Политико-правовые учения Аврелия Августина (354 - 430)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:12, доклад

Описание работы

Данная работа содержит биографию Аврелия Августина

Работа содержит 1 файл

аврелий августин.docx

— 37.72 Кб (Скачать)

Политико-правовые учения Аврелия Августина (354 - 430).

 

  Августин принадлежит к сравнительно  раннему периоду христианства -- 1V - X в. Он - один из отцов церкви. Наследие его - часть патристики, т.е. трудов церкви. Как мы уже говорили в первом вопросе, в период IV-V в. христианство стало господствующей религией в Риме, шло приспособление доктрины к новому статусу.

  Августин стоит между античностью  и средневековьем. Он родился  в городе Тагасте в Нумидии (Северная Африка). Отец был римским патрицием-язычником, мать -христианкой.

  Августин отличался образованностью.  В Карфагене, Риме и Милане  изучал риторику. Чтение трактатов  Цицерона пробудило в нем интерес  к философии, он захотел найти  истину. Сначала верил, что найдет  ее у манахийцев, в их учении о дуализме добра и зла. Они объявляли весь телесный мир (природно-космический, социальный и человеческий) порождением дьявола. Извечным воплощением зла, заслуживающим презрения и уничтожения.

  В конце концов, истину Августин  находит в христианстве, которому  он переходит в 387 г. В возрасте 33 лет, принял христианство и  всю оставшуюся жизнь посвятил  разработке и пропаганде основополагающих  идей католицизма, а также непреклонной  борьбы с ересью.

  В 395 году стал епископом Гиппона и на этой должности оставался до конца своих дней. Гиппон был осажден вандалами, и Августин молил Бога, чтобы он призвал его к себе, если епископский город не удастся спасти. Молитва его была услышана, и он умер во время осады в 430 г. За аскетический образ жизни и строгое следование догматам церкви Аврелий Августин - был прозван блаженным.

  Аврелий Августин написал около 100 книг, 500 проповедей, 200 посланий. Его основными произведениями являются: "Исповеди" ("Confessions") в 30 книгах; "О троице"(De trinitate" 400 - 410 гг.), где систематизированы теологические воззрения, и "О граде божьем"("De sivitate dei" 412 - 426 гг.). Последний трактат считается главным произведением Августина, ибо содержит его взгляды как историко-философские, так и политико-правовые взгляды.

  Поводом для написания послужило  взятие Рима вождем остготов  Аларихом в 410 г. Это шокировало интеллектуальный Рим. Начались поиски причин поражения: часть населения обвинило христианство, так как, пока была языческая религия никто Рим не покорял. В ответ Августин указывает на то, что Рим пал по вине собственного эгоизма и безнравственности, но не по вине христианства, как об этом говорят. Далее он развивает идею о двух града.

  Разработанной античной философией  диалектический подход был воспринят  Августином Блаженным и применен  к мистическому объяснению исторического  процесса как "борьбы двух  градов". В качестве "града земного"  и "града божьего" у него  выступает два противоположных  вида человеческих общностей,  их отличие в направленности  любви.

"Град земной", в понимании  мыслителя, - это светское государство,  как старое римское, так и  молодые "варварские". На основе "града земного" лежит борьба  людей за материальные блага,  за приоритет корыстных личных  или узкогрупповых интересов  над общественными. Отличительной чертой граждан "града земного" выступает любовь к себе, доведенная "до презрения к богу".

"Град божий" - это духовная  общность "божьих избранников", праведников, расселенных по миру  между неправедниками. Члены "града божьего" с помощью религиозных общин и церкви объединены между собой не физически, а духовно и морально. Их жизнь основана "на любви к богу доведенной до презрения к себе". Представителей града божьего отличает готовность стойко переносить тяготы и лишения, способность к самопожертвованию и служению богу. "Град божий" в представлении Августина Блаженного - это условное, символическое обозначение общины праведников, следующих не земным, а божественным установлениям. К ней может приобщиться каждый, кто любит бога сильнее чем себя, и кто стремится достичь "божественной благодарности".

  Пока длится жизнь, эти два  града неразличимы для человека, они станут различимыми по  второму пришествии бога.

