Развлечения и зрелища как основные формы досуга в период царствования Екатерины II

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:10, контрольная работа

Описание работы

В структуре современной культуры большое место занимают зрелищные искусства, которым отводится значительная роль в идейном, нравственном, художественном воспитании людей, организации их быта и досуга. Для того, чтобы проникнуть в суть зрелищных искусств, необходимо не только проанализировать их как явление сегодняшней действительности, но и знать этапы становления и развития различных типов зрелищ. Одним из интереснейших и важнейших моментов в истории русской культуры можно считать время правления Екатерины II. «Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали» - писал о Екатерине II А. С. Пушкин. Действительно, роскошь и изящество составляли характернейшую черту эпохи, которую потомки стали называть «екатерининской». Императрица была ласкова и проста в обхождении с придворными и даже слугами и в отдельных случаях помнила, что «поклон спины не ломит» . После грубости монархов предшествующего времени все это казалось удивительным и даже пугающим.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
I. Балы………………………………………………………………………………..4
1.1 Детские балы………………………………………………………………..6
1.2. Празднование военных побед…………………………………………….7
1.3. Фаворитизм………………………………………………………………...9
II. Публичные праздники, встречи………………………………………………..11
2.1. Театр………………………………………………………………………11
2.2. Клубы……………………………………………………………………...12
2.3. Маскарады………………………………………………………………...13
2.4. Живые картины…………………………………………………………...14
2.5. Карусель…………………………………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………………16
Список использованной литературы……………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 76.00 Кб (Скачать)


 

Кировский филиал

федерального государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Пермский государственный институт искусства и культуры»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по истории СКД

на тему

«Развлечения и зрелища как основные формы досуга в период царствования Екатерины II»

 

 

Выполнила студентка

группы – мкс-1

Филимонова О. О.

Преподаватель:

Мельникова Н.С.

Работа поступила в учебную часть

 

Отметка преподавателя:

 

Киров – 2009.


Содержание.

Содержание………………………………………………………………………….2

Введение……………………………………………………………………………..3

I. Балы………………………………………………………………………………..4

1.1 Детские балы………………………………………………………………..6

1.2. Празднование военных побед…………………………………………….7

1.3. Фаворитизм………………………………………………………………...9

II. Публичные праздники, встречи………………………………………………..11

2.1. Театр………………………………………………………………………11

2.2. Клубы……………………………………………………………………...12

2.3. Маскарады………………………………………………………………...13

2.4. Живые картины…………………………………………………………...14

2.5. Карусель…………………………………………………………………..15

Заключение…………………………………………………………………………16

Список использованной литературы……………………………………………..17


Введение.

В структуре современной культуры большое место занимают зрелищные искусства, которым отводится значительная роль в идейном, нравственном, художественном воспитании людей, организации их быта и досуга. Для того, чтобы проникнуть в суть зрелищных искусств, необходимо не только проанализировать их как явление сегодняшней действительности, но и знать этапы становления и развития различных типов зрелищ. Одним из интереснейших и важнейших моментов в истории русской культуры можно считать время правления Екатерины II. «Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали» - писал о Екатерине II А. С. Пушкин. Действительно, роскошь и изящество составляли характернейшую черту эпохи, которую потомки стали называть «екатерининской». Императрица была ласкова и проста в обхождении с придворными и даже слугами и в отдельных случаях помнила, что «поклон спины не ломит» . После грубости монархов предшествующего времени все это казалось удивительным и даже пугающим. Сама Екатерина с тоской рассказывала: «Когда я вхожу в комнату, можно подумать, что я медузина голова: все столбенеют, все принимают напыщенный вид; я часто кричу... против этого обычая, но криком не остановишь их, и чем более я сержусь, тем менее они непринужденны со мною, так что приходиться прибегать к другим средствам»


I. Балы.

Танцевали на балах менуэт, полонез, гавот, различные контрдансы. Небыстрые, эти танцы требовали тем не менее особой ловкости и грациозности движений. Екатерина II не очень любили танцевать и проводили время на балах за карточной игрой, хотя и любили поглядеть на танцующих. Императрица Елизавета Петровна была отменной танцовщицей и отличалась особой грацией и изяществом наряда. Именно она ввела в обыкновение появляться на каждом балу непременно в новом роскошном наряде, а сама порой дважды за вечер меняла бальные платья. Следом за Елизаветой и придворные стремились перещеголять друг друга. Такая традиция сохранилась и во время правления Екатерины II.

