Имена Ярославля. Объекты туристического интереса, связанные с именем Ивана Грозного

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 00:41, реферат

Описание работы

Русский оперный певец Леонид Витальевич Собинов родился 7 июня (26 мая по старому стилю) 1872 года в Ярославле в семье купца.
В 1881 году поступил в мужскую гимназию имени Александра I Благословенного, которую окончил с серебряной медалью.
Петь Собинов начал еще в детстве в хоре при церкви Демидовского юридического лицея (позднее Ярославский государственный университет, в 1924 году расформирован).

Содержание

1. Биография Леонида Собинова
2. Объекты туристического интереса, связанные с именем Ивана Грозного
2.1 Свято-Введенский Толгский женский монастырь
2.2 Переславль-Залесский. Часовня Крест (местечко «Крест»)
2.3 Церковь Димитрия на крови

Работа содержит 1 файл

Краеведение.doc

— 56.00 Кб (Скачать)


 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Ярославский Государственный Университет

имени К.Д.Ушинского»

Естественно -  географический факультет специальность

100103.63 социально –  культурный сервис и туризм.

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине: «Краеведение»

Тема: «Имена Ярославля. Объекты туристического интереса, связанные с именем Ивана Грозного. »

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Игнатова Анастасия  Андреевна

Студентка заочного отделения группы: 35 Г

Шифр зачётки: ТУ 0503

Научный руководитель: Новоторцева А.М.

Оценка работы: _________________________________________

                                                (оценка)

 

Ярославль 2013

 

Содержание

 

1. Биография Леонида  Собинова

2. Объекты туристического интереса, связанные с именем Ивана Грозного

2.1 Свято-Введенский Толгский женский монастырь

2.2 Переславль-Залесский.  Часовня Крест (местечко «Крест»)

2.3 Церковь  Димитрия на крови

 

1.Биография Леонида Собинова 

 

Русский оперный певец  Леонид Витальевич Собинов родился 7 июня (26 мая по старому стилю) 1872 года в Ярославле в семье купца.

В 1881 году поступил в мужскую гимназию имени Александра I Благословенного, которую окончил с серебряной медалью.

Петь Собинов начал еще в  детстве в хоре при церкви Демидовского юридического лицея (позднее   Ярославский государственный университет, в 1924 году расформирован).

В 1890 году Леонид Собинов поступил в Московский университет (ныне Московский государственный университет имени  М.В.Ломоносова) на юридическое отделение. Там же юноша записался в университетский хор.

15 января 1891 года состоялось первое  выступление молодого тенора  в составе профессиональной труппы - в хоре украинских исполнителей  Марьи Заньковецкой и Николая  Садовского, приехавших в Москву  с гастролями. Эту дату впоследствии  стали считать началом сценической деятельности Леонида Собинова.

В 1892 году на одном из благотворительных  вечеров университетского хора в  Большом зале Российского благородного собрания (ныне Колонный зал Дома Союзов) Собинов познакомился с дирижером и пианистом Петром Шостаковским. Услышав исполнение Собинова, музыкант, возглавлявший в тот период Музыкально драматическое училище Московского филармонического общества (с 1922 года вошло в состав Государственного института театрального искусства - ГИТИС), сразу же зачислил начинающего тенора в класс вокального педагога Александра Додонова. В 1893 году по результатам экзаменов Собинов был переведен сразу на третий курс училища. Продолжая учиться сразу в двух вузах, Леонид Собинов много выступал в камерной обстановке и на театральной сцене под псевдонимом Собини.

В 1894 году Собинов окончил университет  с дипломом I степени, после чего в течение года проходил обязательную воинскую службу в Московском пехотном юнкерском училище, по окончании которого вышел в отставку в чине подпоручика.

В 1895 году поступил на должность помощника присяжного поверенного в Московский окружной суд, работал под руководством известного столичного адвоката Федора Плевако. Особый интерес у начинающего юриста вызывала цивилистика (гражданское право).

В 1896 году для завершения музыкального образования Собинов перешел  в класс педагога Александры Сантагано Горчаковой.

24 апреля 1897 года, вскоре после окончания  музыкального училища, состоялся  дебют начинающего тенора на  сцене Императорского большого  театра (ныне – Государственный  академический Большой театр). Собинов  спел партию князя Синодала  в опере Антона Рубинштейна "Демон", после чего юноше предложили заключить контракт сроком на два года в качестве певца тенора на первые и вторые партии.

Осенью 1899 года Собинов окончательно бросил адвокатскую практику и целиком  посвятил себя музыкальной карьере.

