Реформы Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:22, реферат

Описание работы

Роль Петра I (1672 – 1725) в истории огромна и неоднозначна. Его называли национальным гением, просветителем, спасителем России, революционером, провозглашали антихристом, ненавистником всего русского, разрушителем и святотатцем.

Содержание

Содержание
I. Введение 3
II. Основная часть
1. Причины, сущность и проведение реформ 5
Исторические условия и предпосылки петровских реформ 5
Военная реформа 7
Реформы органов власти и управления 9
Финансовая реформа 11
Социальная политика Петра I 12
Церковная реформа 14
Реформы в области культуры и быта 15
Промышленность и торговля 18
2. Реформы: значения, результаты и последствия 19
III. Заключение 22
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

Реформы Петра 1.docx

— 53.36 Кб (Скачать)

Реформы органов власти и  управления 

      В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.

      С 1708 года Петр I начал перестраивать старые  учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления.

      Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти — Сенат, обладавший значительными законодательными функциями.

      Взамен  старой системы приказов было создано 12  коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату:

    * Коллегия чужестранных (иностранных)  дел.

    * Военная коллегия — комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии.

    * Адмиралтейств-коллегия — военно-морские  дела, флот.

    * Вотчинная коллегия — заменила  Поместный приказ.

    * Камер-коллегия — сбор доходов  государства.

    * Штатс-контор-коллегия — ведала расходами государства,

    * Ревизион-коллегия — контроль сбора и расходования казённых средств.

    * Коммерц-коллегия — вопросы  судоходства, таможни и внешней  торговли.

    * Берг-коллегия — горно-металлургическое  дело.

    * Мануфактур-коллегия — лёгкая  промышленность.

    * Юстиц-коллегия — ведала вопросами  гражданского судопроизводства (при  ней действовала Крепостная контора:  регистрировала различные акты  — купчие, о продаже вотчин, духовные  завещания, долговые обязательства).

    * Духовная коллегия — управляла  церковными делами (позже Святейший  Правительствующий синод)4.

       Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены.

      В 1708 — 1709 гг. была начата перестройка  органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредотачивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но сложность была в том, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых часто противоречили друг другу.

      Губернии  в 1719 г. были разделены на 50 провинций. Во главе провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После введения  подушной подати были созданы полковые дискриты. Квартировавшиеся в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.

      В 1720 году в городах было введено  городское самоуправление европейского типа – магистрат. Все городское  население делилось на 2 гильдии: купцы, банкиры, доктора, аптекари и т.п. и  мелкие торговцы, ремесленники. Все кто не попадал в гильдии, назывались «подлыми» (чернорабочие, наемные работники) и горожанами не считались. Горожане (1 и 2 гильдии) избирали магистрат, ведавший городским хозяйством, торговлей и промыслом.

      В результате реформ Россия получила большой  разветвленный бюрокатически-полицейский  аппарат. Отсутствие контроля общества над ним давало большие возможности  для злоупотреблений чиновников. Петр I понимал это и пытался регламентировать шаги чиновников с помощью законов (инструкций, регламентов, указаний). Но это не помогало против казнокрадства, коррупции и волокиты. Тогда Петром была введена фискальная служба, негласно надзиравшая за всем и вся. Возглавлял её генерал-прокурор Сената. Все граждане были обязаны доносить о непорядках. Фискалы пользовались плохой репутацией, сами злоупотребляли своим положением. 

Финансовая  реформа 

      Средства  для модернизации (строительства  городов, заводов, флотов, ведения войн) государство получало за счет прямых и косвенных налогов. Главный прямой налог – подворная, а затем подушная подать. Все население государства было разделено на две части – податное (крестьяне, мещане, цеховые ремесленники, купцы) и неподатное (дворяне, духовенство) сословия. Для определения числа податных душ проводились переписи мужского населения – «подушные ревизии» (оказалось 5 967 313 податных душ). Государство разделило количество нужных денег на численность населения и определило величину податного налога: крепостные помещиков платили государству 74 копейки, государственные крестьяне — 1 рубль 14 копеек, городское население — 1 рубль 20 копеек. Существовало множество прямых экстренных налогов: корабельные (на строительство кораблей), рекрутские (на содержание армии), драгунские (на конницу) и т.д. Но особенно велико было число косвенных налогов. Появилась профессия «государевых прибыльщиков», придумывавших новые налоги: «сидеть и чинить государю доходы». Были налоги с хомутов, перевозов, отвальные и привальные, с рыболовства, за ношение бороды, старой одежды и т.д. Ключевский писал, что «работа прибыльщиков любопытна тем, что вскрывает одно из основных правил финансовой политики Петра: требуй невозможного, чтобы получить наибольшее из возможного». Государство выколачивало средства из обществ на новое строительство, на масштабные проекты.  

