Реформы Петра Первого

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 22:07, контрольная работа

Описание работы

Цель автора контрольной работы - рассмотреть характер петровских реформ и показать их значение для страны.
Исходя из поставленной цели автор выделяет следующие задачи:
Раскрыть внешнюю политику России в конце XVII - первой четверти XVIII в.в
Раскрыть государственно-политическое реформирование страны
Проанализировать роль Петровских преобразований в строительстве «регулярного государства
Раскрыть преемственность в политике Петра I и его предшественников

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3
Внешняя политика России в конце XVII - первой четверти XVIII в.в…5
Государственно-политическое реформирование страны……………….8
Роль Петровских преобразований в строительстве «регулярного государства»…………………………………………………………….......... 10
Преемственность в политике Петра I и его предшественников……... 11
Особенности российского абсолютизма………………………………. 15
Значение петровских реформ………………………………………….. 16
Заключение………………………………………………………………...........18
Список использованных источников………………………

Работа содержит 1 файл

реформы петра.docx

— 40.47 Кб (Скачать)

     Усиление  абсолютистской монархии потребовало  перестройки и предельной централизации  всей системы государственного управления, его высших, центральных и местных  органов. Особенностью административной реформы было создание системы государственного контроля за деятельностью аппарата управления. Это привело к своеобразной «бюрократической революции», последствием которой стала зависимость всех от госаппарата.

     На  смену Боярской думе пришел Правительствующий  Сенат - высшая правительствующее учреждение с судебными, административными, а  иногда и законодательными функциями. Он был создан в 1711 г. в составе 9 сенаторов, назначенных лично Петром из представителей знати, бывших членов Боярской думы и  дворян. В частности, он заботился  о государственных доходах и  расходах, ведал явкой дворян на службу, являлся органом надзора  за разветвленным бюрократическим  аппаратом.

     В 1922 г. было издано новое положение  о Сенате. Этим положением Сенат  объявлялся высшим государственным  учреждением империи. В руках  Петра Сенат стал послушным орудием  монарха по управлению страной.

     Взамен  сложного и неповоротливого аппарата Приказов и канцелярий с их нечеткими  функциями и параллелизмом в  работе был разработан проект создания новых центральных ведомств. Реформа 1717 - 1720 г.г. упразднила приказы и  канцелярии и ввела коллегии, созданные  на основе изучения иностранного опыта. Всего было создано 11 коллегий со строгим  распределением функций. Важнейшими являлись коллегии, ведавшие иностранными, военными (армией и флотом отдельно) и судебными  делами: коллегии иностранных дел, Военная  и Адмиралтейская, Юстиц - Коллегия.

     В 1721 г. была создана Вотчинная коллегия, заведовавшая дворянским землевладением. Другой сословной коллегией явился созданный в 1720 г. Главный магистрат, управлявший городским сословием - ремесленниками и купечеством.

     Наряду  с укреплением центрального аппарата управления еще раньше началась реформа  местных учреждений. Вместо воеводской администрации 1708 - 1715 г.г. была введена  губернская система управления. Осуществление  этой реформы диктовалось необходимостью совершенствования системы административного  деления, которое во многом устарело к началу XVIII века. В XVII веке территория Московского государства делилась на уезды -округа, имевшие с городом тесные хозяйственные связи. Во главе уезда стоял воевода, присланный из Москвы. Уезды по своему размеру были чрезвычайно неравномерны - иногда очень крупные, иногда очень маленькие. К XVIII веку отношения между центром и провинцией стали крайне сложными и запутанными, а само управление уездами из центра - крайне громоздким. В результате Петру не удалось создать стройную и одновременно рациональную систему местного управления.

     Коренным  преобразованиям подверглась церковь, которая была XVII в. крупнейшим феодалом России. К концу века церковь всё еще сохраняла некоторую политическую самостоятельность, несовместимую с развивающимся абсолютизмом.

     25 января 1721 г. Петр утвердил «Духовный  регламент». Согласно новому закону  была проведена коренная церковная  реформа ликвидировавшая автономию  церкви и полностью подчинившая  её государству. Патриаршество  в России было упразднено, а  для управления церковью учрежден  Святейший правительственный Синод.  В его ведении находились чисто  церковные дела, он выполнял еще  и функции духовного суда. Для  надзора за деятельность Синода  Петр назначил из числа близких  ему офицеров обер-прокурора.  Таким образом, Петр I полностью  подчинил церковь своей власти[3, с.317]. 
 

