Политико-правовые взгляды М. М. Сперанского

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Имя графа Михаила Михайловича Сперанского известно всем, кто хоть немного знаком с русской историей. Однако – как это нередко бывает, – как правило, кроме самого общего определения «прогрессивного деятеля», которое говорит меньше чем ничего, у большинства людей никаких ассоциаций с ним не связывается. До не давнего времени числу этих людей относились и мы. Трудно сказать, что именно меня заинтересовало в этой теме, возможно довольно смелые реформы или личность Сперанского как государственного деятеля.

Содержание

Введение 3
Глава I. Россия в первой половине XIX века
1. 1. Политическая ситуация в России

4
1. 2. Александр I. Преобразовательный опыт первых лет 5
1. 3. Административная реформа 8
1. 4. Крестьянский вопрос и другие реформы 10
Глава II. Деятельность М. М. Сперанского
2. 1. Краткая биография М. М. Сперанского

14
2. 2. План преобразований М. М. Сперанского 16
2. 2. 1. Сословия по плану М. М. Сперанского 18
2. 2. 2. Государственное устройство по плану М. М. Сперанского 19
2. 3. Преображения центрального управления по плану Сперанского 22
2. 4. Государственный Совет 23
2. 5. Учреждение министерств 26
2. 6. Попытка преобразования Сената 28
2. 7. Реорганизация финансовой политики государства 29
Глава III. Последние штрихи М. М. Сперанского в государственных делах
3. 1. Ссылка


33
3. 2. Восстановление Сперанского на службу 34
Заключение 37
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

КР ИППУ.docx

— 75.70 Кб (Скачать)

       Федеральное агентство по образованию

       Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

       «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

       Институт  социологии и права

       Кафедра права 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине: «История политических и правовых учений»

Номер зачетной книжки: 085610

Политико-правовые взгляды        М. М. Сперанского

                  Исполнитель:

                  студентка группы Тц – 211 СД УП, Карпова А. А.

                  Руководитель:

                   
                   
                   

Екатеринбург 2010

Содержание

Введение 3
Глава I. Россия в первой половине XIX века

1. 1. Политическая ситуация в России

 
4
1. 2. Александр I. Преобразовательный опыт первых лет 5
1. 3. Административная реформа 8
1. 4. Крестьянский вопрос и другие реформы 10
Глава II. Деятельность М. М. Сперанского

2. 1. Краткая  биография М. М. Сперанского

 
14
2. 2. План  преобразований М. М. Сперанского 16
2. 2. 1. Сословия по плану М. М. Сперанского 18
2. 2. 2. Государственное устройство по  плану М. М. Сперанского 19
2. 3. Преображения  центрального управления по плану  Сперанского 22
2. 4. Государственный  Совет 23
2. 5. Учреждение  министерств 26
2. 6. Попытка  преобразования Сената 28
2. 7. Реорганизация финансовой политики  государства 29
Глава III. Последние штрихи М. М. Сперанского в государственных делах

3. 1. Ссылка

 
 
33
3. 2. Восстановление Сперанского на  службу 34
Заключение 37
Список  литературы 38
Приложение 39
 
 

Введение

    Имя графа Михаила Михайловича Сперанского  известно всем, кто хоть немного  знаком с русской историей. Однако – как это нередко бывает, –  как правило, кроме самого общего определения «прогрессивного деятеля», которое говорит меньше чем ничего, у большинства людей никаких ассоциаций с ним не связывается. До не давнего времени числу этих людей относились и мы. Трудно сказать, что именно меня заинтересовало в этой теме, возможно довольно смелые реформы или личность Сперанского как государственного деятеля. Скорее всего, совокупность этих вопросов, несомненно, достойных рассмотрения.

    Стоит упомянуть, что данная тема, данные реформы не настолько хорошо и широко исследованы наукой, как, например, реформы Столыпина или Петра I. Тому есть свои причины: широко задуманные реформы государственного секретаря и ближайшего сотрудника Императора Александра I в последние годы перед Отечественной войной 1812 года в основном не осуществились, Государственная Дума была избрана без малого через столетие после того, как он это предлагал, а неосуществленные реформы – каков бы ни был их замысел – редко становятся предметом пристального общественного внимания.

