристика современного подхода к классификации типов федеративного устройства и выявляются особенности Российского федерализма. В третьей главе раскрываются некоторые особенности типов федерализма. В заключении обобщается подобранный материал, делаются выводы.

Глава 1. Теоретические модели федерализма.

    1. Федерация-союз.
 

     Федерация-союз представляет собой политическое устройство, в рамках которого малая единица входит в состав большой единицы таким образом, что она сохраняет самоуправление, не обладая при этом какой-либо политической ролью в правительстве большой единицы. Отношения между двумя этими единицами могут быть прекращены лишь на основе взаимного соглашения в отличие от того, что имеет место в случае с так называемым «свободным ассоциированным государством», в котором эти отношения могут быть расторгнуты односторонним решением одной или обеих единиц в соответствии с заранее предусмотренной в конституирующем договоре процедурой. 
 

1.2. Гегемоническая модель федерализма. 

     Примером  «гегемонической» модели федерализма считается Германия XIX в., в которой, в отличие от федераций буржуазных государств, отсутствовал принцип равенства субъектов федерации, ибо они не были одинаковы по занимаемой территории, численности населения и экономическому потенциалу. Господствовала Пруссия с 62% территории и 65% населения страны. В данном случае одним из основных принципов федерализма является не равенство субъектов федерации, а их равноправие в отношениях с федеральной властью и между собой, упреждающее возможность гегемонии одного субъекта над другим. Что касается Германии XIX в., по своему устройству она была унитарным государством с некоторыми элементами федерализма. Из входящих в состав Германии монархических и республиканских государств Пруссия занимала бесспорное положение гегемона по отношению к другим членам Империи. Поэтому не подходит под понятие федерализма соединение нескольких государств, среди которых одно занимает место господствующего, а остальные находятся в состоянии подчиненности ему.  

1.3. Модель дуалистического федерализма.

     Суть  модели «дуалистического федерализма» в исследованиях западных учёных усматривается в существовании двух уровней власти, каждая из которых в пределах своих полномочий независима от другой. Считается, что такой федерализм не предусматривает обязательное объединение штатов, земель и т. п. в единое союзное государство. Однако очевидно, что без объединения разных государственных и подобных им образований в единое союзное государство не может быть федеративного государства. Федерализм в любой стране имеет разные уровни власти, но они существуют в системе единого государства. Поэтому трудно представить в нем «дуалистический федерализм», состоящий из высшего, низшего, горизонтального, вертикального или иных уровней власти. Такие уровни власти, безусловно, существуют, но не в независимом друг от друга разноуровневом федерализме, а в едином федеративном государстве.

     Совершенно  иное понимание вкладывают в сущность данной модели российские юристы. По определению  видного отечественного ученого  А.С. Ященко, именование федеральной  политической формы «дуалистической» означает лишь указание двойного источника ее суверенитета. Очевидно, что двойной источник суверенитета характерен для любого федеративного государства, ибо, оно образуется на основе договора (соглашения) суверенных государств, которые весомую часть своего суверенитета передают федерации. Следовательно, речь может идти о дуализме суверенитета в едином федеративном государстве (суверенитета федерации и суверенности ее членов), а не об особой модели «дуалистического федерализма».  

     1.4. Кооперативный федерализм.

     В XX в. дуалистический федерализм уступил место кооперативному в связи с тем, что его сущность из проблемы суверенитета была переведена «в плоскость взаимоотношений между центром и субъектами федерации».  Концептуально в основе модели «кооперативного федерализма» лежит идея объединения усилий центра и мест для выполнения общих задач. Считается, что «федеративное государство – это не только разграничение компетенции и полномочий между общефедеральными органами и членами федерации, но и кооперация усилий и интеграция в ведении общегосударственных дел. В этих целях создаются «ряд учреждений, которые организованы федерацией, но по функциям их можно квалифицировать как «общие органы», так как они в одинаковой мере обслуживают как федерацию, так и ее земли». Совершенно очевидно, что федеральные органы по обороне, правопорядку, охране окружающей среды и др. выполняют функции, делегированные им субъектами федерации. Поэтому понятие федерализма как отражение государственного единства не может быть сведено к «кооперации и интеграции» его органов по выполнению лишь определенных функций.

     Без сотрудничества и солидарности, взаимопомощи и взаимодействия в отношениях федерального центра и субъектов Федерации немыслима реальная федерация. В теории федерализма – это неотъемлемое свойство федерации, именуемое взаимодополняемостью, или субсидиарностью. Такие отношения строятся на основе добровольного сотрудничества без соподчиненности между его участниками, но при их безусловном функционировании в строгих рамках федеральной конституции.

     Сторонники рассматриваемой модели ссылаются на «концепцию германского «кооперативного федерализма», основанную на идее выгодного сотрудничества центра и субъектов Федерации, взаимодополняющих друг друга: федерализм как разделение политической ответственности между правительством Федерации и правительствами земель, отношения независимости и сотрудничества, складывающиеся в процессе формирования национальной политики, основанные на переговорах и компромиссах на каждом уровне правления.

