Леонардо да Винчи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:28, реферат

Описание работы

Леонардо да Винчи сознавал всеобъемлемость своего ума и художественного гения. Шаг за шагом, подчиняясь своему влечению, его исследовательская мощь прокладывала себе путь во всех областях знания, среди темных скал к таинственной пещере. Бесконечно пленительно искусство Леонардо, на котором лежит печать тайны.

Содержание

Введение
Творчество Леонардо да Винчи. «Мадонна с цветком»
Живопись – царица искусств
«Тайная вечеря»
Утраченные шедевры
«Джоконда»
Уединенное созерцание
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

леонардо.docx

— 68.22 Кб (Скачать)

Министерство  Образования и Науки Украины

Национальный  технический университет

«Харьковский  политехнический институт» 
 
 

Кафедра этики, эстетики и истории культуры 
 

Реферат на тему: 

Леонардо  да Винчи 
 
 
 
 

Студентки группы О-48А Бутры О. 
 
 
 
 
 

    Харьков 2009 г

    Содержание:

Введение………………………………………………………………….. 3

Творчество  Леонардо да Винчи. «Мадонна с цветком»………………..6

Живопись –  царица искусств……………………………………………..9

«Тайная вечеря»…………………………………………………………..13

Утраченные шедевры…………………………………………………….14

«Джоконда»……………………………………………………………….15

Уединенное созерцание…………………………………………………..18

Список  использованной литературы……...…………………………….22 
 
 
 

Ведение.

    «Подчиняясь жадному своему влечению, желаю увидеть  великое множество разнообразных  и странных форм, произведенных искусной природой, блуждая среди темных скал, я подошел ко входу в большую пещеру. На мгновение я остановился перед ней пораженный… Я наклонился вперед, чтобы разглядеть, что происходит там в глубине, но великая темнота мешала мне. Так пробыл я некоторое время. Внезапно во мне пробудилось два чувства: страх и желание; страх перед грозной и темной пещерой, желание увидеть, нет ли чего-то чудесного в ее глубине».

    Так пишет о себе Леонардо да Винчи. Не запечатлен ли в этих строках жизненный  путь, умственная устремленность, грандиозные  поиски и художественное творчество этого человека, одного из величайших гениев мировой истории?

    

    По  свидетельству Вазари, он «своей наружностью, являющей высшую красоту, возвращал  ясность каждой опечаленной душе». Но во всем, что мы знаем о жизни  Леонардо, нет как бы самой личной жизни: ни семейного очага, ни счастья, ни радости или горя от общения  с другими людьми. Нет и гражданского пафоса: бурлящий котел, который представляла собой тогдашняя Италия, раздираемая  противоречиями, не обжигает Леонардо да Винчи, как будто бы никак не тревожит ни сердца его, ни дум. А между  тем нет, быть может, жизни более страстной, более огненной, чем жизнь этого человека.

    Познать и в познании овладеть миром видимым и невидимым, тем, что кроется в темной пещере. Ибо человек универсален. Познать опытом и овладеть в творчестве, ибо для человека небо не «слишком высоко», а центр земли не «слишком глубок» и человек должен уподобиться сам той силе, той энергии, которую в покорном неведении он так долго называл богом. Власть через познание. Какая упоительная мечта, пьянящая страсть! Этой страстью был одержим Леонардо, и в сердце его и в уме она вступала, вероятно, в единоборство со смущением, порождаемым темными глубинами чудесной пещеры. Человеку суждено потревожить их. Но не поглотят ли они его самого за такую дерзость?

    Леонардо  да Винчи сознавал всеобъемлемость своего ума и художественного гения. Шаг за шагом, подчиняясь своему влечению, его исследовательская мощь прокладывала себе путь во всех областях знания, среди темных скал к таинственной пещере. Бесконечно пленительно искусство Леонардо, на котором лежит печать тайны.

    Леонардо  да Винчи родился в 1452г. в селении  Анкиано, около города Винчи, у подножия Албанских гор, на полпути между Флоренцией и Пизой.

    Величественный  пейзаж открывается в тех местах, где протекало его детство: темные уступы гор, буйная зелень виноградников  и туманные дали. Далеко за горами –  море, которого не видно из Анкиано. Затерянное местечко. Но рядом и просторы, и высь.

    Леонардо  был внебрачным сыном нотариуса  Пьеро да Винчи, который сам был  внуком и правнуком нотариусов. Отец, по-видимому, позаботился о его  воспитании.

