И.А.Анненков - декабрист-нижегородец

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:35, реферат

Описание работы

Иван Александрович Анненков родился 5 марта 1802 года в Москве. Его отец, А.Н.Анненков, был отставным капитаном лейб-гвардии Преображенского полка, советником нижегородской гражданской палаты. Он скончался, когда сыну был всего один год. Мать будущего декабриста была дочерью известного деятеля Сибири, иркутского генерал-губернатора, И.В.Якобий, богатейшего человека. Сначала маленький Анненков рос и воспитывался при домашних учителях. Ими были швейцарец Дюбуа и француз Берже. С пятнадцати до семнадцати лет он посещал лекции в Московском университете. Не завершив службу, он поступил на военную службу в кавалергарды в августе 1819 года. С 1 ноября 1819 года эстандарт-юнкер, корнет с 21 декабря 1819 года, поручик с 13 марта 1823 года. В 1824 году его старший брат убит на дуэли, и он остался единственным наследником крупного состояния Анненковых. Иван Александрович Анненков летом 1825 года, за несколько месяцев до декабрьских событий, познакомился с Полиной Гебль, которая разделит с ним все тяготы и невзгоды. Через 3 года Иван Анненков – поручик Кавалергардского полка. Еще через год он вступает в Северное общество. Позднее становится членом отделения Южного общества в Петербурге....

Содержание

Введение стр.2
I. Биография И.А.Анненкова стр.3
II. Восстание декабристов стр.4-9
III. После восстания стр.9-15
1. Арест Анненкова, допрос и следствие, приговор стр.11
2. Чита и Петровский завод стр.12
3. Нижний Новгород стр.13-16
Заключение стр.17-18
Список использованной литературы стр.19

Работа содержит 1 файл

анненков реферат.docx

— 44.51 Кб (Скачать)

 

 

 

Арест Анненкова, допрос и следствие, приговор

Ночью 19 декабря Иван Анненков был арестован в полковых казармах и свезен в Зимний дворец. Приняв присягу новому императору, находясь в час выступления среди правительственных  войск, Анненков надеялся, что судьба не будет к нему слишком суровой.

И.А.Анненкова содержали  в Петропавловской крепости. В  бумагах  главного тюремщика есть запись от 1 февраля:

«Посылаемого Анненкова посадить по усмотрению и содержать хорошо».

В это время в Зимнем дворце шли постоянные допросы. Следствие  вел сам император Николай. Сначала  Николай хотел без суда расстрелять  участников восстания, но по совету Сперанского, передумал – это могло отпугнуть  дворянство.

В июле 1826 года Анненков был  осужден по второму разряду вместе с другими одиннадцатью заключенными, которых определил Николай. Сначала  срок каторги был двадцать лет, затем  его сократили до пятнадцати лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита и Петровский завод

Чита, куда сослали Ивана Анненкова, в ту пору была очень небольшим селением, состоявшим из двух десятков домов и острога.

Через некоторое время  Полина Гебль, как и жены декабристов, приезжает в Читу. Здесь 4 апреля 1828 года Иван Анненков и Полина Гебль, ставшая Прасковьей Егоровной, обвенчались.

В 1830 году декабристов из Читы было приказано перевести в  Петровский завод.

Условия жизни в Петрозаводе были намного лучше, чем в Чите.

В «петрозаводскую» пору обострилась  борьба против унизительного указа  императора давать фамилии детям  осужденных по именам их отцов. Т.е., например, дети Ивана Анненкова становились  бы Ивановыми, дети Василия Ивашева  – Васильевыми. Лишь при исполнении такого условия детей «из жалости» могли обучать в казенных заведениях. Эта ситуация была унизительной для  декабристов. Поэтому все, кроме  Давыдовых, отказались от такой «милости императора». Со временем декабристы смогли добиться отмены такого указа, тем самым  доказав свое упорство и твердость.

В мае 1838 года Анненковы уезжают в Бельское, затем в Туринск, позже в Тобольск, где Ивану Александровичу разрешили поступить на гражданскую службу.

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

После амнистии, объявленной  новым императором Александром  II в1856 году, изгнанники стали возвращаться из Сибири.

