Теории монополии и конкуренции (Р. Гильфердинг, В. И. Ленин, Э. Чемберлин, Дж. Робинсон)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:01, творческая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теорий монополии и конкуренции, выдвигаемых в разное время, разными авторами.

Содержание

Введение 3
1. Авторы теорий о монополии и конкуренции 4
2. Сходства и различия в теориях данных авторов 6
Заключение 9
Список использованной литературы 10

Работа содержит 1 файл

Индивидуальная работа по ИЭУ.docx

— 31.52 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 

Факультет Экономики и управления

Кафедра экономической теории 
 
 
 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  РАБОТА

На  тему: «Теории монополии  и конкуренции

(Р.  Гильфердинг, В.  И. Ленин, Э.  Чемберлин, Дж. Робинсон)» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оренбург 2011

Оглавление 

Введение 3

1. Авторы теорий о монополии и конкуренции 4

2. Сходства и различия в теориях данных авторов 6

Заключение 9

Список  использованной литературы 10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

    Целью данной работы является изучение теорий монополии и конкуренции, выдвигаемых  в разное время, разными авторами.

    В начале ХХ в. возникли проблемы, связанные  с всеобъемлющим процессом перехода от экономики свободной конкуренции к преимущественно монополистической. Следствием усилившейся монополистической организации бизнеса и хозяйственной жизни стал, продолжавшийся в течение 1929-1933гг мировой экономический кризис.

    Проблема  соотношения монополии и конкуренции  встала очень остро. Экономисты всего  мира не могли обойти эту интереснейшую  тему. Появилось много работ, в  которых давались различные оценки взаимоотношениям монополии и конкуренции.

    Эти теории были разнообразны. Среди них надо назвать, прежде всего, марксистскую теорию, точнее – ряд несовпадающих во многом теорий сторонников марксизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Авторы  теорий о монополии  и конкуренции
 

    Р. Гильфердинг (1877-1941гг.) - австрийский и немецкий марксист, лидер социал-демократии и политический деятель Германии, в “Финансовом капитале” – главном своем труде, утверждал, что особенно сильны банковские монополии, и что в результате скрещивания банковского и промышленного капиталов образуется “финансовый капитал” - капитал, находящийся в распоряжении банков, но прилагаемый к промышленному производству, а на смену капитализму и свободной конкуренции приходит “финансовый капитализм”. В конце двадцатых годов Р. Гильфердинг провозгласил начало эры "организованного капитализма", основу которого представляет сознательное руководство всем народным хозяйством, осуществляемое банковскими монополиями. Образование международных картелей означает устранение конкуренции в масштабах группы стран или даже во всемирном масштабе, утверждение начал интернационально организованного капитализма, следствием чего является исключение военного соперничества государств. Таким образом, в теории Р. Гильфердинга монополии и конкуренция – антагонисты; монополистический капитализм означает преодоление свободной конкуренции и ограничение рыночных сил.

      В.И. Ленин (1870-1924гг.) - российский и советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, считал, что господство монополий обостряет противоречия капитализма. Монополистическая конкуренция гораздо более жесткое явление, чем свободная конкуренция, так как размеры конкурирующих предприятий огромны, а потери разрушительны. Господство монополий, с другой стороны, вызывает застой в техническом прогрессе, так как нет стимулов к обновлению производства, отсюда недогрузка мощностей, уничтожение продукции, для поддержания монопольно высоких цен, что в свою очередь тормозит развитие производительных сил. В конечном итоге неминуема социалистическая революция и замена капитализма более прогрессивным общественным строем.  

    В теориях экономистов начала ХХ в. Наблюдается противопоставление монополии  и конкуренции, делаются прогнозы о  глобальных изменениях в экономической  жизни, которые произойдут в результате господства монополий.

    Проблемы  несовершенного рынка, представленного  монополизированными структурами  хозяйствующих субъектов почти  одновременно рассмотрели в своих  работах профессор Гарвардского университета Э. Чемберлин (“Теория монополистической конкуренции”) и профессор Кембриджского университета Дж. Робинсон (“Экономическая теория несовершенной конкуренции”).  

    Одно  из основных положений книги  Э. Чемберлина состоит в том, что главным условием овладения рынка, или, иначе говоря, сутью монополий является контроль над предложением, а значит над ценой, который достигается усилением взаимозаменяемости соперничающих товаров, т. е. “дифференциацией продукта”. Чемберлин утверждал, что чистой конкуренции на рынке не бывает, что в реальной жизни каждый продавец того или иного товара в чем-то монополист, формирующий свой собственный круг покупателей (микрорынок). Дифференциация продукта ведет к тому, что конкуренция за привлечение покупателя сохраняется, а существование товаров – субститутов, ограничивает возможности монополиста по повышению цены. Следовательно, монополистическая конкуренция позволяет рыночной экономике наиболее эффективно развиваться без вмешательства государства.

