Джордж Гордон Ноэль Байрон

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:14, контрольная работа

Описание работы

Джордж Гордон Ноэль Байрон родился 2 января 1788г. в Лондоне. Великий английский поэт, чье творчество вошло в историю мировой литературы как выдающееся художественное явление, связанное с эпохой романтизма. Могучие страсти поэтических произведений Байрона явились выражением мятежных страстей народа.

Работа содержит 1 файл

Джордж Гордон Ноэль Байрон.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

      Но  ему это не удается. Злобный отец выследил их. Напрасно Селим пытался  убежать. Яфар застрелил его. Вместе с Селимом умирает и Зулейка. Но месть всё таки была свершена. Зулейка была единственной отрадой отца и её не стало. Убийца остаётся один.

      Так же, как и Гяур, Селим из “Абидосской  невесты” выступает против тирана из личной мести. Байрону удается показать особенности характера Селима, формировавшегося в условиях Востока. Поэт смотрит на Восток глазами европейца, отвергая псевдовосточное, поверхностный ориентализм. “Европеец, и в упоении восточной роскоши, должен сохранить вкус и взор европейца. Вот почему Байрон так и прелестен в Гяуре, в Абидосской невесте и проч.” – писал А.С. Пушкин.

2.3. Поэма «Корсар».

В декабре 1813 года Байрон начал работу над  новой поэмой “Корсар”, “написанной с любовью и взятой из жизни”. Он поставил эпиграфом стихи Тассо. Повесть начинается с предисловия, которое посвящается Томасу Муру. Поэма состоит из трёх песней, из которых каждая начинается с эпиграфа. Эпиграфом служат стихотворные строки Данте.

      Герой поэмы является вождём пиратов –  бесстрашных людей, преступивших деспотический закон собственнического общества, ибо они не могут жить среди “похотливых рабов” и

      Честолюбивцев, жаждущих утех,

      Чей сон не крепок, чей не весел смех… 

      Они предпочитают вести вольную жизнь  на необитаемом острове, вдали от неволи больших городов.

      Корсар, их смелый и мудрый предводитель, - такой  же бунтарь и отщепенец, как и Гяур. На острове пиратов все его почитают и боятся. Он суров и властен. Команды пиратских бригов послушны мановению его руки, враги трепещут при одном его имени. Но он страшно одинок, у него нет друзей, роковая тайна тяготеет над ним, никто не знает ничего о его прошлом. Лишь по двум-трём намёкам, брошенным вскользь, можно заключить, что Конрад в юности, подобно другим героям “восточных поэм”, страстно жаждал “творить добро”.

      Как и судьбе Гяура, любовь играет в жизни  Конрада роковую роль. Полюбив Медору, он навсегда сохраняет верность ей одной. Со смертью Медоры всякая радость жизни утрачена для Конрада, он таинственно исчезает. Каков был конец Конрада, никому неизвестно.

      Герой “Корсара” как бы всё время  погружён в свой внутренний мир, он любуется своими страданиями, своей гордостью и ревниво оберегает своё одиночество, не позволяя никому нарушать своего раздумья; в этом скрывается индивидуализм героя, стоящего как бы над другими людьми, которых он презирает за ничтожество и слабость духа. Так, он не в состоянии оценить жертвенной любви красавицы Гюльнары, спасшей его с риском для жизни из темницы. Образ Гюльнары тоже овеян мрачной романтикой. Раз в жизни она узнала истинную любовь. С тех пор она уже не может мириться с постылой жизнью наложницы и рабы Сеида; её бунт против гнусной действительности носит действенные формы: она свершает суд над своим тираном Сеидом, убивает его и навсегда отказывается от родины, куда ей больше нет возврата.

      Конрада роднит с Гяуром и другими героями  “восточных поэм” могучая сила духа. Однако неустрашимая, огненная натура его, несмотря на присущие ей черты индивидуализма, всё же многообразнее и сложнее, чем характеры героев других поэм; в ней есть место не только для гнева, но и для сострадания.

      Хотя  поэма и была взята из жизни, Конрад не был Байроном; но это был герой байронического типа – свирепый и нелюдимый, дикий, управляемый своим роком, ураган, обрушивающийся на мир. О нём не знают, откуда он, куда стремиться. Он окутан тайной. В его прошлом всегда скрывается преступление, которое нам остаётся неизвестным. “Для него не существует ни раскаяния, ни отчаяния, ни искупления, то, что совершенно, не может быть уничтожено, - нельзя изгладить неизгладимое; он обретёт покой только в могиле”. Это чаще всего вероотступник или атеист, он не ищет рая, он ищет отдыха. Чтобы отвлечься от самого себя он бросается в действие, в борьбу; корсар или пират, он объявляет войну обществу: гонится за сильными ощущениями. Ждёт ли его гибель – он готов любой ценой купить избавление от скуки.

      Конрад  был человеком действия, вождём пиратов; Байрон, которого угнетала его лень, бездействовал. Конрад был сильный, Байрон – хромой; Конрад – смуглый, Байрон – бледный. Смех Конрада был язвительной насмешкой, “которая приводила людей в ярость и в содрогание”; у Байрона смех был весёлый и обаятельный.

      Загадочный  героический образ Конрада пробудил глубокий интерес во всей Европе того времени. Как отметил Пушкин, современники увидели в этом образе романтическое  изображение “мужа судьбы”, Наполеона, с которым Конрада роднит беспредельная власть над войсками и постоянное боевое счастье.

      Поэма “Корсар” – шедевр английской поэзии. Страстная сила романтической мечты сочетается в ней со сравнительной простотой художественной разработки темы; грозная героическая энергия стиха в “Корсаре” сочетается с тончайшей его музыкальностью; поэтичность пейзажей – с глубиной в обрисовке психологии героя.