Социальная  политика Петра I 

      Петр  ставил своей целью создание могущественного  дворянского государства. Для этого  нужно было распространить среди дворян знания, повысить их культуру, сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей, которые ставил перед собой Петр. Между тем, дворянство в большинстве своем не было подготовлено к их пониманию и осуществлению. Петр добивался того, чтобы все дворянство считало "государеву службу" своим почетным правом, своим призванием, умело править страной и начальствовать над войсками. Для этого нужно было прежде всего распространить среди дворян образование. Петр установил новую обязанность дворян — учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии", а затем должен был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться.

      Указами 1712, 1714 и 1719гг. был установлен порядок, по которому "родовитость" не принималась во внимание при назначении на должность и прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу  Петра, имели возможность получить любой военный или гражданский чин. Не только "худородные" дворяне, но и даже люди "подлого" происхождения выдвигались Петром на видные государственные должности.

      В 1722 г. была издана «Табель о рангах», которая устанавливала обязательность службы дворян, причем они должны были начинать её с самых низших чинов  служебной лестницы, состоявшей из 14 ступеней. Дворянство стало «открытым» сословием: согласно Табели, представители купечества, горожан, свободных крестьян при успешном продвижении по службе могли получить статус потомственного дворянина. В первой четверти XVIII века завершилось слияние двух форм феодального землевладения: указом о единонаследии (1714) все дворянские поместья превращались в вотчины, земля и крестьяне переходили в полную неограниченную собственность помещика. Указ о единонаследии завершил консолидацию класса феодалов в единый класс – сословие дворян – и укрепил его господствующее положение.

      Но  была и другая сторона: помещики и  бывшие вотчинники были обязаны нести  службу в регулярных армии и флоте, в аппарате власти и управления. Это была постоянная, обязательная, пожизненная служба, что вызывало недовольство дворянства и приводило  к тому, что известная его часть  участвовала в различного вида заговорах.

      Указом  о престолонаследии 1722 года Петр отменил  передачу власти от отца к сыну, власть теперь должна передаваться по завещанию  тому, кому считал нужным император. Он хотел исключить споры, заговоры, неопределенность и борьбу за власть, хотел, чтобы его дело продолжалось,  но не успел написать завещания (разобрали только слова «Отдайте все…»). Таким образом, умерший даже без прямого наследника император предопределил последующую эпоху дворцовых переворотов и его дело продолжила лишь Екатерина II через 16 лет.

      Рассмотрим  социальную политику Петра I относительно крестьянства.

      Из  разных категорий лично свободных  крестьян (черносошные, церковные, нерусских  народностей) была сформирована новая – государственные крестьяне, платившие оброк государству. Они могли владеть частной собственностью, но были ограничены в передвижении.

      Также была создана категория посессионных крестьян, приписанных к определенной мануфактуре. Их покупали купцы-фабриканты и дворяне для работы там, причем количество жалованья и объем  работы были фиксированными.

      «Отсортировав»  и переписав всех крестьян в ревизские сказки, Петр обложил их «сверхокладными» налогами. «Можно только недоумевать, откуда брались у крестьян деньги для таких платежей»5. В таких тяжелейших условиях возросла роль крестьянской общины, без помощи которой невозможно было выжить. Предпосылок для утверждения индивидуалисти- ческой традиции не было, она распространялась медленно, лишь в высших слоях общества. 

Церковная реформа 

      Важную  роль в утверждении абсолютизма  играла церковная реформа. В 1700г. умер патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому, выполнявшему функции "местоблюстителя патриаршего престола". В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан "Святейший правительствующий Синод", или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату.

      Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной  политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата  абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль над доходами церкви, и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

      Петр  осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени "княжескую" систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на  исповеди священнику в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего и на ее гибель под обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов. 

Реформы в области культуры и быта 

      Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.

      Важные  изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным.

      Петр I в 1708 г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому  кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.

      Развитие  книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек. С 1702г. систематически выходила первая русская газета "Ведомости".

      В этот период написан ряд важных работ по истории, а созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного дела в России.

Информация о работе Реформы Петра I