    Исключительная  одаренность будущего великого мастера  проявилась очень рано. По словам Вазари, он уже в детстве настолько  преуспел в арифметике, что своими вопросами ставил в затруднительное  положение преподавателей. Одновременно Леонардо занимался музыкой, прекрасно  играл на лире и «божественно пел  импровизации». Однако рисование и  лепка больше всего волновали  его воображение. Отец отнес его  рисунки своему давнишнему другу  Андреа Верроккио. Тот изумился и сказал, что юный Леонардо должен всецело посвятить себя живописи. В 1466г. Леонардо поступил в качестве ученика во флорентийскую мастерскую Верроккио. Мы видели, что ему суждено было очень скоро затмить прославленного учителя.

    Следующий эпизод, подробно описанный Вазари, относится к начальному периоду  художественной деятельности Леонардо.

    Как-то отец принес домой круглый щит, переданный ему приятелем, и попросил сына украсить его каким-нибудь изображением по своему вкусу, чтобы доставить этому  приятелю удовольствие. Леонардо нашел  щит кривым и шероховатым, тщательно  выпрямил и отполировал его, а  затем залил гипсом. Затем он натаскал в свою уединенную комнату великое  множество хамелеонов, ящериц, сверчков, змей, бабочек, омаров, летучих мышей  и других причудливых животных. Вдохновившись  зрелищем этих тварей и воспользовавшись обликом каждой в самых фантастических сочетаниях, он создал для украшения  щита некое страшное чудище, «которое заставил выползать из темной расщелины  скалы, причем из пасти этого чудовища разливался яд, из глаз вылетал огонь, а из ноздрей – дым».

    Работа  над щитом так увлекла Леонардо, что «по великой своей любви  к искусству» он даже не замечал  жуткого смрада от подыхавших животных.

    Когда почтенный нотариус увидел этот щит, он отшатнулся в ужасе, не веря, что  перед ним всего лишь создание искусного художника. Но Леонардо успокоил его и назидательно пояснил, что  эта вещь «как раз отвечает своему назначению…» Впоследствии леонардовский щит попал к миланскому герцогу, который заплатил за него очень дорого.

    Много лет спустя, уже на закате жизни, Леонардо, по словам того же Вазари, нацепил  ящерице «крылья, сделанные из кожи, содранной им с других ящериц, налитые  ртутью и трепетавшие, когда ящерица  двигалась; кроме того, он приделал ей глаза, рога и бороду, приручил ее и держал в коробке; все друзья, которым он ее показывал, от страха пускались наутек».

    Он  хочет познать тайны и силы природы, подчас зловещие, смертоносные. Через полное познание природы хочет  стать ее властителем. В своих  поисках он преодолевает отвращение и страх.

    Страсть к фантастическому характерна для  Леонардо да Винчи – от отроческих лет и до самой смерти. И когда эта мощь наполняла все его существо, он творил великие дела.

Творчество  Леонардо да Винчи. «Мадонна с цветком».

    Художественное  наследие Леонардо да Винчи количественно  невелико. Высказывалось мнение, что  его увлечения естественными  науками и инженерным делом помешали его плодовитости в искусстве. Однако анонимный биограф, его современник, указывает, что Леонардо «имел превосходнейшие  замыслы, но создал немного вещей  в красках, потому что, как говорят, никогда не был доволен собой». Это подтверждает и Вазари, согласно которому препятствия лежали в самой  душе Леонардо – «величайшей и  необыкновеннейшей… она именно побуждала  его искать превосходства над  совершенством, так что всякое произведение его замедлялось от избытка желаний».

    Уже первый флорентийский период деятельности Леонардо, после окончания учения у Верроккио, отмечен его попытками проявить свои дарования на многих поприщах: архитектурные чертежи, проект канала, соединяющего Пизу с Флоренцией, рисунки мельниц, сукновальных машин и снарядов, приводимых в движение силою воды. К этому же периоду относится его маленькая картина «Мадонна с цветком».

    Когда Леонардо писал ее, ему было двадцать шесть лет. К этому времени  художник обрел уже совершенное  мастерство в великом искусстве  живописи, которое он ставил выше всех прочих.

    «Мадонна  с цветком» – это хронологически первая мадонна, образ которой внутренне  лишен какой-либо святости. Перед  нами всего лишь юная мать, играющая со своим ребенком. Вечная прелесть и поэзия материнства. В этом бесконечное  очарование картины.

    Всепоглощающее  стремление к истине.

