Организационно-управленческая деятельность С.Ю. Витте и П.А. Столыпина

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 20:39, реферат

Описание работы

На политической арене действовали в это время, конечно, не только представители революционного движения. Но политические деятели, принадлежавшие к противостоящему большевикам лагерю, ранее изображались, как правило, искаженно. Между тем на исторической сцене в тот период действовали яркие и сильные исторические личности, придерживавшиеся различных общественно-политических взглядов и стремившиеся реформировать Россию бескровным, не революционным путем. Среди них - С. Ю. Витте и П. А. Столыпин.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…3

Глава I. Реформы С. Ю. Витте……………………………………….….4

Глава II Реформы П. А. Столыпина.......................................................12

Глава III. Сравнительный анализ…………………………………...…..19

Заключение…….………………………………………………………....22

Библиография………………………………………………………….....23

Работа содержит 1 файл

Организационно-управленческая деятельность С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.docx

— 530.17 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение……………………………………………………………….…3

Глава I. Реформы С. Ю. Витте……………………………………….….4

Глава II  Реформы П. А. Столыпина.......................................................12

Глава III. Сравнительный анализ…………………………………...…..19

Заключение…….………………………………………………………....22

Библиография………………………………………………………….....23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

        Каждый период времени в Российской истории влиял на дальнейшую жизнь страны. Однако, отдельные периоды определяли последующую жизнь народа на долгие годы. Одним из таких важнейших этапов Российской истории были вторая половина XIX века и начало XX века; время развития революционного движения, время кардинальных перемен в жизни нашей страны.

        На политической арене действовали в это время, конечно, не только представители революционного движения. Но политические деятели, принадлежавшие к противостоящему большевикам лагерю, ранее изображались, как правило, искаженно. Между тем на исторической сцене в тот период действовали яркие и сильные исторические личности, придерживавшиеся различных общественно-политических взглядов и стремившиеся реформировать Россию бескровным, не революционным путем. Среди них - С. Ю. Витте и П. А. Столыпин.

       Этот этап исторического развития нашей страны особенно интересен нам сейчас, в так называемый переходной период - от тоталитаризма к демократии, период экономических и политических реформ. И исторический опыт наших предшественников мог бы позволить нам более профессионально и продуманно проводить эти реформы и не повторять их ошибок. 
 
 
 
 

    Реформы С.Ю.Витте

 

    

      Развитие железнодорожного транспорта и российской промышленности, введение винной монополии, приведение в порядок финансов, налогов, внешней торговли, денежного обращения и, наконец, ограничение самодержавия после опубликования Манифеста 17 октября 1905 года – вот основные вехи реформаторской деятельности Сергея Юльевича Витте.

    Изначально  Витте был приглашён в Петербург  как специалист по железнодорожному делу. Но он пробыл на посту министра путей сообщения менее года. Вскоре Витте стал управляющим Министерства финансов, а с 1 января 1893 года официально возглавил это ведомство. Минфин считался ключевой структурой в тогдашнем  правительстве, и это назначение дало Витте шанс реализовать свою бурлящую энергию и воплотить  в жизнь новые для России идеи.

    Внешняя торговля и таможенное ведомство

    На  тот момент экономическая ситуация в стране была весьма благоприятной. Российская промышленность находилась на подъёме, и Витте решил, что  необходимо поддержать отечественные  товары промышленного производства с помощью особой таможенной политики. Он ввёл принципиально новое во внешнеторговую политику. Дело в том, что таможенные тарифы образца 1891 года, как и более  ранние, зачастую вводились едиными  для всех торговых партнёров России. На Западе же получили распространение двоякие тарифные схемы. Подразумевается, что в зависимости от встречного благоприятствования своей таможенной политики то или иное государство вводило по отношению к своим партнёрам минимальные или максимальные тарифы на импорт. При этом торговые отношения двух государств должны были регулироваться особыми двусторонними договорами.

    Приняв  во внимание это обстоятельство, Витте в 1893 г. добился принятия закона, гласившего, что ввозные пошлины 1891 г. (их впору назвать запретительными) признаются нормой. Более того, министр финансов по согласованию с министром иностранных дел мог повышать эти ставки в случае отказа страны содействовать России в экспорте хлеба. Вскоре Германская империя ответила на введение тарифа 1891 г.  установкой особых пошлин для российского экспорта, главным образом это был хлеб. Витте пугали неизбежным поражением в разразившейся таможенной войне, но Сергей Юльевич не уступил и довёл начатую реформу до конца. Германия, оказавшись без российского хлеба, была вынуждена заключить с Россией двусторонний договор на 10 лет, который впоследствии был перезаключен ещё на более длительный срок. Подобные соглашения были заключены также с Францией и Австро-Венгрией. Система двусторонних торговых договоров стала доминантой российской внешней торговли. Межгосударственные соглашения стали важной частью новой торгово-промышленной стратегии Российского государства.

