Магжан Жумабаев

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:26, биография

Описание работы

Магжан Жумабаев родился и вырос в зажиточной многодетной казахской семье. В семье Бекена и Гульсум было 7 мальчиков и 2 девочки: Мусилим, Кахарман, Магжан, Мухаметжан, Салтай, Галижан, Сабыржан, Гуляндан, Гульбарам.
1905—1910 гг. — учёба в медресе Петропавловска, где преподавали арабский, фарси, турецкий языки.
1910—1911 гг. — учёба в медресе «Галия» в Уфе, среди наставников — классик татарской литературы Галимжан Ибрагимов.
В 1912 году в Казани выходит его первый поэтический сборник «Шолпан» арабским шрифтом на казахском языке. Он получает известность среди казахской интеллигенции.

Работа содержит 1 файл

Презентация111.pptx

— 196.96 Кб (Скачать)

Магжан  Жумабаев — казахский советский писатель, публицист, педагог, один из основателей новой казахской литературы

Биография

Магжан  Жумабаев родился и вырос в  зажиточной многодетной казахской  семье. В семье Бекена и Гульсум было 7 мальчиков и 2 девочки: Мусилим, Кахарман, Магжан, Мухаметжан, Салтай, Галижан, Сабыржан, Гуляндан, Гульбарам.

1905—1910 гг. — учёба в медресе Петропавловска, где преподавали арабский, фарси,  турецкий языки.

1910—1911 гг. — учёба в медресе «Галия» в Уфе, среди наставников — классик татарской литературы Галимжан Ибрагимов.

В 1912 году в Казани выходит его первый поэтический  сборник «Шолпан» арабским шрифтом на казахском языке. Он получает известность среди казахской интеллигенции.

1913—1916 гг. — учёба в Омской учительской  семинарии, где учится с Сакеном Сейфуллиным, заканчивает семинарию с золотой медалью.

 

Большое участие в его судьбе приняли  академик Григорий Николаевич Потанин, крупнейший поэт и ученый Мыржакип Дулатов и директор семинарии Александр Никитич Сидельников. Г. Н. Потанин после первых встреч с Магжаном предсказал, что юноша в будущем станет вторым Чоканом Валихановым. Предсказание великого ученого сбылось. Магжан Жумабаев впоследствии стал крупнейшим тюркологом, историком, лингвистом, педагогом в духе русской классической школы, автором учебников по казахскому языку и литературе, книги «Педагогика».

В 1917 году на Втором всекиргизском съезде в Оренбурге избран с Ахметом Байтурсыновым в комиссию по составлению школьных учебников.

В начале 1918 года поэт был арестован представителями  партии «Уш жуз» и около 7 месяцев просидел в тюрьме Омска. Здесь им написаны полные грусти и страдания стихотворения: «Жан-жарым-ды бір суйеін тусімде» («Поцелую любимую во сне»), посвященную молодой жене (Магжан перед окончанием семинарии женился на внучатой племяннице Чокана Валиханова красавице Зейнеп, которая умерла при родах).

В 1918 году открывает  в Омске и Петропавловске курсы  казахских учителей и становится их директором.

В 1922 ддддддддддддддддддддддддджгоду приглашен председателем Совнаркома Туркестанского края Тураром Рыскуловым преподавать в Казахско-кыргызском институте просвещения в Ташкенте. Активно сотрудничает в газетах и журналах («Акжол», «Сана», «Шолпан» и др.), публикует множество стихов и поэм, а также ряд исследовательских литературных работ. Выпускает второй сборник стихов и поэм в Ташкенте и издаёт в Оренбурге фундаментальный научный труд «Педагогика».

В 1923 году по приглашению  наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского преподает восточные  языки в Коммунистическом университете трудящихся Востока.

Одновременно в 1923-26 годах учится в Московском литературно-художественном институте, возглавляемом В.Брюсовым. В Москве переводит на казахский произведения Лермонтова, Кольцова, Бальмонта, Мережковского, Вс. Иванова, Мамина-Сибиряка, Горького, Блока, а также стихи и поэмы Гете, Гейне и др. зарубежных поэтов. «Его называли казахским Пушкиным, сравнивали с Байроном и Шекспиром, говорили, что внешне он чем-то, даже, похож на Сергея Есенина — то ли волнами вьющихся волос, только не русых, а черных, как смоль, то ли открытой, как североказахстанская степь, и распахнутой навстречу самой жизни искренностью в глазах, только не синих и озорных, а темных, как степная ночь, и кажется, чуть подернутых дымкой печали, что по утрам таяла над войлоком юрт его родного аула, то ли по-есенински пронзительными до слез, полными глубочайшего лиризма стихами, музыка которых понятна душе» (В.Шестериков).

В 1927 году, завершив учёбу, возвращается в Казахстан, работает учителем.

Политическая деятельность

Летом и зимой 1917 года в Оренбурге принимает участие  в создании партии «Алаш» и правительства «Алаш-Орда» на обоих Общеказахских съездах, как делегат от Акмолинской области.

 

Труды

Жумабаев М. «Педагогика», Алматы, 1993 г. Поэтические издания

Магжан Жумабаев. «Шығармалары» (Произведения). Алма-Ата: Ин-т лит.и искусства АН КазССР, 1989.

Жумабаев М. Стихи. Буклет. (К 100-летию поэта. Переводы на русский. Сост. К.Бакбергенов). Алматы: Жазушы, 1993.

Магжан Жумабаев. «Пророк» (Стихи и поэмы в переводе на русский. Сост. Б. Канапьянов). Алматы: «Жибек Жолы», 2002. - 400 стр.

Магжан. Избранное (Таңдамалылар), миниат. издание в серии «Мудрость веков». Москва: «Русский раритет», 2005.

Магжан. Избранное (подарочное изд. в кож. переплете  на рус. и каз. языках). Москва: «Русский раритет», 2006.

[править]Собрания  сочинений

Жумабаев Магжан. Собрание сочинений в 3-х т. Алматы, Жазушы, 2002.

 

1


Информация о работе Магжан Жумабаев