      К дальнейшей судьбе Конрада Байрон собирался  вернуться в поэме “Лара”: в рукописи было указано, что "Лара" является продолжением “Корсара”. Но на этот раз Байрон даже не позаботился о перенесении действия на Восток.

      2.4. Поэма «Лары»

      В предисловии к первому изданию "Лары" он писал: "Читатель... будет, вероятно, рассматривать эту поэму как продолжение "Корсара"; они схожи по колориту, и, хотя характеры поставлены в иные положения, фабулы их в некоторой степени связаны между собою; лицо - почти то же самое, но выражение - различно". Лара, как и Конрад, не принимает общества людей, презирает их, но в отличие от Конрада он имеет на них странное и таинственное влияние. Поэт дает понять, что Лара занимается черной магией: по ночам в замке Лары слышался "голос сверхземной", а однажды его застали в глубоком обмороке, сраженным нездешним ужасом.

Поэма была закончена 14 мая 1814 года, издана 6 августа. Передавая рукопись поэмы издателю Байрон подчеркнул, что не следует уточнять, в какой стране происходит действие, хотя герой носит испанское имя Лара.

      Лара  не имел никакой родины, не принадлежал  ни к какой эпохе. Это был настоящий  байронический герой: великодушный характер, сердце, созданное для любви, но изверившееся с детства, глубокое стремление к юношеским мечтам и порывам, но слишком ясное создание их безрассудства. Таков был Лара, похожий на Конрада, похожий на Чайльд Гарольда и похожий на Байрона. В некоторых строфах “Лары” облик самого автора выступал так явственно, с таким презрительным сходством, что многие были поражены.

      В написанной после “Лары” поэме  “Осада Коринфа” Байрон раскрывает антисоциальную сущность индивидуализма в его крайнем выражении. Ставший предателем родины из личной мести, Альп лишен ореола благородства и гордого достоинства, которыми были наделены герои прежних поэм. И не Альп истинный герой поэмы, а старый Минотти, который поднял народ на защиту Коринфа от турецких захватчиков. 

      2.5. Поэма «Паризина»

      В последней поэме этого цикла, “Паризина”, в основу которой взято событие из итальянской хроники, описанное английским историком Гиббоном, вновь появляется благородный романтический герой. Поэма была написана осенью 1815 года, впервые опубликована в феврале 1816 года. Посвящена одному из друзей Байрона – Скропу Бердмору Дэвису. Эту поэму можно рассматривать как вступление к тираноборческим драмам из итальянской истории, написанным Байроном в изгнании.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      С именем Байрона связана целая эпоха в развитии не только английской, но и мировой литературы XIX в. Век Байрона – это время глубокого размежевания сил в литературе романтизма. Его поэзия оригинальна и проста, изящна и остроумна, она поражает глубиной мысли, вечно живой и ищущей, совершенством и легкостью формы. В “восточных поэмах” Байрон развил дальше жанр романтической поэмы. Композиция и идейный замысел этих поэм не укладываются в классицистические нормы.

      Фрагментарность “восточных поэм”, стремительная динамика в развитии действия, лирические описания небывало ярких и смелых чувств, противопоставляемых тусклости и серости обывательского мира, - всё это требовало новых жанрово-стилистических форм.

      Использовав для большинства “восточных поэм”  английский рифмованный пятистопный стих, Байрон насытил его новыми языково-стилистическими приёмами, позволившими ему добиться наибольшей выразительности для изображения действия, настроений героя, описаний природы, оттенков душевных переживаний людей. Он свободно обращается с вопросами к читателю, широко применяет восклицательные предложения, строит свои сюжеты не в строгом логическом порядке, а в соответствии с характером и настроением героя. По поводу композиции “восточных поэм” Пушкин писал в статье “О трагедии Олина “Корсар” (1828): “Байрон мало заботился о планах своих произведений или даже вовсе не думал о них. Несколько сцен, слабо между собою связанных, были ему достаточны для сей бездны мыслей, чувств и картин”.

      Следует также отметить и эволюцию героя  Байрона: для бунтарей “восточных поэм” весь смысл жизни заключается в действии, борьбе. На несправедливости, совершаемые “беззаконным законом” “цивилизованного” общества, они отвечают бесстрашным противоборством, однако бесперспективность их одинокой борьбы порождает их “гордое и яростное отчаяние”. Причиной духовной драмы Байрона было отсутствие у него чётких политических идеалов и понимания законов развития общества.

      Значение  творчества Байрона огромно. Глубокий лирический талант сочетался в нем  с остротой социально-политической сатирой. Байрон был «властителем дум» своего поколения и остался мировой литературе как образец верности принципам нового искусства и верного служения правде и красоте. 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Байрон Д.Г.  Избранное. - Кишинев: Лит. Артистикэ, 1987.

2. Бочкало И.Б.  “Джордж Гордон Байрон. Избранное”. – М., 1997

3. Великий романтик. Байрон и мировая литература. - М.: Наука, 1991.

4. Зверев А. Звезды падучей пламень: Жизнь и поэзия Байрона. - М.: Дет.лит.,1988.

5. История зарубежной литературы XIX века: Учебн. Для вузов под редакцией Н. А. Соловьевой. – М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 1999г.

6. Мелик-Пашаев А.А.  “Современный словарь-справочник по искусству”. – М., 1999

7. Михальская  Н.П. “История зарубежной литературы XIX века”. – М., 1972

8. Усманова Р.Ф. «Джордж Гордон Байрон». Собрание сочинений в четырёх томах. Т. 1. - М., 1981 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Джордж Гордон Ноэль Байрон