Князь Ярослав Мудрый

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:26, реферат

Описание работы

В последнее время материалы, долгое время замалчивающиеся советской исторической наукой сделались доступнее, начали появляться сборники, наполненные документальными сведениями, проливающими свет на эпоху правления Ярослава Мудрого. Я не придерживаюсь строго хронологического порядка в своем исследовании и написании реферата. Из громадного количества информации, относящейся к Ярославу Мудрому, на мой взгляд, я выбрал для реферата преимущественно ту, которая имеет, как мне кажется, наибольшую достоверность, и портреты, сделанные в основном в то время. Цель моего реферата более подробное изучение эпохи правления Ярослава Мудрого. На мой взгляд актуальность изучения этого материала велика , потому что Ярослав Мудрый заслуживает рассмотрения и памяти потомков- это личность которая являлась просветителем Руси в не столь простое время.

Работа содержит 1 файл

ИСТОРИЯ - копия.docx

— 50.38 Кб (Скачать)

Введение:

«Судьба, увы, порой  бывает, несправедлива к великим  людям: в массовом сознании складывается образ, имеющий мало общего с реальным человеком. Именно так получилось и с князем Ярославом Мудрым , личность которую я выбрал для написания своего реферата. Я попытаюсь дать оценку его личности с многих позиций.»                                                                              

        В последнее время материалы,  долгое время замалчивающиеся  советской исторической наукой  сделались доступнее, начали появляться  сборники, наполненные документальными  сведениями, проливающими свет на  эпоху правления Ярослава Мудрого. Я не придерживаюсь строго хронологического порядка в своем исследовании и написании реферата. Из громадного количества информации, относящейся к Ярославу Мудрому, на мой взгляд, я выбрал для реферата преимущественно ту, которая имеет, как мне кажется, наибольшую достоверность, и портреты, сделанные в основном в то время.

        Читатель моего реферата узнает для себя  почему Ярослава назвали Мудрым. Я считаю, что мудрость не просто характеризовала князя как человека, она была символом его жизни. Осознанной целью всех его деяний. И именно о его деяниях и будет идти речь в  реферате.

       

        Надеюсь, что мой реферат вызовет  интерес слушателей  к этой  исключительной исторической персоне.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Детство Ярослава Мудрого 
1.1    Семья
 

Сын великого киевского  князя Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Женат на дочери шведского конунга Олава, Ингигерде. Поскольку в древнерусских источниках упоминаются два имени жены Ярослава — Ирина и Анна, есть основания считать, что либо Ингигерда, получившая при крещении имя Ирины, была одной из жен Ярослава, либо Ирина-Ингигерда перед смертью постриглась в монахини, приняв иноческое имя Анна (под этим именем она канонизирована Русской православной церковью как первая княгиня, принявшая постриг перед смертью). 
15 июля 1015 года умер великий киевский князь Владимир 1 Святославович, четвертый в династии Рюриковичей, прожив немного более 50 лет. Князь занемог уже давно. Болезнь с каждым днем усиливалась и становилось ясным, что ближайшее время может породить на Руси очередной династический кризис. Рядом с собой в своем загороднем дворце селе Берестове великий князь держал постоянно одного из младших сыновей, любимого Бориса, ростовского князя, родившийся, как и другой сын, Глеб, от визанстийской принцессы Анны, т.е. в христианском браке. Именно по этому он рассматривался некоторыми современниками как действительно легитимный наследник престола. Но у Владимира к этому времени было в живых 11 сыновей. Его старший сын от полоцкой княжны Рогнеды Ярослав не собирался отказываться от своих прав на киевский престол. Но был еще и Святополк, по рождению старше Ярослава, пасынок Владимира, сын убитого им брата Ярополка. 
У каждого из братьев и при дворе, и в тех местах, где они «сидели» на княжениях, была своя партия, были свои дружины, готовые поддержать претендентов на киевский стол. Но пока был жив Владимир, династические противоречия между его наследниками не проявлялись столь остро, хотя имелись уже некоторые признаки надвигавшейся драмы.  
Первый период жизни Ярослава Мудрого связан с борьбой за киевский престол. По достижении Ярославом зрелого возраста отец посадил его ростовским князем, а около 1013 после смерти Вышеслава (старшего сына Владимира Святославича) Ярослав становится новгородским  князем. В 1014 отказ Ярослава платить дань Киеву вызвал гнев отца и повлек за собой приказ готовиться к походу на Новгород. Но 15 июля 1015 Владимир Святославич скоропостижно скончался, не успев осуществить свой план.
 
