Могила Петр Симеонович

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 11:33, реферат

Описание работы

Могила Петр Симеонович [31.12.1596(10.1.1597), Молдавия, — 1(11).1.1647, Киев] – политический, церковный и культурный деятель Украины, митрополит Киевский и Галицкий (1632—47).
Петр Могила был выходцем из древнего молдавского боярского рода. Он родился 21 декабря 1596 в семье валашского и молдавского господаря Симеона Могилы и трансильванской княжны Маргарет.

Работа содержит 1 файл

Могила Петр Симеонович реферат!!!.docx

— 29.01 Кб (Скачать)

                            1  БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ    

          Могила Петр Симеонович [31.12.1596(10.1.1597), Молдавия, — 1(11).1.1647, Киев] – политический, церковный и культурный деятель Украины, митрополит Киевский и Галицкий (1632—47).

         Петр Могила был выходцем из древнего молдавского боярского рода. Он родился 21 декабря 1596 в семье валашского и молдавского господаря Симеона Могилы и трансильванской княжны Маргарет.

        В 1607 году в результате борьбы за власть отец Петра погиб. После смерти Симеона Могилы и после захвата в 1612 году Кантемиром Мурзой молдавско-валахских владений, княжне Маргарет с сыном пришлось покинуть Молдавию и переехать на украинские земли Речи Посполитой, где их приняли родственники - князья Стефан Потоцкий, Самуил Корецкий и Михаил Вишневецкий.

        Начальное образование Петр Могила получил в Львовской братской школе, организованной в 1586 году для защиты и сохранения православной веры. Семейство Могил придерживалось православия и имело тесные связи с Львовским братством, постоянно помогая ему средствами и услугами в строительстве.

        Львов был недалеко от тогдашних молдавско-валахских владений и Львовское братство, чувствуя потребность в средствах, часто обращалось к вере молдавских господарей с просьбами о материальной помощи.

        Дальнейшее образование Петр Могила получил в европейских университетах. Сначала он получил образование в Польской академии в Замостье, а впоследствии учился в различных учебных заведениях Голландии и в Париже.

       Петр Могила свободно владел греческим и латинским языками и довольно быстро овладел богословской наукой.

       Он пошел на военную службу, участвовал в Цецорской битве 1620 и Хотинский битве 1621 года.

        В 1632 добился у польского короля  Владислава IV признания независимого  от униатов существования православной  церкви и возвращения ей ряда  храмов и монастырей.

        В 1632 участвовал в основании  Киево-Могилянской академии (названной так в его честь), самого крупного центра просвещения на Украине в 17 в.

         По его инициативе было издано много книг, в основном богослужебных. Автор проповедей и житийных рассказов. Участвовал в составлении антикатолического трактата "Камень" ("Лифос", 1644, изд. на польском языке). Выступая против униатско-католического засилья, способствуя распространению просвещения, объективно содействовал борьбе украинского народа с иноземным порабощением.

      

                              
 

                          2   МОГИЛА В ИСТОРИОГРАФИИ 

         Петр Могила – известный украинский церковный, культурный и общественный деятель. И как бы оно парадоксально не выглядело, о самой фигуре митрополита в украинской историографии нет массовые больших трудов, о нем писали преимущественно иностранцы: русские, румыны, поляки, французы, а украинское ограничивались в целом в коротких, часто субъективных и не основанных на фактах характеристик.

        В украинской историографии нет ни одной монографии о Петре Могиле, несмотря на то, что один из периодов украинской истории носит его имя.

         Большинство украинских исследователей интересовались культурными реформами Могилы на отрезке школ, книгопечатания, отчасти исследовали его отношение к политическим факторам Речи Посполитой, Казачества, Московии, но очень мало кто изучал его громадный вклад в работу на отрезке теологии, его трудов, нормирующих все религиозно-церковную жизнь не только Украины, но всего православия.

        Его капитальный труд «Православное исповедание веры» привлекал внимание иностранцев и переводился на разные  языки , одни украинцы его не исследовали, даже не перевели на украинский язык. Могила не был ни политиком, ни культурным деятелем в узком смысле слова, а прежде всего человеком Церкви.