  В основе возникновения государства  особый взгляд на природу человека. Он говорит, что человек - существо  греховное, и реальное государство  существует как наказание за  первородный грех, прикосновение  Адама и Евы к дереву знаний. Поэтому Аврелий выделяет два вида земных государств:

- одно государство как организации  насилия по отношению к человеку. Начинается с братоубийцы Каина,  убившего Авеля.

- другие государства берут начало  от Авеля, это государства христианские, власть основывается на заботе  о подданных.

  Цель государства состоит в:

* служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к миру небесному;

* насильственном приобщении к христианской церкви, вооруженным путем искоренению ересей. Источником зла является свободная воля людей, влекущая их от единства к множественности. "Еретики хуже отравителей, они враги единства". "Прежде чем понимать, мы должны верить"). Августин был одним из вдохновителей инквизиции, массовых судилищ и казней тех кто выступал против церкви;

* в поддержании социального порядка.  Оправдывая социальное неравенство Августин вовсе не был сторонником рабства или бедности людей. Просто он полагал, что на земле есть явления происходящие не от Бога, а от греховной природы человека. Рабство не есть божие создание, оно - явление человеческое, рабство и бедность надо терпеть и не выступать против них.

  Идея справедливости Августина

  В ходе своих рассуждений Августин  пытается найти критерий, отличающий  государство от банды разбойников.  И находит его, говоря, что государство,  в котором не соблюдается справедливость, представляет собой большую банду  разбойников. Эту мысль Августин  подкрепляет анекдотом из жизни  Александра Македонского: однажды  к нему привели пирата для  суда и наказания. "Почему ты  грабишь корабли на море?", - спрашивает Александр. - "По той  же причине, по которой ты  разоряешь землю", - отвечает пират, - "Разница только в том, что  я с моим маленьким суденышком - всего лишь разбойник, а ты  со своим огромным флотом - император.

  Форма государства

  К форме государства Августин  проявляет некоторое безразличие.  Он повторяет традиционное деление  на правильные и неправильные  формы. Несправедливый царь - тиран,  несправедливый народ - тоже тиран,  несправедливая аристократия - власть  эгоистической группировки. Что  касается правильности форм, то  есть таких, где соблюдается  право, Августин не отдает предпочтение  ни одной из них. Любая форма  правления может оказаться если  не хорошей, то терпимой, когда  уважают Бога и человека, то  есть соблюдают справедливость.

  Обращаясь к народу, почему он  должен выносить государство,  Августин говорил: "Для христианина  земная жизнь с ее социальной  несправедливостью не должна  иметь абсолютной ценности. Временные  страдания служат упражнением  в терпимости и оправданы жизнью  человеческой души в вечности".

  Отношения церкви к государству,  духовной власти к светской - главная проблема, занимавшая Августина. Как бы высоко они не ценили значения "града божьего" и роли церкви в обществе, он не был сторонником передачи всей полноты власти католической церкви.

  По его мнению, светская власть  и церковная различны и каждая обладает суверенитетом. При этом церковная власть - высшая, потому что духовная сфера выше мирской. По его мнению, духовная власть призвана облагородить власть светскую, направить ее усилия на богоугодные дела. Но никаких агрессивных выводов о прямом подчинении государей церкви, о праве как смещать королей, т.е., по существу, о наделении церковной иерархии светской властью, у Августина нет. Главное в его учении - именно разделение двух властей.

  Вывод: с Августина Блаженного  началась традиция различия светской  и духовной власти. В средние  века это соотношение будет  реализовано в теории "Двух  мечей" и будет использоваться  в разрешении соперничества папы  Римского и императоров.

 

Философия Августина возникает как симбиоз христианских и древних доктрин. Из древних античных философских доктрин главным источником для него был платонизм, который он знал по преимуществу в изложении неоплатоников. Идеализм Платона в метафизике, абсолютизм в теории познания, признание различия духовных принципов в структуре мира (добрая и плохая душа, существование отдельных душ), упор на иррациональные факторы духовной жизни — все это повлияло на формирование его собственных воззрений.

 

  Учение Августина стало определяющим  духовным фактором средневекового  мышления, оказало влияние на  всю христианскую Западную Европу. Никто из авторов периода патристики  не достиг той глубины мысли,  которая характеризовала Августина.  Он и его последователи в  религиозной философии считали  познание бога и божественной  любви единственной целью, единственной  полной смысла ценностью человеческого  духа. Весьма мало места он  отводил искусству, культуре и  естественным наукам.

