Иван 3 - великий князь, политический деятель

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:22, реферат

Описание работы

У великого князя Василия Васильевича, внука Дмитрия Донского, и его жены Марии Ярославны, дочери Боровского князя и внучки Владимира Андреевича Серпуховского, героя Куликовской битвы, Иван был вторым сыном — первый их сын, Юрий, родился осенью 1437 года и прожил не многим более 3 лет. Именно второму сыну суждено было стать наследником престола.

Содержание

1. Иван III — рождение и начало жизни. Биография…………………………………….........3
2. Политические преимущества, данные великому князю над удельными……………….....5
3. Софья Палеолог и ее значение в Москве………………………………………………….....6
Новые титулы……………………………………………………………………………….....6
4. Присоединение удельных княжеств………………………………………………………...8
5. Подчинение Великого Новгорода и новгородских земель. Характеристика положения в Новгороде……………………………………………………………………………………….11
6. Внешняя политика Ивана III………………………………………………………………..14
Дела с татарами………………………………………………………………………………14
Литва и Ливония……………………………………………………………………………..14
7. Великий князь Иван III Васильевич; значение его деятельности………………………...16

Работа содержит 1 файл

Иван III.docx

— 59.24 Кб (Скачать)

Новые титулы

         Почувствовав себя в новом положении, да еще и рядом с такой знатной женой, наследницей византийских императоров, Иван нашел тесный и некрасивой прежнюю обстановку Кремля, в какой жили его невзыскательные предки. Вслед за царевной из Италии были выписаны мастера, которые построили Ивану Успенский собор (собор Василия Блаженного), Грановитую палату и новый каменный дворец на месте прежних деревянных хором. В это же время и Кремле при дворе стал заводиться тот сложный и строгий церемониал, который сообщал такую чопорность и надменность московской жизни. Точно так же, как и у себя дома, в Кремле, среди придворных слуг своих, Иван начал выступать более торжественной поступью. И во внешних отношениях, особенно с тех пор, как само собою, без боя, при татарском же содействии, свалилось с плеч татарское иго, тяготевшее на северо-восточной Руси два с половиной столетия (1238-1480). В московских правительственных, особенно дипломатических бумагах, появляется новый, более торжественный язык, складывается пышная терминология. Много русской земли оставалось за Литвой и Польшей. Однако, в отношениях с западными дворами, не исключая литовского, Иван III впервые отваживается показать европейскому политическому миру притязательность на титул Государя всея Руси, прежде употреблявшийся лишь в домашнем обиходе, актах внутреннего управления в договоре 1494 года, даже заставляя литовское правительство формально признать этот титул. После того, как спало с Москвы татарское иго, в отношениях с неважными иностранными правительствами, например, с литовским министром, Иван III титулует себя царем всея Руси. Царями по преимуществу древняя Русь до половины XV века звала византийских императоров и ханов Золотой Орды, наиболее известных ей независимых властителей, и Иван III мог принять этот титул, только перестав быть должником хана. Свержение ига устранило политическое к тому препятствие, а брак с Софьей давал на то историческое оправдание. Иван III мог теперь считать себя единственным оставшимся в мире православным и независимым государем, и верховным властителем Руси, бывшей под влиянием ордынских ханов.

         Словом, после брака с Софьей, Иван III проявил большое властолюбие, которое потом испытывала на себе и сама великая княжна. В конце своей жизни Иван совсем было поссорился с Софьей, и отделил ее от себя. Ссора их произошла по вопросу о престолонаследии. Сын Ивана III от первого брака, Иван Молодой, умер в 1490 году, оставив великому князю маленького внука Дмитрия. Но у великого князя был и другой сын от брака с Софьей — Василий. Кому было наследовать престол московский: внуку Дмитрию или же сыну Василию? Сначала Иван решил в пользу Дмитрия, и при этом положил свою опалу на Софью и Василия. Дмитрия он при своей жизни венчал на царство (именно на царство, а не на великое княжение). Но через год отношения переменились: Дмитрий был отстранен, а Софья с Василием снова вошли в милость. Василий получил титул Великого Князя и стал соправителем отца.