    Необходимо  остановится на композиции реферата. В первой его части мы остановились на личности Александра I, его реформах, политической ситуации в целом, так как именно проблемы России явились толчком для дальнейших преобразований М. М. Сперанского. Во второй части реферата рассказывается о непосредственной деятельности Сперанского, о его планах и некоторых реализованных реформах. В третьей – рассказывается о ссылке М.М. Сперанского и о его дальнейшей деятельности.  
 

Глава I. Россия в первой половине XIX века

1. 1. Политическая ситуация в России

    По  своему политическому устройству Россия была самодержавной монархией. Во главе государства стоял император, в его руках была сосредоточена законодательная и распорядительная власть. Император управлял страной при помощи огромной армии чиновников. По закону они были исполнителями воли царя, но в действительности чиновничество играло более значительную роль. В его руках была разработка законов, оно же претворяло их в жизнь. Чиновничество было полновластным хозяином, как в центральных органах управления, так и в местных (губернских и уездных). Государственный строй Росси по своей форме был самодержавно-бюрократическим. От произвола бюрократии, от ее мздоимства страдали все слои населения. Ситуация стала постепенно меняться с приходом к власти нового правителя. (См. Приложение 1)

    12 марта 1801 года в результате  дворцового переворота на российский  престол вступил Александр 1 (1801-1825). Первые шаги нового императора  оправдали надежды российского  дворянства и свидетельствовали  о разрыве с политикой предыдущего  царствования. Александр, преемник  императора Павла, вступил на  престол с широкой программой  преобразований в России и  осуществлял ее обдуманнее и  последовательнее предшественника.  Существовали два основных стремления, которые составляли содержание внутренней политики России с начала XIX столетия: это уравнение сословий перед законом и введение их в совместную дружную государственную деятельность. Это были основные задачи эпохи, но они осложнялись другими стремлениями, которые были необходимой подготовкой к их разрешению либо неизбежно вытекали из их разрешения. Уравнение сословий перед законом изменяло самые основания законодательства. Таким образом, возникала потребность в кодификации с целью привести в согласие различные законы, прежние и новые. Далее, перестройка государственного порядка на правовых уравнительных началах требовала подъема образовательного уровня народа, а между тем осторожное, частичное ведение этой перестройки вызывало двойное недовольство в обществе: одни были недовольны тем, что разрушается старое; другие были недовольны тем, что слишком медленно вводится новое. Отсюда представлялась правительству необходимость руководить общественным мнением, сдерживать его справа и слева, направлять, воспитывать умы. Никогда цензура и народное образование не входили так тесно в общие преобразовательные планы правительства, как в истекшем столетии. Наконец, ряд войн и внутренних реформ, изменяя вместе с внешним, международным положением государства и внутренний, социальный склад общества, колебал государственное хозяйство, расстраивал финансы, заставлял напрягать платежные силы народа и поднимать государственное благоустройство, понижал народное благосостояние. Вот ряд явлений, которые приплетаются к основным фактам жизни первой половины XIX века.

    Основными вопросами того времени являлись: социально-политический, состоявший в  установлении новых отношений между  общественными классами, в устройстве общества и управления с участием общества; вопрос кодификационный, состоявший в упорядочении нового законодательства, вопрос педагогический, состоявший в руководстве, направлении и воспитании умов, и, наконец, вопрос финансовый, состоявший в новом устройстве государственного хозяйства. 

1.2. Александр I. Преобразовательный опыт первых лет

    Вступление на престол Александра I возбудило в русском, преимущественно дворянском, обществе самый шумный восторг; предшествующее царствование для этого общества было строгим великим постом. Карамзин говорит, что слух о воцарении нового императора был принят как весть искупления. Продолжительное напряжение нервов от страха разрешалось обильными слезами умиления: люди на улицах и в домах плакали от радости; при встрече знакомые и незнакомые поздравляли друг друга и обнимались, точно в день светлого воскресения. Но скоро новый, 24-летний император стал предметом восторженного внимания и обожания. Самая наружность, обращение, появление на улице его, как и обстановка, производили обаятельное действие. В первый раз увидали государя гуляющим в столице пешком, без всякой свиты и без всяких украшений, даже без часов, и приветливо отвечающим на поклоны встречных. Новое правительство поспешило прямо заявить направление, в каком оно намерено было действовать. В манифесте 12 марта 1801 г. император принимал на себя обязательство управлять народом «по законам и по сердцу своей премудрой бабки». В указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководиться: на место личного произвола деятельно водворять строгую законность. Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок; этот недостаток он называл «произволом нашего правления». Для устранения этого недостатка он указывал на необходимость коренных, т. е. основных, законов, которых почти еще не было в России. В таком направлении велись преобразовательные опыты первых лет.