 
 
 
 
 

Эпоха Ярослава Мудрого

1.2 Борьба с братьями

      В пору болезни Владимира выявились  определенные династические противоречия, за которыми стояла большая политика, религиозные, княжеские, боярские и  дружинные кланы.Восстал Ярослав Владимирович.

Трудно  сказать, когда это случилось, до болезни или уже в то время, когда великий князь занемог. Таким образом, становится очевидным, что в последние недели жизни  Владимира, уже во время его тяжелой  болезни на Руси стал нарастать очередной  политический кризис. Связан он был, прежде всего, с тем, что Владимир попытался  передать престол, вопреки установившейся традиции, одному из своих младших  и любимых сыновей, рожденному в  христианском браке - Борису, с чем  не смог смериться ни Святополк, ни Ярослав. Кроме того, оба имели  все основания ненавидеть Владимира. Святополк не мог не знать, что  его истинный отец, боголюбивый и мягкий Ярополк погиб от рук отчима. Ярослав же, как и другие сыновья от полоцкой княжны Рогнеды, не мог не знать о кровавой расправе Владимира со всем семейством полоцкого князя во время захвата в 980 году Полоцка, а насильственном принуждении их матери к замужеству, а также о последующей ее опале и изгнании после появления византийской принцессы в великокняжеском дворце. По версии событий, нашедшей отражения в “Повести временных лет”, киевский престол захватил туровский князь Святополк 1 Окоянный, сводный брат Ярослава Владимировича. Желая устранить возможных соперников, Святополк убивает братьев, князей ростовского Бориса, муромского Глеба, древлянского Святослава; пытается убить и Ярослава, но его вовремя предупреждает об опасности сестра Предслава; по другой версии, в крови братьев был повинен не Святополк, а Ярослав, что подтверждается некоторыми западноевропейскими источниками, заручившись поддержкой новгородцев, Ярослав в декабре 1015 года в битве под Любечем одерживает победу над Святополком и захватывает Киев. Но Святополк не смирился с поражением и в 1018 году он вместе со своим тестем, польским королем Бориславом Храбрым вторгается в пределы Руси. На этот раз удача сопутствовала Святополку, который сумел нанести поражение Ярославу, в сражении при Буге и отбить Киев. Ярослав бежал в Новгород, откуда он намеревался отправиться в Скандинавию. Но новгородцы порубили княжеские ладьи и вынудили Ярослава продолжить борьбу. В битве на Альте 1018 году Святополк потерпел сокрушительное поражение, и Ярослав и Ярослав занял Киев. 

      После победы над Святополком Ярослав  начал борьбу с другим своим братом Тмутараканским князем Мстиславом, также предъявлявший свои права на киевский престол.В 1023 году между братьями вспыхнула открытая война, которая по существу явилась продолжением большой междоусобицы 1014-1019 годов. Мстислав двинулся на север, собрав большую рать и включив в нее отряды их подвластных ему народов, в частности хазар и касогов. Он выбрал удобное время для похода: Ярослав находился в своем любимом Новгороде. Тмутараканская рать подошла под самые стены Киева, но горожане “затворились” и не приняли Мстислава. Не решившись штурмовать столицу, Мсислав отошел к Чернигову и занял этот стольный город огромной земли, куда входила чуть не половина, включая всю Северо-Восточную Русь.