На сцену Императорского Большого театра тенор выходил 623 раза в 35 ролях. Самыми известными из них стали партии Ленского в опере Петра Чайковского "Евгений Онегин", Лоэнгрина в одноименной опере Рихарда Вагнера, Вертера в опере Жюля Массне "Вертер", Ромео в опере Шарля Гуно "Ромео и Джульетта".

В 1901 году во время гастрольной  поездки в Санкт Петербург  Собинов записал свою первую грампластинку  для английской фирмы "Граммофон" (Gramophone Company).

В 1904-1905 годах состоялись первые гастроли оперного тенора в Италии. В знаменитом миланском театре "Ла Скала" (Teatro alla Scala) он исполнял классическую итальянскую  программу. Наиболее значимыми партиями этого периода стали: Эрнесто  в опере Гаэтано Доницетти "Дон Паскуале", Фра-Дьяволо в одноименной опере Даниэля Обера, Альфред в опере Джузеппе Верди "Травиата".

В 1907 году Леонид Собинов успешно  гастролировал в театре князя  Монакского в Монте-Карло. В 1908 году Собинов приехал в Испанию, где выступил в мадридском театре "Реаль" (Teatro Real). В этом же году певец принял участие в симфонических концертах дирижера Сергея Кусивицкого в Берлине.

 

В 1910-1911 годах Леонид Собинов совместно  с Василием Шкафером попробовал себя в роли режиссера на сцене Большого театра.

В 1911 году Собинов был избран директором Музыкально драматического училища  Московского филармонического общества, а также Императорского русского музыкального общества (ИРМО).

Собинов спокойно принял произошедшие в стране в 1917 году политические изменения и продолжил заниматься музыкальной деятельностью. При Временном правительстве он стал сначала комиссаром, а затем и первым выборным директором Большого театра.

Однако уже в 1918 году во время  гастрольной поездки на Украину, певец оказался отрезанным от Москвы охватившей страну Гражданской войной и работал сначала в Киеве, где в 1919 году стал председателем Музыкального комитета Всеукраинского отдела искусств, а затем в Крыму. Там в 1920 году легендарный тенор был назначен заведующим подотделом искусств Севастопольского отдела народного образования.

В 1921 году Леониду Собинову удалось  вернуться в Москву, после чего он вновь продолжил возглавлять  Большой театр.

В 1934 году певец стал художественным руководителем Оперной студии Большого театра имени Константина Станиславского (в 1941 году вошла в состав "Московского академического музыкального театра (МАМТ) имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича Данченко").

Леонид Собинов умер во время  гастрольной поездки в Риге в  гостинице "Санкт Петербург" в ночь на 14 октября 1934 года от сердечного приступа.

Специальным траурным поездом его  тело было перевезено в Москву, где  знаменитый тенор был похоронен  на Новодевичьем кладбище.

Леонид Собинов был отмечен почетным званием Солиста Императорского величества (1913), а также званием Народного артиста Республики (1923). В 1933 году певец был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

Младший брат певца также  избрал карьеру певца: артист оперы (тенор) Сергей Собинов (1876 1927) выступал под сценическим псевдонимом Волгин.

Леонид Собинов был  женат дважды. От первого брака  с актрисой Марией Каржавиной (1873 1947) у певца было двое сыновей: композитор и концертмейстер Борис Собинов (1895 1955) и Юрий Собинов (1897 1920).

Второй женой тенора в 1915 году стала Нина Мухина - сестра известного советского скульптора Веры Мухиной. Дочь от второго брака - актриса, доцент ГИТИСа, жена известного советского писателя Льва Кассиля - Светлана Собинова Кассиль (1920 2002).

Внучка - советский и российский режиссер мультипликационных фильмов Ирина Собинова-Кассиль (1948).

 

2. Объекты туристического интереса, связанные с именем Ивана Грозного 
2.1 Свято-Введенский Толгский женский монастырь.

 
Основан в 1314 году

В 1553 году мирная жизнь  обители была ознаменована посещением монастыря царем и Великим  князем Иоанном Васильевичем Грозным. Поводом к этому посещению  послужило  путешествие царя на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь по случаю болезни его ног. На возвратном оттуда пути по рекам Шексне и Волге, царь остановился у Толги. Игумен и братия тепло встретили Царя, отслужили молебен. Царь много со слезами молился перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. И вот, в тот же час ноги у него укрепились, и он встал с кресла, на котором его носили, совершенно здоровым. Исполнившись великой радости, Царь возблагодарил Бога и Пречистую Его Матерь, одарил игумена и братию щедрой милостыней и повелел построить в обители каменный храм, который и был построен в конце XVI века при наместнике монастыря игумене Феодосии (управлял обителью с 1578 по 1602г.г.) 

