Индира Ганди: женщина, мать, политик

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:22, реферат

Описание работы

Только сама Индира могла бы ответить на вопрос, довольна ли она судьбой, как будто уготованной ей всем ходом сложной истории Индии. Скорее всего, ответ был бы утвердительным. По крайней мере, так считают биографы и мемуаристы, которые еще при жизни Индиры неизменно подчеркивали два важных фактора. Она родилась 19 ноября 1917 года, в те самые дни, что «потрясли мир», и ее отцом был Джавахарлал Неру, ближайший сподвижник Махатмы Ганди, лидер национально-освободительной борьбы индийского народа, что во многом определило жизненный путь женщины, которую современники окрестили «дочерью Индии».

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Рождение «Дорогой взору»…………………………………………….....4
Детство и юношество……………………………………………………..6
Индира и Фероз……………………………………………………………9
Индира – мать, жена…………………………………………………......11
Политическая деятельность Индиры Ганди……………………………14
Последнее испытание…………………………………………………....22

Заключение…………………………………………………………………..24

Список используемой литературы…………………………………………26

Работа содержит 1 файл

Индира Ганди женщина мать политик.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

     Индира  хотела защитить свой семейный очаг от бурь политики, но если носишь фамилию  Неру, очень трудно уйти с политической сцены. В 1947 году отец, избранный премьер-министром независимой Индии, привлек Индиру к работе в правительстве. Муж не смог вынести многословных речей клана Неру, строгостей протокола, обязывающих его сидеть на официальных обедах в самом дальнем углу – на краю стола, тогда как его жене отводились самые почетные места. К тому же ему мешало приклеенное к нему прессой унизительное прозвище «зять народа». Индира же постоянно страдала от бесчисленных мужниных измен и его яростных выпадов на заседаниях парламента против приближенных премьер-министра.

     В 1959 году Фероз перенес тяжелый  сердечный приступ, и Индира панически  испугалась за него. Поглощенная заботами об отце и собственной политической работой, она думать не могла, что  беда подстережет ее с этой стороны. Болезнь Фероза заставила Индиру новыми глазами посмотреть на свою семейную жизнь. Когда он поправился, они уехали с детьми на месяц в Кашмир, откуда возвратились счастливой семьей. Кто знает, как сложилась бы дальше их жизнь, но уже в сентябре 1960 года Фероз снова попал в больницу. Индира примчалась из Кералы, куда ездила по делам Национального конгресса, президентом которого была к тому времени избрана. Она до утра просидела у постели Фероза. На рассвете он умер.

     Детские годы Раджива и Санджея разительно отличаются от детства Индиры —  они растут в Тин Мурти, в резиденции премьер-министра, они «государственные внуки».

     После окончания школы Раджив поступает  в Кембридж — Неру хотел, чтобы  хоть один из внуков учился в его alma mater. Если кто-то интересуется, не родственник  ли он того самого, прославленного Ганди, Раджив честно отвечает: нет, просто однофамилец, не уточняя при этом, что он из семьи Неру и его дед - премьер-министр Индии. В Кембридже он знакомится со студенткой из Италии Соней Маино, которая потом станет Соней Ганди.

     Санджей отказывается от университетского образования и идет стажироваться на завод Роллс-ройса — желает узнать, как делаются автомобили.

     Политикой не интересуется ни один, ни другой - единственное, чем похожи братья. Они очень разные. Сдержанность и фамильная замкнутость Раджива контрастирует с импульсивностью и амбициозностью Санджея. Между ними существует и классическое стремление младшего перещеголять старшего, подражая ему. Решение Раджива стать летчиком поначалу несколько обескуражило Индиру, однако она не пыталась разубедить сына; потом летать начал и Санджей — кто знает, действительно ли потому, что пережить не мог, что старший поднялся в небо.