       Часть украинских историков негативно оценивали как саму фигуру митрополита, так и его роль в развитии украинской культуры, в области украинской церкви. Они упрекали Могилу его чужеземным происхождением, отрывом украинской культуры от национальных традиций, лояльностью к Польше, даже предательством православия. Однако большинство украинских историков занимала такую позицию: положительно оценивали один отрезок его деятельности, осуждая другие. К этой группе относятся  М. Грушевский, а за ним последовали И. Франко, М. Возняк, В. Щурат, Д. Дорошенко, О. Лотоцкий, М. Андрусяк. Только немногие украинские исследователи высоко оценивали всю деятельность Могилы, опровергая некоторые безосновательно сделанные ему упреки. К этой категории относятся: Н. Костомаров, А. Левицкий, И. Житецкий, митрополит Василий Липковский, И. Огиенко.  

                       3 ЦЕРКОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОГИЛЫ 

         Для украинской церкви, а для православной в частности, митрополит Петр Могила это одна из крупнейших фигур в течение всей истории. Это он предоставил ей четкую и оперативную организационную структуру, поднес образование духовенства, выдвинул идеал творческого и дисциплинированного монашества, реформировал церковный обряд, разработал догматику, заверил церковно-теологической литературой: несравнимый проповедник и реставратор старинных святынь Златоверхого Киева. И напоследок, это Великий Киевский Митрополит, который указал пути к осуществлению христианского единства.

        Посвящение Петра Могилы состоялось  в декабре 1627 г. В это время  ему исполнилось тридцать лет.  Не последнюю роль в этом  событии сыграло личное богатство  претендента, которое вселяло  надежды братии на то, что это  будет на пользу Печерской  лавре, где Могила, очевидно, 1625 г.  постригся в монашество.

       Первым и чрезвычайно важным  делом он считал для себя  примирение униатов и православных. Дело — то было нелегким. Одни  расценивали действия Могилы  как искренние и безоговорочные, (так как на первом соборе  по этому поводу, который состоялся  в Киеве 8 сентября 1627 г., дело не  сложилось, архимандрит по-настоящему  заплакал). Другие же считали действия  Могилы по примирению церквей  коварными, нацеленными на то, чтобы слить православных с  униатами и таким образом разорвать  связи православной церкви этих  территорий с восточными патриархами  и с Москвой. Поэтому якобы  народ и не поддержал этой  идеи.

         К тому времени связи с Россией,  а тем более с русской церковью  были минимальные. Необходимо  было укреплять власть царя  новой династии Михаила Романова. А тем временем народ терял  уважение к духовному званию, и патриарх Филарет начал упорядочения  церкви. Москве было не до киевских  дел. Тем более, что освещение киевского митрополита и епископов осуществлялось без нее.

       Весьма большую, едва ли ни  основную, роль здесь сыграло  запорожское казачество, главной  целью которого была защита  православия.

       Не вышло объединения и через год на Львовском соборе, на который возлагал надежды Могила. Неудачи породили растерянность и безнадегу среди православных и грекокатоликов.

        В 1629 г. от Константинопольского Патриарха Кирилла Лукариса принимает титул Экзарха Константинопольского престола. В 1631 г. Могилой учреждена богословская школа, будущая Киево-Могилянская коллегия (позднее - Академия).

        В 1633 г. при поддержке польского короля и с согласия Константинопольского Патриарха поставлен на Киевскую митрополичью кафедру.

        Несмотря на противодействие  католического духовенства, св. Пётр, пользуясь своим сословным положением  и влиянием в обществе, много  сделал для юридического признания  Православной Церкви польским  правительством, содействовал возвращению  из Унии в Православие большого  числа приходов и монастырей.

       Одновременно в 1636 и в 1644 - 1645 гг. вёл переговоры с Римской Курией и с украинскими греко-католиками об учреждении Украинского Патриархата и об объединении всех христиан Украины византийского обряда под омофором Киевского Патриарха; переговоры окончились безрезультатно из-за неуступчивости Рима.

       Митрополит Пётр много потрудился на издательском, литературном и церковно-учительном поприще, став поистине отцом украинского Православия. Им написано знаменитое "Православное исповедание католической и апостольской Церкви Восточной" (1640), выпущен Большой Требник (1646), до сих пор употребляемый в Православной Церкви. На многих литературных трудах св. Петра лежит печать его участия в богословской полемике своего времени, в частности, с Константинопольским Патриархом Кириллом Лукарисом, разделявшим специфические богословские мнения кальвинизма. На Украине митрополит Пётр восстановил множество храмов и монастырей.