Ярослав обратился за помощью к варягам. Встреча противоборствующих сторон произошла в 1024 году под городом  Листвином, неподалеку от Чернигова, в кромешной тьме, в дождь и грозу. Ярослава рать не выдержала натиска Мстиславовых полков, и Ярослав вместе с предводителем варягов бежал с поля боя, минуя Киев, в Новгород. Русь снова раскололась на двое. Ярослав сохранил за собой Новгород, Мстислав остался властителем Черниговской и Тмутараканской земель. В Киеве Ярославы “мужи”. Мстислав не решился на захват русской столицы. Через два года Ярослав, собрав дружину на севере, появился в Киеве. На этот раз братья воздержались от дальнейшего “кроворазлитья” и заключили мир. Русь по этому миру была разделена на две части. Русь вновь оказалась расколотой. Поэтому фактически о едином государстве применительно к этому времени можно говорить лишь условно, хотя в последующие годы братья жили мирно друг с другом.

В начале1030-х  годов Польшу, как и Русь, потрясла междоусобица. К тому же новый польский король Мешко III ввязался в войну, не имея надежного тыла внутри страны. Ярослав использовал сложившуюся ситуацию. Как когда-то Болислав 1 отнял у Киева во время междоусобных войн на Руси “Червенские города”, так теперь Ярослав в союзе с Мстиславе нанес удар по польским землям. Практически Русь выступила союзником Германии. Братья собрали большое войско, “повоевали” польские земли, заняли вновь “Червенские города”, захватили огромный полон.  В 1036 году Мстислав умер, не имея наследников, а его часть Руси отошла к Ярославу. Так через двадцать с лишним лет после смерти Владимира 1 Русь снова стала единой, а Ярослав, как отметил летописец, наконец, стал “самовластцем”. 

Ярослав-просветитель 
 
После Лиственской битвы деятельность Ярослава в основном связана с просветительством и христианизацией Руси. Возможно, одной из причин отказа Ярослава от привычной для князя военной деятельности стала тяжелая травма, полученная им во время борьбы с братьями: обследование останков Ярослава показало, что у него была перерублена нога, из-за чего князь должен был сильно хромать и в конце жизни вряд ли мог обходиться без посторонней помощи. 
 
В 1036-37 по его приказу были построены мощные крепостные укрепления ("город Ярослава"), Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения, храм св. Софии, а также основаны монастыри св. Георгия и Ирины. Прообразами этих построек были архитектурные сооружения Константинополя и Иерусалима; они призваны были символизировать перемещение в Киев центра православного мира. Завершение строительства совпало с созданием "Слова о Законе и Благодати", которое было произнесено 25 марта 1038. Тогда же была написана первая русская летопись - т. н. Древнейший свод. В "Повести временных лет" содержится похвальный отзыв о просветительской деятельности Ярослава. По свидетельству летописи, князь позаботился о переводе на русский язык многих греческих книг, которые составили основу библиотеки, созданной им в храме Софии Киевской. Ярославу приписывается также составление первого русского законодательного акта "Русской Правды".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Правление Ярослава Мудрого 
2.1 Рассвет Руси при Ярославе Мудром 

    Междоусобица показала, сколь непрочным было объединение Руси, сколь сильны были стремления некоторых земель к отделению от Киева. Эти стремления не смогли притушить и сыновья Владимира. Напротив, сами они попадали под влияние той среды, в которой жили и правили.

Став  “самовластцем”, Ярослав пошел по пути отца. Он послал в крупные города и земли своих сыновей и требовал и требовал их бесприкосновенного повиновения. В Новгород отправился старший сын Владимир, а после его смерти - следующий по старшинству сын Изяслав. Святославу он отдал под управление Черниговскую землю. Всеволод - выросший к этому времени в сильную крепость Переславль. И другие его сыновья были посланы в Ростов, Смоленск, Владимир-волынский.

Воссозданное  единство Руси, сосредоточение власти в руках великого князя, подчинению Киеву отдельных русских земель, посредством направления туда великокняжеских  сыновей-наместников стало той  политической основой, на которой развились  новые хозяйственные процессы, расцвели города, усложнилась общественная жизнь, двинулась вперед культура страны.