     Братья  женились на женщинах, столь же непохожих  друг на друга, как они сами. Индира заочно отнеслась к Соне не слишком  одобрительно, написала сыну, что предпочла бы видеть в доме индийскую невестку, так, может быть, Раджив повременит, проверит свои чувства? Но при знакомстве Соня сразу покорила ее сердце, а войдя в дом, сделалась в нем самым близким Индире человеком.

     Санджей женился в 1974 году на Манеке Ананд, дочери отставного армейского офицера-сикха. Манеке было восемнадцать, она пробовала писать стихи и рассказы для детей. В отличие от Сони пыталась завести свои порядки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Политическая  деятельность Индиры Ганди
 

       Серьезные перемены в судьбе Индии произошли в 1947-м, когда Ганди исполнилось тридцать, а ее второму сыну не было еще и года. Ослабевшая Англия постепенно выпускала из рук свою главную колонию. Черчилль с негодованием тогда высказывался, что кому нужна эта победа (имея в виду победу во Второй мировой войне), если мы теряем Индию. За год до этого, летом 1946-го, в стране прошли выборы. После них верховная власть вице-короля все еще сохранялась, но его заместителем стал Джавахарлал Неру, который 15 августа 1947 года поднял над делийским Красным фортом флаг независимости. Новую страну ждали серьезные трудности — бедность, нехватка квалифицированных кадров и, главное, трагический раскол на индусскую Индию и мусульманский Пакистан, за который так радела Мусульманская лига во главе с Мохаммедом Али Джинной. Во многих районах началась междоусобная резня, кровь текла рекой, по дорогам скитались миллионы беженцев. В этом хаосе погиб и великий сторонник ненасилия Махатма Ганди. Его, пытавшегося остановить погромы, застрелил член индуистской шовинистской организации. Мусульманский Кашмир захотел присоединиться к Пакистану, но его оккупировали индийские войска, что закончилось войной между двумя странами.

       В этих событиях Индира не  участвовала — она только училась  политике, да и дети отнимали много сил. Но со временем начала сопровождать отца во всех поездках, став его секретарем. Неру, до конца оставшийся идеалистом, не раз поражался ее практичности и политическому чутью. Его соратники были настроены более критично: один из них называл Индиру в начале ее карьеры не иначе как «гунги гудья» («глупая кукла»). Но критики приутихли, когда в 1959 году она стала председателем правящей партии. На этом посту Ганди прошла хорошую школу, виртуозно научившись сталкивать своих соперников между собой и выставлять их перед публикой в невыгодном свете.

     В мае 1964 года умер Неру. Многие ждали, что  Индира тут же предъявит претензии  на власть, но она поступила умнее. С ее подачи премьером стал самый  слабый из возможных претендентов — 60-летний Лал Бахадур Шастри, прозванный за свою комплекцию «воробушком». В его правление Пакистан, решив воспользоваться моментом, начал наступление на Кашмир. К столице штата Сринагару, где находилась Индира, подступали пакистанские танки. Ей предложили срочно эвакуироваться — она осталась: «Нет. Это — индийская земля...»

     Индиру, единственную женщину в правительстве, в народе прозвали «мужчиной среди  трусливых баб». Когда в январе 1966-го Шастри скоропостижно скончался, она стала главным кандидатом на его место. Бонзы ИНК пытались развернуть ситуацию, но проиграли.

        Придя в 1966 году к власти, Индира  перечислила пять главных проблем  Индии, с которыми собиралась  вести борьбу. Удалось ли ей  справиться с ними? Проблема бедности, против которой был направлен главный удар. За годы правления Индиры доля индийцев, живущих за чертой бедности, сократилась с 60 до 40%, средняя продолжительность жизни выросла с 32 до 55 лет. Однако из-за быстрого роста населения количество бедняков и безработных продолжало расти, а условия их жизни оставались ужасными. Не смогла Индира победить и другую острую проблему — религиозно-общинную рознь. При ней произошло более 200 столкновений индусов и мусульман, в которых погибли 25 тысяч человек. Но сама Ганди всегда демонстрировала благожелательность к мусульманам, добиваясь их равноправного участия в жизни страны. Борясь с сепаратизмом, Индира сумела умиротворить повстанцев в штатах Нагаленд и Мизорам, но столкнулась с новыми конфликтами в Пенджабе и Ассаме. Не удалось ей решить и кашмирскую проблему.

