Иван Франко как исторический деятель

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть портрет Ивана Франко не только как великого поэта, но и как общественно-политического деятеля.

Задачи: необходимо изучить портрет Ивана Франко как разностороннего деятеля. Доказать, что он сделал немалый вклад в культуру и в историю Украины.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Биография Ивана Франко
1.1 Годы становления личности 5
1.2 Жизненные драмы Ивана Франко 7
Глава 2 Иван Франко – общественно-политический деятель
2.1 Российско-федеративный принцип Ивана Франка. 9
2.2 Эпоха капитализма глазами великого поэта 12
2.3 Украинская историография в оценке Ивана Франка 16
Глава 3 Иван Франко-классик украинской литературы
3.1 Иван Франко знакомит Галичину с Европой 18
3.2 Иван Франко – редактор журнала «Світ» 20
3.3 Франко и издание русско-украинской радикальной партии 28
3.4 Издание Франко журнала «Життя і слово». «Літературно-науковий вісник», роль Франко в нем. 31
3.5 Выводы о литературной деятельности Ивана Франко 35
Глава 4. Последние годы жизни
4.1 «Последнее слово» великого классика и общественно-политического деятеля украинского государства. 38
Заключение 42
Список литературы: 44

Работа содержит 1 файл

2оглавление+курсовая.docx

— 97.46 Кб (Скачать)

 

3.2  Иван Франко – редактор журнала  «Світ»

Период существования  журнала «Світ» - 1881-82 годы - отмечен значительным ослаблением революционного движения радикалов и усилением их идейных противников, москвофилов и особенно народников. В 1880 году возникают издания, которым суждено сыграть огромную, едва ли не решающую роль в консолидации галичан: журнал "Заря" и газета "Діло". Иван Франко сотрудничает в "Ділі" - на то время действительно передовом издании, поставившее себе целью достичь компромисса с москвофилами - как сотрудничал и в народническом издании "Правда", редактируемом тем самым В. Барвинским, до его закрытия в 1880 году. Оправдывая себя перед Драгомановым и другими единомышленниками, он называл единственной причиной сотрудничества в изданиях оппонентов ужасную финансовые затруднения. На самом же Барвинский сделал все, чтобы привлечь к созданию "Дела" как можно больше молодых прогрессивных авторов, в том числе и среди радикалов.

Народовская, или "украинофильская" пресса на долгие годы заняла достойное место по популярности среди галицких украинских всех социальных слоев. Провозглашенный Барвинским курс на взаимопонимание с представителями других партий помог "Делу" расширить свою аудиторию за счет промосквофильськои или промарксистских части галичан. Чтобы конкурировать с народниками, журналистам-радикалам необходимо было выработать качественно новую концепцию, научиться умеренности, переосмыслить саму идею своих изданий.

Другая Народовская газета - "Батьківщина" Ю. Романчука - была основана в 1879 году и достигла большого успеха. Франко высоко оценивал редакторскую мастерство Романчука и готовность "Батьківщины" идти на компромисс не только с политическими оппонентами, а с извечным "супостатом" галицких украинских - поляками. Но "Батьківщина" не оценила шаг навстречу, который в 1881 году сделали Павлик и Драгоманов, предложив изданию сотрудничество. Романчук отказал, объяснив это расхождением в политических взглядах.

Итак, с конца 1879 Франко питал  новые планы по изданию газеты. Им была написана программа издания, названного "Новой основой". Программа  эта была, по сложившейся уже традиции, составленная в основном из "развенчании и разоблачении" народной и москвофильской прессы. Но из писем Франко к Павлику и Драгоманову, с его собственных заметок собирается целостный образ действительно довольно прогрессивного издания, которое, несмотря на вынужденную сдержанность (для примирения с цензурой), служило бы для реализации и принесению в массы Франко уже гораздо более зрелых и самостоятельных идей: "Пусть мысли, которые будут заступать в качестве "новой основы", расходятся повсюду, пусть укореняются во всех головах, пусть становятся поистине основой для выработки ясных, постепенных убеждений, основой для вызывания нового, живого движения у нас, для духовного соединения, для совместной работы целой интеллигенции для народа!".

