Либерализм Александра 1 Реформы Сперанского и Аракчеева

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 11:14, реферат

Описание работы

В царствовании Александра I выделяют два периода: до войны с Наполеоном 1812--1814 гг. (период подготовки либеральных реформ) и после войны (период преобладания консервативных тенденций).

Содержание

Введение
1. Либерализм в эпоху Александра I
2. Негласный комитет
3. Реформы М. М. Сперанского
4. Реформы Аракчеева А. А
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.rtf

— 88.76 Кб (Скачать)

     С 1816 г. всесильным временщиком становится А.А. Аракчеев -- хороший организатор, кадровый военный, ставший, однако, одной из мрачных фигур XIX века. Он был груб, безапелляционен и гордо заявлял, что служит не Отечеству, а государю. С 1816 г. Александр I прекратил выслушивать традиционные доклады министров, читая лишь краткие выжимки из них, которые готовились в канцелярии Аракчеева. Таким образом, Аракчеев фактически стал премьер-министром.3

     В 1816 г. по инициативе эстляндских дворян Александр подписал указ об освобождении крестьян губернии от крепостной зависимости. Крестьяне получили личную свободу, но лишились права на землю и тем самым оказались в полной зависимости от помещиков. По такому же сценарию крепостное право было отменено в Курляндии (1817) и Лифляндии (1819). Таким образом, в 1816--1819 гг. на территории Прибалтики впервые в истории Российской империи было отменено крепостное право. Подтолкнуть к подобной инициативе помещиков Малороссии не удалось. 
Тем не менее в 1816--1819 гг. по поручению императора канцелярия Аракчеева и Министерство финансов втайне подготавливали проекты освобождения всех крепостных крестьян, причем проекты достаточно радикальные, кое в чем опередившие Положение 19 февраля 1861 г. Аракчеев предлагал освободить крестьян посредством выкупа их у помещика с последующим наделением землей за счет средств казны. По мнению министра финансов Гурьева, отношения между крестьянами и помещиками следовало строить на договорной основе, а различные формы собственности на землю вводить постепенно. Оба проекта были одобрены императором, но ни один из них так и не был реализован. Слухи о грядущем падении крепостного права стали активно циркулировать по России и вызвали негативную реакцию помещиков.

     По личному распоряжению Александра тайно, практически одновременно с разработкой проектов по крестьянскому вопросу, велась работа над конституционными проектами. 27 ноября 1815 г. Александр даровал Конституцию Царству Польскому. Согласно Конституции, король (он же российский царь) осуществлял исполнительную власть, определенная часть законодательных функций сосредоточивалась в сейме. Первая палата сейма -- Сенат -- назначался царем пожизненно из представителей духовенства и высших должностных лиц. Вторая палата -- Посольская -- избиралась на основе имущественного ценза (уплата прямого налога не менее 100 злотых). Крестьянам избирательного права не предоставлялось. Конституция декларировала неприкосновенность личности, свободу печати, независимость суда, признание польского языка официальным. Это была одна из самых либеральных конституций того времени.

     Александр рассматривал польскую Конституцию как первый шаг на пути введения конституционного правления в России. В 1818 г., выступая на открытии первого польского сейма, он ясно заявил, что Польша -- это только начало, и что конституционное устройство является ближайшим будущим всей России. Возможно, император давал понять дворянству, что он готов уступить ему значительную часть своей власти за то, что помещики пойдут на отмену или смягчение крепостного права.

     В марте 1818 г. император поручил группе своих советников (среди них был поэт П.А. Вяземский) во главе с бывшим членом Негласного комитета, главой российской администрации в царстве Польском Н.Н. Новосильцевым, разработать проект конституции для России. В 1819 г. такой проект под названием «Государственная уставная грамота Российской империи» был представлен государю и одобрен им. Проект российской конституции декларировал основные политические свободы, равенство всех граждан перед законом и значительно ограничивал права самодержца. Конституция предусматривала создание представительного органа (Государственного Сейма или Думы), состоявшего из двух палат (Сената и Посольской палаты). Сенат формировался царем из членов императорской фамилии и сенаторов. Посольская палата назначалась императором из числа кандидатов, избранных дворянскими собраниями и горожанами. Закон считался принятым, если после обсуждения в палатах он утверждался царем. Конституция провозглашала свободу слова, печати, свободу вероисповедания, равенство всех граждан перед законом, неприкосновенность личности и собственности, независимость суда, ответственность чиновников. Вопрос о крепостном праве в проекте конституции не ставился. Согласно «Уставной грамоте», император наделялся широкими правами: определял персональный состав палат Думы, имел значительные законодательные прерогативы.

     Конституция Новосильцева являлась шагом назад в сравнении с проектом Сперанского (система назначения в Думу вместо выборности; дополнение имущественного ценза у Сперанского сословным принципом у Новосильцева, т.к. большая часть депутатов избиралась от дворянства). Однако и на реализацию этого проекта Александр I так и не решился. Император не чувствовал поддержки своим начинаниям ни в своей семье, ни в придворно-бюрократических сферах, ни в кругах поместного дворянства. 
После 1822 г. он окончательно утратил интерес к государственным делам, передал их в ведение министров, вернее, в ведение Аракчеева. Указом 1822 г. Александр I восстановил право помещиков направлять на поселение в Сибирь крепостных крестьян «за дурные проступки».
 

 

     Заключение

     Преобладание консервативных тенденций во внутренней политике Александра I ускорило процесс формирования политической оппозиции в лице определенной части дворянства.

     В 1816--1825 гг. в дворянской среде возникли тайные организации, поставившие своей целью провести социально-экономические и политические преобразования.

     Первое тайное общество -- Союз спасения -- возникло в 1816 г. и объединило всего три десятка человек, в основном офицеров. Однако Союз сразу определил главные задачи движения -- уничтожение крепостного права и изменение абсолютистской формы правления. Традиции гвардейских переворотов диктовали тактику движения -- заговор с целью убийства царствующего императора и замены его более сговорчивым монархом. 
В 1818 г. было образовано новое общество -- Союз благоденствия, которое ставило иные акценты в вопросах тактики. Исходя из основополагающей идеи Просвещения о том, что мнение правит миром, что порядки в стране соответствуют господствующему в ней общественному мнению, члены Союза ставили перед собой задачу не захвата и удержания власти, а воспитания прогрессивного общественного мнения, которое, овладев широкими массами, в конечном счете, приведет к смене правительства. Союз благоденствия отличался от Союза спасения более сложной организационной структурой, он должен был охватить все сферы жизни страны -- армию, чиновничество, образование, журналистику, суд и т.д. Новый Союз был полулегальной организацией, привлекавшей в свои ряды не только радикалов-революционеров, но и людей, придерживавшихся либеральных взглядов.

 

      Список использованной литературы

  1. Зуев М. Н. История России. - М.: ПРИОР, 1998.
  2. Исаев И. А. История государства и права России. - М.: БЕК, 1993.
  3. История России (IX - XX вв.) / Под ред. Я. А. Перехова. - М.: Гардарики, 1999.
  4. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. - М.: НОРМА
  5. Орлов А. С., Георгиев В. А. История России. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2003.
  6. Орлов А. С., Георгиев В. А. Хрестоматия по истории России. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2003.

Информация о работе Либерализм Александра 1 Реформы Сперанского и Аракчеева