    Фискальные  результаты новой тарифной политики Витте оказались весьма положительными. Если к кануну 1891 года таможенный доход  составлял в среднем 140 млн. руб. в  год, то в 1899 г. он составил 219 млн. руб., а в 1903 г. – 241 млн. руб., 14% доходной части  бюджета.1

    Денежно-финансовая система

    Денежно-финансовой системы России долгое время являлось обилие кредитно бумажной массы (банкнот). Рубль постоянно находился в процессе девальвации и был крайне неустойчив. Кредитным рублём постоянно спекулировали. Все попытки предшественников Витте справиться с ситуацией вызывали бурю среди народа, в особенности во время реализации урожая. Другой вариант – попытки опять же предшественников Витте стабилизировать денежно-финансовую систему путём жесткой экономии расходов также не вызвали у министра одобрения, поскольку в этом случае финансовая система страны не используется в качестве мощного рычага для развития экономики.

    Первой  идеей Витте на посту министра финансов было преодоление разразившегося кризиса с денежной наличностью  путём дополнительной эмиссии кредитных  билетов(!).

    Сергей  Юльевич осознал ошибочность  своих расчётов и уделил большое  внимание изучению опыта своих предшественников, пытавшихся заложить предпосылки для  введения золотого обеспечения рубля  и размена бумажных денег на металлические. Как Бунге, так и Вышнеградский  добились определённых результатов  в этом направлении. Эти люди пытались упрочнить курс рубля, накопить определённый запас золота в стране, а также  провести реструктуризацию государственных  займов, чтобы выплаты проводились  на протяжении более долгого времени, и их ежегодный размер составлял  относительно небольшие для государства  деньги, соответственно с меньшими процентами. Также понижался процент  доходов от облигаций и закладных  листов земельных банков, что способствовало переливанию капиталов в торгово-промышленную среду. Этой линии стал придерживаться и Витте, заключивший на сравнительно выгодных для России условиях ряд  серьёзных займов, наиболее крупные  из которых – 1894 и 1896 годов. В результате к 1 января 1895г. Золотой запас страны составил 645,7 млн. руб – против 372 млн. руб. в 1890г. – и продолжал  расти. По словам самого Витте, благодаря  этим ресурсам: «Правительство смогло сохранить курс рубля от посягательств  биржевой игры».2

   Витте подчеркнул необходимость присутствия  иностранных инвестиций в российскую экономику: «Между тем, без содействия чужеземных капиталов мы не имеем  возможности использовать естественные богатства, которыми столь щедро  наделены некоторые местности нашей  страны»3.

    Утечка  информации о готовящейся реформе  вызвала настоящий взрыв нападок  на Витте. Реформа существенно затрагивала  интересы тех, кто всегда в России был хозяином положения. Введение золотого паритета и повышения курсовой устойчивости рубля могло буквально подстегнуть  развитие российской промышленности. Что же касается аграрного сектора, то повышение курсовой стоимости  рубля неизбежно должно было привести к падению цен на сельскохозяйственную продукцию. Вспыхнула буря негодования  со стороны сельских хозяев и новоявленных фермеров. Началась серьёзная конфронтация Витте с Государственным советом, который пытался отозвать все  принятые Министерством финансов нововведения. Здесь в полной мере сказались  такие качества Витте, как интуиция, прагматичный расчёт и умение пользоваться механизмами власти.

    Отныне  вводился свободный размен кредитных  билетов на золото. Как считал Витте: «Денежная реформа должна быть осуществлена так, чтобы не произвести ни малейших потрясений и каких бы то ни было искусственных изменений существующих условий, ибо на денежной системе покоятся все оценки, все имущественные и трудовые интересы населения»4. Это по его мнению могло быть достигнуто только введением золотого размена рубля по фиксированному курсу (1 кредитный рубль равен 66 2/3 коп. золотом).

