Петр первый

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 18:53, контрольная работа

Описание работы

О Петре I существует огромная литература самых различных видов: исторические исследования, художественные произведения, публицистические работы, эссе и пр. До сих пор личность этого необыкновенного человека, оставившего мощный след в истории России и Европы, вызывает к себе жгучий интерес, так, словно Петр I живет в настоящее время, является нашим современником.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Личность Петра Великого 4
1.1. Появление на свет. Царственная семья 4
1.2. Немецкая слобода 4
1.3. Воспитание Петра Ι 5
Глава 2. Жизнь Петра Ι 7
2.1 Московская мифология 7
2.2. Хованщина 8
2.3. Опасные игры 10
Глава 3. Низвержение царевны Софьи. Правление царицы Натальи 13
Глава 4. Достижения Петра Ι 15
4.1. «Выход» Петра Ι в Европу 15
4. 2. Петр Ι в Преображенском 17
4.3. Нововведения Петра Ι 17
4.4. Петр - дипломат 21
Заключение 23
Список использованной литературы и источников 24

Работа содержит 1 файл

история.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

      Во время первого одиннадцатимесячного   пребывания   за   границей   в составе   Великого   посольства   Петр   сам    работал    на    голландских кораблестроительных верфях сначала  в  Саардаме,   а  затем  в   Амстердаме; посещал занятия по медицине и даже,  забравшись  на  крышу Вестминстерского аббатства, "учился  демократии",  слушая  прения  в  английском  парламенте.

   Выдающийся  российский историк Ключевский считал,  что Петр  I  в  результате овладел 14 различными специальностями.  Любопытное впечатление от встречи  с молодым    русским    царем    оставили    принцессы    Ганноверская и Бранденбургская: "У него прекрасные  черты лица  и благородная осанка.  Он обладает большой живостью ума,  ответы его  быстры  и  верны.  Но  при  всех достоинствах, которыми одарила  его  природа,   желательно  видеть   в   нем меньше грубости.  Это государь очень хороший и вместе с тем очень дурной;  в нравственном отношении он - полный представитель своей  страны.  Если бы  он получил хорошее воспитание, то из него вышел бы человек совершенный,  потому что у него много достоинств и необыкновенный ум". 10

     Петр I,  надев  европейского  покроя  преображенский  сюртук,   всегда оставался насквозь русским самодержцем по мышлению. Узнав, что во время  его пребывания за границей вновь восстали  стрельцы,  он  срочно  возвратился в Россию.  30  сентября  1698  года  на  Красной  площади  было  казнено   200 стрельцов,  причем в качестве палачей должны  были  выступать  сановники  из

царской свиты.   Лефорт  смог  увильнуть  от  этой  милости,  сославшись  на религиозные  убеждения.   Меньшиков,   наоборот,  хвастался тем,  что лично отрубил головы  двадцати  бунтовщикам.   Все  сподвижники   Петра  оказались

связанными  страшной кровавой порукой. Когда Петру I напоминали об этой бессмысленной жестокости в  отношении людей, вина которых вряд  ли  могла  быть  доказана  судебным  порядком,  он заявлял: "С   другими   европейскими   народами    можно    достигать    цели человеколюбивыми способами, а с русскими не так: если  бы  я  не  употреблял строгости, то бы давно уже не владел русским государством и никогда   бы  не сделал бы его таковым,  каково оно теперь.  Я имею дело не с  людьми,   а  с животными,  которых  хочу   переделать   в   людей". 11 

   Грубость   выражений, свойственная  Петру,  всегда  связывалась  с  недостатками  его  воспитания. Но это ничего  не  объясняет.   Властитель  по  династическому  праву,  Петр искренне считал себя ниспосланным России Божественным  провидением,  истиной в последней инстанции, не способным на ошибки. Меряя Россию на  свой  аршин, он чувствовал, что начинать преобразования необходимо с ломки  старозаветных обычаев.   Поэтому  по  возвращении  из   европейского    вояжа    Петр I категорически запретил боярам носить бороды, дворянам повелел пить  водку  и кофе,  а солдатам приказал по  "Воинскому  Артикулу"  курить.   Не  злой  по натуре, он был порывист, впечатлителен  и  недоверчив;   не  умея  терпеливо объяснить того,  что для него было очевидным,  Петр  в   случае  непонимания легко  впадал  в  состояние  крайнего  гнева  и  часто  "вколачивал"  истину сенаторам и генералам  своими   огромными  кулаками  или  посохом.   Правда, царь был очень отходчив,  и через несколько минут уже  хохотал  над  удачной шуткой провинившегося.

      Петр был безразличен к нарядам  и  не  любил  официальных   приемов,  на которых должен был носить горностаевую мантию  и  символы  царской   власти. Его стихией были ассамблеи, где обращались запросто без  титулов  и  званий, пили водку из банных ушатов,  зачерпывая глиняными кружками, курили,  играли в шахматы и танцевали. Даже собственных выездных экипажей  в  каретной  царя не было: если  требовалось  организовать  торжественный   выезд  августейшей четы,  он заимствовал коляску у известных  придворных  щеголей  -  Меньшикова или Ягужинского.