 

  Христианской основе своей философии  Августин придавал большое значение. Он осуществил то, что только  обозначено у его предшественников: сделал бога центром философского  мышления, его мировоззрение было  геоцентрическим. Из принципа, что  бог первичен, вытекает и его  положение о превосходстве души  над телом, воли и чувств  над разумом. Это первенство  имеет как метафизический, так  и гносеологический и этический  характер.

 

  Бог является высшей сущностью  (summa essentia), только его существование вытекает из собственного естества, все остальное с необходимостью не существует. Он единственный, существование которого независимо, все остальное существует лишь благодаря божественной воле. Бог является причиной существования всякого сущего, всех его перемен; он не только сотворил мир, но и постоянно его сохраняет, продолжает его творить (creatio соntinua). Августин отвергает представление, согласно которому мир, будучи сотворенным однажды, развивается дальше сам.

 

  Бог является также наиважнейшим  предметом познания, познание же  преходящих, релятивных вещей бессмысленно  для абсолютного познания. Бог  выступает в то же время  и причиной познания, он вносит  свет в человеческий дух, в  человеческую мысль, помогает  находить людям правду. Бог является  наивысшим благом и причиной  всякого блага. Так как все  существует благодаря богу, так  и всякое благо происходит  от бога.

 

  Направленность к богу для  человека естественна, и единственно  через соединение с ним человек  может достичь счастья. Философия  Августина таким образом открывает простор для теологии.

 

  Душу Августин понимает чисто спиритуалистически, рассуждая в духе идей Платона. Душа как самобытная субстанция не может быть ни телесным свойством, ни видом тела. Она не содержит в себе ничего материального, имеет лишь функцию мышления, воли, памяти, но не имеет ничего общего с биологическими функциями. От тела душа отличается совершенством. Такое понимание существовало и в греческой философии, но у Августина впервые было сказано, что это совершенство происходит от бога, что душа близка богу и бессмертна.

 

  Душу мы знаем лучше, чем тело, знание о душе является определенным, о теле же наоборот. Более того, душа, а не тело познает бога, тело же препятствует познанию. Превосходство души над телом требует, чтобы человек заботился о душе, подавлял чувственные наслаждения.

 

  Основой духовной жизни является  воля, но не разум. Это утверждение  основано на том, что сущность  каждой вещи проявляется в  ее активности, но не в пассивности.  Отсюда вытекает заключение, что  человеческую сущность характеризует  не разум, который имеет пассивный  характер, но действия, активная  воля. Учение Августина о первенстве  воли отличается от древнегреческого  рационализма. Иррационалистическое  понимание человеческого духа  приходит к тому, что сущностью  духа является свободная воля. Эту позицию Августин воплощал  не только в психологии, но  и в теологии: первенство воли  относится и к божественной  сущности. Его философия переходит,  таким образом, от интеллектуализма  и рационализма к волюнтаризму.

 

  Вся философия Августина сосредоточилась  на боге как едином, совершенном,  абсолютном бытии, мир же имеет  значение как божье творение  и отблеск. Без бога ничего  нельзя ни совершить, ни познать.  Во всей природе ничего не  может произойти без участия  сверхъестественных сил. Мировоззрение  Августина очень четко противостояло  натурализму. 

 

  Бог как единое сущее и истина  является содержанием метафизики, бог как источник познания  является предметом теории познания; бог как единственное благо  и прекрасное является предметом  этики, бог как особа всемогущая  и полная милости является  главным вопросом религии. 

 

  Бог не только бесконечное  бытие, но и особа, преисполненная  любви. В этом же направлении  теоретизировали и неоплатоники, но бог ими понимался не  как особа. В неоплатонизме  мир — эманация божественного  единого, необходимый продукт  естественного процесса, у Августина  же мир — акт божественной  воли. У Августина проявляется  тенденция к дуализму в отличие  от неоплатонического монизма,  основанного на идее, что бог  и мир имеют один и тот  же характер.

Информация о работе Политико-правовые учения Аврелия Августина (354 - 430)