Екатерина II в оценках современников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение биографии и политической деятельности Екатерины II.
Постановка данной цели обусловила необходимость решения ряда задач:
- поэтапно рассмотреть основные периоды жизни Екатерины до приезда в Россию
- проанализировать первый период царствования Екатерины IIдо 1773 года.
- оценитьключевые моменты второго периода правленияимператрицы (после 1775 года).

Содержание

Введение…………………………………………………………………..2
1. Характеристика Екатерины II…………………………..…………….7
1.1. Детство и юность Екатерины до приезда в Россию…….…………7
1.2. Екатерина Великая - княгиня………………………………………..10
2. Деятельность Екатерины II……………………………….…………..17
2.1. Первый период царствования до 1773 года…….…………………17
2.2. Второй период правления, самодержавный, после 1775 года…...21
3. Заключение……………………..……………………………………..27
Список использованной литературы и источников ………………….

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 62.38 Кб (Скачать)

Приверженность Екатерины  по крайней мере на словах, идеям  Просвещения, в значительной мере предопределила то, что для характеристики внутренней политики екатерининского времени  часто используется термин «просвещённый  абсолютизм». Некоторые идеи Просвещения  она действительно проводила  в жизнь. Так, по мнению Екатерины, основанному  на трудах французского философа Монтескьё, обширные российские пространства и  суровость климата обуславливают  закономерность и необходимость  самодержавия в России. Исходя из этого, при Екатерине происходило укрепление самодержавия, усиление бюрократического аппарата, централизации страны и  унификации системы управления. Однако идеи, высказанные Дидро и Вольтером, приверженцем которых на словах она  являлась, не соответствовали её внутренней политике. Они отстаивали мысль о  том, что каждый человек рождается  свободным, и выступали за равенство всех людей и устранение средневековых форм эксплуатации и деспотических форм государственного управления. Вопреки этим идеям при Екатерине происходило дальнейшее ухудшение положения крепостных крестьян, усиливалась их эксплуатация, росло неравенство вследствие предоставления ещё больших привилегий дворянству. В целом историки характеризуют её политику как «продворянскую» и полагают, что вопреки частым высказываниям императрицы о её «неусыпной заботе о благе всех подданных», понятие общего блага в эпоху Екатерины являлось такой же фикцией, как и в целом в России XVIII века32.

Вскоре после переворота государственный деятель Н. И. Панин  предложил создать Императорский  совет: 6 или 8 высших сановников правят совместно с монархом (как кондиции 1730 г.). Екатерина отвергла этот проект.

По другому проекту  Панина был преобразован Сенат — 15 дек. 1763 г. Он был разделён на 6 департаментов, возглавляемых обер-прокурорами, во главе становился генерал-прокурор. Каждый департамент имел определённые полномочия. Общие полномочия Сената были сокращены, в частности, он лишился  законодательной инициативы и стал органом контроля за деятельностью  государственного аппарата и высшей судебной инстанцией. Центр законотворческой деятельности переместился непосредственно  к Екатерине и её кабинету со статс-секретарями.

Он был разделен на шесть  департаментов: первый (возглавляемый  самим генерал-прокурором) ведал  государственными и политическими  делами в Санкт-Петербурге, второй —  судебными в Санкт-Петербурге, третий — транспортом, медициной, науками, образованием, искусством, четвёртый  — военно-сухопутными и военно-морскими делами, пятый — государственными и политическими в Москве и  шестой — московский судебный департамент.

Предпринята попытка созыва Уложенной Комиссии, которая бы систематизировала  законы. Основная цель — выяснение  народных нужд для проведения всесторонних реформ. 14 декабря 1766 года Екатерина II опубликовала Манифест о созыве комиссии и указы о порядке выборов  в депутаты. Дворянам разрешено избирать одного депутата от уезда, горожанам  — одного депутата от города. В комиссии приняло участие более 600 депутатов, 33 % из них было избрано от дворянства, 36 % — от горожан, куда также входили  и дворяне, 20 % — от сельского населения (государственных крестьян). Интересы православного духовенства представлял  депутат от Синода. В качестве руководящего документа Комиссии 1767 года императрица  подготовила «Наказ» — теоретическое  обоснование просвещённого абсолютизма. По мнению В. А. Томсинова, Екатерина II уже как автор «Наказа …» может  быть причислена к плеяде российских правоведов второй половины XVIII века.33 Однако В. О. Ключевский называл «Наказ» «компиляцией тогдашней просветительской литературы», а К.Валишевский — «посредственной ученической работой», переписанной с известных произведений34. Общеизвестно, что он был почти полностью переписан с сочинений Монтескье «О духе законов» и Беккариа «О преступлениях и наказаниях», что признавала и сама Екатерина. Как писала она сама в письме Фридриху II, «в этом сочинении мне принадлежит лишь расположение материала, да кое-где одна строчка, одно слово»35.