Дворянство буквально разорялось на нарядах из золотой и серебряной парчи, отделанных дорогим французским и испанским кружевом и драгоценными камнями. Императрица сама страстно любила бриллианты и ввела их в моду при русском дворе. Даже самые небогатые придворные надевали украшения из бриллиантов, делали из них пуговицы, пряжки на обувь, вставляли в трости и табакерки. Некоторые вельможи даже волосы посыпали бриллиантовой пудрой. Подобная роскошь вызывала настоящую оторопь у иностранных путешественников, не привыкших ни к чему подобному.   Специальными указами Екатерина предписывала придворным, в костюмах какого фасона и цвета им следовало являться на тот или иной бал. Дамам строго-настрого запрещалось одеваться и причесываться так, как это делала сама императрица, поэтому они заранее наводили справки о том, что будет надето на государыне, чтобы не ехать потом домой переодеваться, Ослушниц императрица могла и наказать - собственноручно обрезать «неправильно» причесанные волосы, сорвать отделку или цветок с груди.
Извещать о балах стали уже не барабанным боем, а специальными, заранее присылаемыми письменными приглашениями. Самый большой зал отводился под танцы. Здесь почти не было мебели - только стулья и кресла вдоль стен, на которых сидели нетанцующие и дожидающиеся своей очереди танцоры. Несколько гостиных в доме отводили специально для игроков в карты - это было основное занятие для нетанцующих гостей. В этих комнатах ставили специальные раскладные ломберные столы для игры в карты. Еще несколько комнат обставляли мягкой мебелью и предназначали для тихой беседы.

Время от времени лакеи обносили гостей прохладительными напитками: лимонадом, оршадом - питьем из миндального молока - и даже простым квасом и морсом, а также сластями и фруктами. В одной из гостиных можно было выпить чаю. Ужин сервировали в отдельном помещении или в том же зале, где танцевали. Для этого после окончания танцев из зала «выпроваживали» гостей и вносили в него полностью накрытые столы. После этого хозяин дома подавал руку самой почетной гостье, хозяйка - знатнейшему гостю, и следом за ними попарно все придворные отправлялись ужинать.

Помимо придворных балов большой роскошью и изобретательностью отличались балы в домах частных лиц -графа Разумовского, князя Потемкина-Таврического, князя Юсупова, графа Орлова и др.


1.1. Детские балы.

Устраивались в конце XVIII - в XIX в. специально для подростков (отроков) 13-16 лет, которые еще не выезжали в свет. Детские балы, или детские праздники, как их еще называли, организовывались либо в знатных семьях по случаю именин кого-либо из детей или других подобных событий, либо известными танцмейстерами, например П.А. Иогелем  в общие праздничные дни: на Новый год, масленицу и т.п. Кроме подростков, которых среди приглашенных было большинство, на такие балы приезжали и взрослые. Если бал давал танцмейстер, он приглашал на детский праздник всех своих бывших учеников. Это позволяло девушкам потанцевать с «настоящими» кавалерами, а молодым людям приглашать на танец взрослых дам и таким образом потренироваться и в танцах, и в знании бального этикета, и в умении поддержать беседу.

Детские балы начинались и оканчивались раньше обычных съездов, так что взрослые гости могли прямо оттуда поехать в театр, а затем на большой бал. Посетителем детских праздников А.С. Пушкин сделал своего Евгения Онегина, да и сам поэт бывал на них частым гостем.


1.2. Празднование военных побед.