Однако разрешения на издание  газеты Франко не получил. Поводом к  этому было то, что он не имел 24 лет  и согласно новому закону о печати не мог быть редактором, так же как  и Иван Белей и Михаил Павлик. Сначала подставным лицом редактором согласился быть студент Степан Жидовский, но, увидев, что в программе "Новой основы" полиция подчеркнула красным "принцип коллективизма", испугался и отказался. Белей и Терлецкий советовали отложить издание "Нової основи" до следующего года, Франко же настаивал на том, что необходимо выполнить обещания (поскольку "Новая основа" была широко разрекламирована среди прорадикальной молодежи). Драгоманов на этот раз издание не поддержал, и ни советов, ни помощи от него Франко не дождался.

В 1879 и 1880 годах издание "Нової основи" было невозможно. Франко, страдая от страшной бедности, сначала поступает в войска, а в марте 1880 года попадает в тюрьму, откуда выходит только в июне. Тяжело больной, Франко до осени лечится в родном селе, а в октябре, вернувшись во Львов, с новыми силами восстанавливает деятельность по изданию радикального издание.

Было решено издавать ежемесячный  журнал (концепции собственно газеты "Новая основа" больше не возвращались), ответственным редактором которого стал Иван Белей, а назван он был "Мир". Фактическим редактором был Франко. Практической целью журнала "Мир" было, как писал Франко в одном из писем к Драгоманова в ноябре 1880 года, было "привести к возбуждению и поддерживания живого движения среди молодежи и даже среди людей". Нынешнюю умеренность Франко невозможно и сравнить с юношеским задором 1878 года. "Социалистов в Галичине так мало, они так рассыпаны, что пока нечего и думать о какой-либо организации между ними". Это совсем не тот Франко, был уверен в скорой и легкой победе марксизма в Галичине и в целом мире[14 –с.145-147].

С начала по замыслу Франко редакция "литературно-научно-политической журнале", которой провозглашен был "Мир", была разделена на много  отделов, "департаментов", каждый из которых имел редактировать соответствующий  отдел газеты. Но, оправдав худшие ожидания Павлика, студенты, на чью совесть  было отдано большинство департаментов, не оправдали доверия редакторов, а Драгоманов и вовсе отказался  от предложенного ему исторического  департамента. Поэтому Франко и Белей  с несколькими студентами были сами выполнять эту титаническую работу.

Журнал был чрезвычайно  демократическим, в нем, как писал  сам Франко, впервые встретились  галицкие украинские, "малороссы" и украинские эмигранты: Белей, Франко, Терлецкий, А. Конисский, Б. Гринченко, Драгоманов, Ф. Вовк. Однако именно в "Мире" роль Франко была чрезвычайно велика. Примерно 6/10 объема всех выпусков "Мира" (в январе 1881-сентябре 1882 вышел 21 номер) занимали произведения Франко. Во всех без исключения выпусках "Мира" печаталась по частям повесть "Борислав смеется", также было опубликовано Франково рассказ "Добрый заработок". Другие произведения, публикуемые в "Мире", в частности очерки А. Конисского, выглядели очень слабо по сравнению с Франко. Всю огромную редакторскую работу Франко продолжал, находясь в Нагуевичах.

Издание "Мира" было сплошной кризисом: тиражи 250-300 экземпляров, постоянные займы и тысячные долги, выпрашивание денег в восточно единомышленников. Франко, находясь в страшной материальной нужде, одновременно отказал Кулишу, что предложил ему спонсировать "Мир", идейно стал бы его, Кулиша, изданием. Франко продолжал сотрудничать в польской газете "Praca", вкладывая в "Мир" все полученные гонорары.

Если в "Общественном друзья" промарксистских выступления Франко выглядели похожими на манифесты, то в "Мире" они гораздо умереннее, тема рабочего класса осмысливается, как  правило, через художественные произведения (продолжение "Бориславского цикла") и философско-экономические сообщения вроде "Мысли об эволюции в истории человечества ", где марксизм соединился с довольно правильными собственными теориями Франко[15 –с.154-156].