Первое заседание прошло в Грановитой палате в Москве, затем  заседания были перенесены в Петербург. Заседания и дебаты продолжались полтора года, после чего Комиссия была распущена, под предлогом необходимости депутатам отправляться на войну с Османской империей, хотя позднее было доказано историками, что такой необходимости не было. По мнению ряда современников и историков, работа Уложенной комиссии являлась пропагандистской акцией Екатерины II, направленной на прославление императрицы и создание её благоприятного имиджа в России и за рубежом. Как отмечает А.Труайя, несколько первых заседаний Уложенной комиссии было посвящено лишь тому, как назвать императрицу в благодарность за её инициативу по созыву комиссии. В результате долгих дебатов из всех предложений («Наимудрейшая», «Мать Отечества» и т.д) был выбран тот титул, который и сохранился в истории — «Екатерина Великая»36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Второй период правления,  самодержавный, после 1775 года.

 

Внутреннюю политику этого  периода можно разделить на два  этапа: до крестьянской войны 1773—1775 года и после нее. Для первого этапа  характерна политика «просвещенного абсолютизма» при продолжающемся росте дворянских привилегий (секуляризация церковных  земель) (1764 год), законодательство о  крестьянах Прибалтики, Уложенная комиссия (1767 год).

После подавления крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева (1773—1775) правительство провело  ряд мероприятий, призванных укрепить государственный аппарат и положение  дворянства в государстве. Была проведена  губернская реформа (1775 год). 7 ноября 1775 г. было принято «Учреждение для  управления губерний Всероссийской  империи». Вместо трехзвенного административного  деления — губерния, провинция, уезд, стало действовать двухзвенное  — губерния, уезд (в основе которого лежал принцип численности податного  населения). Из прежних 23 губерний образовано 50, в каждой из которых проживало 300—400 тыс. д.м.п.37 Губернии делились на 10-12 уездов, в каждом по 20-30 тыс. д.м.п.

Генерал-губернатор (наместник) — следил за порядком в местных  центрах и ему подчинялись 2-3 губернии, объединённые под его властью. Имел обширные административные, финансовые и судебные полномочия, ему подчинялись все воинские части и команды, расположенные в губерниях.

Губернатор — стоял  во главе губернии. Он подчинялся непосредственно  императору. Губернаторов назначал Сенат. Губернаторам был подчинен губернский прокурор. Финансами в губернии занималась Казенная палата во главе с вице-губернатором. Землеустройством занимался губернский землемер. Исполнительным органом губернатора  являлось губернское правление, осуществлявшее общий надзор за деятельностью учреждений и должностных лиц. В ведении  Приказа общественного призрения  находились школы, больницы и приюты (социальные функции), а также сословные  судебные учреждения: Верхний земский  суд для дворян, Губернский магистрат, рассматривавший тяжбы между  горожанами, и Верхняя расправа для  суда над государственными крестьянами. Палата уголовная и гражданская  судила все сословия, были высшими  судебными органами в губерниях

Капитан исправник — стоял  во главе уезда, предводитель дворянства, избираемый им на три года. Он являлся  исполнительным органом губернского  правления. В уездах, как и в  губерниях, есть сословные учреждения: для дворян (уездный суд), для горожан (городской магистрат) и для государственных  крестьян (нижняя расправа). Существовали уездный казначей и уездный землемер. В судах заседали представители  сословий38.

Совестный суд — призван  прекратить распри и мирить спорящих и ссорящихся. Этот суд был бессословным. Высшим судебным органом в стране становится Сенат.

Так как городов — центров  уездов было явно недостаточно, Екатерина II переименовала в города многие крупные сельские поселения, сделав их административными центрами. Таким  образом появилось 216 новых городов. Население городов стали называть мещанами и купцами.

В отдельную административную единицу был выведен город. Во главе его вместо воевод был поставлен  городничий, наделенный всеми правами  и полномочиями. В городах вводился строгий полицейский контроль. Город  разделялся на части (районы), находившиеся над надзором частного пристава, а  части делились на кварталы, контролируемые квартальным надзирателем39.

Историки отмечают ряд  недостатков проведенной при  Екатерине II губернской реформы. Так, Н. И. Павленко пишет, что новое административное деление не учитывало сложившиеся  связи населения с торговыми  и административными центрами, игнорировало национальный состав населения (например, территория Мордовии была поделена между 4 губерниями): «Реформа кромсала территорию страны, как бы резала „по живому телу“»40. К. Валишевский полагает, что нововведения в суде были «очень спорными по существу», а современники писали о том, что они привели к росту размеров мздоимства, так как взятку теперь надо было давать не одному, а нескольким судьям, число которых выросло многократно.