         Извесно, как еще до Ивана, фактически, не юридическим путем, устанавливался в московском княжестве порядок преемства великокняжей власти и прямой нисходящей линии. Все зависело от воли хана: но обстоятельства и воля хана обыкновенно складывались в пользу такого порядка, и образовался обычай, в силу которого великое княжение уже с Дмитрия Донского стало не только московской отчиной, но отчиной старшего сына московского князя. Василий Темный, столько претерпевший за этот порядок, придумал средство устранить его, еще при жизни назвав своего старшего сына Ивана великим князем-соправителем. Иван котел последовать примеру отца и старшего сына своего от первой жены

         Ивана гак же назначил своим соправителем, но соправитель умер, оставив сына Дмитрия, когда у Софьи подрастал сын Василий. У Ивана получились две нисходящие и равносильные линии: представитель старшей (внук) на одно колено был ниже представителя младшей (сын). Бояре из-за нелюбви к Софье были за внука, но Иван сам, же нарушил, свое столь торжественное установление и Софья успела поправить свои дела: венчанный внук был разжалован и заключен под стражу, а сын пожалован и посажен на великое княжение "самодержавием". "Разве не волен я в своем внуке и своих детях? Кому хочу, тому и дам княжение", — сказал однажды Иван по другому случаю; здесь в нем говорил своенравный хозяин-вотчинник, а не государь, которым был издан первый Судебник. Та же мысль о произвольном выборе преемника между нисходящими выражена в договоре, заключенном между Василием и Юрием, старшими сыновьями Ивана III, еще при его жизни и по его воле: отец благословляет великое княжение своего сына, которого хочет, не взирая на старшинство. 
 
 

Присоединение удельных княжеств 

         При Иване III деятельно продолжалось присоединение к Москве удельных земель. Те из мелких ярославских и ростовских князей, которые до Ивана III сохраняли свою независимость, при Иване III все передали свои земли Москве и били челом московскому князю, чтобы он принял их к себе на службу. Становясь московскими слугами и обращаясь в бояр московского князя, эти князья сохраняли за собою свои родовые земли, но уже не в качестве уделов, а как простые вотчины. Они были их частными собственниками, а "государем" их земель почитался уже московский великий князь. Таким образом, все мелкие уделы были собраны Москвою, оставались только Тверь и Рязань. Эти "великие княжения", когда-то боровшиеся с Москвой, теперь были слабы и сохраняли только тень своей независимости.

Подчинение  Рязани

         Последние рязанские князья, два брата, Иван и Федор, были родными племянниками Ивана III (сыновьями родной сестры Анны). Как мать их, так и они сами, не выходили из воли Ивана, и великий князь, можно сказать, сам правил за них Рязанью. Один из братьев (князь Федор) скончался бездетным, и завещал свой удел дяде — великому князю, отдав, таким образом, половину Рязани Москве. Другой брат (Иван) умер также молодым,  оставив малютку сына, по имени Иван, за которого правила его бабушка и брат ее, Иван III. Рязань оказалась в полном подчинении Москвы.

         В июле с Иваном был заключен новый договор. По старому договору 1447 года Рязанское великое княжество сохраняло права самостоятельных (хотя и согласованных с Москвой) дипломатических отношений с Литвой. Теперь эти права были утеряны: великий князь Рязанский обещал ни с кем не "качевати" — не вести никаких переговоров и не заключать соглашений. Рязанская земля фактически вошла в состав Русского государства, сохранив только внутреннюю автономию — собственную феодальную иерархию, пока еще не слившуюся с Москвой.

Присоединение Твери

          Из всех русских земель формальную независимость к середине 80-х годов сохраняла только Тверь. Между Тверью и Москвой шла своего рода малая пограничная война, в которой участвовали феодалы обеих сторон, спорящие о землях. Но за спиной московских землевладельцев стоял государь всея Руси, а тверские никакой реальной помощи от своего великого князя получить не могли. И не удивительно, что они стали переходить на службу к наиболее могущественному господину. Не располагая могучими внутренними ресурсами, не имея надежной поддержки даже у собственных феодалов, великий князь Тверской мог рассчитывать только на помощь короля Каземира. Зимой 1484-1485 годов он принял решение жениться на внучке короля. Это означало вступление Твери в союз с Литвой. Фактически, это было нарушением московско-тверского договора, крупным поворотом в тверской политике, возвращением традиционной ориентации на Литву. Союз с Каземиром был последним шансом для Михаила Борисовича, если только он не хотел разделить судьбу ярославских и ростовских князей, превратиться в вассала государя всея Руси.

           Реакция Москвы последовала молниеносно. Войска великого князя вторглись в тверскую землю. Михаил Борисович вынужден был просить мира. По новому договору ему приходилось признать себя "младшим братом" и "подручным" Ивана Васильевича. Тверь впервые формально присоединилась к Москве, но Михаил Борисович не терял надежды на помощь Каземира и продолжал с ним тайные переговоры. В августе 1485 года последовал новый поход великокняжеских войск. Тверь, "город святого Спаса", была обложена со всех сторон. В ночь на 12 сентября Михаил Борисович бежал в Литву. Тверская земля во главе со своим "великим князем" стала частью единого русского государства. Падение последнего независимого от Москвы русского княжества совпало с важным событием в самой Москве. "Июля 19 заложена бысть на Москве, на реке Стрельница". Так летом 1485 года с заклада Тайницкой башни началось строительство нового Кремля — главной крепости объединенного Русского государства.

