Реформы Екатерины 2

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование реформ Екатерины II в области местного самоуправления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Общая характеристика реформы Екатерины II в области местного управления……………………………………………………………. 5
Сенатская реформа
Секуляризационная реформа………………………………………... 6
Губернская реформа…………………………………………………..7
Судебная реформа……………………………………………………. 9
Городская реформа
Полицейская реформа……………………………………………… ..10
Становление городского государственного и общественного управления…………………………………………………………..... 11
Изменение сословного дворянского, церковного, крестьянского, казачьего управления…………………………………………………17
Значение реформ Екатерины II в области местного самоуправления………………………………………………………..23

Заключение……………………………………………………………………27

Список литературы…………………………………………………………..29

Источники…………………………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 62.38 Кб (Скачать)

      Содержание

Введение………………………………………………………………………3

  1. Общая характеристика реформы Екатерины II в области местного управления……………………………………………………………. 5
    1. Сенатская реформа
    2. Секуляризационная реформа………………………………………... 6
    3. Губернская реформа…………………………………………………..7
    4. Судебная реформа……………………………………………………. 9
    5. Городская реформа
    6. Полицейская реформа……………………………………………… ..10
  2. Становление городского государственного и общественного управления…………………………………………………………..... 11
  3. Изменение сословного дворянского, церковного, крестьянского, казачьего управления…………………………………………………17
  4. Значение реформ Екатерины II в области местного самоуправления………………………………………………………..23

Заключение……………………………………………………………………27

Список литературы…………………………………………………………..29

Источники…………………………………………………………………….30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В ряду самодержцев  Российской империи много сильных, волевых личностей, политическая и  законодательная деятельность которых  оказала огромное влияние на рост не только России в целом (в плане  экономики, внешнеполитических отношений), но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества. Российская императрица Екатерина II была властной законодательницей; в своём управлении государством она стремилась к реформам и внесла неоценимый вклад в развитие и укрепление России. Эпоха её правления (вторая половина XVIII века) выделяется историками как отдельный этап в развитии империи, так как именно Екатериной II был проведён курс реформ в социально-политической жизни России, направленный на её модернизацию и укрепивший государственную власть в стране. Эта законодательная деятельность императрицы отвечала духу времени, новым европейским веяниям и идеям, которые принесла с собой в XVIII веке эпоха Просвещения. Глобальная екатерининская политика имела вполне определённую политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях просвещения и, с другой, учитывавшую особенности исторического развития России. Именно это заставляло признать в ней первостепенного исторического деятеля, в первую очередь, потому что Екатерина II серьёзно задумалась над приведением в действие реформы российских законов. А через это - и всего общества, согласно с представлениями того времени. Осуществить такую модернизацию Екатерина II решила путём собственной законодательной работы, важнейшими принципами которой были постепенность, последовательность, учёт общественных настроений и провозглашение основой своего правления заботу о благоденствии подданных в соответствии с законами, исходящими от монарха.

Историческое  значение екатерининского времени  чрезвычайно велико потому, что в  эту эпоху были подведены итоги  предыдущей эпохи, завершились исторические процессы, раньше развивавшиеся. Как  и другие европейские страны, Россия в XVIII веке окончательно вступила на путь структурной модернизации - перехода от традиционного к индустриальному обществу. Однако за блестящим фасадом имперского могущества и внешней приобщённости к западноевропейским образцам скрывались глубокие противоречия между новыми методами хозяйствования в промышленности и торговле и сохранявшейся в неприкосновенности государственной системой крепостничества, становившейся основным тормозом на пути социально-экономического развития России.

Актуальность  темы: Проблема самоуправления стала одной из ключевых проблем формирования власти в постсоветской России, в связи с чем и возник вопрос о принципиальной способности России воспринять самоуправление.

Задача, которая  вытекает из темы курсовой работы –  показать на историческом материале  России XVIII веков уникальность российской традиции и опыта формирования самоуправления.