Н. Д. Чечулин указывает, что  губернская реформа привела к  значительному увеличению расходов на содержание бюрократического аппарата. Даже по предварительным расчетам Сената, её осуществление должно было привести к увеличению общих расходов госбюджета на 12-15 %; однако к этим соображениям отнеслись «со странным легкомыслием»; вскоре после завершения реформы  начались хронические дефициты бюджета, которые так и не удалось ликвидировать  до конца царствования41. В целом расходы на содержание бюрократического аппарата за годы правления Екатерины II выросли в 5,6 раз (с 6,5 млн руб. в 1762 г. до 36,5 млн руб. в 1796 г.) — намного больше, чем, например, расходы на армию (в 2,6 раза)42и больше, чем в любое другое царствование в течение XVIII—XIX вв.

Говоря о причинах проведения губернской реформы при Екатерине, Н. И. Павленко пишет, что она явилась  ответом на Крестьянскую войну 1773—1775 гг. под предводительством Пугачева, которая выявила слабость местных  властей и их неспособность справляться  с крестьянскими бунтами. Реформе  предшествовал ряд записок, поданных в правительство от дворянства, в  которых было рекомендовано умножить сеть учреждений и «полицейских надзирателей»  в стране43.

В 1785 году были изданы «Жалованные  грамоты» дворянству и городам —  важнейшие документы в процессе развития дворянства как господствующего  сословия.

Перед российской внешней  политикой стояло два важных вопроса  — турецкий и польский.

В ходе русско-турецкой войны 1768—1774 годов были одержаны блестящие  победы при Jlapге и Кагуле под руководством П. А. Румянцева (1770 год), Чесменской бухте  под командованием А. Г. Орлова и  Г. А. Спиридова (1770 год),  у Козлуджи под командованием А. В. Суворова (1774 год) и др.

В 1774 году в деревне Кючук-Кайнарджи  был подписан мир, по которому Россия получала выход к Черному морю и право иметь здесь флот. Турция не смогла с этим примириться, и летом 1787 года вновь начались боевые действия. Ряд побед русской армии под  командованием А. В. Суворова (Кинбурн (1787 год), Фокшаны (1789 год), при Рымнике (1789 год), штурм Измаила (1790 год)) и  флота под руководством Ф. Ф. Ушакова (у форта Гаджибей, в Керченском проливе, у мыса Калиакрия, 1791 год) вынудили Турцию подписать мир. По Ясскому  мирному договору Турция признала Крым в составе России. Границей стала река Днестр. В состав России вошли территории между реками Буг и Днестр.

Польское направление  внешней политики России было реализовано  в 1770—1790-е годы. Три раздела Польши (1772, 1793, 1795 годы), находящейся в тяжелом  положении, закончились тем, что  Россия присоединила поэтапно: восточную  часть Белоруссии и часть латвийских земель (1772 год), Центральную Белоруссию с Минском и Правобережную  Украину (1793 год), Литву, Курляндию, Волынь и Западную Белоруссию (1795 год). Польша лишилась государственности.

Значительной проблемой  внешней политики России в конце XVIII века стали отношения с революционной  Францией. Хотя на открытое вмешательство  во внутренние дела Франции Екатерина  не решилась, в России нашли приют  тысячи бежавших от революции французских  аристократов

 

 

 

 

 

Заключение

 

К концу правления Екатерины  Россия имела уже 52 губернии, учреждено  свыше 150 новых городов, ставших губернскими  и уездными центрами. Для каждого  были разработаны новые штаты, типовые  генеральные планы развития. Все  это происходило под личным контролем  Екатерины II

Конечно, последствия новосоздаваемых учреждений не всегда были однозначно хороши. Кое-что разрушилось уже при Петре 1, время показало ненужность некоторых судебных инстанций. Многократно, хотя и закономерно, возросла численность чиновничьей братии с 5 тысяч до 12 тысяч. Образованность их была относительной, а руки загребущие, да и нравы весьма "свободные".

За период царствования Екатерина  внесла много законов, которые после  ее кончины долго служили России. Екатерина внесла неоценимый вклад  в развитии и укреплении России.

Так кончилось поднявшее  национальный дух просветительное  царствование Екатерины II.  Несмотря на реакцию последних лет, название просветительного останется за ним в истории. 

С этого царствования в  России начали сознавать значение гуманных идей, начали говорить о праве человека мыслить на благо себе подобных. 

Информация о работе Екатерина II в оценках современников