 

2.2 Переславль-Залесский. Часовня Крест (местечко «Крест») 

На подъезде к Переславлю со стороны Москвы слева от дороги стоит каменная узорчатая шатровая часовня. На старых фотографиях она изображена краснокирпичной, сейчас ее стены и шатер выкрашены в белый цвет.  
    Основание часовни связывается историками с именем Ивана Грозного. В 1557 году царь повелел поставить на этом месте часовню в честь рождения его сына Федора, и посвятить ее покровителю своего сына Феодору Стратилату. Поэтому первое и официальное название часовни – Федоровская. Предание гласит, что место для часовни было выбрано не случайно − именно здесь, в деревне Собилово, царица Анастасия родила сына Ивана Грозного, так как царская семья как раз ехала на богомолье в Переславль (или уже с богомолья). От деревни давно не осталось и следа. 
    Возможно, изначально часовня была деревянной. Уход и присмотр за ней Иван Грозный поручил Федоровскому монастырю, для чего передал ему 37 десятин казенной земли вокруг часовни. Точной даты постройки каменной часовни не установлено. Стиль ее можно отнести к русскому узорочью, расцвет которого пришелся на XVII век, но если она и строилась в XVII веке, то, скорее всего, до 1653 года, когда Патриарх Никон запретил строить шатровые храмы. Высокий граненый шатер часовни поставлен на небольшой восьмерик, который в свою очередь поставлен на четверик. Нижняя часть − необычна. Четверик опирается на четыре мощных, массивных столпа, соединенных двойными арочными проемами, ранее украшенными «гирьками». На всех гранях часовни, кроме шатра, нет, кажется, ни одной гладкой плоскости − так она вся изукрашена резьбой: колонками, фризами, квадратами с изразцами. В центре часовни раньше стоял деревянный крест, отчего она и получила свое второе и более известное название. У часовни останавливались путники, чтобы помолиться перед дальней дорогой. 

2.3 Церковь Димитрия на крови

Высокий мыс  при впадении Каменного ручья  в Волгу увенчан самым известным зданием в древнем Угличе. Внимание туристов приковывают кроваво-красные стены, белый узор декора и синие купола с золотыми звездами церкви на Крови, памятника страшным событиям, послужившим катализатором Смутного времени, трагического периода истории России.

18 марта 1584 года умер царь Иван IV Васильевич Грозный. На царство венчался его старший сын Федор Иоаннович, по свидетельству современников, слабый, болезненный человек. Регентом при недееспособном государе стал боярин Борис Федорович Годунов, брат жены царя. У царя Федора детей не было, но на пути Годунова к власти оставалось одно препятствие — царевич Димитрий, малолетний сын Ивана Грозного от его последней жены Марии Нагой. Маленький царевич вместе с матерью и огромной свитой в четыре тысячи человек был выслан в древний Углич, город на Волге, подаренный мальчику его отцом Иваном Грозным ко дню рождения.

Обстоятельства преступления или несчастного случая в Угличе в полдень 15 мая 1591 года так и не были выяснены. По исторической традиции, со времен знаменитого историка и писателя Н.М. Карамзина, утвердилось обвинение Годунова в злодейском убийстве мальчика ради престола. Этот сюжет был развит в пьесе Пушкина «Борис Годунов». Однако есть и другая версия происшествия: с царевичем случился приступ эпилепсии во время игры с ножом, и он сам напоролся на лезвие. Летописи и сказания Смутного времени полны животрепещущих и кровавых подробностей, но их авторы не были свидетелями убийства. Более того, обстоятельства трагедии перекраивались современниками так, как им было выгодно, — например, целой плеядой самозванцев-Лжедмитриев, которые, выдавая себя за чудом выжившего царевича, стремились к власти в раздираемой войнами и политическим кризисом стране. Почитание угличанами своего князя было огромно, что, возможно, и послужило одной из причин успеха первого Лжедмитрия, который хоть и ненадолго — стал царем России.

Место гибели царевича Димитрия не было забыто. Над ним поставили часовню, впоследствии сгоревшую во время войны с поляками. В 1630 году на ее месте построили первую деревянную церковь Царевича Димитрия с гробницей на месте гибели мальчика. Легенда утверждает, что в каждую годовщину смерти царевича сквозь песок проступала кровь. Первый царь династии Романовых Михаил тоже мог разделить судьбу царевича Димитрия, но был спасен Иваном Сусаниным, поэтому на свои средства повелел построить каменную церковь. Романовы, в том числе и Петр I, поддерживали культ Димитрия и придавали ему государственный масштаб.


Информация о работе Имена Ярославля. Объекты туристического интереса, связанные с именем Ивана Грозного