     Свое  правление Ганди начала с широкомасштабной кампании под лозунгом «Гариби хатао» — «Долой бедность!», с так называемой «зеленой революции»: стала закупать за границей новые высокоурожайные сорта зерновых, выводить на поля технику, орошать пустыни. Налаживать собственное производство, выпускать станки, турбины, стройматериалы. Западные банки готовы были дать стране кредиты, но под большие проценты, и Индиру выручил дружественный Советский Союз. Звучащий со времен Неру лозунг «Хинди руси бхай-бхай» («Индийцы и русские — друзья») обновился в своем содержании. В 1971 году — новое испытание. Бенгальцы, жители восточной части Пакистана, выступили за создание своего государства Бангладеш. Пакистанские военные подавили восстание в крови, в Индию ринулись миллионы беженцев. Индира без колебаний приказала своей армии перейти границы. Война на два фронта очень скоро закончилась разгромом пакистанцев. Пытаясь спасти их, США направили к берегам Индии свой 7-й флот, но в ответ туда же двинулись советские корабли. Пакистан капитулировал, его войска покинули Бангладеш. Это был звездный час Ганди, на пути в парламент ее встречали ликующие толпы.

     Период  экономических преобразований ИНК  под руководством И. Ганди можно разделить на несколько этапов. Первый этап 1967-1975 гг. характеризуется стремлением Ганди реализовать программу оживления промышленности на основе разработанных пятилетних планов, традиционно продолжив экономическую политику своего отца. По мнению многих экономистов, реализация пятилетних планов была новым словом в осуществлении экономических реформ. Планами также предусматривались существенный рост сельскохозяйственной продукции, повышение производительности малых и средних фермерских хозяйств, развитие трудоемких малых производств в городах. Главное внимание при этом уделялось проблеме ликвидации бедности — важнейшей задаче, которую определила для себя Индира. Все это должно было сопровождаться улучшением образования, здравоохранения и продовольственного снабжения. Программа г-жи Ганди нашла широкий отклик у основной массы индийского народа. На практике осуществление программы развития экономики и ликвидации бедности столкнулось с огромными трудностями и проблемами, в том числе и с повторяющейся засухой с 1972 по 1975 годы.

     Для многих в Индии и за рубежом  было неожиданным объявление правительства  о национализации 14 коммерческих банков, страховых, частных и иностранных  банков, установлении максимума цен  на определенные товары, на городскую  недвижимость, ускорении завершения аграрной реформы. Неру в целях развития госсектора не прибегал к широкой национализации предприятий, госсектор развивался на основе инвестиционной политики «курса Неру». Индира Ганди начала свою деятельность с национализации, приступила к существенному ограничению деятельности крупных кампаний, к осуществлению финансового контроля над корпорациями и другим мерам госкапитализма. Как ни парадоксально, но эти меры способствовали укреплению отдельных отраслей экономики и благотворно сказались на росте ее темпов. Овладев кредитно-финансовой системой, г-жа Ганди начала активное наступление на позиции иностранного капитала в стране, что, по мнению Индиры, не решился сделать ее отец. В Индии приступили к национализации двух иностранных кампаний, что, конечно, серьезно осложнило отношения с западными странами.

