Колчак в сибири

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 03:54, реферат

Описание работы

В Тасеево отбывали здесь ссылку декабристы К.Г. Игельстром (с февраля 1833 по 16 июля 1835 года), и Д.А. Щепкин-Ростовский (с 10 июля 1839 г. по сентябрь 1842 года). С 18 фераля по июль 1899 года в с. Троицком жил на поселении декабрист П.К. Фаленберг. С мая 1898 г. по январь 1899 года находился в ссылке В.А. Сильвин, соратник В.И. Ленина по «Союзу борьбы за освобождение рабочего класса».

Работа содержит 1 файл

Колчак в сибири.docx

— 160.15 Кб (Скачать)

В Тасеево отбывали здесь ссылку декабристы К.Г. Игельстром  (с февраля 1833 по 16 июля 1835 года), и Д.А. Щепкин-Ростовский (с 10 июля 1839 г. по сентябрь 1842 года). С 18 фераля по июль 1899 года в с. Троицком жил на поселении декабрист П.К. Фаленберг. С мая 1898 г. по январь 1899 года находился в ссылке В.А. Сильвин, соратник В.И. Ленина по «Союзу борьбы за освобождение рабочего класса». В период до первой российской революции в волостном центре и волости насчитывалось до 350 административно ссыльных. В октябре - ноябре 1909 г. в селах Сухово и. Тасеево жил, находясь в ссылке, Ф.Э. Дзержинский, но Железный Феликс отсюда очень быстро сбежал.

Они не могли жить — и не жили! — замкнутой сектой. Общались с тасеевцами, о жизни беседовали. К ним прислушивались. Не удивительно, что уже в 1917 году Тасеевская организация РСДРП (б) — в глухом сибирском селе! — объединяла около 100 человек. Возглавлял комитет П. И. Денисов.

 После октябрьской  революции в Тасеевской волости был сформирован отряд Красная Гвардии, образован волостной ревком, созван Тасеевский волостной съезд Советов. После временного падения советской власти летом 1918 года Тасеевская большевистская партийная организация, уйдя в подполье, стала готовить вооруженное восстание против белогвардейцев, которое началось в Тасееве ночью 28 декабря 1918 года. Советская власть в с. Тасеево была восстановлена, избран временный военно-революционный штаб во главе в В.Г. Яковенко, командующим войсками назначили Ф.А. Астафьева. Вскоре советская власть была восстановлена на всей территории района. В декабре 1918 г. возникла Тасеевская партизанская республика, образовался Северо-Канский партизанский фронт. Тасеевская партизанская республика действовала с декабря 1918 по 1920 г. В ее состав входило 11 северных волостей Каннского уезда с населением 85 тысяч человек с центром в селе Тасеево.  В Денисове, по берегам речки.

Топольчик, в 1919 году проходила передовая линия обороны Тасеевской партизанской республики

В феврале 1919 года в  бою под Тасеевом партизанами  была одержана победа над крупным  отрядом колчаковцев. В июне 1919 года против тасеевских партизан были брошены еще более крупные силы колчаковцев. Партизанская армии с семьями и беженцами была вынуждена оставить Тасеево и отойти вглубь тайги. 28 июня в боюу деревни Кайтым партизаны, разгромив большой отряд белогвардейцев, отошли на р. Она (Бирюса). В июле ими быо освобожден ряд населенных пунктов на правобережье р. Усолка, а в сентябре – с. Тасеево. В ноябре 1919 года партизанская армия перешла в решительное наступление против колчаковцев и в январе 1920 года вступила в Канск. Возникла республика не на пустом месте — вся северная часть Канского уезда была местом ссылки, и местные революционные организации вышли из подполья сразу после Октябрьской революции. Кстати, в отличие от своих коллег из Заманья — красных партизан Баджейской республики, тасеевцы приняли Устав из 23 пунктов, на основании правил которого действовали партизанские отряды Северо-Канского фронта. Всего с декабря 1918 г. по январь 1920 года партизаны Северо-Канского фронта провели 58 крупных бов, уничтожили и взяли в плен свыше 10 тыс. человек белогвардейцев. Тасеевцы также выпускали свою газету «Военные известия». Тасеевская республика стала той силой, которая изрядно ослабила отступающую армию Колчака

Руководители  Данилов, Шадрин, Вдовенко Владимиров??? Исторический материал передан мною в музеи Красноярска и Тасеево. Тринадцать лет я добивался через компетентные органы увековечения имен партизанских командиров, моих земляков: Рудакова Ефрема Константиновича, Шадрина Ивана Леонтьевича, Быстрова Петра Яковлевича.