Отношения между интеллигенцией и другими общественными слоями, а также роль интеллигенции в  обществе оставались одним из лейтмотивов  Франко издание. В отличие от предыдущих изданий, основным занятием которых  было разоблачение в духе "Писем  о галицкой интеллигенции", "Мир" посвящал гораздо больше внимания конкретной программе действий передовой интеллигенции и путям ее реализации. Особенно в этом плане примечательны статьи Франко "ли возвращаться нам к народу?", "Несколько слов о том, как упорядочить и осуществлять наши народу издательства", "ли мы хоть теперь проснемся?". Однако брак "разоблачения и развенчания" казался недостатком "Мира" Франковым товарищам: Павлику, Белею и Драгоманову, которые упрекали Франко за "невнимание к жизни галицкой общественности". Белей продолжал обличительную линию в статьях "В одно время", "О послидний выбор посла в совет государственной" и т.п., в которых пострадали как москвофилы, чья деятельность действительно приобрела некоторые совершенно смешных черт (вроде торжественных поездок к российскому нумизматического общества), так и самые на то время народники.

Серьезная попытка задуматься над интеллигенцией в контексте  современности была осуществлена ​​Франко в собственной предисловии к "Фаусту" Гете, выходивший тиражом "Мира". Говоря об отсутствии постепенной реалистической литературы в Галичине, он пишет: "Виновата вся интеллигенция, которая в своем безграничном ослеплении называет себя народом, общественность:" Мы народ! "," Мы герои! "Ведь пожалуйста, господа, учесть, что вы же не то не народ, а даже не часть народа. Рука - часть тела отсеки руку, тело не сможет работать. А вы? Какой деятельности не мог бы выполнять народ - тот истинный народ - народ, то "большой незнакомец", если бы вас не было? Поскольку хуже жилось бы ему? А может обратить тот вопрос и спросить, так лучше? Не забывайте, господа ласковые, что кое-как, так, а вы все-таки паразиты на его теле, едоки, не рабочие, п ' явки, не герои ". Также в статье "возвращаться нам к народу", написанной как ответ к призыву священника Наумовича интеллигенции возвращаться "назад к народу, учить его вере и любви", читаем: "И когда вы вернетесь к народа только с любовью, когда взамен за его хлеб, которым он вас кормить, взамен за его труд принесете ему только "чистые" обряды восточной церкви, а хоть бы и само Евангелие Христово, то не думаете, что этими "преестественнимы благами" ради конкретной беде народа? " Далее Франко делает вывод, что достаточно знаковым для нашего исследования: "У нас нет интеллигенции. У нас есть тысячи людей грамотных, но интеллигенции нет."   

В журнале "Мир", как  нигде еще в Франко сообщениях, возникает образ интеллигенции не как "слуг" народа, а скорее предводителей, авангарда нации, должен соответствовать поставленной журналом лозунгу "Заранее с народом". "Интеллигенция должна быть прежде быть интеллигенцией, должна быть обществом людей с широким образованный, с выработанным характером, с искренним чувством к народу, а значит интеллигенция должна сидентифицироваться, слиться с народом, стать среди него как брат, как равный, как свой, стать для него адвокатом, врачом, учителем, советчиком, указателей в делах хозяйственных и добрым соседом и помощником во всякой нужде. Интеллигенция должна жить с народом и народом не как отдельная слой, но как неотлучно часть народа. Она должна не моральными поповскими науками, но собственным жизнью, собственным трудом быть примером народу. Должна, как и культурная и образовательная закваска, прохватить весь организм народа и привести его к живого движения, к постепенному росту. Но только такого роста никогда не будет, когда интеллигенция хочет идти в народ только с евангелием и любовью. На практические нужды надо практических способов. Весь средство знания, силы, науки, смелости и энергии должен быть использован в службе народной. Все новые мысли, новые идеи, новые изобретения человеческого разума, все, что проясняет человеческий мировоззрение, облегчает человеческий труд, делает счастливее человеческую жизнь, все, что идет к свету, свободы, счастья, должна и интеллигенция, как чужеземных, но сильное растение пересаживать поспешно на наше поле. Она должна вести его под влиянием времени, должна учить его свободомыслия на поле религиозной, правдивой гуманности в поле этическом, дружбы и ассоциации на поле экономическом. Она должна вести народ вперед, поднимать его к себе, а не возвращаться к нему обратно. Это наш совет, совет молодого поколения, но это также только один из радикальных лекарств на нашу нужду ... Это счет медленно действующий. Но если бы показалась потребность скорее действующих лекарств, то от них интеллигенция не должна оступаться, потому что... на тяжелую болезнь надо радикального лечения".