Вернувшиеся изгнанники, явившие  пример высокой нравственности и  душевной стойкости, были приняты передовым обществом с почтительным уважением и симпатией. "Довелось мне видеть возвращенных из Сибири декабристов,- писал Лев Толстой,- и знал я их товарищей и сверстников, которые изменили им и остались в России и пользовались всяческими почестями и богатством. Декабристы, прожившие на каторге и в изгнании духовной жизнью, вернулись после 30 лет бодрые, умные, радостные, а оставшиеся в России и проведшие жизнь в службе, обедах, картах были жалкие развалины, ни на что никому не нужные, которым нечем хорошим было и помянуть свою жизнь; казалось, как несчастны были приговоренные и сосланные и как счастливы спасшиеся, а прошло 30 лет, и стало ясно, что счастье было не в Сибири и не в Петербурге, а в духе людей, и что каторга и ссылка, неволя, была счастье, а генеральство и богатство и свобода были великие бедствия..." Слова о "духе людей" по праву можно отнести к спутницам декабристов - их женам, исполнившим в Сибири, по словам Ф. М. Достоевского, "высочайший нравственный долг".

Анненковы уехали из ссылки в 1957 году в Нижний Новгород. Их выбор был связан с тем, что в окрестностях города были имения семьи Анненковых: в Лукояновском уезде –Пузская слобода, в Арзамасском – село Вазьян, деревни Озерки, Большая Печерка, Неледино, в Нижегородском -  деревня Борцово, в Балахнинском – Шарыпово. Кроме того, друзья Ивана Александровича подыскали дом для его семьи. А нижегородский губернатор А.Н.Муравьев был готов принять Анненкова на службу.

Чета Анненковых расположилась  в доме Лемана на Большой Печерской улице. Историк И.Кирьянов пишет: «Существующий дом №16 носит следы значительной поздней переделки. В неизвестное время у дома появился деревянный пристрой с передней каменной стеной. Фасадная часть основного дома оштукатурена и кажется каменной, а боковые стены обшиты тесом».

В июне 1857 года Иван Александрович  Анненков переведен на службу в канцелярию нижегородского губернатора сверх  штата. Он принимал деятельное участие в проведении реформы по освобождению крестьян и был счастлив, что идеи его молодости, за которые он и его товарищи так жестоко пострадали, все-таки осуществились, и он дожил до этого радостного часа.

 С 1858 года  он – член губернского комитета  по улучшению быта крепостных  крестьян, готовившего предложения  и материалы к предстоящей  реформе 1861 года. За эту общественную  деятельность бывший декабрист  был удостоен высочайшего благоволения  и награжден серебряной медалью  «За труды по освобождению  крестьян». В январе 1863 года его  избрали предводителем дворянства  Нижегородского уезда, причем  эту выборную должность он  занимал трижды, пока не подал  прошение об освобождении в  октябре 1874 года по состоянию  здоровья. С октября 1865 года по ноябрь 1868 года И.А.Анненков возглавлял Нижегородскую земскую управу, которую сам же  и создавал до того. Под его руководством происходило учреждение Первых земских училищ и школ, уездных и волостных фельдшерских участков.

Декабристы были страстными просветителями. Они боролись за передовые  идеи в педагогике, постоянно пропагандируя идею о том, что просвещение должно стать достоянием народа. Они отстаивали передовые, антисхоластические методы обучения, приспособленные к детской психологии.

Важнейшими чертами педагогической практики, как считали Анненковы, была комплексность обучения грамоте и ремеслам, применение методики взаимного обучения и дифференцированной работы с каждым учеником в зависимости от его способностей и успехов. Обучение в школах  было по существу светским, несмотря на то, что работали они нередко под вывеской церковно- приходских школ и в их программах значились Закон Божий и священная история.

Иван Александрович  полагал, что в улучшении благосостояния народа большую роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд, поэтому они придавали большое значение трудовому воспитанию учащихся.

Введя новые приемы и методы обучения, значительно расширился уровень общеобразовательной подготовки учащихся по сравнению с правительственными школами. В программах и педагогической практике школ большое внимание уделялось предметам естественнонаучного цикла, всемерному внедрению наглядности, использованию местного материала.

 Иван Анненков и  его жена были членами попечительского  совета в Нижегородском женском  Мариинском училище, где они  познакомились с И.Н.Ульяновым  (отцом В.И.Ленина), приехавшим в  город в 1863 году.

Открытие женских  школ положило начало вовлечению женщин в сферу умственного труда.