    Дж. Робинсон разработала теорию несовершенной конкуренции. В ней она изучает две ситуации: чистой монополии (один продавец и много покупателей) и монопсонии (один покупатель и много продавцов). Ее интересовало формирование цены, прибыли и заработной платы в этих условиях в сравнении с условиями совершенной конкуренции. Она считала, что конкуренция является совершенной только тогда, когда никто из производителей не может влиять на уровень цен на рынке через объем продаж своей продукции. Крупные монополии могут сильно влиять на цены, в этом источник их обогащения. Такая ситуация порождает несовершенную конкуренцию, монополии маневрируют ценами во времени и пространстве, чутко реагируя на изменение спроса у различных категорий покупателей. Единый рынок делится на сегменты, и по отношению к разным сегментам монополии проводят разную ценовую политику. Это явление получило название “ценовая дискриминация”.

    «Чистая монополия». В этом случае одна фирма  является единственным производителем продукта, для которого нет близких  заменителей. По существу, это отрасль, состоящая из единственной фирмы.

    Изучая  «монопсонию», Робинсон показывает, что  монопсонист также может применять  ценовую дискриминацию: покупать у разных продавцов по различным ценам, в зависимости от эластичности предложения разных групп продавцов. 
 
 

  1. Сходства  и различия в теориях  данных авторов
 

    В.И. Ленин занимал аналогичную позицию абсолютного противопоставления монополии и свободной конкуренции, что и Р. Гильфердинг,  хотя он и критикует теоретические построения последнего. В противовес Р. Гильфердингу,  который акцентировал внимание на началах планомерности, привносимых монополиями в хозяйственную жизнь, В.И. Ленин выдвигает на передний план обострение противоречий капитализма на монополистической стадии. Монополии, вырастая из свободной конкуренции и в принципе отрицая ее, на практике не могут эту конкуренцию ликвидировать: они существуют над ней и рядом с ней. Это порождает особенно острые конфликты, и в частности, углубление экономических кризисов. 

    Э. Чемберлин и Дж. Робинсон исходят из того, что рыночная цена складывается не при коллективных действиях участников рынка. Чемберлин основывается на том, что там, где продукт дифференцирован, монополистический фактор в том или ином объеме присутствует во всей системе цен. Из этого следует, что представление о чисто конкурентной природе системы цен, согласно которому цены стремятся к уровню, соответствующему условиям чистой конкуренции, несостоятельно.

    Дифференциация  приводит к тому, что вместо единого  рынка складывается сеть частично обособленных, но взаимно связанных рынков, где  существует широкое разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции  той или иной товарной группы.

    Ценовая дискриминация Робинсон также ведет  к сегментации рынка, но на основе учета различной эластичности спроса по цене у разных категорий потребителей. Маневрирование ценами – характерная черта монополистической политики, направленной, с одной стороны, на гибкое приспособление к дифференцированным рыночным сегментам и изменяющимся условиям конъюнктуры, с другой – на расширение рынка и создание новых с помощью механизма цен.

    Сопоставляя «простую монополию» (использующую принцип  единой цены) и монополию, применяющую  гибкую ценовую политику, Робинсон делает вывод, что в условиях монополии, практикующей ценовую дискриминацию, объем выпуска продукции больше, чем в условиях простой монополии, и средний доход выше.

    Чемберлин, исходя из того, что власть монополиста  над ценой ограничивается двумя  обстоятельствами:

    -контроль  над предложением – частичный,  поскольку, как правило, существуют  субституты;

    - спрос на продукт может иметь  достаточно высокую эластичность  по цене;

    делает  вывод:  что «монополия не предполагает обязательно ни цены, превышающей  цену сходных товаров, ни прибыль, превышающей  обычную норму».

    Монопольная сверхприбыль возникает там, где  при существовании определенной защиты от вторжения конкурентов, может  быть создан или приумножен имеющийся  спрос на определенную продукцию.

    Метод анализа Джоан Робинсон основывался на частичном равновесии. Предполагалось, что все фирмы отрасли, за исключением одной, находятся в равновесии, и исследованию подвергалась ее динамика. В соответствии с маржиналистской концепцией производство будет продолжаться до уровня, когда предельные издержки равны предельной выручке. В условиях совершенной конкуренции производитель, на которого внешние экономические факторы не оказывают влияния (так как отдельный производитель не может повлиять на цену товара), расширяет масштабы производства до тех пор, пока предельные издержки и цена не станут равны.

    Но  цена есть также средняя выручка. С другой стороны, при несовершенной  конкуренции каждый производитель  является своего рода монополистом, которому грозит лишь то, что покупатели могут  предпочесть продукцию конкурирующей  фирмы его собственной. В подобных ситуациях характер кривой спроса зависит  от степени его эластичности, ибо, если она меньше единицы в рассматриваемой  точке выпуска продукции, предельный доход будет равен нулю или  меньше нуля. В этом случае оказывается выгодным сократить объем производства. Вследствие этого деятельность на рынке предполагает степень эластичности спроса, равную или большую единицы. С изменением спроса происходит изменение степени эластичности, что также оказывает влияние и на соответствующие предельные издержки. При данном изменении предельных издержек направление изменения цен зависит от степени эластичности новой кривой спроса. В основе этих изменений лежат такие факторы, как рост числа покупателей, рост доходов, ликвидация конкурентов и большая стоимость возможных заменителей. Все эти факторы влияют на общий спрос, и оказываемое ими воздействие на разных производителей различно.

Информация о работе Теории монополии и конкуренции (Р. Гильфердинг, В. И. Ленин, Э. Чемберлин, Дж. Робинсон)