 

Сибирь  при Колчаке: Воспоминания, материалы, документы.

http://scepsis.net/library/id_2585.html

Автобиографическая заметка (Вместо предисловия)  
Очерк первый. Крестьянское движение при Колчаке (всего 4 очерка) 
I. Общий обзор крестьянского движения в его разновидностях 

  • 1. Значение крестьянского движения
  • 2. Общий обзор движения – Южный район
  • 3. Общий обзор движения – Томская губерния
  • 4. Общий обзор движения – Енисейская губерния
  • 5. Партизаны в Минусинском уезде
  • 6. Тасеевский повстанческий район
  • 7. Партийные группировки среди крестьян
  • 8. Тайшетский повстанческий район
  • 9. Крестьянское движение и революционная оппозиция
  • 10. К характеристике крестьянского движения – Сибирская махновщина
  • 11. Черно-Ануйский съезд повстанцев
  • 12. Перед приходом советской власти

 

Колчак, Александр  Васильевич

http://irkipedia.ru/content/kolchak_aleksandr_vasilevich

После Февральской революции 1917 Колчак первым на Черноморском флоте  присягнул на верность Временному правительству. Удостоился благодарности от военного министра Гучкова за быстрые разумные свои действия, коими он способствовал сохранению порядка на Черноморском флоте.

Однако из–за пораженческой  пропаганды и агитации, проникавших  после февраля 1917 в армию и  флот, и армия, и флот стали двигаться  к своему развалу. 25 апреля 1917 года Александр  Васильевич выступил на собрании офицеров с докладом «Положение нашей вооружённой  силы и взаимоотношения с союзниками». Кроме прочего Колчак отмечал:

«Мы стоим перед  распадом и уничтожением нашей вооружённой  силы, [ибо] старые формы дисциплины рухнули, а новые создать не удалось.»

Колчак требовал прекратить доморощенные реформы, основанные на «самомнении  невежества», и принять формы  дисциплины и организации внутренней жизни, уже принятые у союзников. 29 апреля 1917 года с санкции Колчака из Севастополя выехала делегация в составе около 300 матросов и севастопольских рабочих с целью повлиять на Балтийский флот и армии фронта, «чтобы вели войну активно при полном напряжении сил».

В июне 1917 года Севастопольский  совет постановил разоружить офицеров, заподозренных в контрреволюции, в том числе, отобрать и у Колчака его Георгиевское оружие — вручённую ему за Порт–Артур золотую саблю. Адмирал предпочёл выбросить клинок за борт со словами: «Газеты не хотят, чтобы у нас было оружие, так пусть идёт в море». В тот же день Александр Васильевич сдал дела контр–адмиралу В.К. Лукину. Через три недели водолазы подняли саблю со дна и вручили Колчаку[19], выгравировав на лезвии надпись: «Рыцарю чести адмиралу Колчаку от Союза офицеров армии и флота».

В это время Колчак, наравне  с Генерального штаба генералом  от инфантерии Л.Г. Корниловым, рассматривался как потенциальный кандидат в  военные диктаторы. Именно по этой причине в августе А.Ф. Керенский вызвал адмирала в Петроград, где принудил его подать в отставку, после чего он по приглашению командования американского флота направился в США для консультирования американских специалистов об опыте использования русскими моряками минного оружия на Балтийском и Чёрном морях в Первую мировую войну. По словам Колчака существовала и иная, тайная, причина его поездки в США:

«… Адмирал  Гленон совершенно секретно сообщил мне, что в Америке существует предположение предпринять активные действия американского флота в Средиземном море против турок и Дарданелл. Зная, что я занимался аналогичными операциями, адм. Гленон сказал мне, что было бы желательно, чтобы я дал все сведения по вопросу о десантных операциях в Босфоре. Относительно этой десантной операции он просил меня никому ничего не говорить и не сообщать об этом даже правительству, так как он будет просить правительство командировать меня в Америку, официально для сообщения сведений по минному делу и борьбе с подводными лодками».[20]

В Сан–Франциско Колчаку  предложили остаться в США, обещав ему  кафедру минного дела в лучшем военно–морском колледже и богатую жизнь в коттедже на берегу океана. Колчак ответил отказом и отправился назад в Россию.

Верховный Правитель России

Прибыв в Японию, Колчак узнал об Октябрьском перевороте и ликвидации Ставки Верховного Главнокомандующего и начатых большевиками переговорах  с немцами. Ответил согласием  на телеграмму с предложением своей  кандидатуры в Учредительное  собрание от кадетов и группы беспартийных по Черноморскому флотскому округу, однако его ответ был получен с опозданием. Адмирал выехал в Токио. Там он вручил британскому послу просьбу о приеме в английскую действующую армию «хоть рядовым». Посол, после консультаций с Лондоном, вручил Колчаку направление на Месопотамский фронт. По дороге туда, в Сингапуре, его настигла телеграмма русского посланника в Китае Кудашева, приглашавшего его в Маньчжурию для формирования русских воинских частей. Колчак поехал в Пекин, после чего приступил к организации русских вооруженных сил для защиты КВЖД. Однако из–за разногласий с атаманом Семёновым и управляющим КВЖД генералом Хорватом адмирал Колчак оставил Маньчжурию и выехал в Россию, намереваясь вступить в Добровольческую армию генералов Михаила Васильевича Алексеева и Антона Ивановича Деникина. В Севастополе у него остались жена и сын.

13 октября 1918 он прибыл  в Омск, откуда на следующий  день отправил письмо генералу Алексееву (полученное на Дону в ноябре — уже после смерти Алексеева), в котором выражал намерение отправиться на юг России с тем, чтобы поступить в его распоряжение в качестве подчиненного[21].