Вся деятельность была посвящена будущим социально  – экономическим, политическим и  культурным преобразованиям общества, независимо от того, касалось ли это  врачебной помощи местному населению, или шла речь о пропаганде музыки, живописи и т.п.

Прасковья Егоровна ушла из жизни 14 сентября 1876года. Потеряв опору в жизни в лице своей ненаглядной жены, скоро умер и Иван Александрович. Так завершился жизненный круг этой любящей пары. Похоронены Анненковы на нижегородском кладбище «Марьина роща».

К судьбе Анненковых было приковано  внимание художников:

Украинский поэт Тарас Шевченко был очарован этой любящей парой. Гостем в доме Анненковых стал известный французский беллетрист Александр Дюма, который в это время совершал ознакомительную поездку по России.

Впечатлительный писатель был  настолько покорен романтической  историей молодых влюбленных, что  в последствии сделал их героями своего знаменитого романа «Записки учителя фехтования». Дюма настолько увлекся российским сюжетом, что подробно описал быт и нравы России, а значит и ужасы крепостничества, что не понравилось императору Николаю I, который запретил этот роман в России надолго. Он увидел свет вновь только после 1917 года.

История четы Анненковых легла  в основу следующих произведений:

   

 роман «Учитель фехтования» А.Дюма,

 воспоминания Ф.Достоевского,

 опера «Декабристы» Ю.Шапорина,

фильмы: «Декабристы» (20-е годы),

«Звезда пленительного счастья» (70-е годы).

 

 

 

 

 

 

Заключение

Ссылка в Сибирь могла бы стать для  декабристов политической и общественной смертью. Все было рассчитано на то, что изолированные от культурных центров, лишенные необходимой культурной пищи, в том числе книг, без права публикации своих научных и литературных произведений высокообразованные люди неизбежно будут обречены на «нравственное онемение» и духовную смерть. Этим планам не суждено было осуществиться. И жизненный путь Ивана Александровича Анненкова -  общественного деятеля, одного из тех, кто стоял под пулями на Сенатской площади, кто перенес долгие годы каторги и поселений – яркое тому доказательство.

  Вся деятельность Анненкова была направлена на ускорение социально – экономического, общественно – политического и культурного развития Нижегородского края. В его письмах, сочинениях, в практической деятельности, в общественных делах поднимались актуальные вопросы той эпохи – вопросы развития народного образования, здравоохранения, подъема общего уровня культуры народных масс. Особенно ценна деятельность И.А. Анненкова, направленная на пробуждение общественного сознания нижегородцев.

 

Иван Александрович Анненков и Полина Гебль смогли выдержать все испытания, которые выпали на их долю. Судьба, разлучив влюбленных после мятежа, сделала их чувства еще сильнее. Эти люди – поистине мужественные, смелые и сильные духом. Они много сделали для нашего города и оставили о себе в Нижнем Новгороде добрую память.

… Два удивительных по судьбе своей человека покоятся под чугунным памятником на старом нижегородском  кладбище под раздумным шумом вековых берез. Мне случилось зайти на это кладбище. Я поклонилась праху этих людей, чья жертвенность во имя высоких вечных идеалов волнует нас до сих пор. Думаю, судьбы этих людей не перестанут волновать и новое поколение.

Я смотрю на старый чугунный крест, под которым спит декабрист-кавалергард  и его самоотверженная возлюбленная, и сами собой возникают в сознании слова песни Булата Окуджавы, посвященные этим людям, звучащие в фильме «Звезда пленительного счастья»:

«Напрасно мирные забавы продлить пытаетесь, смиряясь

Не раздобыть надежной славы,

Покуда кровь не пролилась…

Крест деревянный иль чугунный

Назначен нам в грядущей мгле

Не обещайте деве юной любови вечной на земле…»

Строки эти – еще  один венок на могилу старого нижегородского кладбища.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Адрианов Ю., Российской памяти созвездье, Н.Новгород, 1995 год
  2. Анненкова П.Е., Мемуары П.Е.Анненковой, http://orel.rls/ru/nettext/history/decabristy/annenk/htm
  3. Гессен А., Во глубине сибирских руд, Москва, 1963 год
  4. Карпенко А.О., Декабристы – нижегородцы, Н.Новгород, 2004 год
  5. Сергеев М., Подвиг любви бескорыстной, Москва, 1975 год
  6. М.В.Нечкина. День 14 декабря 1825 года. - М., 1985

 


Информация о работе И.А.Анненков - декабрист-нижегородец