     Разворачивая  социальные программы, Индира Ганди  приступила к борьбе с княжескими привилегиями и проведению нового этапа  земельной реформы. Индийская элита  с негодованием встретила ликвидацию пенсий князьям и их охраны. Князей охраняла государственная полиция, хотя они имели собственные отряды наемников. Ликвидацию сословных привилегий считали незаконной члены Верховного суда Индии. Парламенту пришлось дважды принимать решения по вопросу отмены пенсий и охраны княжеских особ. Новый виток аграрной реформы был встречен крупными земельными собственниками с особым ожесточением, как и стремление Ганди к бесплатной передаче земли малоземельным крестьянам.

     Эти меры и деятельность Ганди способствовали крупной победе ИНК на выборах 1871 года. В результате идеологического обновления и популизма, явившихся закономерным продолжением курса Неру, И. Ганди получила реальную возможность продолжения начатых преобразований. 1971 год был для Индиры наиболее успешным. Она находилась в пике своей популярности. Этому способствовали и внешнеполитические успехи Индии. Крушение режима военной диктатуры в Пакистане и его капитуляция, военная победа Индии над Пакистаном способствовали значительному росту влияния ИНК и росту авторитета Индиры Ганди. Победоносная, награжденная орденом Бхарат Ратна — высшая награда индийского государства, Индира Ганди была на вершине своей славы.

     Премьер постаралась использовать свою популярность для усиления своей власти. Она  использовала уход старого поколения конгрессменов для консолидации вокруг себя представителей молодых политиков. В центральном кабинете Индира стала содействовать преданным и не сильно влиятельным министрам, создавая послушную для себя министерскую структуру. После раскола ИНК наиболее важные посты занимали ставленники Индиры Ганди. Ей удалось после установления полного командования партийным руководством установить контроль над финансовыми операциями партии. С этого времени первоначальная неуверенность в политических действиях исчезла, а стиль работы Индиры стал деспотичным, персонализированным и автократичным. Индира расширяла функции исполнительной власти и постепенно сосредоточила в своих руках несколько министерских постов, что дало ей возможность принятия единоличных решений.

        Победить бедность оказалось  значительно труднее. В 1973 году  из-за войны на Ближнем Востоке  многократно подорожала нефть,  которую Индии приходилось покупать  за границей. Вслед за этим  взлетели цены, промышленность буксовала,  миллионы людей лишились работы. Оппозиция воспользовалась ситуацией, чтобы потребовать отставки премьера. В ход пошли не только парламентские методы, но и забастовки, уличные беспорядки и даже террор — был застрелен министр транспорта Мишра. Соратники советовали Индире пойти на уступки, но она сделала иначе — 25 июня 1975 года по всей стране было объявлено чрезвычайное положение. Отключив в столице электричество, чтобы не дать противникам опомниться, верные премьеру силовики начали аресты оппозиционеров.

        «Чрезвычайное положение» по-индийски обернулось массовыми беззакониями — людей хватали без вины. Прессе приказали молчать, недовольные редакторы газет были уволены. Хозяином в новой обстановке чувствовал себя младший сын премьера Санджай — уже видевший себя преемником матери. Ее кампанию по борьбе с бедностью он превратил в борьбу с бедняками. Решив, что переполненные трущобы уродуют облик Дели, он снес их бульдозерами, а людей выгнал на улицу. Следующим шагом стала борьба за снижение рождаемости, которую Санджай повел так же жестоко. Он создал «летучие бригады», которые совершали набеги на города и села, насильно стерилизуя их жителей. Друзья убеждали Индиру, что поступки сына компрометируют ее, но она будто ничего не слышала, уходила в себя. Обнаружилась даже некоторая зависимость Ганди от своего сына. Сердце матери и ее слепая любовь к сыну не смогли отвести многие экстремистские решения Санджая, и она не хотела видеть его жестоких диктаторских замашек. Желая улучшить демографическую ситуацию в государстве, он решился на крайние меры. Но проведенная им насильственная стерилизация тысяч индийских женщин надолго оставила самые страшные воспоминания в стране...

Информация о работе Индира Ганди: женщина, мать, политик