Завоевание  Казани

        По сообщениям русских летописей, летом 1486 года резко осложнилась обстановка в Казани. Обострилась борьба за престол между сыновьями хана Ибрагима. Один из них, Мухаммед-Эмин, был сторонником

московской  ориентации. Но власть в Казани захватил Алегам. Мухаммед-Эмину пришлось бежать в Москву, спасаясь от своего брата. Он бил великому князю челом и назвал его отцом, то есть совершил акт феодальной коммендации, признав свою зависимость от русского государства. Взамен беглец просил у великого князя "силы на брата своего".

        11 апреля 1487 года под предводительством князя Даниила Дмитриевича Холмского начался поход русских войск на Казань — последний поход XV века. 18 мая конная и судовая рати оказались под стенами ханской столицы, Али-хан сделал попытку отрезать русских, но был обращен в бегство. Началась осада Казани. Вокруг города был построен острог — конрвалационная линия, выражаясь терминами тогдашней западноевропейской фортификации. Казанцы действовали мужественно и активно.

         20 мюля было солнечное затмение. Затмения в средневековье наводили страх на людей. Но в Москве торжественно гудели колокола — русская столица праздновала победу. Взятие Казани в 1487 г. было действительно важнейшим событием. Глава русского государства поставил казанского хана "из своей руки". Теперь дружественная, вассальная Казань — союзник Москвы, опора ее политики на Среднем и Нижнем Поволжье.

          Подчинение Казани — многозначительный факт в истории Восточной Европы. На развалинах империи Чингизидов стала складываться новая политическая система во главе с русским государством. В истории малых народов Поволжья и Заволжья наступил новый этап — постепенное включение в состав русского многонационального государства, этап возрастающих политических, экономических и культурных связей с русским народом.

Подчинение  Вятки

           Отделенная сотнями километров от основной части Руси, окруженная полуязыческими племенами, вятская земля среди своих бескрайних лесов дольше всех сохраняла архаические раннефеодальные черты. Создание единого государства, объединившего все русские земли к востоку от литовского рубежа, с необходимостью ставило вопрос о дальнейших судьбах этого реликта старых времен. Правящие круги Вятки, как в свое время Новгорода, старались сохранить монопольное положение на своей земле. Но конфликт с Москвой был неизбежен, а исход его было нетрудно предугадать.

           11  июня 1489 года на вятчан "за их неисправление", великий князь посылает большую рать во главе с воеводой князем Даниилом Васильевичем Щеней. В числе воевод, перечисленных в разрядных записях, много тверичей вчерашние вассалы тверского великого князя идут в поход во главе войск государя всея Руси. Полки со всех сторон окружают вятскую землю. 16 августа рать подошла к Хлынову. Начались переговоры. "Большие люди" (от имени "всей земли вятской") согласились давать дань и служить службу, что означало, по существу, признание вассальной зависимости от Москвы — и только. Это совсем не удовлетворило московских воевод. Они потребовали от вятчан целования креста "за великого князя от мала до велика", и, выдачи "коромольников". Речь шла не о вассалитете, а о полном и безоговорочном включении вятской земли в состав русского государства.

            Воеводы начали готовиться к штурму. Каждый ратник должен был приготовить "по беремени смол и берест; да на 50 человек по 2 сажени плетня, и к городу поставляти".

Судьба  города, взятого таким образом, была всем хорошо известна. Вятчане не стали  ждать штурма и его неотвратимых последствий — приняли все требования воевод. "Торговые люди" из Вятки поселились в Дмитрове и вошли в состав торгового сословия русского государства.

          С особенностью вятской земли было покопчено. Ее включение в состав русского государства означало переустройство прежних социально-политических отношений. Суть этого переустройства — ликвидация городской общины старого типа.

          Мало того, объединительная политика Москвы влекла к Московскому государю и таких служилых князей, которые принадлежали не Северной Руси, а Литовско-Русскому княжеству. Князья Вятские, Одоевские, Навасильские, Воротынские и многие другие, сидевшие на восточных окраинах литовского государства, бросали своего великого князя и переходили на службу московскую, подчиняя Московскому князю и свои земли. Именно этот переход старых русских князей от католического государя Литвы к православному князю Всея Руси, и давал повод московским князьям считать себя государями всей русской земли, даже той, которая находилась под литовским владычеством, и хотя еще не соединилась с Москвой, но должна была, по их мнению, соединиться по единству веры, народности и старой династии святого Владимира. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Иван 3 - великий князь, политический деятель