    Государственный банк стал единственным институтом в  стране, имевшим право заниматься эмиссией. Он имел право выпускать  необеспеченные золотом банкноты на сумму не более 300 млн. рублей. Все  кредитные билеты сверх этой сумму  должны были быть обеспечены золотом  рубль за рубль. Было предусмотрено  законодательно постоянное содержание в стране большого запаса золота. В 1888г. золотой запас составлял  около 45,8% к номинальной сумме  кредитных билетов, а к 1892г. он возрос до 81,2%. К 1896г. золотой запас в стране составлял 103,2 процента от общей суммы  кредитных билетов. Были введены  в обращение новые золотые  монеты: империал (15 руб.) и полуимпериал (7,5 руб.). Высочайшим указом на банкнотах  Государственного банка России делались следующие надписи: «Обеспечивается  золотым достоянием российской империи» и «Государственный банк разменивает  кредитные билеты на золотую монету без ограничения (1 рубль = 1/15 империала, содержит 17,424 долей чистого золота)».5

    Говоря  о денежной реформе, многие часто  не могут понять, почему Витте проводил свою великую реформу, основываясь  на девальвации (понижении фактической  цены рубля относительно номинальной), и почему не была введена в России более мелкая единица, чем рубль. Ведь если бы это было сделано, стоимость  жизни в России могла бы упасть, а соответственно уровень жизни  населения вырос бы.

    Сам Витте объяснял своё решение касательно девальвации тем, что в этом случае в России не произошло никаких  социальных перемен и народных потрясений6. Население не заметило ровным счётом ничего. Когда 3 января 1897 г. вышел царский указ, дававший законодательную силу всем положением денежной системы, то никаких перемен в ценах на товары широкого потребления не произошло, а значит и народ перенёс реформу спокойно. Если бы реформа не пошла по пути девальвации рубля, то, согласно экономической науке, всё могло быть иначе.

    Таким образом, солидный золотой запас, благоприятная  экономическая ситуация и положительный  внешнеторговый баланс позволили России благополучно прейти на новую денежную систему и ускорить индустриально  капиталистическую модернизацию страны.

    Налоговая система

    Бурно развивающаяся страна требовала  всё новых экономических вливаний, соответственно значительных расходов бюджетных средств и поиска новых  источников денежных поступлений. После  страшного голода 1891г., нанёсшего  удар по экономике страны последовал ряд урожайных лет, позволивших  как-то поправить ситуацию. Так в 1893 году доходы государства превысили  расходы на 98,8 млн. рублей. В основном это могло быть достигнуто только благодаря увеличению налогов. В  частности, при Витте была окончательно отменена подушная подать в земледельческих  районах Сибири, оборонная подать приняла форму раскладочного  налога. Но главное – Витте предпринял попытку реформирования торгово-промышленного  обложения.

    К концу ХIX в России существовала крайне сложная система налогообложения. Существовали следующие налоги:

  • поземельный налог
  • налог с недвижимости
  • налог на денежные капиталы
  • квартирный налог
  • промысловый налог

   Главный бич всех этих налогов – обложение  не размера дохода, а формы собственности  и личности владельца (в зависимости  от гильдии, титула и т.п.). К началу двадцатого века эти налоги приносили  казне около 7% от всей суммы государственных  доходов7.

    Витте начал реформу с того, что увеличил промысловый налог с трёх процентов  до пяти. Доходы казны сразу увеличились  на 5 млн. рублей8. В 1893 г. была изложена программа Министерства финансов по реформированию налоговой отрасли, основной сутью которой было переориентирование с внешних признаков при налогообложении (см. выше) на другие, более современные методы.

    Наилучшим выходом мог бы стать так называемый прогрессивный налог. Однако Россия была к этому просто не готова. Сам  Витте подчеркивал, что «многие источники доходов остаются до сих пор не обложенными и у податной администрации никаких сведений о них нет…» и что «при таких условиях введение подоходного налога вызвало бы со стороны плательщиков нескончаемые попытки к сокрытию доходов…»9

    После жарких дебатов на эту тему 8 июня 1898 года был введён промысловый налог. Сам налог состоял из основного  и дополнительного. Основной налог  являлся ни чем иным, как ежегодной  платой за лицензию на право занятия  тем или иным видом деятельности. Но теперь его размер устанавливался в зависимости от отрасли предприятия, его размеров и места положения. В связи с этим всю Российскую империю поделили на 5 экономических регионов по уровню развития. Таким образом, налогообложением в зависимости от наличия личностных привилегий или княжеского титула было покончено. Дополнительный налог, взимаемый с коллективных предприятий (акционерные общества и товарищества) подразделялся на налог с капитала и процентный сбор с прибыли. Причём процентный сбор с прибыли взимался только в том случае, если прибыль превышала 3% от основного капитала и устанавливался по принципу умеренной прогрессивности. Дополнительный налог со всех остальных предприятий взимался в виде раскладочного налога и процентного сбора с прибыли.

Информация о работе Организационно-управленческая деятельность С.Ю. Витте и П.А. Столыпина