  1. Роль Петровских преобразований в строительстве «регулярного государства»
 

     Построение  рационально управляемого государства  путем реформ и законодательного регламентирования было осознанной целью Петра. Он мечтал о создании, по его выражению, «регулярного»  государства, в создании, по его выражению, «регулярного» государства, в котором  использовались бы хорошо продуманные законы, обеспечивающие бесперебойное функционирование всего механизма управления и ограждающие население от произвола чиновников. Но при отсутствии каких-либо институтов социального контроля государство ничем не было связано в ходе осуществления реформ. И реформы стали приобретать характер принудительных мероприятий.

     Основным  принципом государственной политики Петра I был принцип пользы, государственной  выгоды. Религиозные ценности также  были поставлены на службу государству. Такой государственный максимализм  неизбежно должен был вступить в  противоречие с христианской идеей  духовного суверенитета личности. Можно  сказать, что именно с Петра I политика в России лишается всякого морального содержания.

     Главной задачей государственных реформ Петра I являлась радикальная перестройка  государственного аппарата, так как  сформировавшиеся в московский период традиционно организованная власть и управление не могли обеспечить мобилизацию всех ресурсов - экономических, военных, технологических в условиях начавшейся модернизации общества. Модернизация государственного аппарата предполагала совершенно новые принципы его построения.  
 

  1. Преемственность в политике Петра I и его предшественников
 

     Преобразования  Петра I были ярким примером радикальных  реформ, проведенных государством без  поддержки и даже при сопротивлении  широких слоев общества. Они во многом были подготовлены его предшественниками. Так в целом, оценивая деятельность Петра I по преобразованию вооруженных  сил России, следует сказать, что  в ней все же преобладала преемственность, основные принципы строительства армии  были уже намечены предшественниками. Пётр I только претворял их в жизнь и с присущей ему энергией довел дело до логического конца.

     Вековые традиции и длительное пребывание в  состоянии войны сформировали основной метод проведения реформ - деспотическое  насилие. Личное знакомство с Европой  в период пребывания Петра в составе  Великого посольства в конце XVII в. определили цель и направление преобразований.

     В свою очередь ускорение, полученное экономикой России от реформ Петра, продолжало ощущаться весь XVIII в., а по отдельным  направлениям вплоть до середины XIX в. В значительной степени традиционно  шли дела в таком секторе экономики, как сельское хозяйство. Здесь по-прежнему преобладал экстенсивный фактор развития.

     Основу  земледелия в большинстве районов  страны по-прежнему составляло крепостническое  помещичье хозяйство, которое постоянно  распространялось на новые территории.

     Более впечатляющие успехи наблюдаются в 30-40 гг. в других секторах экономики, и, прежде всего, в мануфактурной  промышленности и торговле. Фабрично-заводское  производство охватывает все новые  и новые районы.

     Политику  Петра 1 можно сравнить с политикой  Елизаветы II в области развития промышленности.

     Что же было наиболее характерным для  политики правительства Елизаветы II в области развития промышленности?

     Главным лозунгом этого царствования было возрождение  петровских начал во всех областях жизни государства, в том числе  и в сфере экономики. Это проявлялось, прежде всего, в покровительственной  политике в отношении отечественной  промышленности и торговли: предоставление различных льгот производителям, протекционистские таможенные пошлины  и т д. Своё продолжение нашла и петровская линия на активное участие государства в управлений экономикой. Была восстановлена деятельность Берг- и Мануфактур-коллегий, Главного магистрата и других учреждений.

     Однако  Петр наряду с этим, пусть и непоследовательно, но проводил линию на активное вовлечение в предпринимательскую деятельность всех способных к этому людей, независимо от происхождения. Елизавета  же, восстановив многие петровские институты и начинания по форме, продолжила линию, начало которой лежало в предыдущем царствовании линию  на ограничение мещанской крестьянской и отчасти купеческой промышленности и на создание наиболее благоприятных  условий для дворянского предпринимательства.

     Естественно, что такая линия правительства, приходя в противоречие с объективными экономическими процессами, реализовывалась  очень трудно. Это видно хотя бы по тому, что правительству приходилось  по несколько раз издавать указы  по одному и тому же поводу.