В Омске же тем временем разразился политический кризис. 4 ноября 1918 Колчака, как популярную среди  офицеров фигуру, пригласили на должность  военного и морского министра в состав Совета министров так называемой «Директории» — находившегося в Омске объединённого антибольшевистского правительства, где большинство составляли эсеры. В ночь на 18 ноября 1918 в Омске казачьи офицеры арестовали четырёх эсеров–руководителей Директории во главе с её председателем Н.Д. Авксентьевым. В сложившейся обстановке Совет министров — исполнительный орган Директории — объявил о принятии на себя всей полноты верховной власти и затем постановил вручить её одному лицу, присвоив ему титул Верховного Правителя Российского государства. Тайным голосованием членов Совмина на данный пост был избран Колчак. Адмирал заявил о своём согласии на избрание и первым же своим приказом по армии объявил о принятии на себя звания Верховного Главнокомандующего.

После своего прихода к  власти А.В. Колчак отменил распоряжение о том, что евреи как потенциальные  шпионы подлежат выселению из 100–вёрстной  прифронтовой зоны[22].

Обращаясь к населению, Колчак заявил:

«Приняв крест этой власти в исключительно трудных условиях гражданской войны и полного расстройства государственной жизни, объявляю, что не пойду ни по пути реакции, ни по гибельному пути партийности».

Далее Верховный Правитель  провозглашал цели и задачи новой  власти. Первой, наиболее актуальной задачей  называлось укрепление и повышение  боеспособности армии. Второй, неразрывно с первой связанной — «победа над большевизмом». Третьей задачей, решение которой признавалось возможным лишь при условии победы, провозглашалось «возрождение и воскресение погибающего государства». Вся деятельность новой власти объявлялась нацеленной на то, чтобы «временная верховная власть Верховного Правителя и Верховного Главнокомандующего могла бы передать судьбу государства в руки народа, предоставив ему устроить государственное управление по своей воле».[23]

Колчак надеялся, что под  знаменем борьбы с красными ему удастся  объединить самые разнородные политические силы и создать новую государственную власть. Поначалу положение на фронтах благоприятствовало этим планам. В декабре 1918 года Сибирская армия заняла Пермь, имевшую важное стратегическое значение и существенные запасы военного снаряжения.

Генеральное наступление сибирских армий  весной 1919 и причины его провала

В марте 1919 войска Сибирской  и Западной Армий белогвардейцев развернули генеральное наступление в направлении на Самару и на Казань, в апреле заняли весь Урал и приблизились к Волге. Но вследствии того, что не была выбрана основная цель наступления (либо на север на соединение с Миллером, либо на юго–запад, на соединение с Деникиным) наступлении проходило по концентрически расходящимся направлениям. Благодаря стратегическим просчётам колчаковской Ставки (нач. штаба Ставки генерал–майор Д.А. Лебедев), уровень командования которой был весьма низким, войска красного Восточного фронта сначала остановили наступавших белых, а затем в мае 1919 нанесли им тактическое поражение, последовательно были оставлены Уфа, Екатеринбург и Челябинск. Ставший в августе 1919 колчаковским военным министром ген. барон А.П. Будберг писал:

«У Ставки при  начале апрельского наступления  вообще не было никакого плана, не появилось  его и в мае, когда красные  перешли в контрнаступление. Такая  стратегия всегда ведет к катострофе, в тех же обстоятельствах (фронт страшно растянут, резервов нет, войска и командиры слабо подготовлены и маневрировать не способны и вообще безграмотны) было особенно опасно. Красные по военной части также безграмотны, все их планы очень наивны и сразу разгадываются, при мало–мальски грамотных начальниках и обученных маневрированию солдатах, всякую операцию красных можно легко обратить в их разгром. Но у красных есть планы (операций). а у белогвардейцен их вообще нет, в этом главное преимущество.»

В июне 1919 года Верховный  Правитель адмирал А.В. Колчак отклонил предложение К.Г. Маннергейма двинуть 100–тысячную финскую армию на Петроград в обмен на признание независимости Финляндии, заявив, что «не поступится никогда и ни за какие минутные выгоды» «идеей великой неделимой России».[24]

Итогом всему стал более  чем полугодовой отход колчаковских армий на восток.

Надо сказать, что сам  Колчак прекрасно осознавал факт отчаянного кадрового голода, приведшего, в конечном итоге, к трагедии его армии в 1919 году. В частности, в разговоре с генералом Иностранцевым Колчак открыто констатировал это печальное обстоятельство:

«Вы скоро сами убедитесь, как мы бедны людьми, почему нам и приходится терпеть даже на высоких постах, не исключая и постов министров, людей, далеко не соответствующих занимаемым ими местам, но — это потому, что их заменить некем…»[25]

Военная символика

30 ноября 1918 года Верховный  Правитель и Верховный Главнокомандующий  адмирал А.В. Колчак издал приказ не только о «восстановлении дня празднования святого великомученика и Победоносца Георгия 26 ноября (старого стиля)», но и расширении его значения, повелев[26]:

Информация о работе Колчак в сибири