Блестящее царствование Екатерины II ознаменовалось не только успехами во внешней и внутренней политике страны, но и небывалым оживлением общественной жизни.    Славным делам царствования соответствовал блеск придворной и светской жизни. Громкие победы русского оружия требовали громкого отклика. Екатерина, любившая щедро вознаграждать своих сподвижников, праздновала всенародно их подвиги. В 1769 году, получив в Царском Селе донесение о взятии Хотина, она немедленно прибыла в столицу и явилась в Казанский собор, где уже ожидали ее великий князь наследник и все высшее общество. Молебствие сопровождалось пальбой из пушек, затем следовал парадный обед во дворце и гулянье в Екатерингофе, которое императрица посетила вместе с сыном и со всем двором. В следующем году столица видела торжественное празднование Чесменской морской победы. Оно началось в Петропавловском соборе, перед гробницей Петра, которому возданы были посмертные почести, как создателю русского флота. Здесь архимандрит Платон произнес свое знаменитое слово, оставившее в слушателях неизгладимое впечатление. Четыре дня спусти, празднование продолжалось в Адмиралтействе, где состоялся в присутствии государыни и двора парадный обед, сопровождавшийся пушечной пальбой и игрой труб и литавр.

    Также торжественно было отпраздновано в 1774 году и заключение славного мира с турками. Екатерина и двор прибыли к Казанскому собору в 22 экипажах, по церемониалу. В собор были приглашены все иностранные послы, высшие чины и все столичное духовенство. После литургии и молебствия, от поезда императрицы отделился отряд из 100 конногвардейцев, для объявления жителям, в пяти местах, радостной вести. Глашатаи имели через плечо перевязь из белого атласа с золотыми кружевами, а в руках снопы лавровых ветвей.

    Но всего блистательнее было отпраздновано в 1791 году взятие турецкой крепости Измаила. На этот раз торжество устроил князь Потемкин в Таврическом дворце. Как все затеи знаменитого сподвижника Екатерины, бал его отличался неслыханным великолепием. Убранство дворца с садом напоминало сказку из «Тысяча и одной ночи». Для въезда императрицы воздвигнуты были перед дворцом триумфальные ворота. Тут же, на площади, заготовлено было даровое угощение и подарки для народа. Для освещения бальных зал употреблено было воску на 70 тысяч рублей, а для убранства их — такие ковры, гобелены, люстры, мраморные изваяния, которые вместе представляли совершенно волшебное зрелище. Ужин на 3 тысячи приглашенных поражал роскошной сервировкой. Высшее петербургское общество приняло участие в празднике: в балете, нарочно для этого случая поставленном балетмейстером Лепиком, танцевали 24 пары молодежи из знатнейших фамилий, блиставшие красотой и роскошью нарядов и драгоценностей. Полагают, что тут было бриллиантов на несколько миллионов. У самого Потемкина на шляпе было столько бриллиантов, что он утомился носить ее в руке, и передал адъютанту. После роскошного ужина бал продолжался до утра.


1.3. Фаворитизм.

Ко времени вступления Екатерины на российский престол фаворитизм здесь был уже не в новинку: достаточно вспомнить Бирона при Анне Иоановне или Разумовского при Елизавете Петровне. Однако именно при Екатерине фаворитизм превратился в России в государственное учреждение (как во Франции при Людовике XIV и Людовике XV) . Фавориты, живя с императрицей, признавались людьми, служившими отечеству, и были заметны не только деятельностью и силой влияния, но даже капризами и злоупотреблениями.  Историки насчитывают 15 фаворитов Екатерины за время с 1753 по 1796 г. Многие из них, особенно в конце царствования, были значительно (на 30 и более лет) моложе императрицы. В течении 10 лет находился возле императрицы Григорий Орлов. У них родился сын, получивший впоследствии титул графа Бобринского. Екатерина даже подумывала о браке со своим любимцем и возведении его на престол. По преданию, остановила её фраза Н. И. Панина: "Императрица может делать, что хочет, но кто же станет повиноваться графине Орловой! " Но крупнейшей фигурой из числа любимцев императрицы все-таки следует признать Потемкина. Сын смоленского дворянина, в 1762г. он среди заговорщиков, после чего становится подпоручиком гвардии. Участвует в русско-турецкой войне (1768-1774) и получает звание генерала. Затем вице-президент Военной коллегии, граф, генерал-фельдмаршал, шеф регулярных войск.