     Однако историческая и современная сущность федерализма свидетельствует, что проблемы суверенитета, регулирования взаимоотношений между центром и субъектами федерации, разделения политической ответственности между их правительствами, национально-государственного и административно-территориального устройства и другие вопросы взаимосвязаны, они имеют незаменимую ценность для оптимальной организации и функционирования федеративного государства. Поэтому едва ли обоснованно определение федерализма лишь по одному из этих признаков и по конструкции его особой модели. 

     1.5. Республиканская модель федерализма.

     Критерием «республиканской» модели федерализма считается республиканская форма правления субъектов федерации. В обоснование этой идеи Е.Р. Кастель ссылается на Веймарскую конституцию, согласно которой все земли Германии были республиками. Соответственно, в такой интерпретации суть федеральных отношений характеризуется как отношения между республиками.

     Считается, что при столь широком подходе  к определению федерализма в  число государств с федеративным устройством наряду с традиционными  федерациями включаются также унитарные  государства, применяющие федеративные принципы для примирения требований самоуправления и разделенного правления. В центре внимания сторонников разных моделей федерализма находится  классификация федеративных государств, основанных на союзе и автономии  составных частей: симметрические и  асимметрические, централизованные и  децентрализованные, договорные и конституционные  и т.п. При этом оговаривается, что  «в классификации наблюдаются переходные состояния, иногда соединяющие черты  той и другой классификационной  единицы».

     Сторонники  «разномодельной» федерации не учитывают  этой существенной взаимосвязи и  обнаруживают противоречивость в своих  суждениях. «При всех условиях, если речь идет о моделях, – пишет Э.В. Тадевосян, – между ними и их объектом не может не сохраняться принципиального  единства, подобия, сходства, совпадения, прежде всего, важнейших структурных, функциональных, каузальных и генетических связей их основных элементов. Важность для нас этого общего положения  моделирования состоит в том, что из него вытекает вывод о том, что единая сущность одного и того же явления (в данном случае федерализма) может находить свое конкретное проявление в различных моделях».1

     В юридической и политологической литературе имеются разные мнения также  по вопросу о симметричной и асимметричной  моделях федерализма. Одни считают, что основным признакам и принципам  федерализма соответствует симметричная федерация, предполагающая однопорядковый конституционный статус субъектов  федерации. По мнению же других, их статус может быть асимметричным. В целом  по проблеме асимметричной федерации  сталкиваются два подхода: одни считают, что в федеративном государстве  асимметрия возможна, но не в конституционном  статусе субъектов федерации, а  другие рассматривают асимметрию как  возможность объединения в федеративном государстве наряду с субъектами федеральных земель ассоциированных  членов, примкнувших территорий и  т. п. Более того, допускается предоставление отдельным субъектам отличного  от других конституционного статуса, вплоть до признания за ними статуса самостоятельного субъекта международного права.

 

Глава 2. Типы федераций в современном  мире и некоторые особенности  России как федеративного государства.

    1. Тип федеративного устройства. Современный подход к

классификации. 

      Традиционно существуют следующие классификации типов федераций.

     1-ая классификация - с учетом порядка образования федеральные государства подразделяются на договорные (на основе федерального договора - СССР, РФ) и конституционные (возникают на основе Конституции - Чехословакия).

     Но  данная классификация не совсем обоснована. Договорная федерация - это и есть союзная федерация, возникающая на основе договора между самостоятельными политическими или территориальными образованиями, получающая законодательное закрепление в конституции единого федеративного государства и по своей природе являющаяся конституционной союзной федерацией. Договорной федерации, без ее оформления конституцией в союзную федерацию, в основе образования которой лежал договор, не существует в мировой практике. Договорная федерация без ее трансформирования путем конституционного оформления в единое государство - это уже не федерация, а конфедерация со всеми вытекающими политико-правовыми последствиями.

     2-ая классификация - с учетом права наций на самоопределение федерации подразделяются на союзные (СССР, есть право выхода субъекта из состава федерации) и автономные (РСФСР, право выхода субъекта из состава федерации не предусматривается).

     3-я классификация - в зависимости от принципа построения (формирования) федерации подразделяются на национально-территориальные (с учетом национального принципа, национального состава населения - СССР, ЧССР, СФРЮ) и территориальные (на основе территориального принципа без учета национального состава населения - США, нет национализма). Национально-территориальные федерации построены на основе территориального и национального принципа - современная РФ.

     4-ая классификация - с учетом правового положения субъектов федерации, отсюда все федерации подразделяются на симметричные и асимметричные. Симметричные - это федерации, состоящие из равноправных и одно-порядковых субъектов - Аргентина. Асимметричные подразделяются на три вида (типа). К первому виду относятся федерации, в состав которых помимо субъектов входят и другие территориальные образования, которые субъектами не являются, но имеют определенное правовое положение (федеральный округ, федеральные территории - США). Ко второму виду относятся федерации, состоящие из разно-порядковых субъектов. Правовое положение этих субъектов также различается - Россия. 3-я разновидность - это федерации, состоящие из одно-порядковых, но не равноправных субъектов -ФРГ. 

Информация о работе Западноевропейский, североамериканский, латиноамериканский, островной, афро-азиатский, нигерийский типы федерализма