    Мы  знаем также, что он постоянно  рисовал и записывал.

    До  нас дошло около семи тысяч  страниц, покрытых записями или рисунками  Леонардо.

    Один  из первых исследователей этих рукописных сокровищ отмечал в изумлении: «Здесь есть все: физика, математика, астрономия, история, философия, новеллы, механика. Словом – это чудо, но написано навыворот, так дьявольски, что не один раз  я тратил целое утро, чтобы понять и скопировать две или три  странички».

    Дело  в том, что Леонардо писал справа налево, так что читать его труды  нужно в зеркале. По некоторым  свидетельствам, он был левшой, по другим – одинаково владел обеими руками. Как бы то ни было, такое его письмо еще усугубляет тот ореол таинственности, которым он окружал себя и которым  отмечено все его творчество.

    Писал не по-латыни, как прославленнейшие гуманисты, его современники, которые в своем любовании классической древностью нередко теряли связь с действительностью, а живым, сочным, образным, порой простонародным итальянским языком.

    Да, эти манускрипты – подлинное  чудо. Гениальными рисунками, перед  которыми у нас, точно также как  некогда у современников, дух  захватывает от восхищения, Леонардо да Винчи иллюстрировал великие  мысли, острейшие наблюдения, глубокие, изумляющие нас провидения.

    Леонардо  угадал многое, что не знали еще  люди, которые в XIX в. стали изучать  его записи. Он знал, что человек  полетит, и сам, по-видимому, рассчитывал  совершить полет с Монте Чечери (горы Лебедя).

    «Идеальный  город» – одна из тем многих рисунков и записей Леонардо. В таком  городе, указывал он, улицы должны быть проложены на разных уровнях, причем только по нижним будут ездить повозки и прочие грузовые телеги, а от нечистот город будет очищаться по подземным проходам, проложенным от арки до арки.

    
 

    Любопытство его было безгранично. Он доискивался  причины всякого явления, даже незначительного, ибо и такое могло открыть  новые просторы познанию.

    Каковы  же были результаты всех этих вопросов, наблюдений упорнейших поисков причины и следствия, разумного основания, т.е. закономерности явлений?

    Леонардо  первым сделал попытку определить силу света в зависимости от расстояния. Его записки содержат первые возникшие в человеческом уме догадки о волновой теории света.

    Найденные им, подчас на высоких горах, остатки морских животных явились для него доказательством перемещения суши и моря, и он первый категорически отверг библейское представление о времени существования мира.

    

    Леонардо  вскрывал трупы людей и животных, и его многочисленные анатомические  этюды поражают нас своей точностью, беспримерными в те времена познаниями. Он первый определил число позвонков  в крестце у человека. Он хотел  знать, как начинается и как кончается  жизнь, и проделывал опыты с лягушками, у которых удалял голову и сердце и прокалывал спинной мозг. А некоторые  его зарисовки фиксируют биение сердца свиньи, проколотого длинной  шпилькой.

    Его интересовала подвижность человеческого  лица, отражающая подвижность человеческой души, и он стремился изучить во всех подробностях эту подвижность. Он писал: «Тот, кто смеется, не отличается от того, кто плачет, ни глазами, ни ртом, ни щеками, только бровями, которые  соединяются у плачущего и поднимаются у смеющегося».

    Но  это наблюдение опять-таки надо было проверить опытом. И вот что, по дошедшему до нас свидетельству, делает Леонардо.

    Однажды, задумав изобразить смеющихся, он выбрал несколько человек и, близко сойдясь  с ними, пригласил их на пиршество  со своими друзьями. Когда они собрались, он подсел к ним и стал рассказывать им самые нелепые и смешные  вещи. Все хохотали, а сам художник следил за тем, что делалось с этими  людьми под влиянием его рассказов, и запечатлевал все это в своей  памяти.

    После ухода гостей Леонардо да Винчи удалился в рабочую комнату и воспроизвел  их с таким совершенством, что  рисунок его заставлял зрителей смеяться не меньше, чем смеялись живые  модели, слушая его рассказы.

    Но, изучая человека как анатом, как  философ, как художник, как относился  к нему Леонардо? Страшнейшие формы  уродства изображены в его рисунках с такой поразительной силой, что кажется порой: он радуется уродству, торжествующе выискивает его в человеке. А между тем сколь пленительны  образы, созданные его кистью! Словно первые – это лишь упражнения в  великой науке познания, а вторые – плоды этого познания во всей его красоте.

Информация о работе Леонардо да Винчи