В этот взгляд действительно  чрезвычайно прогрессивным. Для сравнения приведем цитату из "Дела", которое определяло задачей интеллигенции "защищать наш народ от всякого обнародования, пробуждать чувство русской народности в широких кругах, добиваться согласия и единства всех русинов для борьбы с недругами - хитрым евреем и гордым поляком, спасать дорогие останки нашей родины".

Но общая правильность и гуманность Франко размышлений  о роли интеллигенции не означает отсутствие в них революционно-марксистского  подтекста. Ведь первейшей задачей  новой интеллигенции он считает "приготовить будущем рабочих  круг постепенного движения народа, приготовить то широко образован, твердой воли общину, которая сможет то только с искренними чувствами пойти в народ, но заодно сможет сильными руками спасти его..." Никаких планов по спасения украинского народа (от Австро-Венгрии? Польше? Самого себя?), кроме общих марксистских теорий, Франко и его товарищи не питали.

Еще одна позиция, выкрашенной  сомнительным цвет новую Франко программу  развития интеллигенции: одним из ее главных задач он считает разъяснение народу, "как можно уладить хозяйственной ассоциации". Коммунистические догмы Маркса учения были настолько неуместны в историческом и социальном контексте Галичины 1881-82 года, даже сам Франко, говоря о статье, содержавшей приведенную цитату, писал: "Строю пирамиду из болота". Как уже было сказано, "Мир" по самой атмосферой своего издания был кризисным журналом.

Неоднократно материалы, в нем публиковались, становились  все менее доступными для обычного читателя, Белей, бессилен в отсутствие Франко, допускал к печати статьи, скорее были глубокими академическими исследованиями, а не научно-популярными произведениями. В конце концов "Мир" дошел до своего логического завершения, Белей перешел на более "хлебное" место в газету "Дело", и та качественно новая для Галичины пресса, которую советская критика называла "революционно-демократической", замолчала на восемь лет. В 1886 году Франко планировал, как логическое продолжение "Друга" - "Громадського друга" - "Колокола" - "Молота" - "Мира", начать издание журнала "Поступ", но этому помешал финансовый и политическая ситуация. В 1882-1890 годах Франко занимается литературным творчеством, за его содействии выходят альманахи "Ватра" (ред. В. Лукич), "Первый венок" (ред. Н. Кобринская и А. Пчилка), сборник "Радуга", материалы для которой по просьбе Франко собрали киевские студенты. Как это обычно бывало в Украину XIX века, альманахи стали простым способом продления журналистской деятельности без ответственности, которую накладывает на редакцию периодическое издание.

 

 

 

3.3 Франко и издание русско-украинской  радикальной партии

В 1889-1890 годах благодаря  политике примирения и взаимопонимания, что ее вели лидеры народовской партии Барвинский, Романчук, Вахнянин и другие, в Галиции происходит значительное национальный подъем. Пойдя на компромисс с австрийскими и польскими властями, народники добились предоставления украинской права открывать собственные школы и магазины и занимать государственные посты, а также создавать собственные политические партии. Уступкой со стороны народников (и немалой!) Было прекращение всякой вражды в отношении поляков и обещание повлиять в таком же духе на народ и украинскую интеллигенцию. Это был прогрессивный шаг, который горячо поддержала общественность ("либерально-буржуазная", в интерпретации марксистов) в обоих Украины. Успех народников в этой акции, носившей название "Нова ера", обещал в скором будущем их полный триумф на общественно-политической сфере. Итак, в галицком обществе закономерно зашевелились политические оппоненты народников - радикалы.   

Информация о работе Иван Франко как исторический деятель