Но главной сферой интересов Потемкина были военное дело и освоение вновь завоеванных территорий. А. С. Пушкин писал о Потемкине: "Ему мы обязаны Черным морем". Австрийский император Иосиф говорил о нем: "Я понимаю, что этот человек... мог приобрести влияние на императрицу. У него твердая воля, пылкое воображение, и он не только полезен ей, но необходим... Трудно сыскать человека, более способного держать в руках народ еще грубый, недавно лишь тронутый просвещением, и обуздать беспокойный двор". Действительно, влияние Потемкина простиралось столь далеко, что все последующие фавориты попадали к Екатерине лишь по его представлению. Но и Потемкин отнюдь не был тем полновластным и самостоятельным правителем, каким являлся Бирон при Анне Иоановне. Сохранилось письмо Екатерины барону Гримму, написанное в день смерти светлейшего: "Снова страшный удар разразился над моей головой.... Мой выученик, мой друг, можно сказать, мой идол, князь Потемкин - Таврический умер в Молдавии... Это был человек высокого ума, редкого разума и превосходного сердца. Цели его всегда были направлены к великому".

Английский посланник Гаррис и Кастера, известный историк, даже вычислили, во что, обошлись России фавориты Екатерины Второй. Наличными деньгами они получили от неё более 100 миллионов рублей. При тогдашнем русском бюджете, не превышавшем 80 миллионов в год, это была огромная сумма. Стоимость принадлежащих фаворитам земель также была огромна.

Кроме того в подарки входили крестьяне, дворцы, много драгоценностей, посуды. Вообще фаворитизм в России считался стихийным бедствием, которое разоряло всю страну и тормозило её развитие. Деньги, которые должны были идти на образование народа, развития искусства, ремесел и промышленности, на открытие школ, уходили на личные удовольствия фаворитов и уплывали в их бездонные карманы.

Публичные праздники, встречи.

2.1. Театр.

    Но самым любимым и обычным развлечением Екатерины II был театр. Сначала представления в ее присутствии давались в так называемом малом театре в Зимнем дворце, потом в Эрмитажном. Русские и французские пьесы разыгрывались обыкновенно дамами и мужчинами придворного общества; иногда участвовал в спектакле знаменитый актер Дмитревский. Часто ставились пьесы самой Екатерины. Давались также небольшие балеты, в которых танцевали придворные дамы и кавалеры. В дни, не занятые спектаклями, в Эрмитаже устраивались разные игры, маскарады, святочные забавы, и в особенности «игра в мысли» или в «билетцы», состоявшая в том, что участвующие писали на листках бумаги вопросы и более или менее остроумные ответы. Несмотря на роскошь обстановки, на этих собраниях царствовала непринужденность. Екатерина запрещала гостям вставать перед ней с места, и провинившийся должен был или уплатить червонец в пользу бедных, или выучить наизусть шесть стихов из «Телемахиды» Тредиаковского.

    Привычки общественности, утонченные формы общежития все более развивались среди обывателей высшего и среднего круга. Вельможи и богатые люди держали в своих великолепных палатах открытый стол и давали блестящие праздники. Небогатый дворянин мог не заботиться о собственном хозяйстве, легко находя каждый день где обедать и ужинать. За столом обыкновенно играла музыка, толпы парадно одетых слуг суетились около богатых серебряных и выписных фарфоровых приборов. Наибольшим гостеприимством отличались дома Потемкина, братьев Орловых, Разумовского, Строганова, Нарышкиных.


2.2. Клубы.

В царствование Екатерины появились первые в России клубы. Старейший из них, английский, был основан в 1770 году банкиром Гарнером, и сначала имел не более 50 членов и помещался в скромной квартире; процветание его относится уже ко временам Александра I. Почти в одно время с английским основан был Бюргер-клуб немцем Шустером, и по имени учредителя чаще назывался Шустер-клубом. В отличие от аристократического английского клуба, этот клуб собирал преимущественно купцов, ремесленников, чиновников и артистов. В 1784 году основалось Коммерческое общество, для соединения биржевого купечества. Спустя год открылся Танц-клуб для небогатых лиц купеческого и мещанского звания. Вместе с тем устраивались и музыкальные общества и кружки, в 1772 году — Музыкальный клуб из 300 членов: существовавший 20 лет и разорившийся вследствие чрезвычайной роскоши устраняемых им балов и маскарадов; позднее — Музыкальное общество, основанное Демидовым и другими богачами.

Информация о работе Развлечения и зрелища как основные формы досуга в период царствования Екатерины II