    Александр начал с центрального управления. Екатерина оставила незавершенным здание центрального управления. Создав сложный и стройный порядок местной администрации и суда, она не создала правильных центральных учреждений с точно распределенными ведомствами, с ясным обозначением «твердых пределов», что было обещано в июльском манифесте 1762 г. Внук продолжал работу бабки, но выведенная им вершина правительственного здания по духу и строю своему вышла непохожей на корпус, не соответствовала своему фундаменту.

    Собиравшийся  по личному усмотрению императрицы  Екатерины Государственный совет 30 марта 1801 г. заменен был постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета» - законосовещательного органа. Он был создан главным образом для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Первоначально Совет состоял из 12 человек, среди которых были руководители важнейших государственных учреждений, представители высшей аристократии и бюрократии. Члены Совета получили право подавать представления на императорские указы и обсуждать законопроекты. Однако утвержденный 3 апреля 1801 года «Наказ Непременному совету» определил, что этот орган «не имеет никакого действия внешнего и силы, кроме силы соображения»1. Практическое значение Непременного совета было крайне не велико. Вся основная работа по подготовке задуманных Александром I преобразований сосредоточилась в Негласном (или Интимном) комитете, существовавшим с мая 1801 по ноябрь 1803г. Он состоял из так называемых молодых друзей Александра: П.А Строгонова, А.А. Чарторыйского, В.П. Кочубея и Н.Н. Новосильцева. Пятым членом Негласного комитета, формально не участвовавшим в заседаниях, стал Ф. Лагарп, вернувшийся в Россию в августе 1801 года. Это были люди, которых он призвал помогать ему в преобразовательных работах. Все они были воспитаны в самых передовых идеях XVIII века и хорошо знакомы с государственными порядками Запада. Они принадлежали к поколению, непосредственно следовавшему за дельцами екатерининского времени; были приверженцами либеральных идей и считали необходимым реформировать государственное устройство России.

    Негласный комитет не являлся официальным  государственным учреждением. Заседания его проводились после обеденного кофе в личных комнатах императора в Зимнем дворце, где вырабатывался план преобразований. Благодаря тому, что один из членов этой комиссии - граф П. А. Строганов вел для себя записи его негласных заседаний на французском языке (24 июня 1801 г. - 9 ноября 1803 г.), сейчас можно проследить за деятельностью этого комитета. Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей» - так выражена была эта задача в одной записи. Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «конституцией установленной на основании истинного народного духа». Основными вопросами, обсуждаемыми на заседаниях, стали укрепление государственного аппарата, крестьянский вопрос и система образования. Члены комитета были единодушны в том, что неограниченное самодержавие должно стать орудием постепенных и ненасильственных преобразований, которые следует проводить крайне осторожно из-за неготовности общества к реформам.  

1.3. Административная  реформа

      После рассмотрения в Негласном  комитете царским указом от 8 сентября 1802 года была проведена реформа высших государственных учреждений. Вместо введенных Петром I коллегий были учреждены министерства: военное, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции, в которых вводилось строгое единовластие министра. А также было введено Государственное казначейство на правах министерства. Началось составление единого бюджета государства, но из-за значительного дефицита, бюджет был строго секретным. Отчитывался министр непосредственно перед императором и от него же получал распоряжения по важнейшим вопросам. Министры и главноуправляющие на правах министров образовывали Комитет министров, статус которого был определен лишь в 1812 году (в 1857 году он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 года). Комитет становился совещательным органом при императоре. Это последнее впервые появилось в системе центральных российских учреждений. Создание министерств было призвано укрепить единоначалие в государственном управлении, постепенно вытесняя коллегиальность. Прежние коллегии подчинены министерствам или вошли в новые министерства, как их департаменты. Главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром вместо прежнего коллегиального присутствия, каждый министр был подотчетен Сенату. Такова была первая попытка перестройки центрального управления, предпринятой новым императором. Эта мера, конечно, укрепила центральное управление. Но решительной победы борьбе с безответственностью, казнокрадством и взяточничеством достигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки.

Информация о работе Политико-правовые взгляды М. М. Сперанского