Целью настоящей  работы является исследование реформ Екатерины II в области местного самоуправления.

При исследовании темы работы  передо мной будут поставлены следующие задачи:

- определение  общей характеристики реформы  Екатерины II в области местного  самоуправления

- их значение

- исследование  реформ Екатерины II в области  государственного управления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Общая характеристика реформы Екатерины II в области местного управления

Ко времени  вступления на престол у Екатерины  сложилось определенное представление  о том, что необходимо делать для  процветания государства. Поскольку  идейно эта программа, а следовательно, и внутренняя политика Екатерины II основывались на принципах Просвещения, то и сам этот период в литературе получил название “просвещенного абсолютизма”.

Вступив на престол, Екатерина не начала тотчас исполнять  свои замыслы, а постаралась сперва поближе познакомиться с состоянием государственных дел. Для решения ряда насущных дел она создала несколько комиссий во главе с высшими сановниками. Тем самым она давала возможность подданным высказать свои пожелания. Однако решение некоторых проблем откладывать было нельзя, и уже в первые годы царствования Екатерины II, которые в целом прошли в подготовке реформ, было осуществлено несколько важных преобразований. Первое из них коснулось центральных органов управления страной.

Основные реформы проведенные Екатериной II в области местного самоуправления:

  • сенатская реформа 1763 г.
  • секуляризация церковных земель 1764 г.
  • губернская реформа 1775 г.
  • судебная реформа 1775 г.
  • городская реформа 1785 г.
  • полицейская реформа 1782 г.
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1 Сенатская реформа 1763 г.

Сенат, созданный  Петром I как учреждение с законодательными, судебными и контрольными функциями, ко времени Екатерины в значительной степени утратил свое значение в  системе органов управления. Его  указы исполнялись плохо, дела решались месяцами, а то и годами, а сами сенаторы были малокомпетентны (Екатерина II выяснила, что они не знают, сколько точно городов есть в Российской империи). Утвержденный Екатериной проект реформы Сената (подготовленный Никитой Паниным) предусматривал разделение Сената на 6 департаментов со строго определенными функциями каждого в конкретной сфере государственного управления. Сенат лишился своей законодательной власти, но по прежнему сохранял функции высшего контрольного и судебного органа. Сочетание этих функций в одном учреждении стало главным недостатком реформы, но на некоторое время центральный аппарат управления заработал четче и эффективнее. 

1.2 Секуляризационная реформа 1764 г.

 В 1764 г.  Екатерина подписала указ, по  которому все монастырские земли  с крестьянами передавались в  ведение специально созданной  Коллегии экономии, а сами крестьяне  получили название экономических.  Их правовой статус был приравнен  к государственным. Все подати они отныне должны были платить напрямую государству, что было значительно легче. Около 2 миллионов крестьян избавились от монастырской барщины, их земельные наделы увеличились, им стало легче заниматься промыслами. Другим следствием реформы стало изменение положения Православной Церкви в государстве . С этого времени государство само определяло необходимое стране число монастырей и монахов, ибо содержало их на средства казны. Духовенство окончательно превращалось в одну из групп чиновничества.1 
 
 
 
 

1.3 Губернская реформа 1775 г.

Линия Екатерины II на укрепление абсолютизма в государственном  управлении, его централизацию и  полицеизацию, подчинение лично императрице воплощена последовательно в губернской реформе, которая осуществлялась в два этапа.

21 апреля 1764 г.  указом «Наставление губернаторам»  усовершенствован институт губернаторства, его государственный статус и  функции. Указ направлен на  укрепление и усиление роли  местного управления, которое представлялось  слабым звеном, но упрочение его  могло повлиять на всю систему  государственного управления. Екатерина  II исходила из того, что империя  как «целое не может быть  отнюдь совершенно, если части  его в непорядке и неустройстве  пребудут», считала «самонужнейшим  делом» приспособление должности  губернатора к интересам императрицы.