Последнее крупное нападение кочевников-печенегов  произошло в 1036 году (до этого Русь более десяти лет жила в мире и  покое). В это время Ярослав  оставил Киев и находился в  Новгороде. Видимо, этим обстоятельством, а также что не стало великого воителя Мстислава, и решили воспользоваться  печенеги.

Известие  о нашествии врагов и о том, что они обступили Киев со всех сторон, пришло к Ярославу в Новгород в то время, когда он был занят  обустройством своей земли. Великий  князь собрал войско и вновь это  были варяги, новгородская дружина  и новгородские “вои”- ремесленники, смерды. Ярослав сначала пробился в Киев, а затем вышел в чистое поле для решающего сражения. Весь день длился бой, и лишь и лишь к  вечеру русы стали одолевать печенегов  и те побежали “разно”, т.е. кто куда. От этого поражения печенеги так  и не смогли оправиться. После 1036 года их набеги на Русь практически прекратились. В 1037 году Ярослав в ознаменование  блистательной победы над печенегами и на месте битвы заложил храм – собор Святой Софии. Он был наименован, так же, как и главный собор  Константинополя, и в том была своя политическая символика.

Этот  год стал знаменательным и в другом смысле, в это время зарождается  русское летописание. Создается  Древнейший летописный русский свод. Его связывают со строительством Софийского собора, который сразу  становиться не только религиозным, но и духовным центром страны.

К тому же, вероятно, появился и первый свод законов “Русская Правда” Ярослава Владимировича. Относительно того, что там, в значительной мере преобладают нормы взаимоотношений жителей Руси с варягами и колбягами, т.е. лицами пришлыми, которые буйно проявляли себя во время новгородских событий 1015-1016 годов, и жители Новгорода получили от Ярослава в благодарность за поддержку этой грамоты, заметим, что варяги и далее активно участвовали в междоусобице на Руси; они входили в войско Ярослава и во время последующих военных событий сражались на стороне Ярослава против Мстислава. Так что регулирование их отношений с местными жителями касалось не только Новгорода, но и других местностей Руси. Кстати, это подтверждается и самой “Русской Правдой”, нормы которой относятся ко всей территории Руси и не ограничены каким то одним регионом и действуют на всей ее территории как единого государства, каким Русь и стала после 1036 года.Таким образом, и в этом смысле вторая половина 30-х годов стала переломной. После 1036 года объединенная Русь, наконец, смогла обрести собственного митрополита. Однако в это время положение великого князя было несколько иным, нежели Владимира, поставившего, по существу, в 987-989 годах Византию на колени. Ярослав Владимирович лишь утверждался как великий князь Руси, он нуждался не только в широкой идеологической поддержке внутри страны, но и в благожелательном политическом климате за рубежом. Поэтому и последовало приглашение из Константинополя митрополита, что сразу же нормализовало русско-визанстийские отношения в “после смутное время” и стабилизировало международные связи Руси. Все указывает на то, что объединение Руси Ярославом стало поворотным пунктом во многих отношениях. Принятие первого на Руси свода законов, упорядочение церковной организации, начало составления нового летописного свода – были теми чертами государственной, религиозной, культурной жизни Руси, которые как бы подчеркнули этот знаменательный поворот. “Русская Правда”, если говорить точно, не являлась абсолютно первым российским сводом законов. До нее существовал “Закон Русский”, который упоминается в договорах Руси с Византией.

Общность  норм “Закона Русского”, “Русской Правды” Ярослава и западных Правд, пожалуй, является одним их наиболее весомых аргументов в пользу того, что Ярослав создал свою “Правду”, не имея в виду Новгородское общество, а всю Русь, объединенную после 1036 года. “Закон Русский” и западные Правды также апеллировали ко всему обществу. Но уже в момент создания нового свода законов, состоявшего из 17 статей, было ясно, что общество стремительно уходило вперед. Нужен был новый  правовой кодекс, который бы защитил  быстро складывающуюся собственность  “сильных мира сего” на землю и связанные с этим материальные приобретения и разного рода общественные преимущества. И такой новый свод законов начал создаваться еще при жизни Ярослава Владимировича.

Информация о работе Князь Ярослав Мудрый