       Святой не успел осуществить два замысла - исправление и новое издание славянского перевода Библии и перевод на славянский язык полного корпуса Житий святых; всё это было исполнено уже в XVIII в. учёными украинскими монахами, вызванными в Великороссию (самый известный из них святитель Димитрий Ростовский).  

                             4 КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 

        Одновременно это крупный организатор и меценат украинской культуры во всех ее видах; основатель современного школьного образования, создатель первой высокой школы во всей Восточной Европе - Могилянской коллегии - предтечи академии и современного Киевского Университета; меценат украинского искусства, писатель и публицист, оставивший несколько дорогостоящих произведений; организатор и протектор книгопечатания. Он также подал бескорыстную помощь культурно-религиозному процветанию Молдавии и Валахии, укрепив украинско-румынские связи.

        И напоследок - он гражданин, член украинской нации. Своей всесторонней деятельностью он стал образцовым модерным архипастырем, который не замыкался в узких стенах своего монастыря, а понимал церковь как фактор на службе Богу и народу. Поэтому он не стоял в стороне тогдашних общественно-общественных процессов.

       Могила сплачивает вокруг себя просвещенных людей, образовывает кружок. Вероятно, это послужило причиной образования на территории Киево-Печерской лавры осенью 1631 г. школы. Очевидно, мысль о школе зародилась у него давно. Ведь еще задолго до ее открытия, беспокоясь об опытных преподавателях, он брал способных молодых людей и на свои средство отправлял за границу на обучение. Префект Лаврской школы С. Косов писал, что здесь работали профессора, которые «училось в академиях латинских в Польше, Литве, Вене».

       Между прочим, культурная и образовательная деятельность Петра Могилы не ограничивалась лишь заботой о Киевской коллегии. Именно при его участии были открыты коллегии в Виннице, Кременце, Гощи. Много усилий приложил он и к развитию книгоиздательского дела в Украине.

        Значительное внимание Могила сосредотачивал на Киевской коллегии. Как коллегия, так и братский монастырь содержались, главным образом, на средства митрополита. Важным было то, что в монастыре находились лишь те монахи, которые было наставниками в коллегии. Все они вышли из Печерской лавры и отличались образованностью и верностью православию.

       Для удержания коллегии Могила подарил ей собственное село Позняковку, оказал помощь учителям и ученикам.

       Немало было сделано Могилой и для развития искусства в Украине. Для росписи киевских церквей приглашались лучшие художники из Европы. Многие из них так и оставались в Киеве, содействуя развития местной художественной школы. Между прочим, как ученые, преподаватели Киевской коллегии, так и ее ученики имели возможность постоянно пользоваться одной из богатейших к тому времени библиотекой Петра Могилы. В ней были произведения Сенеки, Горация, Цезаря, Цицерона, Макиавелли, трактаты Авиценны и др. Рядом с богословской литературой соседствовали польские хроники, русские летописи, документальные сборники, хронографы. Свою библиотеку Петр Могила завещал Киевскому коллегиуму. Вместе с ею туда перешли и книги Иова Борецкого, что в свое время он завещал их Могиле.

         Киево-Могилянская Академия существенным образом повлияла на развитие культуры. Профессура и преподаватели, как правило, имели европейское образование, большинство закончили ведущие высшие учебные заведения и принесли в Академию лучшие достояния методики научных исследований, организации учебного процесса. Свободное владение латынью открывало студентам путь для продолжения образования в университетах Европы. Дружба, братство, взаимовыручка, участие в управлении школой воспитывали уважение к школе и обществу. Считалось нормой принимать участие в диспутах и дискуссиях, торжественностях, праздниках всех преподавателей и учеников, а школьные драматические спектакли получили популярность у киевлян.

       Ученики школ и слушатели коллегии, или „бурсаки“, во время вакаций расходились по селам Украины и были тем живым звеном, которое связывало Академию с народом. Они работали учителями, давали спектакли, показывали вертепы, пели колядки — одним словом, выполняли просветительскую и культурную миссию, начатую кобзарями.

Информация о работе Могила Петр Симеонович