Губернатор объявлен представителем императорской особы, главой, хозяином и опекуном вверенной  ему губернии, исполнителем императорской  воли, законов, обеспечивающим «недремлющим оком соблюдение и выполнение указов, узаконений, изобличение с помощью  губернского прокурора лихоимцев, взяточников, казнокрадов как врагов отечества, попечительство о земледелии, как источнике всех сокровищ и  богатств государства, о промыслах, торговле, сохранении тишины и безопасности верноподданных, руководство чиновниками  провинциальных, уездных, воеводских и  приписных канцелярий, объезд их раз в три года, составление отчетов, сбор податей и др. Губернатор получал огромную власть, ему подчинены таможни, магистраты, разные комиссии, полиция, ямские правления - все «гражданские места», «земские правительства», функционировавшие прежде вне губернаторского и в сфере центрального подчинения.

Констатированы  недостатки местного управления, которое  не обеспечивало безопасность дворян, не предотвратило народную войну, не смогло сохранить порядок, не справилось с массовыми выступлениями, которые  были подавлены армией.

Исправление положения  виделось на путях усиления всех звеньев, в том числе и особенно местного звена, всего самодержавного управления.

Преобразовав таким образом местное управление, Екатерина II намеревалась обеспечить лучше и более точно исполнение монарших законов, внутреннюю безопасность и порядок в империи. Этому подчинено и новое административное устройство:

а) разукрупнение  и увеличение губерний более чем  вдвое — с 23 до 51.

б) ликвидация 66 провинций как ненужного промежуточного звена между губернией и уездом.

в) многократное увеличение числа уездов.

г) введение 19 наместничеств двух-трех и более губерний каждое.

Новое административно-территориальное  деление призвано повысить эффективность  налоговой, полицейской, судебной, всей карательной политики, основано на принципе статистического расчета.2

«Учреждение для  управления губерний» 1775 г. узаконило  крупную областную реформу, которая  усилила на местах государственное  начало в духе абсолютизма, создала  обширную административную систему  управления, разделила административные, финансово-хозяйственные, судебные, полицейские  функции по отдельным губернским учреждениям, отразила тенденции сочетания  в местном управлении государственного и общественного начал, его бюрократизации и централизации, наделения дворянства властными полномочиями в регионах. Губернская реформа воплотила самодержавный традиционализм имперского управления во второй половине XVIII в., курс на усиление местной царской администрации, создание на местах твердой административной власти, полиции, которая пресекала бы любые проявления недовольства, народные выступления, оградила империю от западной революционной «инфекции», конституции, представительных, парламентских учреждений, подобия правового государства и гражданского общества.3 4 
 

 

1.4 Судебная реформа 1775 г.

Очень сложно было судоустройство. Впервые в России появился суд, отделённый от исполнительной власти, хотя и зависимый от неё. Деятельность новых органов приобрела  черты самоуправления, так как  в ней принимали участие местные  жители. Новые суды были выборными. Отдельно избирались суда для дворян, городского населения и для тех  крестьян, которые не находились в  крепостной зависимости (крепостных судил  в основном сам помещик). Главная  роль в этой новой судебной системе  принадлежала помещикам. Каждые три  года все уездные дворяне должны были съезжаться в центральный город  уезда, чтобы выбирать из своей среды  местную администрацию предводителя дворянства, капитана-исправника, заседателей  в суды, палаты и другие учреждения. В результате дворяне каждого  уезда образовали сплочённое общество, через своих представителей влиявшее на управление делами уезда.5

 Судебная реформа отнюдь не означала ослабления мощной и разветвлённой системы центрального управления: её лишь «разгрузили» от мелких текущих дел, дав сословиям (дворянам, мещанам, крестьянам) права решать их самостоятельно. Таким образом, реформа 1775 года сделала большой шаг вперёд в разделении административных, судебных и финансовых дел.6

Информация о работе Реформы Екатерины 2