      Петру до конца дней приходилось   заниматься  самообразованием,  потому что  новые  задачи требовали от него  вновь  и  вновь  искать  учителей  вне России.  После поражения под Нарвой Петр не потерял присутствия духа и сказал Меньшикову: "Вот Карл XII - достойный учитель; без него я остался бы плохим работником   в   делах ратных".12  

   Была  отлита  специальная  памятная  медаль  в  честь   "Нарвской конфузии" с девизом "Учителю - от достойного ученика". Царь  собирался  вручить ее шведскому королю тогда,  когда одержит над ним победу.  После Полтавского  сражения,   хотя  Карлу  и  Мазепе   удалось бежать в Турцию,  он устроил пир и произнес тост в честь "учителей  шведов", на  что  генерал  Реншильд  буркнул: "Хорошо  же   отблагодарили   вы   своих учителей!"13  Зато чтобы опозорить изменника Мазепу Петр прибегнул к поистине языческому ритуалу.   Перед  собранием   казачьих   старшин   "над  персоною (чучелом)  бывшего гетмана  Мазепы  следующим  образом  уничтожение учинено, - писал вице-канцлер  Гаврила  Головкин.  Вначале  его  диплом  от его царского величества изодран;  от его  светлости  князя  Меньшикова  и от меня,  кавалеров ордена Святого Андрея,  с персоны  сей орден снят.   Герб его  от   ката   (Карла   XII)   изодран   и   истоптан,   его сабля переломлена и  напоследок  помянутая его персона на    виселицу повешена".  Только Петр мог так унизить своих противников,  чеканя  в  честь шведского  короля  медаль,   чтобы  произвести  впечатление  в   европейских столицах,  и  вешая  чучело  запорожского  князька  Мазепы   для   назидания суеверным русским. 

4.4. Петр - дипломат

     Дипломатом Петр I был выдающимся. В  его  арсенале  средств   были  все классические  приемы,   которые  Петр  легко  в  нужный  момент  забывал   и перевоплощался  в  загадочного  восточного  царя,   неожиданно   начинавшего целовать в лоб ошеломленного  собеседника,  сыпать  народными присловьями, ставившими  в  тупик переводчиков,  или внезапно прекратить  аудиенцию,  как персидский  шах,   сославшись  на  то,   что его ожидает   жена! Внешне искренний и  доброжелательный,   Петр,  по  мнению  европейских  дипломатов, никогда не открывал своих истинных намерений и поэтому неизменно добивался желаемого.

   Петр  никогда не  преувеличивал  своих  полководческих   способностей,  после Нарвы  предпочитая командовать лишь своим  Преображенским  полком,  а  армию доверяя  профессиональным  полководцам.   Он,  в  совершенстве  зная основы кораблевождения,   не  брался  командовать  всей  эскадрой,    поручая   это   Голицыну  и Меньшикову.   Страха  в бою он  никогда   не показывал. Когда  адмирал Крюйс во время похода на Гельсингфорс в 1713  году упрашивал Петра I сойти на берег ввиду  опасности  встретить   там  шведский флот, царь с улыбкой ответил: "Бояться пульки - не идти в солдаты"14 и  остался на флагманском корабле.  На упрек Меньшикова,   что царь  не  бережет себя, лично спасая тонущих в ледяной воде во время  наводнения  в  Петербурге,  он сказал, что "за мое Отечество и людей жизни своей не жалел и не жалею".15

 

    

    Заключение 

   Детство и молодость Петра I многое объясняет  в его реформаторской деятельности.

   Как указывает С.М.Соловьев «русская мысль относилась различно к этому великому человеку и его деятельности. Различие взглядов происходило, во-первых, от громадности дела, совершенного Петром, и продолжительности влияния этого дела, во-вторых, от того, что русская жизнь не остановилась после Петра, и при каждой новой обстановке ее мыслящий русский человек должен был обращаться к деятельности Петра, результаты которой оставались присущими при дальнейшем движении, и обсуждать ее, применять к новым условиям, новой обстановки жизни».

   Деятельность  Петра и сейчас осмысливается  во многом противоречивой, и такая неоднозначность оценки личности первого русского императора проистекает от противоречий, заложенных в его молодости. Петру пришлось построить свой «Запад» – город Санкт-Петербург, чтобы воплотить в этом символе свое неистовое стремление вывести Россию из ее во многом примитивной старинной Москвы к свету европейской цивилизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Список  использованной литературы и источников 
 

  1. Бергман В. «История Петра Великого», 1833 г. – 150 с.

  2. Ключевский В.О. Соч. в 9 т. Т.4. – М., 1988. – 400 с.

      3. Павленко Н.И. “Пётр I и его время”, М., Изд-во “Просвещение”, 1989. – 235 с.

  4. Рахматуллин Р. Облюбование Москвы // Новый мир. – 2001. - №10. – 215 с.

  5. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. – М., 1989. – 768 с.

  6. Сыров  С.Н. “Страницы истории”, М., Изд-во  “Русский язык”, 1983. – 314 с.

  7. Толстой А.Н. Собр. соч. в 8 т. Т.7 . – М., 1972. – 342 с.  

      

Информация о работе Петр первый