     В 50-е г.г. политика поощрения дворянского  предпринимательства была дополнена  рядом новых важных элементов. Если Петр I в конце своего царствования начал отменять государственные торговые монополии, с тем, чтобы оживить внутреннюю и внешнюю торговлю, то его дочь, совместно с автором тогдашних реформ П.И. Шуваловым, встала на путь создания дворянских торговых и промышленных монополий и укрепления системы откупов[5, с.381].

     Некоторые важные изменения происходят также  в налогово-финансовой политике Елизаветы. С середины XVIII в. в России начинает развиваться банковская система.

     Однако  деятельность банка проходила в  очень сложных условиях. Часто  помещики не только не возвращали взятых капиталов, но и не платили процентов.

     Но  даже в наиболее сложное после  смерти царя-реформатора время, в  период с 1725 по 1741 г.г., когда сложно было говорить о какой-либо осмысленной  хозяйственной политике тогдашних  правителей, поступательное развитие экономики продолжалось. Такова была сила инерции петровских преобразований.

  1. Особенности российского абсолютизма
 

   С середины XVII века сословно-представительная монархия в Русском государстве  начинает постепенно трансформироваться в абсолютную монархию. Этот процесс  протекал медленно и состоял в  том, что усиливалась власть царя, а Боярская дума теряла свое значение. Дума теперь собиралась редко и царь стал решать дела или единолично, или  с двумя-тремя ближними советниками. Акты стали издаваться от имени одного царя.

     Абсолютизм  как таковой начинается с правления  Петра I. В Уставе о наследии престола (1722 г.) установлено было даже право  монарха назначать себе преемника. Иными словами, отменялось последнее ещё сохранявшееся ограничение власти монарха установившимся порядком престолонаследия. Власть монарха становится неограниченной. В полной мере утверждается абсолютная монархия.

     Окончательное оформление абсолютизма и его  идеологическое обоснование приходится уже на начало XVIII века. Для абсолютной монархии характерны наличие сильного разветвленного бюрократического аппарата, сильной регулярной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов  и учреждений.

     Экономические и социальные условия для формирования абсолютизма сложились лишь к  концу XVII в. Ведь для содержания таких  присущих абсолютистскому государству  государственных институтов, как  мощный бюрократический аппарат, регулярная армия, регулярная полиция нужны  были большие деньги. Такие деньги государева казна стала собирать в виде прямых и косвенных налогов, торговых, таможенных и судебных пошлин и от государственных монополий  лишь к концу XVII в.

     Экономический подъём и развитие внутреннего общероссийского рынка и внешней торговли дали необходимые материальные ресурсы для становления абсолютистской монархии и решения внутренних социально-политических и внешнеполитических задач, стоявших перед страной. Однако развитие товарно-денежных отношений, завершение формирования единого общероссийского рынка имело и свою оборотную сторону. Оно привело к значительному увеличению повинностей крестьянства и посадских людей, налогов и других платежей. А это, в свою очередь вело к серьезному углублению социальных противоречий и напряженности в обществе. Во второй половине XVII в. прокатилась волна восстаний городского населения.

     Подавление  всех этих волнений и восстаний, сохранение феодального строя потребовало  консолидации господствовавшего дворянского  сословия, усиления власти монарха  и сплочения вокруг него как главы  данного сословия. Потребовалась  также централизация государственного аппарата и особенно его силовых  структур: армии и полиции, и налогового аппарата, и местного управления[4, с.292].

     Таким образом, абсолютная монархия в России представляла собой в социальном плане диктатуру дворян-крепостников. И одной из главных задач являлась охрана феодально-крепостнического строя  и обеспечение его функционирования. Не случайно становление абсолютизма  совпадает с окончательным юридическим  закреплением крепостного права. Но это не означает, что абсолютистское государство защищало интересы лишь дворян-крепостников. Вовсе нет. Во-первых, ему приходилось учитывать и  интересы купечества, заводчиков, фабрикантов. Во- вторых, по-прежнему остра была проблема защиты крайне протяженных границ страны, не защищенных никакими естественными  препятствиями (морями, горами и т.д.). В-третьих, по-прежнему стояла задача воссоединения  родственных, вышедших из одного корня  славянских народов великороссов, украинцев  и белорусов. Перечисленные выше задачи имели, безусловно, общенациональный характер.

Информация о работе Реформы Петра Первого